Освободительная борьба казахского народа в 50-е гг. 19в. Восстание казахов под руководством Джанкожи Нурмухамедова и Есета Котибарова.
план-конспект урока по истории (8 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
natsionalno-_osvoboditelnye_dvizheniya_1850_-_e_gody_xixveka.docx | 28.54 КБ |
Предварительный просмотр:
Сабақ \урок № 33-34 дата 24.01
Пән\предмет: история Казахстана класс: 8
Такырып\тема: Освободительная борьба казахского народа в 50-е гг. 19в. Восстание казахов под руководством Джанкожи Нурмухамедова и Есета Котибарова.
Триединая дидактическая цель:
- рассказать о восстаниях шаруа во второй половине 19 века, объяснить причины и процесс выступлений;
- продолжитьработу над развитием умений и навыков работы с учебником, с дополнительным материалом, выделять главное, высказывать свое мнение;
- воспитать уважение к истории своей Родины, патриотизм.
Әдіс – тәсілдер\метод – объяснительно- иллюстративный, частично- поисковый.
Сабак турі\ тип урока – комбинированный.
Сабак барысы\ход урока
- Организационный момент.
- Мотивационный этап(Психологический настрой; объявление темы урока, слайд 1)
- Проверка д\з на тему: Завершение присоединения Казахстана к Российской империи.
Тест
- Являются ли данные мотивы побудительными присоединения к России Старшего жуза: потребность в сбыте товара; дешевый источник сырья; дешевая рабочая сила.
А) верно;
Б) не верно.
- Когда был подписан документ российского правительства о принятии Старшего жуза в подданство?
А) февраль 1822 г;
В) май 1824г;
С) август 1817г;
Д) сентябрь 1821г;
Е) декабрь 1825г.
3. Центр Российского приставства в Ставршем жузе с 1855 года:
А) Капал;
В) Сергиополь;
С) Лепси;
Д) Верный;
Е) Каратал.
4. Найдите ошибку в перечне военных крепостей, построенных царским правительством в Южном Казахстане?
А) Актау;
В) Алатау;
С) Капал;
Д) Елек;
Е) Лепси.
5. Историческое значение Узын – агашской битвы?
А) Освобождение Южного Казахстана от хивинских властей;
В) Освобождение Старшего жуза от ига среднеазиатских ханств;
С) Завершение присоединения Казахстана к России;
Д) Освобождение Семиречья от Кокандского ига;
Е) Все перечисленное.
6. Кто командовал отрядом, захватившем кокандскую крепость Таушубек в 1851г.?
А) подполковник Карбышев;
В) генерал – губернатор Перовский;
С) би Тайнеке Досетулы;
Д) капитан Гутковский;
Е) подполковник Шубин.
7. Какую роль сыграло захват кокандской крепости Ак – Мешит?
А) Окончательно освободил Старший жуз от коканского ига ;
В) Открылся путь для продвижения российских войс в Заилийский край;
С) Ускорило процесс завершения присоединения Казахстана к Российской империи;
Д) Все выше перечисленное;
Е) Соединение Сырдарьинской и Сибирской военных линий крепостей.
8. Сколько семей были перевезены из Сибири в верный в 1855г?
А) 100 ;
В) 200;
С) 300;
Д) 400;
Е)500.
9. Кто одним из первых активно взялся за переселение в Казахстан казаков и крестьян?
А) Г.А. Калпаковский;
В) Канат Ши;
С) И. Карбышев;
Д) генерал – губернатор Перовский;
Е) Сам царь Александ II.
10. Какой позиции придерживался сын Кенесары Касымулы султан Садык?
А) встретил русский отряд с почетом;
В) боролся против русских войск;
С) придерживался политики нейтралитета;
Д) вступил в сговор с правителем ташкента против русских войск ;
Е) попытка создания военного союза с кыргызами.
Ключ: (слайд 3)
А | В | Д | Д | Д | А | В | Д | А | В |
- Постановка задач урока.
Учащиеся самостоятельно ставят задачи на урок
- Актуализация знаний (слайд 4)
«Мозговая атака» выскажите свое мнение и отношение к проблеме «Колонизаторская деятельность царизма в Казахстане в период XVIII-XIX вв»
Вопросы «помощники»:
А) Как проходил процесс присоединения Казахстана к Российской империи?
Б) Что повлекло за собой это присоединение?
В) Что такое «Восстание»? Какие Вам известны востстания прошедшие на территории Казахстана в период XVIII-XIX вв?
- Молодцы!!!
Термины:
Восста́ние — открытая акция сопротивления группы людей против государственной власти. Наиболее важным видом восстания является вооружённое восстание. Участники восстания называются повстанцами.Восстание, в котором принимает участие значительная часть населения, называется народным восстанием.
Коло́ния — это зависимая территория, находящаяся под властью иностранного государства (метрополии), без самостоятельной политической и экономической власти, управляемая на основе особого режима. Зачастую колониальный режим не предоставляет права граждан населению контролируемой территории.
Национально-освободительное движение — организация, которая ведет борьбу за освобождение какого-либо народа от иностранного господства.
- Изучение новой темы.
Работа с документом (раздаточный материал):
Задание: изучить текст документа. На основе его анализа ответить на вопросы:
А) Кто собирал с местного населения налог?
Б) какие виды налогов были установлены?
В) Чем закончилось противостояние казахов и кыргызов с кокандцами?
«№ 292, 1858 г. июня 7. Рапорт командующего Сырдарьинской линией генерал-майора Данзаса командиру Отдельного Оренбургского корпуса восстании казахов против кокандского хана.
Надворный советник Осмоловский донес, что в марте месяце правитель Ташкенда Мирза Ахмед с 3000 воинов, собранных им как из кокандцев, так и из киргиз, прибыл в крепость Аулие-Ата, призвал биев кочующих здесь киргиз, назначил сбор не только с баранов, как это всегда делалось, но даже с верблюдов, лошадей и рогатого скота. Когда бии, возвратись в свои аулы, объявили киргизам волю правителя Ташкенда, тогда киргизы отказали ему в повиновении. Мирза Ахмед выслал своих зякетчиков в каждый род и каждое отделение, дав им команду по 100 и по 200 человек; эти зякетчики простерли свою дерзость до того, что назначили тогда подать по одной тилле за каждую взрослую девушку за позволение выходить замуж; при этом разным бесчинствам не было конца, так, например, зякетчики свидетельствовали всех женщин и по грудям узнавали, замужняя ли она, или девица. Эти бесчинства, наконец, вывели из терпения киргиз, они убили прежде всего Мурза-бия, брата правителя Ташкенда, муллу Маюсупа, пятисотенного начальника и других зякетчиков, после чего взбунтовались все киргизы на Алатауских горах, а именно канличанглинцы, кукулинцы, кутенчинцы, дулатчинцы, бистамгалинцы и киргизы Киргизова рода, подступили к Аулие-Ате и к другим соседним крепостям, как-то Чулак, Аксагата, Тукпаг, Чилек и заставили правителя Ташкенда запереться в крепости».
Казахско-русские отношения в ХУП1-Х1Х веках. - Алма-Ата, 1964, с. 440.
- Военнное продвижение России по территории Юго – Западного, Южного и Юго-Восточного Казахстана, набеги, бесчинства и земельные захваты со стороны Среднеазиатских государств (Хивы и Коканда) вызвали восстания местного казахского населения. Во главе народных масс встали батыры Жанкожа Нурмухамедулы и Есет Котибарулы.
Вопрос классу:
- По какому плану проводится изучение восстания?
План изучения восстания:
- Причины восстания;
- Цель восстания;
- Движущие силы восстания;
- Руководитель восстания;
- Ход восстания;
- Причины поражения и историческое значение.
Работа в парах.
Задание классу: составление развернутого сложного плана (изучение и обсуждение текста в микрогруппах и фиксирование плана на ватмане маркером)
1.пара. – 1п.плана «Причины и предпосылки восстания»()
- Стремление Хивинского ханства установить свою власть над сырдарьинскими казахами
- Направление военных сил для сбора налогов
- Насильственная мобилизация приаральских казахов для постройки крепостей
- Насильственное изъятие и раздача своим родственникам казахских земель
- Продажа казахских детей на рынказ Средней Азии
2пара – 2 п.плана «Цель восстания» ()
Прекращение колонизации казахских земель, сохранение самостоятельности, прекращение постройки крепостей, освобождить казахов из- под власти какандцев
3пара.- 3 п.плана «Движущие силы восстания» ()
Движущие силы- казахские шаруа, часть султанов, биев, старшин, батыров
4 пара. – 5 п.плана «Ход восстания» ()
Составление хронологической таблицы.
5пара. – 6 п.плана «Причины поражения» ()
Политическая и внутриродовая разобщенность казахов, стихийность выступления, слабость в организации, прдательство феодалов.
6 пара.- 6 п.плана «Историческое значение»()
Объединеное движение казахского и кыргызского народа. Ускорило освобождение южного Казахстана от Кокандского ига и присоединение этих районов в состав Российской империи.
Выстуление учащихся из 6 пар с составленным развернутым сложным планом.
- Закрепление.
Составить синквейн к имени Жанкожа Нурмухамедулы
Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
- Подведение итогов. Выставление оценок.
- Домашнее задание. П.23, заполнить таблицу на стр.143.
- Рефлексия.
- Понравился ли мне урок?
- Что я узнал нового?
- Где я могу применить полученные знания?
- Что я хочу узнать дополнительно?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Быт и культура казахского народа"
О традициях и обычаях казахского народа...
Национально-освободительная борьба казахов на пути к независимости.
Одно из объективных требований сегодняшнего времени – поддержать интерес и потребности школьника в изучении истории. Для современного человека очень важно знать историю. ...
Разработка урока по истории Казахстана в 7 классе «История этногенеза казахского народа»
Тема: История этногенеза казахского народа.Задачи урока:1. Познакомить учащихся с понятиями этнос, этноним, этногенез, происхождение этнонима «казах», разъяснить условия формирования этносов и о...
"Ораторское искусство казахского народа"
В методической разработке урока "Ораторское искусство казахского народа" учащихся предлагается ознакомиться со значением ораторского искусства в жизни казахов. Раскрыть его роль в жизни казахского общ...
Образовательная программа художественно-эстетической направленности "Обучение игре на домбре. Основы музыкальной культуры казахского народа"
Данная образовательная программа является модифицированной и рассчитана на детей в возрасте от 10 до 15 лет. Целью программы является формирование музыкальной культуры ребенка через приобщение к...
Урок истории Казахстана в 5 классе "Материальная культура казахского народа"
Тема: Материальная культура казахского народа. Цели урока:Обучающая: дать учащимся общее представление и ознакомить их с материальной культурой казахского народа.Развивающаяся: расширить знания у...
Справедливая и освободительная война советского народа против фашистского агрессора
Справедливая и освободительная война советского народа против фашистского агрессора...