Урок хантыйского языка
план-конспект урока на тему
Открытый урок - районное мероприятие "Учитель года"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_hantyyskogo_yazyka_v_1_klasse.docx | 34.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок хантыйского языка в 1 классе
Учитель: Подрезова Н.Н., методист Челнокова Л.С.
Тема урока: Вайхmт. Дикие животные Югорского края.
Цели:
- Обучающая:
- научить счёту до пяти, названию диких животных на хантыйском языке;
- расширить знания детей о диких животных, их внешним видом, особенностями жизни;
- выявить имеющиеся знания у учащихся о диких животных своего края.
- расширение кругозора детей.
- Развивающая:
- развивать наблюдательность, память, логическое мышление;
- развить умение делать выводы, сравнивать;
- развивать творческое воображения, речь.
- Воспитательная:
- воспитывать бережное отношение к природе, любви к «братьям нашим меньшим» через музыку, стихи, художественные произведения;
- воспитывать любовь к Югорской земле.
Тип урока: урок сообщения и усвоения новых знаний
Форма проведения урока: урок - путешествие с мультимедийным сопровождением.
Инновационные технологии:
- Информационная технология.
- Личностно – ориентированный подход.
Методы: беседа, метод проблемного обучения, познавательная игра, практический метод.
Оборудование:
- предметметные картинки с изображением животных;
- национальная домашняя утварь-«кил» наполненная, орехами, кедровыми шишками, сухими грибами,
- детские рисунки.
Программное обеспечение урока: программа Power Point
Техническое обеспечение: интерактивная доска, мультимедийный проектор.
Ход урока
Организационный момент:
- Здравствуйте ребята. -Пnтя вmлытmх!
- Меня зовут Наталья Николаевна.
- Мaнт вахлы Наталья Николаевна.
Настал новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. И подумайте: как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы.
Глубоко вдохните и выдохните... Выдохните вчерашние обиды, злобу, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть и красоту белого снега, тепло солнечных лучей, чистоту рек.
Я желаю вам хорошего настроения.
Все садитесь рядком,
Поиграем ладком.
Приготовьте ушки, глазки,
начинаем нашу сказку
На доске написана тема урока, висят карточки со словами на хантыйском языке, на партах у детей разложены картинки с изображениями животных, карточки - счёта до пяти.
Сообщение темы и цели урока:
Создание проблемной ситуации.
- Ребята на доске записана тема нашего урока. Кто сможет прочитать её?
Целеполагание:
Сегодня у нас с вами необычный урок, мы отправляемся на оленьей упряжке в путешествие. Путешествуя, мы научимся считать до пяти, встретим диких животных, научимся называть их на хантыйском языке, а так же познакомимся с их образом жизни и их повадками.
Нас с вами повезут северные олени- по хантыйски - ВЕЛИ
-Держитесь друг за дружку. И так, поехали!-
Мnнлgх,мnнлgх!
(Звучит музыка, на экране изображение оленьей упряжки и пейзажи природы родного края).
Изучение нового материала:
Ребята, уже выпало довольно много снега, Значит, наступила что? Мoхули?
-Зима, (отвечают дети)
- Км, пaни тnлnх. Да, конечно, зима.
- Посмотрите ребята, перед нами чудо-берёзка-сgхмnт.
Мы с вами здесь сделаем первую остановку.
На берёзке красивые серебристые снежинки и они падают, кружатся. Давайте их посчитаем до пяти.
- Давайте я буду считать, а вы будите громко повторять за мной и поднимать карточки- счёта.
- Один - nй
- Два - кaткnн
- Три - kолmм
- Четыре - ньnлn
- Пять - вет
- Сколько всего? – Пять -вет
- Да конечно - Км,пaни
- Мы продолжаем с вами наше путешествие по нашему краю. (Звучит музыка, на экране пейзажи природы.)
- В тайге, в тундре живут разные звери. Люди изучают их жизнь. На некоторых животных охотятся. Мясо употребляют в пищу, а шкуру животных используют для изготовления одежды и обуви. О диких животных учёные и писатели пишут книги, снимают фильмы.
Остановка вторая
- А вот с кем мы сейчас познакомимся, вы догадаетесь сами, отгадав загадку.
- Хожу в пушистой шубке,
Живу в густом лесу.
В лесу на старом кедре
Орешки я грызу.
- Кто это? – тыми kойи?
(На экране появляется изображение белки)
- Правильно ребята, это белка по хантыйский - ЛAHКИ
Дети громко повторяют слово с учителем.
(На экране появляются изображения пяти белок, дети считают хором до пяти вместе с учителем).
- Посмотрите дети, что у меня в руках? Кто знает?
- Это набирка или КИЛ.
- Давайте посмотрим, что в ней лежит?
В набирке лежат: сухие грибы, кедровые шишки, орехи.
- Это белка сделала запасы на зиму.
- В лесу таких запасливых животных как белочка немного.
- А вы знаете, в какое время года, делает запасы белка?- лahки.
- Правильно - летом и осенью- ЛOH,СGХNС.
- Белка собирает самые спелые орехи. Она не за что не спрячет незрелый орех, если в какой-то местности не урожай на орехи, грибы, семена сосны, ели, то белки оставляют свои родные места и пускаются на чужбину целыми стадами. Они переплывают реки и озёра, и добираются до тех мест, где есть пища.
- Давайте произнесём ещё раз все вместе. ЛAHКИ.
- Мы едем с вами дальше - МNНЛGХ.
- (На экране появляется зимние пейзажи, замерзающая река, изображение лисы.)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Вот и третья стоянка -KОЛMМ
-Тыми kойи?. Кто это?
Дети отвечают: - Лиса
- Правильно - ВОKЫ.
(Хоровое проговаривание слова).
- Обыкновенная рыжая лиса, где густых лисов вместе, там чувствуют себя лучше. Летом и зимой выходит «мышковать», то есть ловить мышей и полёвок, но бывает и зайца поймает, гуся или глухаря. Даже кур таскает и про это все знают.
- Глядите ребята, к нам на стоянку бежит гость - ИХ
( на экране появляется изображения медведя)
- Кто это? Kойи?
Дети отвечают: - Медведь - тыми йорнам - это правильно.
- Их, но так его могли называть только взрослые, дети должны называть только уважительно МFHKAМ ИКИ - дедушка медведь.
(Хоровое произношение слова).
- С виду медведь неуклюж, но на самом деле он очень подвижный и ловкий. Может быстро бегать и делать большие прыжки, влезать на дерево и плавать. В гору медведь бежит быстрее, чем по ровному месту, так как задние лапы у него длиннее передних.
К осени медведь запасает жир под кожей толщиной на 8-10 см. Он устраивает себе берлогу и засыпает. Ханты почитали медведя.
- Ребята, какой национальный праздник, связанный с медведем, вы знаете?
- «Медвежий праздник».
- Считалось большим грехом убить медведя. Убив медведя, чтобы снять с себя грех ханты бросали снег друг в друга или брызгались водой. После устраивали праздник, на этом празднике ханты оказывали почести убитому медведю. В эти дни они рассказывали легенды, пели песни, танцевали в берестяных масках.
- Как называли медведя взрослые? – Их.
- Как называли медведя дети? – МFHКAМ ИКИ. Что означает дедушка медведь.
Закрепление изученного материала.
1.У каждого на парте лежат карточки с изображением диких животных, учитель называет названия животного по хантыйский, а дети должны показать картинку.
ЛAHКИ, ВОKЫ, ИХ,МFHКAМ ИКИ.
2.Проблемный вопрос: определить особенности диких животных.
Дикие животные:
- живут в дикой природе, жилище строят себе самостоятельно, от врагов спасаются самостоятельно;
- животные сами добывают пищу, живут свободными в дикой природе.
3.Ответьте на вопрос: верно ли, что перед вами дикие животные?
4. Ребята, мы с вами на лесной опушке. Посмотрите, какие красивые деревья! А здесь объявления висят.
– Кто мог дать такие объявления?
«Я – самая обаятельная и привлекательная. Кого хочешь обману, вокруг пальца обведу!» (лиса)
«Прошу разбудить меня весной, приходить с мёдом” (медведь)
5. Музыкальная пауза.
Попробуйте по голосу определить животное. (фонограмма голосов животных.)
Подведение итогов урока. Рефлексия.
-Спасибо ребята, вы сегодня хорошо поработали.
- Что нового вы узнали на уроке?
« Солнышко и тучка». На партах у вас лежат тучка и солнышко. Я предлагаю сравнить свое настроение с тучкой или солнышком. Если у вас сейчас хорошее настроение - выбираете солнышко, если не очень - то тучку.
- Небом живите! Так говорят ханты и манси.
-Будьте в ладах с природой и с самим собой!
Самоанализ урока.
Тема: «Вайхmт. Дикие животные Югорского края».
Урок хантыйского языка в первом классе.
Учитель: Подрезова Н.Н.
Урок проходил в открытой форме на базе муниципального бюджетного учреждения «Излучинская общеобразовательная школа №2»
Сегодня _____ 2011 года.
Характеристика класса: первый класс является общеобразовательным классом. На уроке присутствовало ______ учащихся. Взаимоотношение в классе доброжелательные. Дети активно участвуют во всех мероприятиях, проводимых в школе.
Целью данного урока было:
- Научить счёту до пяти на хантыйском языке.
-познакомить детей с дикими животными, их внешним
видом, особенностями жизни;
- выявить имеющиеся знания у учащихся о диких
животных своего края.
- формировать интерес, любовь к животным, к
природе своего края.
Форма урока: урок путешествие.
Тип урока: изучение нового материала.
Задачи:
Обучающая –
Развивающая –
Воспитательная –
Попутно – психологическая –
Характеристика структуры урока.
Организационный этап – на этом этапе была, сформулирована цель и решали следующие задачи:
- Попутно – психологическим путём эмоционального настроя детей.
- Развивающие – через расширение кругозора детей
Практическая часть.
- На этом этапе решали следующие задачи:
- Обучающая –
- Развивающая –
- Воспитательная –
В основной части урока мною были использованы такие принципы деятельности, как:
- Сознательности и активности
- Доступности
- Последовательности
- Гуманизации.
Заключительная часть – своевременный итог урока, проведён самоанализ работ учащихся, оценка работ учителем.
Считаю, что урок прошёл плодотворно, целостно, творчески.
Цель и задачи, поставленные на урок, были достигнуты.
Этап подготовки учащихся к активному усвоению знаний: Эта задача – подготовка к активному и сознательному освоению изучаемого материала на этом этапе были сформулированы цели и задачи урока показываемые значимость изучаемого материала. Показателем успешности этого этапа служит активность учеников на последующих этапах.
Этап закреплений знаний: Обобщение изученного материала является важной задачей этого этапа урока.
Был подведён итог урока: (как работали дети, кто из учеников работал особенно активно) таким образом, считаю, что урок прошёл плодотворно, поставленные цели на уроке были достигнуты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок родного (хантыйского) языка 5 класс Тема урока: «Время глагола».
Урок родного (хантыйского) языка 5 классТема урока: «Время глагола»....
Программа летнего оздоровительного лагеря "Сый вота" что в переводе с хантыйского языка означает "Живи здорово".
Авторская программа лагеря дневного пребывания....
Олимпиадные задания по родному (хантыйскому) языку
Олимпиадные задания по родному (хантыйскому) языку для 5-9 классов в условиях обдорского диалекта...
Методический материал по хантыйскому языку (Шурышкарский диалект)
В сборнике представлены тестовые задания для закрепления и проведения текущего, обобщающего контроля, олимпиадных заданий школьников на шурышкарском диалекте хантыйского языка. Тестовые задания включа...
Анализ апробатора по учебному пособию "Хантыйский язык 8 класс" ФГОС
ОБЩЕЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ о качестве учебника. Актуальность и значимость учебника.Соответствие основным нормативным документам (ФГОС, учебному плану, примерным программам, основным направлениям модернизации об...
КИМ по хантыйскому языку, автор Еприна Л.П.
КИМ по хантыйскому языку Текст и задания к КИМу составила учитель ханты языка Еприна Людмила Прокопьевна...
Тесты для обобщающего контроля Хантыйский язык Шурышкарский диалект 5 класс
Контроль знаний является одним из важнейших элементов урока. С его помощью устанавливается обратная связь, позволяющая учителю вести наблюдение за уровнем усвоения учащимися программного материала. Ко...