конспект урока по русскому языку "Несклоняемые имена существительные"
методическая разработка по русскому языку (8 класс) по теме
Тема: Несклоняемые имена существительные
Тип урока- изучение нового материала.
Цели:
Образовательная: познакомить с несклоняемыми именами существительными учить правильному употреблению несклоняемых имен существительных в своей речи.
Развивающая: развивать связную речь , логическое мышление, способствовать развитию интереса к познанию нового, развитию литературной речи и каллиграфического навыка.
Воспитательная: воспитывать любовь к предмету, уважение друг к другу, толерантность.
Коррекционная: коррегировать внимание, память, орфографическую зоркость.
Межпредметные связи: история, окружающий мир, литература.
Формы обратной связи: учитель-ученик, ученик-учитель, ученик-ученик.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uroka_nesklonyaemye_matvienko.doc | 36.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по русскому языку в 9 классе
Учитель: Матвиенко Елена Викторовна
Тема: Несклоняемые имена существительные
Тип урока- изучение нового материала.
Цели:
Образовательная: познакомить с несклоняемыми именами существительными учить правильному употреблению несклоняемых имен существительных в своей речи.
Развивающая: развивать связную речь , логическое мышление, способствовать развитию интереса к познанию нового, развитию литературной речи и каллиграфического навыка.
Воспитательная: воспитывать любовь к предмету, уважение друг к другу, толерантность.
Коррекционная: коррегировать внимание, память, орфографическую зоркость.
Межпредметные связи: история, окружающий мир, литература.
Формы обратной связи: учитель-ученик, ученик-учитель, ученик-ученик.
Стандарт образования: ученик должен знать особую группу имён существительных - несклоняемые, правописание окончаний несклоняемых существительных, изменение по падежам; ученик должен уметь: находить несклоняемые имена существительные среди других частей речи, определять падежи.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска для демонстрации презентации.
Ход урока
- Организационный момент.
- Актуализация знаний.
- Ребята, какую часть речи изучаем ?(Имя существительное.)
-Что такое имя существительное?(Имя существительное-это часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? или что? )
-Какие грамматические признаки имени существительного знаете? (Собственное или нарицательное, одушевленное и неодушевленное, род, тип склонения, число, падеж.)
-Сегодня на уроке мы узнаем новую группу слов этой части речи. А сейчас словарная работа.(Работа в тетрадях)
Словарь: инфекция, дубликат, пальто, издательство, жюри(под диктовку).
-Назовите лишнее слово(инфекция).Почему? (Инфекция-существительное, 1-го склонения, ж.р., так как окончание -я.
-А остальные слова какого склонения? (2-го) Почему?(м.р. с нулевым окончанием, и ср.р. с окончанием –о ). Слайд №2
-Что такое склонение имён существительных?(Изменение формы слова , изменение по падежам, изменение окончаний).
-Что такое окончание? (Окончание-это изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении).
3.Постановка проблемы.( Работа в группах).
-Измените по падежам слова издательство и пальто.
Конверт №1. Задание. Просклоняйте существительные и выделите окончания.
-Какие вопросы соответствуют каждому падежу? (Дети называют. Ответы детей сопровождается демонстрацией презентации) . Слайд №3
-Какие окончания в каждом падеже при изменении слова издательство? (Дети называют).
-А в слове пальто?
Решение проблемы.
-Слово пальто склоняется? (Нет!) Почему?(Не изменяется форма).
-Как могут называться такие существительные?(Предположение детей).
-Какая тема урока? (Несклоняемые имена существительные).
-Что такое несклоняемые существительные? (Предположения детей).
Конверт №2 Правило . Прочитайте правило. Слайд №4
-Прочитайте слова: окно, кино, пианино, какао, молоко, сено.
-На какие группы их можно разделить?(Склоняемые и несклоняемые) Слайд №4
-Разделите их на 2 группы (Дети работают в группах).
-Назовите окончания в словах 1-го столбика. Докажите.
-Назовите окончания в словах 2-го столбика. Докажите.( Ответы детей сопровождаются демонстрацией презентации).
Проблемный вопрос.
-Что можете сказать про окончания несклоняемых имен существительных? (Его нет).Почему? ( Нет изменяемой части слова)
4.Физминутка.
Конверт №3 Игра-соревнование.
-Из слов на карточке выбрать и записать несклоняемые имена существительные( Работа в группах) .(Метро, пальто, село, поле, кафе, какао, шоссе, филе, седло, горе, лото).
Проверка.
-Какая буква на конце несклоняемых имен существительных? Какого они рода? Можно ли утверждать , что они 2-го склонения?(Нет) Почему? (Нет окончания) .Молодцы!
Конверт №4
Работа по учебнику (стр.67, упр.91) Подчеркнуть существительное. Которое в разных падежах не изменило своего окончания.
-Какое существительное повторяется? (Кенгуру)
-Форма одинаковая ? (Да). А падеж? ( Разный) Как определить падеж? ( По вопросам: кто?- кенгуру, кого? -кенгуру…
-Можно ли определить падеж у несклоняемых имен существительных? (Можно. Но только в тексте по вопросам ).
5. Итог урока. Выводы .Слайд №5
-Что нового узнали на уроке? ( Есть особая группа существительных- несклоняемые).
-Что такое несклоняемые имена существительные? Какие это несклоняемые имена существительные? ( Существительные, которые имеют для всех падежей одну и ту же форму).
-Что можете сказать про окончание несклоняемых имен существительных? ( Они не имеют окончания. Всё слово-основа).
-Можно ли у них определить падеж? ( Падеж можно определить только в тексте).
6.Домашнее задание
1-ая группа –стр.68, упр.92
2-ая группа- вставить в предложение слово кино в нужном падеже.
( Сегодня мы ходили в … . В … было много народу. Из … мы пришли поздно. Мы часто вспоминаем о … . Мы рассказали о … друзьям.)
7.Рефлексия.
-Молодцы ребята! Вы справились со всеми заданиями, потому что были добрыми, дружелюбными и внимательными по отношению друг к другу. Я вам подарю эту волшебную шкатулку, а в ней вот такие маленькие солнышки. Возьмите каждый своё солнышко, улыбнитесь ему так ,как оно улыбается вам Будьте добрыми, внимательными , искренними, честными всегда. Пусть солнышко постоянно будет сиять в ваших сердцах, дарите тепло и ласку окружающим, и тогда станет больше солнца в мире , больше счастливых людей.
Список используемой литературы:
Бетенькова Н.М. Игры и занимательные упражнения на уроках русского языка АСТ Астрель М: 2006 г.
Галунчикова Н.Г. Русский язык М: «Просвещение» 2006 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока "Одушевленные и неодушевленные имена существительные в пятом классе школы -интерната VIII вида"
Изучение представлений об одушевленной и неодушевленной природе на уроках письма и развития речи в 5-ом классе коррекционной школы с легкой степенью умственной отсталости создает условия для формирова...
Разработка урока по русскому языку "Имена существительные мужского рода"
Тип урока – урок изучения новой темы...
Конспект урока по теме: "Несклоняемые имена существительные".
Урок предназначен для формирования представления у учащихся знаний о несклоняемых именах существительных и правильном употреблении несклоняемых имен существительных в своей речи...
Разработка урока по русскому языку «Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые». 5 класс
«Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые» (5 класс)...
урок по русскому языку "Имена существительные общего рода"
разработка урока по русскому языку "Имена существительные общего рода"...
Конспект урока по теме "Разносклоняемые имена существительные". 6 класс
Конспект урока по теме: «Разносклоняемые имена существительные" с использованием элементов технологии критического мышления. 6 класс...
Конспект урока по русскому языку Имена существительные одушевленные и неодушевленные, 6 класс
Конспект урока по русскому языку "Имена Существительные одушевленные и неодушевленные" (6 класс) с исполдьзованием ссылок на карточки УЧИ.РУ...