Загадки алтайских и казахских народов
проект на тему
Загадка живёт много веков. С раннего детства она служит и забавой, и своеобразной «тренировкой» ума. В школьной программе по литературе загадке отводится особое место, поэтому мы решили расширить представление о загадке алтайского и казахского народов. В современном мире загадка жива, поэтому тема исследовательской работы актуальна.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nou_zagadki.doc | 698 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерства образования, науки и молодежной политики Республики Алтай
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Ташантинская основная общеобразовательная школа»
Секция: Моя малая Родина: природа,
культура, этноса
Тема: Загадки алтайских и казахских народов
о природе
Подготовила:
Тайлунова Анюта Алексеевна
обучающаяся 8класса
Село Ташанта, улица Пограничная 9 «А»
649787
Село Ташанта, улица М.Садуакасова № 9
Контактный телефон: 89833267257
Руководитель:
Тайлунова Венера Михайловна
Учитель искусства
МКОУ «Ташантинская ООШ»
Село Ташанта, улица Пограничная 9 «А»
649787
с.Ташанта, 2015г.
Содержание
Введение. …………………………………………………………….стр.3-4
- Что такое загадка? Исторические корни загадки ……….с.4-5
- Происхождение и появление в алтайском языке слово «загадка»
и их исследование……………………………………………стр.5-7
- Понятие «загадка - айтыс»……………………………..стр.7-8
IV.Загадки о природе и о природных явлениях ………………стр.8-11 4.1.Загадки о животных и о птицах……………………………стр.11-13
4.2.Загадки о растениях……………………………………………стр13-14
4.3.Формы казахских и алтайских загадок……………………..стр.14
V. Использование разнообразных художественных средств в построении загадок …………………………………………………………….стр.14-16
VI Заключение. ………………………………………………………стр.17-
VII Список литературы. …………………………………………стр.18-19
VIII.Приложение………………………………………………………стр.19
Введение.
Очень часто в жизни мы сталкиваемся с загадками. Это бывает в раннем детстве, когда ребёнок знакомится с миром предметов, отгадывая загадки, затем в школе на уроках литературы, в общении с друзьями, и даже во взрослой жизни. Зачем нужна загадка? Она развивает ум, смекалку, воображение, наблюдательность. В чём прелесть загадки? В её краткости, меткости, ёмкости. Как быстро летит время, когда ты разгадываешь загадку. А когда они появились? В чем сходство и различие алтайских и казахских загадок? Каково наше отношение к миру загадок? На эти и другие вопросы мы попытаемся ответить в нашей исследовательской работе.
Проблема
В чём кроется тайна загадки? Сходство алтайских и казахских загадок
Актуальность
Загадка живёт много веков. С раннего детства она служит и забавой, и своеобразной «тренировкой» ума. В школьной программе по литературе загадке отводится особое место, поэтому мы решили расширить представление о загадке алтайского и казахского народов. В современном мире загадка жива, поэтому тема исследовательской работы актуальна.
Практическая значимость исследования.
Объект: устное народное творчество
Предмет исследования: загадки
Цели:
Знакомство с духовными ценностями алтайского и казахского народов.
Рассмотрение черты сходства и различия алтайских и казахских малых фольклорных жанров на примере загадок о природе
Способствование развитию чувства патриотизма и толерантности
Задачи исследования:
- Сформировать представление о народной культуре, которая является одним из типов исторической памяти человечества и формой народного самосознания.
- Знакомство с древними идеями и образами на основе анализа произведений народного творчества
3. Представить проект на научно- практической конференции
I. Что такое загадка? Исторические корни загадки
Отвечая на вопрос: «Какое явление, созданное человеком с помощью слова, самое поэтическое?», большинство людей сказало бы: «Это загадки». Но, к сожалению, мы так их плохо знаем, и так не велико то время, которое опускается в школе на знакомство с ними!
Что же такое загадки? В «Литературном энциклопедическом словаре» дается следующее толкование данному жанру: «Загадка- иносказательное поэтическое воспроизведение какого-либо предмета или явления, испытывающее сообразительность отгадывающего» [ 2, с.109 ].
Слово «загадка» - древнего происхождения. В древнерусском языке слово «гадать» означало «думать», «размышлять». Отсюда и произошло слово «загадка». В загадке дается предметное описание какого-нибудь явления, для узнавания которого требуется немалое размышление.
Загадка – это особый, интересный, веселый мир. При всей сложности загадок, отгадывание их – это игра, рассчитанная на веселье, шуточное настроение, радостное предвкушение правильного ответа. Не случайно без них не обходится ни один детский праздник и особенно Новый год. Загадки были распространены на Руси в глубокой древности. Их приурочивали к празднованию Нового года, потому что в пору созревания и уборки хлеба нельзя было произносить тайные слова, так как они могли оказать нежелательное воздействие на природу. А вот когда заканчивался хозяйственный год, засыпала природа, затихали природные силы, люди могли немножко повеселиться, отдохнув от трудов праведных, вот тогда и устраивались эти праздники загадок. К.П. Герд так описал вечера загадок в селах: «Здесь загадывание происходит по определенной системе. Оно начинается с загадок о человеке и кончается загадками о природе. Предметом первых загадок является человек, части и функции его тела, одежды и т.д.; затем следуют загадки о доме и предметах, которые находятся в нем; потом идут подряд двор, огород, сад, пасека, поля, леса, и все это завершается явлениями природы».Исследователь загадок К.П.Герд пишет, что название загадки на удмуртском языке переводится, как «слово, необходимое для разговора». Такую важную роль отводили загадкам в Древней Руси.
I I .Происхождение и появление в алтайском языке слово «загадка»
и его исследование.
Алтайские загадки сохранили до наших дней многие ныне исчезнувшие из жизни реликты скотоводческого и охотничьего быта, отношения между людьми, языковые особенности, тонкие и ценные наблюдения над явлениями природы, столь необходимые в кочевой жизни, то есть весь своеобразный и неповторимый этнографический мир, отличающий один народ от другого.
Алтайские загадки богаты и разнообразны. В настоящее время они не только бережно хранятся, но и постоянно пополняются собирателями. Современный быт, новые социалистические отношения между людьми и народами, тысячекратно раздвинувшийся мировоззренческий кругозор алтайского народа - все это способствует возникновению новых загадок.
Понимание загадки как явления определенной социальной принадлежности, связанного с историей и современностью, с народной жизнью, как памятник высокого искусства и подлинно художественного мастерства определяет их научное, общественное, эстетическое и воспитательное значение в общей системе художественного наследия алтайского народа.
Алтайские загадки имеют схожие варианты с хакасскими,тувинскими, казахскими, киргизскими и загадками других народов нашей страны, условия жизни и исторические судьбы которых в той или иной степени были сходны с алтайскими. Поэтому выяснение генезиса, тематики, художественной формы и национальной специфики алтайских загадок имеет важное значение для сравнительно-сопоставительного изучения загадок этих народов. Это сходство наблюдается даже в этимологии слова "Табышкак" - загадка. Алтайский термин "табышкак" образован от исходной формы глагола "тап" (найди), основы "табыш" (находить совместно и в то же время индивидуально) и словообразующего непродуктивного аффикса как. В.И.Вербицкий дает следующее толкование: "тапкак", "табыскак", "таптыру", "табыш1ан" шурчек" - загадка, сочинение; "Менинг табышкак таптын?" В алтайском литературном языке "Сен менин"
Филоленков В.И. Загадки крымских татар (Крым татар тап-маджалары). Симферополь, 1926, с.52-53. табышкагымды таптшг ба?" - Ты отгадал мою загадку?; "Табышкак айт?" - Загадай загадку?* А в "Ойротско-русском словаре" одно из значений глагола "тап" переводится как "отгадывать загадку" .
У родственных тюркоязычных народов термин "загадка" также производится от корневого глагола "тап". Например, загадка по-киргизски - табышмак, по-татарски - табышмак, по-узбекски -топишмоц, по-якутски - таабырын, по-тувински - тывызык, на диалектах алтайского языка - табышкак, таптыргыш, табыскак, та-выскак.
Следовательно, глагол "тап" общетюркский и означает – находить.
Все это свидетельствует о том, что загадки продолжают жить и развиваться как популярный жанр фольклорного и литературно-художественного творчества, поскольку в них заключен неисчерпаемый источник эстетического и общественного воспитания подрастающего поколения.
История собирания и изучения алтайского фольклора имеет более чем вековую историю, в чем огромная заслуга русских ученых, путешественников и краеведов. Первым из них был краевед Н.И.Ананьин, живший в Кузнецке. В 1850 году он посетил Улалу (ныне Горно-Алтайск) и встретился с первым алтайским писателем и переводчиком М.В.Чевалковым (I8I7-I90I). Н.И.Ананьин сказал ему: "Я собираю песни, загадки, обычаи, стихи, рассказы в аймаках, где язык носителей похож на ваш язык. У меня есть записи, сделанные в Кузнецке, прошу помочь перевести их"*.
Другим активным собирателем устно-поэтического творчества алтайцев был миссионер В.И.Вербицкий (1827-1890), горячо интересовавшийся жизнью и культурой малых народов Сибири. Прожив почти сорок лет в среде коренных жителей Алтая и Кузнецка, он хорошо изучил алтайский язык и принял участие в создании первой научной "Грамматики алтайского языка" (Казань, 1869) и в составлении "Словаря алтайского и аладагского наречий тюркского языка" (Казань, 1884). Вместе с М.В.Чевалковым Вербицкий очень много времени посвятил сбору устного народного творчества алтайцев.
Среди изданного им фольклорного материала есть около 130 алтайских пословиц и загадок, переведенных на русский язык . Многие из приведенных им загадок отражают исчезнувший или уже исчезающий этнографический мир алтайцев - предметы быта и семейно-бытовые отношения. Известный исследователь истории алтайцев Л.П.По Радлов В.В. Образцы народной литературы тюркских племен Южной Сибири. ч.1. СПб, 1866, с.126-127. Вербицкий В.В. Алтайские инородцы. М., 1893. Потапов высоко отозвался о В.И.Вербицком, сказав, что его вполне можно считать первым русским этнографом и специалистом по Горному Алтаю"*.
Собирателем алтайского фольклора был также знаменитый востоковед академик В.В.Радлов. В 1860-е годы, путешествуя по Алтаю, он собрал большой этнографический, статистический, экономический и фольклорный материал, часть которого издал в первом сборнике "Образцы народной литературы тюркских племен Южной Сибири" . Как писал сам Радлов: "Издаваемая ныне первая часть литературных образцов заключает в себе поднаречия Алтая: алтайцев, телеутов, черневых и Лебединских татар, шорцев, саянцев . В данный сборник вошли образцы почти всех жанров алтайского фольклора. Раздел загадок он озаглавил "Толос". Видимо, он записал их у племен телес, проживающих на берегу Телецкого озера. Постоянным информатором и переводчиком русского ученого был тот же М.В.Чевалков, роль которого в сборе и сохранении родного фольклора поистине безмерна.
Более подробно изучила алтайские народные загадки кандидат филологических наук К Е.Укачина.
I I .Понятие «загадка-айтыс»
Жанр загадки восходит к глубокой древности. Подобно другим жанрам казахского фольклора, загадка долгое время распространялись в устной форме, и только с 19 века их начали собирать, записывать, изучать.
В казахском фольклоре встречаются жанры, характерные только для казахского устного народного творчества. Это не только героические сказания, лирико-эпические поэмы, предания, легенды, обрядовые песни, философские размышления, поучительные сказки, но и афоризмы, айтысы (поэтические состязания), остроумные высказывания степных биев, прощальные и погребальные напевы, которые свидетельствуют о понимании и осмыслении окружающего мира казахов, об их духовной культуре. Эти жанры устного творчества и особенности мировосприятия казахов наложили свой отпечаток и на развитие, структуру, содержание казахских загадок.
Среди казахских загадок встречаются загадки-айтыс». Айтыс- это такое своеобразное певческое состязание- диалог, где участники должны друг друга превзойти в быстрой, находчивой и остроумной поэтической импровизации. Акыны-импровизаторы в свою «песню» (олен) вставляли загадки или свой зачин начинали с загадывания сопернику загадки, сочиненный на ходу. Казахская молодежь любила соревноваться в таком песенном творчестве. В форме айтыса девушки и джигиты загадывали друг другу загадки и отгадывали их. Веселясь на свадьбах, молодежь ночи напролет, до рассвета, вела шуточные поэтические состязания. Например, джигит запевал: «С озера прилетела серая утка. Кому принадлежит твое сердце? У нее не нашлось крыльев, чтоб прилететь к тебе. Не забыла ли ты про меня, пока я не пришел?». А девушка насмешливо отвечала ему: «Да, есть такие птицы, что не умеют ни уйти, ни прийти. Ту переправу, которую я перешла, ей не перейти. Хоть девушка я, а достигаю цели».
3.Загадки алтайского и казахского народов о природе
В алтайских и казахских загадках, как и в других жанрах устного народного творчества, ярко отражены определенные периоды и ступени развития общества, следы исторического прошлого, черты настоящего, его обряды и обычаи, быт и хозяйство, фауна и флора горного края.
Возникнув в отдаленные исторические эпохи, сначала как средство магии и оберегав от воздействия враждебных человеку сил природы, сопровождая в определенных случаях различные обряды - охотничьи, хозяйственные, бытовые, отражая особенности семейно-родственных отношений в виде табу-запретов и иносказаний. Загадка со временем приняла на себя общественно-практическую функцию, став важнейшим средством воспитания молодого поколения, одним из способов передачи ему векового опыта народа в познании объективных законов жизни и общества.
Выполняя эту сложную воспитательно-педагогическую функцию» загадки в то же время развивали у молодежи такие важные качества, как ум, образное мышление, сообразительность, умение быстро и точно отыскивать аналогии и ассоциации.
Надо полагать, что именно алтайские и казахские загадки по своей тематике, по художественно - изобразительному средству похожи т.к. алтайский и казахский языки относятся к тюркским языкам, с другой стороны, по географическому расположению -эти народы живут в одном районе более ста лет.
Поэтому алтайские и казахские загадки включили в круг своих интересов понятия о вселенной и явлениях природы, растительном и животном мире,
Загадки о природе, явлениях природы написаны ярким поэтическим языком.
Алтайские загадки (собирали у информатора Конгуновой К.А).Приложение №1
Кызыл тонду эмеген кырды ажа берди. (кун)
Женщина в красной шубе убежала через гору.(солнце)
Корзом корунбес, тутсам, тудулбас. (кей)
Хочу увидеть — не показывается,
хочу схватить — не дается.(воздух)
Тенери тубинен самара келди,
тумен калык мургий берди (салкын)
От основания неба бумага пришла,
тысячи народов кланялись. (ветер)
Шулузин чилеп калыза- jедижип ого болбозын,
Jерге келип тушсе, тудуп албазын. (jалкын)
Едет рысью — не догнать,
в землю войдет — не найти. (Молния)
Отсо корунбес, кыйгырзан отконор. (jанылга)
Проходит — не видно, кричишь — дразнится.(Эхо)
Туни тужи кожондоор, оны кем де токтодып болбос. (Суу)
День и ночь поет, ее никто не остановит.(Река)
Мен турзам, бажым тенериге jедер, онын учун турбайдым.( jол)
Если я встану, то неба коснусь, поэтому не встаю.(дорога)
Талай да эмес, jер де эмес, параход то, кижиде одуп болбос. (сас)
Не море и не земля, ни пароход не пройдет,
ни человек не пройдет.(болото)
"От камчылу куркет уул" (1алкын) –
С огненно-красной плеткой жестокий парень (молния) и т.д.
Буды jерде, бажы тенериде. (кыр)
Нога в земле, голова в небе. (Гора)
Тегерик чырайлу jаражай, кыр кийнинен jалытрап корунди.(кун)
Круглолицая нарядная девушка,
Засверкав, показалась из-за горы. (солнце.)
Айыл устине jарым теертпек. (ай)
Над домом половина теертпека. (месяц)
Бойы кичинекте болзо, ыраактан jарыдат. (jылдыс)
Самая такая крохотная, а в далеком месте сияет. (Звезда)
Корунбейт, тудулбайт, коолодо кожондойт. (салкын)
Не видать, не ловиться, но голос его слышится. (Ветер.)
Тенериден тужуп, jерге сайылат. (солоны)
Спустилась с неба, воткнулась в землю. (Радуга)
Бирузи соок керек дийт.
Экинчизи jылу керек дийт. (кыш ла jай)
Один говорит: «Тепло нужно,»
Другой говорит: «Холод нужен». (Лето и зима)
Суу кечире куску салынган. (тош)
Через реку лежит зеркало. (лед)
Казахские загадки (Собирали у информатора Сабикеновой Л.У.,
Сабикенова О.С.).Приложени № 2
Каз.: Дәнге толы бөркім
Таңертең қарасам жоқ. ( түнгі аспан мен жұлдыз)
Шапка зернышек полна,
Утром глянул - нет зерна (ночное небо и звезды)
Каз.:Ақ қойым кетіп,
Қара қойым қалды. (қар мен жер)
Белый баран ушел, черный остался. (Снег и земля весной)
Каз.: Көп бауырсақ ішінде бір қалаш (жұлдыз бен ай)
Среди баурсаков -один калач (Звезды и месяц)
Өлшенбей пішілген,
Жіпсіз тігілген. (Жер)
Скроена без примерки,
сшита без ниток. (Земля)
Туда-сюда ходит, а следов не видно. (Ветер)
Әрі- бері жүрсе де, жоқ екен оның ізі (жел)
Каз.: Екі терісі бірдей. (аспан мен жер)
Две шкуры – обе равны. (Небо и Земля).
4.1.Загадки о животных, о птиц, о насекомых
Алтайские загадки
Казыр каан тайгада jадыры,
Казырланып, улус коркыдат.(айу)
Страшный хан живет в горах,
На людей наводит страх. (медведь)
Огош шулмус анычак,
Агаштан агашка jенил секирет. (Тийинеш)
Быстрый маленький зверек
По деревьям скок поскок.(Белка)
Чек-чек базытту, чекпен сары одукту. (элик)
С быстрой-быстрой походкой,
с желтыми сапогами. (косуля)
Агы агастый, каразы киштий,
Базыды кыстый. (саныскан)
По белизне — горностай, по черноте соболь,
по походке девушка. (сорока)
«Тап-туп" базытту, сабар-супар одукту" (каргаа) –
С семенящей походкой, носит обувь на пальцах (ворона);
Кайада семис кур jадыры.( jылан)
На скале лежит жирный ремень (Змея)
Jелбер jалаалу, казыр уул. (кара-кула)
С мохнатой гривой опасный парень. (Лев)
Аркада казан кайнайт. (чымалынын уйазы)
В лесу котел кипит. (муравейник)
Кыш келзе, кышка туней,
Jай келзе, jайга туней. (койон)
Настанет зима- похож на зиму,
Настанет лето- похож на лето. (заяц)
Арба берзен jибес, соок берзен- челдейт. (ийт)
Дашь овес не ест, дашь косточку- грызет. (собака)
Jердин алдында jуулу токпок jадыры.(кужул)
Под землей лежит
Жирная колотушка (крот)
Казахские загадки о животных
Каз.: Құйыршығымен алға және артқа жүреді, бірақ үрмейді.
( балық)
Хвостиком туда-сюда, но не гавкает. (рыба)
Каз.: Таңертең айғайлап, адамдарды оятады.
(әтеш)
Утром кричит, будит людей. (петух)
Каз.: Түсте ол ұйқыда, түнде аңаулауда. ( жапалақ)
Днём она спит, а ночью охотится. (сова)
Каз.:Жер астында тұрағы. Есімі оның …
( көртышқан)
Под землёй он живёт. И зовут его …(крот)
Каз.:Арқасындағы дөңес, оған кедергі емес. (түйе)
Горб на спине ему не мешает. (верблюд)
Каз.: Құйрығы қызғылт. Орманда өмір сүреді. Ауылдан тауық ұрлайды. түлкі)
Рыжий хвост. В лесу обитает. Очень часто в деревне кур ворует. (лиса)
Каз.:Сұр сәби – мысықтардың ойыны. ( тышқан)
Серая крошка – игрушка для кошки. (мышь)
4.2.Загадки о растениях (алтайские загадки)
Jажына jажыл тургулайт.(чиби, мош, карагай)
Вечно зеленые стоят. (ель, кедр, сосна.)
Тиру эмес, jе тиштеп ийет. (чалкан)
Не живая, а жалит. (Крапива)
Энези –jер, адазы-кун.(Озумдер)
Мать – земля, отец- солнце. (Растение)
Казахские загадки о растениях
Посадили зернышко,
Вырастили солнышко. Каз.: Дән отырғызып, күн өсірдім. (Подсолнух)- ( күнбағыс )
В шубе летом, Каз.: Жазда тон киеді,
А зимой раздеты (Дерево) Қыста шешеді. (ағаш)
4.3. Формы алтайских и казахских загадок.
С точки зрения формы алтайские и казахские загадки бывают следующими:
-загадки – иносказания (алт. «Колдо jок, бут та jок эжикти ачып ийер» ) Пер. «Без рук, без ног, а ворота открывает», каз.: Жер астында жездекем аты кiciнейдi»);
Загадки описания (алт.: «Костори тозрак,Бели коркок.Эки бала jаныс ээрде учкажат.» пер. Глаза его выпучены,Спина горбатая.Два ребенка вечно на одном седле сидят. (верблюд)
Каз.: «Торт аякты, мын таякты”);
Загадки- вопросы ( алт.: Узун куйрук кемде бар?) (Пер. «У кого длинный хвост?), каз.: «Уй артында шонкайма, буы шыгып турмай мА? Салпан кулак келед деп, корка-корка турмай мА?!»);
Загадки- задачи ( алт.: Ан да эмес, куш та эмес, тумчугы- ийне.
Учса- чынырар, отурза- унчыкпас.
Олтурзен- боныннын канынды тогорин.(томонок)
Не зверь и не птица, нос как иголка,
Летит-кричит, когда сядет-
молчит, убьешь- кровь свою прольешь. (комар)
каз.: «Демисiз- yнсiз, жyрсе- yнсiз. Басса iсi жок, журсе жолы жок»).
V.Использование разнообразных художественных средств в построении загадок
Восприятие окружающей природы у алтайцев и у казахов необычайно поэтично. Традиционная народная культура этих народов оставила много красивых легенд, сказаний, песен и сказок, загадок и пословиц прославляющих красоту Алтая. Каждая сказка или миниатюрная загадка содержат очень емкую, предельно сжатую, но, вместе с тем, очень точную информацию о мире в целом и о конкретном предмете в частности. Каждая загадка – это поэтическая миниатюра, в которой сконцентрировано понятие о Красоте Вселенной. "Из глубины бесконечности прибежала белая коза". (Ак-jарыктын тубинен, ак эчки jугурип келди.Таким представляется долгожданный рассвет в горах. О нежном и недолговечном одуванчике говорят, подчеркивая светлую грусть встречи и расставания:
"Вырос белый шар,
С белым ветром соединившись,
Улетел бесследно".
Исполнение сказаний и сказок, игры в загадки составляли часть жизни кочевых народов Чуйской степи, заполняли досуг. Во время загадывания загадок проверялись смекалка и опыт игроков, прививались знания о мире и природе. Участники стремились не проигрывать. Иначе не отгадавшего загадку игрока осмеивали и наказывали – "женили на старухе" или "выдавали замуж за старика". Когда-то загадки являлись обязательным компонентом обряда инициации. Традиционные алтайские загадки еще в чем-то сохранили архаические черты обрядов посвящения. Тематически они затрагивают разные стороны жизни: явления природы, предметы быта, животный и растительный миры, строение и внешний вид человека, ремесла и промыслы, запреты. Традиционные загадки разных народов похожи, и разгадать их не составляет труда. Но в каждой метафоре или в каждом сравнении, на основе которых строится загадка, встречается сугубо местное своеобразие. свой национальный колорит. И в этом их неповторимость.
Казахское национальное блюдо «баурсак» - это как русская лепешка только формы разные.
Например, Среди баурсаков -один калач (Звезды и месяц)- казахская загадка.
Алтайское национальное блюдо –« теертпек». Тоже как лепешка.
Айыл устине jарым теертпек (ай)-
Над домом половина теертпека. (месяц)- алтайская загадка.
В алтайских и казахских загадках включены отрицательные сравнения.
Например:
Не зверь, не птица, а нос, как иголка. (Комар)- алтайская загадка
Усы есть, да бороды нет,
Шуба есть, да халата нет.
Незачем ему ходить в поле,
Все найдет дома. (пегая лошадь) – казахская загадка.
Как в алтайских, так и казахских загадках выявлены, где описание предполагает краткую характеристику предмета или явления (по одному – двум признакам восстановить целостный образ)
Например:
Голубая простыня весь свет одевает. (Небо) - казахская загадка.
В поле сережки на одной ножке. (Овес)- алтайская загадка.
Один костер весь мир согревает. (Солнце)- казахская загадка.
Гиперболы алт.: Jус борукту кодыр уул
Jалан коныр jылкылу,
Jап-jараш балдарлу.
(тобого ло кузук)
Рябой парень, облаченный
В сто шапок, имеет табун каурой масти, да самых прекрасных детей. (кедровая шишка с семенами)
Каз.: «Жылкыны карнына кыстырып, Туйенi ернiне кыстырып, Есектi кулагына кыстырып, Каскырды ат кып мiнiп, Айт дегенде журе берген»)
Чтобы решить подобные загадки, необходимо выделить отмеченный признак, связать его по ассоциации с другими, не названными в загадке.
Каждая новая загадка, разгаданная человеком, укрепляет в нем чувство собственного достоинства, является очередной ступенькой в развитии его мышления. Если же загадка не разгадана, это вызывает в нем жажду познания, чтобы сравняться с другими, «не быть хуже других». Загадка, таким образом, стимулирует умственную деятельность, прививает вкус к умственной работе.
Загадка, по словам К.Д. Ушинского, «доставляет уму полезное упражнение». Процесс отгадывания является своеобразной гимнастикой, мобилизирующей и тренирующей умственные силы, отгадывание загадок оттачивает и дисциплинирует ум, приучая к четкой логике, к рассуждению и доказательству.
Заключение.
Загадка не утратила свою ценность и в наше время. Особенно велика роль загадки в детском возрасте. Разгадывание загадок обогащает словарь, учит точности, меткости, образности языка. Учит сравнивать, сопоставлять, рассуждать, наблюдать над тем, что тебя окружает. Чтобы этому научиться, нужно знать типы и свойства загадок, их ценность, разнообразие средств художественной выразительности в построении загадок. И как итог – научиться составлять свои загадки.
Загадка – это жанр народнопоэтического творчества у всех народов мира; поэтическое, часто иносказательное описание какого-либо предмета или явления. В древности имела культовое значение, была связана с поверьями и обрядами, запрещавшими называть предметы своими именами. Особенно это у тюркских народов.Позже загадка приобретает большей частью эстетическое и познавательное значение. Служит для испытания смекалки. Загадки отличаются разнообразием тематики и богатством художественных приёмов, им присущи композиционная чёткость, рифма, наличие ритма, звукопись. В загадках встречаются комические элементы, имеющие социальный смысл: Казыр каан тайгада jадыры,
Казырланып, улус коркыдат.(айу).
Страшный хан живет в горах,
На людей наводит страх. (медведь)
Загадка широко вошла в другие жанры фольклора, а также в литературу.
Что такое загадка – это образ, аллегория. Предмет, скрытый от взгляда, представляется в виде похожих образов и метафор. Человеку всегда необходимо проявить фантазию, логические мышление и умение разгадывать образы. Загадки для детей направлены на то, чтобы научить их сравнениям и образному мышлению. Пятеро братьев – это пальцы одной руки, девица в темнице – красная морковка, а дед, который во сто шуб одет – большая мясистая луковица. Посредством загадок ребенок постигает значение многих вещей и предметов и учится находить во всем не только непонятное и новое, но и смешное и забавное.
Сегодня загадки – скорее забава и игра, чем серьезная работа для мозга, однако так было далеко не всегда. В язычестве люди придумывали объяснения явлениям природы и окружающей их действительности взаимодействием божеств на небесах и одушевляли многие предметы. Именно с этих времен к нам пришло множество загадок, в которых солнце сравнивается с князем, скачущим по небу на колеснице, а луна – с печальной девой, томно вздыхающей на темном покрывале. Сейчас уже сложно найти корни многих старинных загадок, однако они продолжают оставаться популярными и воспитывают уважение и благоговение перед природой и животными.
Имея черты сходства и различия, загадки алтайского и казахского народов были не только тайным иносказательным языком, но и испытанием мудрости, сообразительности, находчивости человека. Содержание загадок отражало мир человека, окружающую его среду, быт, возможно, поэтому большая часть загадок посвящена природе. Приложение № 3 (Тайлунова А.А.)
Исследовательская работа позволила нам изучить происхождения и исследования алтайских и казахских загадок, их виды и ценность этого жанра устного народного творчества. Мы овладевали методами научного исследования, анализа и синтеза, сравнения и вывода, расширяли кругозор, учились работать самостоятельно, оформлять результаты своей работы, повышали познавательный интерес к предмету литература и искусства.
Список литературы
- Аникин В.П. Русское народное поэтическое творчество. Л.:Просвещение, 1987. –125 с.
- Асыл соз: Олендер, ертектер, аныздар/ Курастырган Б.Ыскаков.-Алматы, 1997.-432б.
- Баскаков Н.А., Тощакова Т.М. Ойротско-русский словарь М.,1947, с.142
- Вербицкий В.И., Словарь алтайского и аладагского наречий тюрксого языка. Казань, 1884, с.333
2. Волина В.В. Загадки от А до Я. – С. Пб: Дидактика Плюс, 1997. –С.5
3.Герд К.П. К изучению загадок.–Тр.науч. о-во по изучению Вотского края. – М.: Феникс, 1927, вып. 5, - 124 с.
4. Григорьева М.Н. Учимся сочинять загадки.// Начальная школа. – 2003. - №4. – С.33
5. Запорожец И.В. Сочини загадку. // Начальная школа. – 2003. - №5. – С.38
6. Крашенинников С.П. Описание земли русской.С Пб., 1755, Т. 1, 246с.
7.Литературный энциклопедический словарь/ Под общей ред. В.М.Кожевникова, П.А.Николаева.-М.: Сов.энцикл-я, 1987.-752с.
8. Лысаков В.Г. 1000 загадок. – М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2006. – 318с.
9. Рыбникова М. А. Загадка, ее жизнь и природа. – М.:АСТ, 1967. – С.22
10.Укачино К.Е.Алтайские народные загадки, Ташкент, 1984.с.41-94
9.. Фролова К.Д. Загадки от А до Я. (серия «Нескучай-ка»). -С-П., «Тритон», 1997. - 260 с.
VIII.Приложении
Приложение № 1 Конгунова К.А.- 78 лет
Приложение № 2 Сабикеновы Лаузат Серкешевна и Ойрат Сабикенович
Приложение № 3 автор работы Тайлунова А.А.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Быт и культура казахского народа"
О традициях и обычаях казахского народа...
Разработка урока по истории Казахстана в 7 классе «История этногенеза казахского народа»
Тема: История этногенеза казахского народа.Задачи урока:1. Познакомить учащихся с понятиями этнос, этноним, этногенез, происхождение этнонима «казах», разъяснить условия формирования этносов и о...
"Ораторское искусство казахского народа"
В методической разработке урока "Ораторское искусство казахского народа" учащихся предлагается ознакомиться со значением ораторского искусства в жизни казахов. Раскрыть его роль в жизни казахского общ...
Образовательная программа художественно-эстетической направленности "Обучение игре на домбре. Основы музыкальной культуры казахского народа"
Данная образовательная программа является модифицированной и рассчитана на детей в возрасте от 10 до 15 лет. Целью программы является формирование музыкальной культуры ребенка через приобщение к...
Освободительная борьба казахского народа в 50-е гг. 19в. Восстание казахов под руководством Джанкожи Нурмухамедова и Есета Котибарова.
Такырып\тема: Освободительная борьба казахского народа в 50-е гг. 19в. Восстание казахов под руководством Джанкожи Нурмухамедова и Есета Котибарова. Триединая дидактическая цель: - рассказать о вос...
Урок истории Казахстана в 5 классе "Материальная культура казахского народа"
Тема: Материальная культура казахского народа. Цели урока:Обучающая: дать учащимся общее представление и ознакомить их с материальной культурой казахского народа.Развивающаяся: расширить знания у...
Презентация урока истории Казахстана в 5 классе "Духовная культура казахского народа"
Презентация урока истории Казахстана "Духовная культура казахского народа" предназначена для учителей истории, работающих в 5 классах. Цель урока: Формирование представления о духовной ...