Урок русского языка в 5 классе Тема: Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые.
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс)
Урок обобщения и укрепления знаний и умений
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
5_kl_odushevlennye_i_neodushevlennye_sushch.docx | 43.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 5 классе
Тема: Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые.
Тип урока. Урок обобщения и углубления знаний и умений.
Цели как деятельность учеников.
М/к: свободно излагать свои мысли, договариваться о совместной деятельности, сопоставлять и сравнивать речевые высказывания, самостоятельно принимать решения.
ЛР: распознавать нарицательные и собственные имена существительные, правильно оформлять их на письме, различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные на грамматической основе.
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание |
I. Оргмомент. | Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих. | |
II. Словарный тренировочный диктант. | Задание: записать имена нарицательные, подобрав к ним имена собственные, обозначить орфограмму. Слова: Город …, деревня …, океан …, река …, озеро …, рассказ …, газета …, художник …, фильм …, писатель … . Взаимопроверка. | ТОУУ |
III. Актуализация изученного.
| 1. Устный опрос. – Чем отличаются имена собственные от нарицательных? – Перечислите группы имён собственных. – Собственные наименования – это … – Какие имена собственные пишутся в кавычках? 2. Самостоятельная работа. Тест. 1) Найдите неверное утверждение. а) Женский род указывает на лицо женского пола. б) Мужской род указывает на лицо мужского пола. в) Мужской род не указывает на определенный пол. 2) В каком ряду у всех существительных во множественном числе одинаковое окончание? а) Токар_, директор_, водител_; б) мастер_, профессор_, трактор_; в) месяц_, автор_, якор_. 3) В каком ряду во всех словах пропущен ь? а) Доч_, спряч_ в сумку, испеч_ пирог; б) отвлеч_ внимание, шалаш_, черная туш_; в) теннисный мяч_, чертеж_, темная ноч_. 4) В каком ряду все слова с чередованием в корне? а) Открывать, примирять, откос; б) удивительный, прилагательные, пригорок; в) расстелить, замирание, росток. 5) В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква? а) Ш_фер, медвеж_нок, ш_рты; 6) щ_тка, сч_ты, трубач_м; в) ч_лка, ландыш_м, ч_порный | ТОУУ |
IV. Формулирование темы и постановка проблемного вопроса урока. | На доске записаны слова: табун бег кукла змея кузнечик комната — Докажите, что эти слова — существительные. Чем они отличаются друг от друга? Учащиеся вспомнят все признаки существительного, найдут, что слова отличаются типами склонения, родовой принадлежностью и одушевленностью/неодушевленностью (последнее им известно с начальных классов). Учитель. Каким образом вы разделите эти слова на одушевленные и неодушевленные? Ученики: Делить нужно исходя от заданного к слову вопроса: что? — неодушевленные?; кто?— одушевленные. Учитель. А как быть с растениями? Ведь они часть живой природы: рождаются, цветут, плодоносят, умирают? В ходе обсуждения учащиеся все равно придут к выводу, что нельзя спросить: кто это? — и ответить томат, подсолнух или береза.— Подумайте: будет ли одушевленным слово гусь в словосочетании жареный гусь! А слова привидение, робот! — Может ли одно и то же слово быть то одушевленным, то неодушевленным? (Нет, это признак постоянный!) Нужно дать детям время порассуждать. Важно, чтобы учащиеся поняли: тема не так и проста, как им показалось в начале урока; они заинтересовались, желают узнать способ определения одушевленности. | Регулятивные УУД 1. Высказывать предположения на основе наблюдений. 2. Формулировать тему (проблему) урока. |
V. Открытие нового, обобщение и углубление изученного. | Чтение текста в рамке об одушевлённых и неодушевлённых существительных. Работа с опорой на вопросы после текста в рамке. – Что нового для себя открыли? Образуйте формы винительного падежа единственного и множественного числа от существительных дуб и пловец, бревно и чудовище, ель и дочь, вставляя их в предложение Вижу... Вижу дуб, пловца, дубы, пловцов. Вижу бревно, чудовище, бревна, чудовищ. Вижу ель, дочь, ели, дочерей. — Почему у существительных одного склонения разные окончания? – Какой признак является главным при определении одушевлённости и неодушевлённости имён существительных? (Морфологический – совпадение разных падежных форм.) – Составьте на основе правила схему. Сравните с образцом.
КТО? ЧТО?
Р.п. мн.ч. ══ В.п. мн.ч. ══ И.п. мн.ч. – Как можно проверить: одушевлённое или неодушевлённое существительное? Совместная разработка алгоритма (в группах). 1) Поставить существительное в форму В.п. мн.ч., выделить окончание. 2) Поставить его в форму И.п. мн.ч. и Р.п. мн.ч. 3) Сравнить, с какой формой совпадает форма В.п. Если В.п. мн.ч. совпадает с И.п. мн.ч., то существительное неодушевлённое. Если В.п. мн.ч. совпадает с Р.п. мн.ч., то существительное одушевлённое. – Определите, являются ли грамматически одушевлёнными слова: мертвец, снеговик, матрёшка, толпа. Докажите свою точку зрения. (мертвецов, снеговиков, матрёшек (В.п. мн.ч. = Р.п. мн.ч → одуш.), толпы (В.п. мн.ч. = И.п. мн.ч. → неодуш.) Анализируя материал таблиц, учащиеся делают вывод: «Деление существительных на одушевленные и неодушевленные чисто грамматическое. По лексическому значению и даже по вопросам кто? или что? не всегда можно определить, является существительное одушевленным или неодушевленным». «У одушевленных существительных форма винительного падежа совпадает с формой родительного падежа, у неодушевленных — с формой именительного падежа». | Регулятивные УУД 1. Сверять свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность. 2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию. Познавательные УУД 1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в схему, алгоритм). 2. Систематизировать и представлять полученную информацию в удобной для себя форме (текст, план, схема). Коммуникативные УУД 1. Высказывать и аргументировать свою точку зрения. 2. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. 3. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. 4. Осуществлять речевой самоконтроль в учебной деятельности и повседневной практике. |
VI. Развитие учебноязыковых и правописных умений. | 1. Упр. 480 (распределительное списывание) – развивается умение определять грамматическую одушевлённость и неодушевлённость имён существительных, группировать слова по этим признакам. Коллективная работа с опорой на алгоритм. Самопроверка. 2. Словарная работа. – Каково лексическое значение слова пансионат? (Слово пансионат пришло из французского языка и обозначает «дом отдыха» или «гостиница для отдыхающих на курорте».) – Одушевлённое или неодушевлённое это существительное? Докажите. – Нарицательное или собственное? Объясните. – Подберите к нему и запишите рядом имя собственное. Как вы написали его? Придумайте и запишите предложение с этим словосочетанием. 3. Игра «Отгадай и запиши». – Отгадайте загадки, а отгадки распределите в две группы: Одушевлённые (кто?) Неодушевлённые (что?) 1) Стоит дед над водой, трясёт бородой. (Камыш.) 2) Летом за пахарем ходит, а под зиму с криком уходит. (Грач.) 3) Драчун и забияка, живёт в воде, кости на спине, и щука не проглотит. (Ёрш.) 4) Махнула птица крылом, закрыла весь свет одним пером. (Ночь.) 5) Не портной, а всю жизнь с иголками ходит. (Ёж.) 6) Чёрный Ивашка–деревянная рубашка: где носом поведёт, там заметку кладёт. (Карандаш.) 4. ТСР, самостоятельная работа № 11, задания 2–4 (по желанию). | Познавательные УУД 1. Владеть приёмами отбора и систематизации материала. 2. Сравнивать, обобщать, строить рассуждения, группировать, делать выводы. 3. Владеть умениями аудирования (выборочного, детального). Коммуникативные УУД Владеть монологической речью; адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач. |
VII. Итог урока. | Проводится с помощью компьютера. 1. – Найдите «четвёртое лишнее»: а) медведь, мёд, пчела, оса; б) дождевик, тайник, снеговик, магнит. 2. – Найдите ошибку: а) город Плёс, река Лена, рассказ Каштанка, планета Венера; б) повесть «Кортик», журнал «Стригунок», картина «Алёнушка», село «Михайловское». – Как бы вы оценили свою работу на уроке? Взаимооценка. – Кто успешно справился с заданиями? Мотивируйте свой выбор. – Кому и над чем ещё следует поработать? Что нужно сделать для того, чтобы в дальнейшем избежать ошибок? Нужно разделить существительные на два класса: одушевленные и неодушевленные по парадигмам склонений. Интересно поставить к ним вопросы кто? или что? Окажется, что к некоторым одушевленным существительным не подходит вопрос кто? Например: На блюде лежит (кто? или что?) жареный гусь. Мне подарили (кого? или что?) игрушечного коня. | Регулятивные УУД 1. Соотносить цели (план) и результаты своей деятельности. 2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы. ТОУУ |
VIII. Домашнее задание. | 1. Уметь воспроизводить схему для одушевлённых и неодушевлённых существительных. 2. Упр. 481. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка 5 класс "Род имён существительных"
Цели: Обучающие: 1. Умение определять род имени существительного.2. Согласование прилагательного и глагола прошедшего времени с именами существите...
Урок русского языка_6 класс_НЕ с существительными
Конспект урока+презентация...
Урок русского языка 6 класс "Несклоняемые имена существительное"
Собран материал по теме " Несклоняемые имена существителные"...
Урок русского языка 5 класс "Разносклоняемые имена существительные"
Урок выведения новых знаний по технологии СДО, линия учебников А.Д. Шмелев, 5 класс, урок выведения новых знаний "Разносклоняемые имена существительные"...
Конспект урока русского языка. 6 класс. Тема: «Суффикс существительных -чик- (-щик-) со значением «Профессия», или Джаз, джазист и суффикс -чик-»
Теоретический и практический материал урока связан с профессиями как исчезнувшими, так и современными, востребованными сегодня на Ямале. Физкультминутка, как и тема урока, связана с музыка...
Урок русского языка 6 класс Тема: «Имя существительное. Повторение изученного в 5 классе».
Тип урока: урок обобщения и систематизация знаний.Цель: повторить и систематизировать изученный материал; развитие коммуникативной компетенции; воспитание познавательного интереса.Задачи:- обобщить по...