"Быт и культура казахского народа"
план-конспект урока по краеведению (7,9 класс) по теме
Предварительный просмотр:
МОУ «Сегизбайская ООШ»
Тема презентации:
«Быт и обряды казахского народа».
Выполнили: Тибогарова Алмагуль, обучающаяся 9 класса и
Оразбаева Сабина,
обучающаяся 7 класса.
Руководители : Айтуганова Рауза Бапиевна
2011 год
Народов много кочевых
осело в нашем крае
Почти все помнят
родовые традиции, сказанья.
А мы поведать вам хотим
о дружной и родной
Народности Казахской,
самой коренной.
Основополагающий вопрос:
* Прошлое и настоящее: связь поколений .
Проблемные вопросы:
* Передаются ли народные обычаи?
* Предметы быта казахского народа в
настоящее время.
Учебные вопросы:
* Какие вы знаете обычаи?
* Какие предметы казахского быта
сохранились в настоящее время?
Цели:
Углубить знание о быте и обычаях казахского народа.
Повысить культуру межэтнического общения
Задачи:
* Изучить историю, быт и обычаи казахского народа.
* Организовать работу с источниками информации по поиску и отбору материала.
* Показать совместную работу родителей и детей.
Гипотеза:
Наряду с языком важным средством сохранения наций являются
сохранение материального прошлого(предметы быта) и прошлого духовного(обычаи народа).
В казахской культуре – как в зеркале отражение души:
Оружие, посуда – чудо как хороши!
Доброта и сердечность,
Трудолюбие, мастерство,
Гостеприимство казахов
Всем известно давно.
В конце XIX века казахи из рода кипчаков из степей (ныне Кокчетавская область)
переселились по берегу Иртыша и образовали здесь аулы, ведя поначалу полукочевой-полуоседлый образ жизни. Занимались скотоводством.
Вплоть до последней четверти XIX века для казахов Западной Сибири основную роль играла полукочевое скотоводческое хозяйство. Наряду с нетипичным в целом земледелием оно до революции не могло обеспечить безбедное существование всем казахам, поэтому часть их стала заниматься охотничье-промысловой деятельностью.
Казахи издревле сохранили свою самобытность. Широко известны их достижения в декоративно-прикладном, ювелирном искусстве, чеканке, керамике.
Домашние промыслы и художественные ремесла казахского народа зародились в глубокой
древности.
Из домашних ремёсел у омских казахов были распространены выделка кож, изготовление ковров, тканей, тесьмы и других изделий.
Из многих распространенных украшений бытуют в настоящее время серьги (сырга), кольца (жузук), браслеты (блезык), из серебра и различных светлых металлов с нанесением узоров из национального орнамента. Казахи часто расшивают женские безрукавки монетами, используют вместо пуговиц – капсырма.
Предметы быта кочевников-скотоводов – седло, конская сбруя, изделия из дерева, кости и металла - богато украшались орнаментом. Обычно изображались луна, звёзды, геометрические фигуры, стилизованные листья, цветы, бараний рог. Национальные черты сохраняются и в интерьере. Это наличие сундуков, ковров, дорожек, низких круглых столиков для чая.
В домашнем производстве сохраняют своё значение обработка шерсти, производство войлока, изготовление ковров, в некоторых хозяйствах домашнее ткачество, пошив одежды и головных уборов, вязание из козьего пуха шалей, носков и т.д.
Национальные вкусы проявляются, например, в выборе тканей. Казахи предпочитают шить из вельвета, плюша, бархата, атласа, шёлка. Почти всюду распространены самодельные изделия из шерсти овец и коз.
Национальное казахское жилище
Традиционное казахское жилище - юрта - очень удобное, быстрое в возведении и красивое
архитектурное сооружение. Это связано с тем, что образ жизни казахов был обусловлен
главным занятием - скотоводством. Летом они кочевали со своими стадами в поиске пастбищ, а с наступление холодов поселялись в зимовьях, жилищем казахов летом была юрта, зимой – особенно небольших размеров «мазанка» с плоской крышей.
Национальная кухня
Прочно сохраняются национальные особенности и традиции в казахской национальной кухне.
Основу ее издавна составляют продукты животноводства - мясо и молоко. Позже, с
развитием земледелия, казахи стали употреблять мучные продукты.
Национальными считаются блюда: бешбармак, баурсак, казы и напитки из молока: айран, кумыс,
шубат.
Ет – мясо во всех торжественных случаях заправляется тонко раскатанным пресным тестом, котрое называется жайманан или салманан. На блюдо накладывают жайманан, поверх которого кладут целые куски мяса с костью. Хозяин дома или кто-либо из гостей режет мясо, распределяя кости по иерархической системе. Остальное мясо нарезается в общее блюдо, которое затем поливается соусом – туздык из густо подсоленного бульона, приправленного луком.
Особое место занимают блюда, приготовленные из муки. Из теста пекут разные лепёшки: жука нан, таба нан, шелпек. Большой популярностью пользуются баурсаки – пышки из кислого теста. Также часто пекут оладьи – куймак, пирожки – бирег.
Сохраняются и многие традиционные нормы – уважение к старшим, коллективизм, взаимопомощь. Большое значение имеют и положительные традиции воспитания, трудолюбия у детей. И еще одно впечатляющее явление – это уважение к дому будь то отдельное жилище или комнатав многоквартирном доме. Раньше юрта или шошала рассматривалась как символ кровного родства потомков, обиталища духов предков. В наши дни такого представления нет, но уважительное отношение к дому, семейным традициям сохраняется.
В семейном укладе казахов до сих пор сохранились комплекс обрядов, связанных с рождением ребёнка. Одним из таких обрядов является бесик-той.
БЕСИК-ТОЙ
Обряд укладывания младенца в колыбель — бесик - той, устраивают на третий день после рождения. По поверью, раньше этого срока младенца класть в колыбель нельзя — духи
могут подменить его уродом. Обряд сопровождается магической песней «бесик жыры» — она отпугивает злые силы.
Когда в семье замечают, что ребёнок пытается ходить мать собирает близких подруг, соседок для проведения обряда «Тусау кесу» обрезание пут. Ножки ребёнка связывают восьмёркой путами из белой и черной пряжи. Выбранная матерью женщина берёт ребёнка за руки, обходит с ним гостей по кругу и срезает путы.
В целом детский комплекс семейных обрядов адаптировался к современным условиям жизни.
Свадебная церемония богата традиционными обрядами . Одним из таких обрядов является Беташар.
Беташар
В ауле жениха и невесту встречали традиционным песнопением, носившим название
"беташар"(открывание лица невесты). "Бет ашар" имел свой канонический текст из двух
частей: в первой части невеста обычно представлялась родителям и одноаульцам жениха,
вторая часть состояла из назиданий и наставлений невесте, только что переступившей порог
своего семейного очага. В песне невесте давались советы о том, как вести себя в
супружеской жизни. Помимо калыма со стороны жениха готовят разные обрядовые подарки: матери – сут акы (за молоко матери) отцу-той мал (свадебные расходы), братьям невесты – тарту (пояса, сёдла и т.п.), близким родственникам невесты каде. Не оставались в долгу и родители невесты. При сговоре они должны были внести так называемый « каргы бау» - залог верности сговора, «кит» подарки сватающим.
Национальные формы культуры это огромное богатство народов нашей России, помогающее нам ощущать свои корни и красоту жизни человеческого общества избавляться от стандартизированного существования. Ко всему национальному в культуре всем нам нужно относиться особенно бережно иначе многое мы можем потерять, Нужно знать и уважвть культуру народов, фиксировать и изучать её.
В нашей области разных народов не счесть.
И не надо пророком,
быть все это знают:
Мы дружно жить почитаем за честь-
Уважение к культуре любой
в этом нам помогает!
Вывод:
Взаимное уважение и добрососедские отношения между различными народностями
издавна заложены в нас. Наши обычаи не утрачиваются, а передаются из поколения в
поколение во взаимосвязи с другими народами.
Источники:
А. Б. Керейбаев. Газета «Лик степи». Статья «Учитель учителей» от 2 октября 1998 года.
Казахстан.
С. Калиев «Традиции и обычаи казахского народа». 1994 год. Алма-Ата изд-во «Рауан»
Земля сибирская, дальневосточная. Журнал 7/8 1992 год.
Ш.К. Ахметова Казахи Западной Сибири и их этнокультурные связи в городской среде. Новосибирск 2002 год.
Фотографии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока по истории Казахстана в 7 классе «История этногенеза казахского народа»
Тема: История этногенеза казахского народа.Задачи урока:1. Познакомить учащихся с понятиями этнос, этноним, этногенез, происхождение этнонима «казах», разъяснить условия формирования этносов и о...
"Ораторское искусство казахского народа"
В методической разработке урока "Ораторское искусство казахского народа" учащихся предлагается ознакомиться со значением ораторского искусства в жизни казахов. Раскрыть его роль в жизни казахского общ...
Образовательная программа художественно-эстетической направленности "Обучение игре на домбре. Основы музыкальной культуры казахского народа"
Данная образовательная программа является модифицированной и рассчитана на детей в возрасте от 10 до 15 лет. Целью программы является формирование музыкальной культуры ребенка через приобщение к...
Освободительная борьба казахского народа в 50-е гг. 19в. Восстание казахов под руководством Джанкожи Нурмухамедова и Есета Котибарова.
Такырып\тема: Освободительная борьба казахского народа в 50-е гг. 19в. Восстание казахов под руководством Джанкожи Нурмухамедова и Есета Котибарова. Триединая дидактическая цель: - рассказать о вос...
Урок истории Казахстана в 5 классе "Материальная культура казахского народа"
Тема: Материальная культура казахского народа. Цели урока:Обучающая: дать учащимся общее представление и ознакомить их с материальной культурой казахского народа.Развивающаяся: расширить знания у...
Презентация урока истории Казахстана в 5 классе "Духовная культура казахского народа"
Презентация урока истории Казахстана "Духовная культура казахского народа" предназначена для учителей истории, работающих в 5 классах. Цель урока: Формирование представления о духовной ...
Загадки алтайских и казахских народов
Загадка живёт много веков. С раннего детства она служит и забавой, и своеобразной «тренировкой» ума. В школьной программе по литературе загадке отводится особое место, поэтому мы решили расширить пред...