Урок русского языка в 8 классе по теме "Обособленные обстоятельства"
план-конспект урока (8 класс)
На уроке по данной теме учащиеся научатся находить одиночные деепричастия и деепричастные обороты. познакомятся с правилами обособления и необособления одиночных деепричастий и деепричастных оборотов, узнают , что такое обособление.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_v_8_klasse.docx | 41.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 8 классе
Учитель: Басиева С.Х.
Тема урока: Обособленные обстоятельства
Эпиграф к уроку
Перед вами громада - русский язык.
Наслаждение глубокое зовёт вас -
наслаждение погрузиться во всю
неизмеримость его и изловить
чудные законы его.
Н.В.Гоголь
Тип урока Урок – исследование (в основе системно-деятельностный подход).
Методические приёмы: повторение, создание кластера, тренировочные упражнения, тест, исследование, формулировка выводов, обобщение, работа с учебником.
Цель урока: Познакомить учащихся с условиями, при которых обстоятельства, выраженные одиночными деепричастиями и деепричастными оборотами , не обособляются. Закрепить тему «Обособление обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами и деепричастиями» на более сложном материале.
1)образовательный аспект цели: формирование навыка определять обособленные обстоятельства, выраженные одиночным деепричастием и деепричастным оборотом.
2)развивающий аспект цели: развитие исследовательских умений обучающихся; активизация познавательной деятельности: умение анализировать, делать выводы, обобщения; развитие критического мышления; совершенствование коммуникативной компетенции;
3)воспитывающий аспект цели: воспитание творческого самовыражения; умения работать в паре
Задачи урока:
- сформировать эмоциональный настрой;
- вызвать познавательный интерес к проблеме как психологическую готовность к поиску её решения;
-организовать совместное с учителем формулирование проблемы, постановку цели учебной деятельности;
- способствовать умению строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
- научить извлекать необходимую информацию из прочитанного текста и делать выводы;
- обеспечить понимание, отработку и усвоение новых знаний;
- обобщить изученный материал;
- формировать умения самоанализа и самооценки процесса и результата собственной деятельности
Ход урока
I. Организационный этап
Создание психологической атмосферы урока, включение учащихся в деловой ритм урока.
II. Актуализация знаний
Обособление – это смысловое и интонационное выделение второстепенных членов с целью придать им известную синтаксическую самостоятельность в предложении.
1. Выборочный цифровой диктант.
Задание: I вариант – записать номера предложений с обособленным определением; II вариант – с обособленным приложением.
1. Владимир Арсеньев, неутомимый исследователь Дальнего Востока, посвятил свыше тридцати лет изучению его природных богатств.
2. Ровесники годами, они почти никогда не разлучались.
3. Теперь Анна разглядела в углу печь, сделанную из большой железной бочки.
4. Наступила пасмурная минута, предшествующая обыкновенному рассвету, полная победы света над землей.
5. Анатолий Демидов, сын русского посла во Флоренции, прогуливался однажды в окрестностях Помпеи с художником Брюлловым.
6. По ту сторону Оки были кусты, отражавшиеся в речном зеркале, и луга.
7. Вошло несколько человек, вероятно ожидавших снаружи.
8. Демидов, выслушав Брюллова, тут же заказал ему картину.
9. Седой ребенок большого роста, он много видел, много знал.
10. Вид улиц мертвого города, похороненного под пеплом, отпечатки тел застигнутых врасплох смертью людей, сохранившиеся дома с пережившей семнадцать веков утварью – всё это поразило воображение художника.
Ключ: I вариант – 3, 4, 6, 7, 10; II вариант – 1, 2, 5, 9.
III. Целеполагание.
– Какой номер вы не выписали? (8.) Почему? (Потому что в этом предложении есть другой обособленный член.) Какой? (Обособленное обстоятельство.) Вот о нем мы и будем сегодня говорить.
- Какова тема нашего урока? ( «Обособленные обстоятельства, выраженные деепричастием и деепричастным оборотом»)
- Каковы задачи нашего урока? Что будем отрабатывать? Для чего нам это нужно?
Вспомнить сведения о деепричастии и деепричастном обороте;
Узнать условия обособления обстоятельств, выраженных деепричастием и деепричастным оборотом;
Научиться обособлять обстоятельства и употреблять их в устной и письменной речи.
IV. Усвоение новых знаний.
Работа со схемой «Обособленное обстоятельство».
– Чем может быть выражено обособленное обстоятельство?
– Какие из способов обособления обстоятельств нам уже встречались?
– Какие нам неизвестны? Обособленное обстоятельство
– Сегодня мы подробнее остановимся на обособленном обстоятельстве, выраженном ДО (деепричастным оборотом) или одиночным деепричастием. Рассмотрите внимательно следующую таблицу. (Прочесть.)
Одиночное деепричастие и ДО
Ставится запятая | Не ставится запятая |
1. Д.О. в любом месте предложения | 1. Одиночное деепричастие, ставшее наречием образа действия |
2. Одиночное деепричастие со значением глагольности (обычно стоит перед глаголом) | 2. Фразеологический оборот: работать спустя рукава, бежать сломя голову… |
3. Однородные одиночные деепричастия | 3. Деепричастие, тесно связанное с глаголом или входящее в состав составного сказуемого |
4. ДО, выступающий в роли вводной конструкции: судя по всему, по совести говоря… | 4. Выражения: начиная с, исходя из, спустя… |
5. ДО, относящийся к разным | |
6. Однородные ДО, относящиеся к одному главному слову |
– Всегда ли обособляется обстоятельство, выраженное деепричастием или ДО?
-. -. -. -.
Обособляется Не обособляется
гл. Д.О.; О.Д.
Х, | -. -. -. -. --. -. -. -.-| 1. наречия, фр.об.
Д.О.; О.Д. гл. О.Д., н.в.
| -. -. -. -. --. -. -. -.-| ,Х 2. | -. -. -. -. --. -. -. -.-|
– Перепишите таблицу в справочник.
Наречия, образованные от деепричастий.
СПАЛ СИДЯ СЛУШАЛ МОЛЧА РАБОТАЛ СТОЯ
ЧИТАЛ ЛЕЖА ВЕЗ ШУТЯ ВСТАЛ НЕХОТЯ
ШЛИ НЕ СПЕША
V. Первичная проверка усвоения знаний:
1. Комментированное письмо.
Задание: в данных предложениях расставить необходимые знаки препинания; пользуясь таблицей, объяснить пунктуацию.
1. Он шел прихрамывая. (Как? Каким образом?)
2. Большой пень, тлея, лежал на углях. (Перед глаголом, можно переместить в любое место предложения.)
3. Никогда не берись за последующее, не усвоив предыдущего. (ДО.)
4. Читать лежа вредно. (Деепричастие близко по функции к наречию.)
5. Они слушали его рассказ затаив дыхание. (Фразеологический оборот.)
6. Начиная с первого мая мы будем учиться в одну смену. (Начиная с …)
7. Там чьи-то глаза смотрели не мигая. (Не мигая – как? каким образом?)
8. Феня еще долго сидела пригорюнившись. (Сидела пригорюнившись – расстроилась – составное сказуемое.)
9. Она читала быстро и молча. (Быстро и молча – однородные обстоятельства, одно из которых – наречие, другое – деепричастие.)
10. Не шумя, не толкаясь, не споря, собрались ребята на школьном дворе. (Не шумя, не толкаясь, не споря – однородные одиночные деепричастия.)
2. Графический диктант.
1. Увидя мои упражнения в географии, батюшка дёрнул меня за ухо. (А. Пушкин)
2. Он молча вышел из комнаты.
3. Трудились мы не покладая рук.
4. Разозлившись, он ударил кулаком по столу.
5. Уходя, гасите свет.
6. Очертя голову он кинулся вниз по крутому склону оврага.
7. Я люблю смотреть телевизор, сидя в большом кожаном кресле.
8. На том берегу, вспыхивая, мелькали огни.
9. Это упражнение выполняют стоя.
10. И день, и ночь по снеговой пустыне спешу к вам голову сломя.
ответ
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
+ | - | - | + | + | - | + | + | - | - |
3. Работа с фразеологизмами
- Как называются такие словосочетания?
-Какую роль они играют? (Фразеологические обороты делают речь более выразительной)
-Как же меняется характер высказывания, если говорящий употребляет фразеологический оборот?
(Высказывание с фразеологическим оборотом становится более выразительным.)
Заменить в данных предложениях выделенные слова фразеологическими оборотами.
а) Сегодня мальчики работали неважно (спустя рукава).
б) Проигравшие ушли с поля пригорюнившись (повесив нос).
в) Я быстро (сломя голову) бежал домой сообщить новость.
г) Дети слушали сказку с большим интересом (раскрыв рот).
Объясните значение фразеологизмов.
Не мудрствуя лукаво - просто, без затей
Положа руку на сердце - честно
Несолоно хлебавши - шут. Не получив ожидаемого, обманувшись в ожидаемом
4. Перестроить предложения так, чтобы в них были все возможные случаи обособления.
1 пара. 2 пара
Цвели фруктовые Хозяйская собака
деревья и наполняли испугалась и громко залаяла
воздух пьянящим на прохожих
ароматом.
5. Работа с текстом
Ранней весной меня неудержимо тянет в лес. Хочется своими глазами посмотреть как пробуждается природа от долгого зимнего сна.
Туманным утром я добрался до леса. Опушенные инеем березы стояли не шелохнувшись ожидая восхода солнца. Я иду знакомой тропинкой полной грудью вдыхая тонкий аромат обласканного первым теплом березняка.
Боясь хрустнуть веткой я подбираюсь к старой березе. На сломанной бурей верхушке пестрый дятел с длинным клювом быстро стучал по дереву изредка затихая.
Подхожу ближе: из треснувшей коры дерева крупными прозрачными каплями сочилась влага падая на обнажившуюся из-под снега пожухлую прошлогоднюю листву. Подставляя ладонь собираю пахнущий весной сладкий березовый сок (По В. Солдатову).
Задания:
• Прочитайте внимательно текст.
• К какому стилю он относится? Какие типы речи использованы?
• Подчеркните обособленные обстоятельства условной линией.
• Определите, какими частями речи выражены обстоятельства.
• Проанализируйте условия обособления обстоятельств.
VI. Рефлексия. - Мы ничего не делаем, работаем спустя рукава.
- Сегодня мы трудились не покладая рук.
- Сегодня я узнал (а)….
- Было трудно….
- Я научился…
- Теперь я могу…
- Самым интересным моментом на уроке…
- Я научился…
- Сегодняшний урок дал мне…..
VII. Информация о домашнем задании: упражнение 326; подбор примеров из художественной литературы
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация урока русского языка. 8 класс. Тема занятия: «Обособление обстоятельств. Построение предложений с обособленными обстоятельствами»
Данная презентация демонстрирует работу учеников по закреплению изученного материала по теме "Обособление обстоятельств". Детям предлагаются упражнения, связанные с преобразованием с...
Коеспект урока русского языка 5 класс "Наш родной русский язык"
Данный конспект составлен по теме "Наш родной русский язык" для 5 класса, УМК под редакцией Е.А.Быстровой.Учебник для 5 класса в 2-х частях.Москва. «Русское слово»,2012....
Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.
Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...
Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.
Создать условия для формирования и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...
Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"
Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...
Урок русского языка (8 класс). Тема: Обособление обстоятельств, выраженных деепричастными оборотами и одиночными деепричастиями.
К учебнику: Русский язык. 8 класс. Тростенцова Л.А., Ладыженская Т.А. и др. М.: 2014. - 272с....
Технологическая карта урока русского языка 9 класс «Подготовка к написанию сжатого изложения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку».
Данный урок предназначен для подготовки учащихся к сжатому изложению....