Презентация урока русского языка. 8 класс. Тема занятия: «Обособление обстоятельств. Построение предложений с обособленными обстоятельствами»
презентация к уроку по русскому языку (8 класс) по теме
Данная презентация демонстрирует работу учеников по закреплению изученного материала по теме "Обособление обстоятельств". Детям предлагаются упражнения, связанные с преобразованием сложных предложений в простые с обособленными членами, с заменой придаточных предложений синонимичными им деепричастными оборотами. Проводится работа по предупреждению грамматических ошибок в предложениях с деепричастными оборотами.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Синтаксическая функция деепричастий, деепричастных оборотов: Являются второстепенным членом – обстоятельством; Выражают добавочное действие, выступают в качестве второстепенного сказуемого. Синонимичны придаточным предложениям.
Преобразуйте данные предложения в простые с обособленными членами. 1. На краю поляны рос могучий дуб. Он широко раскинул свои ветви. 2. Снег осыпался с вершин деревьев. Он сверкал на солнце. 3. Вечер тихо таял. Он как бы переливался в звездную ночь.
Преобразование предложений. Замените придаточные предложения синонимичными им деепричастными оборотами. Ученики хорошо усвоили материал, после того как дополнительно прочитали несколько критических статей. Шофер остановил машину, когда заметил впереди разрушенный мост. Ты не сможешь успешно заниматься спортом, если не бросишь курить.
Предупреждение грамматических ошибок в предложениях с деепричастными оборотами. Докажите, что предложение построено правильно. Основное и добавочное действия совершаются одним лицом. Читая статьи, обращайте внимание на подчеркнутые слова. вы вы
Докажите, что предложения построены грамматически правильно. Придерживаясь хоботком за хвост мамы, маленький слоненок бежит за ней. Посетив выставку картин, экскурсант был поражен разнообразием жанров.
Исправьте грамматические ошибки в предложениях Увидев шоколадный торт, у Кости потекли слюнки. Наловив рыбу, у нас кончились червяки. Оказавшись в темноте, на мальчика подуло ветром.
Укажите грамматически верное продолжение предложения. Испытывая тихое волнение, ……. Шлепая босыми ногами по лужам, ….. Перечитывая поэму Лермонтова, …. Отвечая на экзаменационный вопрос, ….
Обособление обстоятельств. Не обособляются. Одиночные деепричастия , близкие по значению к наречиям образа действия. (возможна замена существительным или наречием) Обособляются Одиночные деепричастия, сохраняющие значение глагольности. Указывают на время действия, его причину, условие.
Обособление одиночных деепричастий. Укажите, в каком предложении у деепричастия наречное значение , в каком – значение глагольности (знаки препинания не расставлены) Дождь лил не переставая . Пошумев река успокоилась.
Правильный ответ Дождь лил не переставая . ( у деепричастия наречное значение, возможна замена наречием долго ). Пошумев, река успокоилась.( Деепричастие сохраняет значение глагольности, указывает на время действия. Ср. Река успокоилась, когда пошумела.)
Сравните предложения, укажите, где деепричастия с наречным значение м, а где со значением глагольности . Укажите недостающие запятые Грохот не умолкая катится дальше. О прогулке он рассказывал смеясь. Степь побурела и задымилась подсыхая. Яков шел не торопясь.
Самопроверка Грохот, не умолкая, катится дальше. Деепричастие близко значению глагола. Ср. Грохот не умолкает , катится дальше. Обстоятельство обособляется. О прогулке он рассказывал смеясь . У деепричастия наречное значение, возможна замена наречием весело . Обособление отсутствует Степь побурела и задымилась, подсыхая . Деепричастие со значением глагольности, указывает на время действия. Ср.:Степь побурела и задымилась, когда подсыхала . Яков шел не торопясь . У деепричастия наречное значение, возможна замена наречием медленно. Обособление отсутствует
Отсутствие обособления Деепричастные обороты, ставшие устойчивыми выражениями. Мальчик бежал сломя голову (очень быстро). Деепричастные обороты, тесно связанные по смыслу с глаголом-сказуемым. Жили они ни с кем не знакомясь . (В предложении один смысловой центр, в который входит деепричастие, т. к. автору важно не то, что они жили, а то, что они не знакомились).
Укажите одиночные деепричастия или деепричастные обороты, не требующие обособления (знаки препинания не проставлены). Старик сидел опустив голову. Будем работать засучив рукава. Отец засучив рукава тщательно вымыл руки. Она воротилась оттуда похудев.
Самопроверка Старик сидел опустив голову. В ажно то, что сидел с опущенной головой .Один смысловой центр. Будем работать засучив рукава (=дружно, упорно; устойчивое сочетание). Отец, засучив рукава, тщательно вымыл руки. ( Деепричастный оборот несет добавочное значение, сохраняет значение глагольности). Она воротилась оттуда похудев . В предложении один смысловой центр. Автору важно, что она похудела.
Деепричастия и деепричастные обороты, соединенные союзом и. Не разделяются запятой, если зависят от одного и того же слова. Во всех остальных случаях отделяются от предшествующего или следующего за ними союза и. Сравните предложения и объясните постановку знаков препинания. 1. Ветер, свистя в ушах и обдавая прохладой , мгновенно наполнил парус. 2. Он постоял, вглядываясь в темноту , и , улыбнувшись каким-то своим мыслям , зашагал быстрее.
Вставьте пропущенные знаки препинания. Объясните постановку или отсутствие знаков препинания с помощью схем. И дрогнул Сокол и гордо крикнув пошел к обрыву скользя когтями по слизи камня. (Горький) Туристы шли по узкой горной тропе поднимаясь все выше и одолев подъем сделали привал. Поезд бойко журча колесами и сердито рявкая сиренами бежал по Подмосковью. (Полевой)
Самопроверка И дрогнул Сокол и, гордо крикнув , пошел к обрыву, скользя когтями по слизи камня. Туристы шли по узкой горной тропе, поднимаясь все выше, и, одолев подъем, сделали привал. Поезд, бойко журча колесами и сердито рявкая сиренами , бежал по Подмосковью. Схемы???????
Интонация при решении пунктуационных задач. В каком предложении пауза сигнализирует о возможности постановки запятой, в каком – находится не на месте знака препинания (знаки препинания не расставлены). Волна потока его схватила и кровь омывши одела в пену. Волки выбежав на опушку шли гуськом через поле к овинам.
Деепричастный оборот и одиночное деепричастие, стоящие после противительных союзов. Выделяются запятой, если можно оторвать от союза и перенести в другую часть предложения. Собрав последние остатки сил, мы потащились к станции, но , не дойдя до неё , сели отдыхать. Ср.: Собрав последние остатки сил, мы потащились к станции, но сели отдыхать, не дойдя до неё
Вставьте пропущенные знаки препинания. Объясните свой выбор. Дядя Яков любовно настраивал гитару а настроив говорил одни и те же слова. (М.Горький) Щенок с веселым лаем выскочил на улицу но испугавшись нас замолк и спрятался под крыльцо.
Обособление обстоятельств, выраженных существительными с предлогами. благодаря в силу ввиду согласно в случае вследствие вопреки при наличии при отсутствии по причине несмотря на Производные предлоги помогают усилить говорящему смысловую нагрузку обстоятельств-существительных, с которыми они употребляются. Такие обстоятельства чаще имеют значение уступки, условия, причины. Стоят в начале или середине предложения(до сказуемого)..
Укажите обстоятельства, выраженные существительными с предлогами. (Знаки препинания не расставлены) 1. Ввиду затяжных дождей река вышла из берегов. 2. Несмотря на сильный ветер и большую волну катер продолжал упорно двигаться вперед. 3. Состав согласно указанию диспетчера был подан на первый путь. 4. Опасно переходить улицу не смотря по сторонам.
Самопроверка 1. Ввиду затяжных дождей , река вышла из берегов. 2. Несмотря на сильный ветер и большую волну, катер продолжал упорно двигаться вперед. 3. Состав, согласно указанию диспетчера, был подан на первый путь. 4. Опасно переходить улицу, не смотря по сторонам.
Расставьте знаки препинания. Начертите схему предложения. Сад все больше редея переходя в настоящий луг спускался к реке поросшей зеленым камышом и ивняком; около мельничной плотины был плес глубокий и рыбный.
В каком предложении нужно поставить только одну запятую? (Знаки препинания не расставлены.) 1) Пароход обгоняет плоты заплескивая их водой. 2) Нежданов несмотря на привязанность друзей сознавал себя одиноким. 3) Не рекомендуется читать лежа. 4) Ему как хорошему шахматисту удалось легко победить.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация урока русского языка по теме"Обучение компрессии текста" 9 класс
. Данный презентация знакомит учащихся с приёмами сжатия текста и помогает подготовиться к ГИА....
Проблемное обучение на уроке русского языка (8класс)
Одна из работающих технологий-проблемное обучение. Вариант создания проблемной ситуации на уроке по теме "Односоставные предложения.Определенно-личные предложения"....
Методическая разработка урока русского языка по теме «Уточняющие члены предложения и их обособление» , 8 класс.
Урок "Уточняющие члены предложения и их обособление" является вторым в рамках данной темы, его дидактическая цель - закрепление умения опознавать уточняющие члены предлож...
Уроки русского языка,8класс
Конспекты уроков...
презентация урока русского языка в 8 классе по теме "Обособленные обстоятельства" (урок 1)
данная презентация предназначена для темы урока русского языка в 8 классе по теме "Обособленные обстоятельства" ( урок 1)...
Урок по теме "Особенности употребления обособленных обстоятельств. Построение предложений с обособленным обстоятельством"
Маршрутный лист дистанционного урока...
Презентация урока русского языка по теме "Чередующиеся гласные в слове"
В презентации предоставлена информация о поэтапном повторении материала по теме "Чередующиеся глассные " в слове....