Урок хантыйского языка
план-конспект урока на тему

Челнокова Людмила Сергеевна

Открытый урок - районное мероприятие "Учитель года"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_hantyyskogo_yazyka_v_1_klasse.docx34.75 КБ

Предварительный просмотр:

Урок хантыйского языка в 1 классе

Учитель: Подрезова Н.Н., методист Челнокова Л.С.

Тема урока: Вайхmт. Дикие животные Югорского края.

Цели:

  • Обучающая:  
  • научить счёту до пяти, названию диких животных на хантыйском языке;
  • расширить знания  детей о диких животных, их внешним видом, особенностями жизни;
  • выявить имеющиеся знания у учащихся о диких животных своего края.
  • расширение кругозора детей.
  • Развивающая:
  • развивать наблюдательность, память, логическое мышление;
  • развить умение делать выводы, сравнивать;
  • развивать творческое воображения, речь.
  • Воспитательная:
  • воспитывать бережное отношение к природе, любви к «братьям нашим меньшим» через музыку, стихи, художественные произведения;
  • воспитывать любовь к Югорской земле.

Тип урока: урок сообщения и усвоения новых знаний  

Форма проведения  урока: урок -  путешествие с мультимедийным сопровождением.

Инновационные технологии:

  • Информационная технология.
  • Личностно – ориентированный подход.

Методы: беседа, метод проблемного обучения, познавательная игра, практический метод.

Оборудование:

  • предметметные картинки с изображением животных;
  • национальная  домашняя утварь-«кил» наполненная, орехами, кедровыми шишками, сухими грибами,
  • детские рисунки.

Программное обеспечение урока:  программа Power Point

Техническое обеспечение: интерактивная доска, мультимедийный проектор.

Ход урока               

Организационный момент:

- Здравствуйте ребята. -Пnтя вmлытmх!                              

- Меня зовут Наталья Николаевна.

- Мaнт вахлы Наталья Николаевна.

         Настал новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. И подумайте: как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы.

Глубоко вдохните и выдохните... Выдохните вчерашние обиды, злобу, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть и красоту белого снега, тепло солнечных лучей, чистоту рек.

Я желаю вам хорошего настроения.

Все садитесь рядком,

Поиграем ладком.

Приготовьте ушки, глазки,

начинаем нашу сказку

На доске написана тема урока, висят карточки со словами на хантыйском языке, на партах у детей разложены картинки с изображениями животных, карточки - счёта до пяти.

Сообщение темы и цели урока:

Создание проблемной ситуации.

- Ребята на доске записана тема нашего урока. Кто сможет прочитать её?

Целеполагание:

Сегодня у нас с вами необычный урок, мы отправляемся на оленьей упряжке в путешествие. Путешествуя, мы научимся считать до пяти, встретим  диких животных, научимся называть их на хантыйском языке, а так же познакомимся с их образом жизни и их повадками.

Нас с вами повезут  северные олени- по хантыйски - ВЕЛИ

-Держитесь друг за дружку.  И так, поехали!-

Мnнлgх,мnнлgх!                   

(Звучит музыка, на экране изображение оленьей упряжки и пейзажи природы родного края).

Изучение нового материала:

Ребята, уже выпало довольно много снега, Значит, наступила что? Мoхули?

-Зима, (отвечают дети)

- Км, пaни тnлnх. Да, конечно, зима.

- Посмотрите ребята, перед нами  чудо-берёзка-сgхмnт.

Мы с вами здесь сделаем первую остановку. 

 На берёзке красивые серебристые снежинки и они падают, кружатся.   Давайте их посчитаем до пяти.

- Давайте я буду считать, а вы будите громко повторять за мной и поднимать карточки- счёта.

- Один -          

- Два - кaткnн

- Три - kолmм

- Четыре - ньnлn

- Пять - вет

- Сколько всего? – Пять -вет 

- Да конечно - Км,пaни               

- Мы продолжаем с вами наше путешествие по нашему краю. (Звучит музыка, на экране пейзажи природы.)

- В тайге, в тундре живут разные звери. Люди изучают их жизнь. На некоторых животных охотятся. Мясо употребляют в пищу, а шкуру животных используют для изготовления одежды и обуви. О диких  животных учёные и писатели пишут книги, снимают фильмы.

Остановка вторая

- А вот с кем мы сейчас познакомимся, вы догадаетесь сами, отгадав загадку.

- Хожу в пушистой шубке,

 Живу в густом лесу.

 В лесу на старом кедре

 Орешки я грызу.

- Кто это? – тыми kойи?               

(На экране появляется изображение белки)

- Правильно ребята, это белка по хантыйский - ЛAHКИ         

Дети громко повторяют слово с учителем.  

(На экране появляются изображения пяти белок, дети считают хором до пяти вместе с учителем).

- Посмотрите дети, что у меня в руках? Кто знает?

- Это набирка или КИЛ.

- Давайте посмотрим, что в ней лежит?

В набирке лежат: сухие грибы, кедровые шишки, орехи.

- Это белка сделала запасы на зиму.

- В лесу таких запасливых животных как белочка немного.

- А вы знаете, в какое время года, делает запасы белка?- лahки.     

- Правильно -  летом и осенью- ЛOH,СGХNС.

- Белка собирает самые спелые орехи. Она не за что не спрячет незрелый орех, если в какой-то местности не урожай на орехи, грибы, семена сосны, ели, то белки оставляют свои родные места и пускаются на чужбину целыми стадами. Они переплывают реки и озёра, и добираются до тех мест, где есть пища.

- Давайте произнесём ещё раз все вместе. ЛAHКИ.         

- Мы едем с вами дальше - МNНЛGХ.         

-  (На экране появляется зимние пейзажи, замерзающая река, изображение лисы.)

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Вот и третья стоянка -KОЛMМ

-Тыми kойи?. Кто это?

Дети отвечают: - Лиса

- Правильно - ВОKЫ.           

(Хоровое проговаривание слова).

- Обыкновенная рыжая лиса, где густых лисов вместе, там чувствуют себя лучше. Летом и зимой выходит «мышковать», то есть ловить мышей и полёвок, но бывает и зайца поймает, гуся или глухаря. Даже кур таскает и про это все знают.

- Глядите ребята, к нам на стоянку бежит гость - ИХ 

 ( на экране появляется изображения медведя)              

- Кто это? Kойи?

Дети отвечают: - Медведь - тыми йорнам - это правильно.

- Их, но так его могли называть только взрослые, дети должны называть только уважительно МFHKAМ ИКИ - дедушка медведь.            

(Хоровое произношение слова).

- С виду медведь неуклюж, но на самом деле он очень подвижный и ловкий. Может быстро бегать и делать большие прыжки, влезать на дерево и плавать. В гору медведь бежит быстрее, чем по ровному месту, так как задние лапы у него длиннее передних.

К осени медведь запасает жир под кожей толщиной на 8-10 см. Он устраивает себе берлогу и засыпает. Ханты почитали медведя.

- Ребята, какой национальный праздник, связанный с медведем, вы знаете?

- «Медвежий праздник».

- Считалось большим грехом убить медведя. Убив медведя, чтобы снять с себя грех ханты бросали снег друг в друга или брызгались водой. После устраивали праздник, на этом празднике ханты оказывали почести убитому медведю. В эти дни они рассказывали легенды, пели песни, танцевали в берестяных масках.

- Как называли медведя взрослые? – Их.

- Как называли медведя дети? – МFHКAМ ИКИ. Что означает дедушка медведь.

Закрепление изученного  материала.

1.У каждого на парте лежат карточки с изображением диких животных, учитель называет названия животного по хантыйский, а дети должны показать картинку.

ЛAHКИ, ВОKЫ, ИХ,МFHКAМ ИКИ.   

2.Проблемный вопрос: определить особенности диких животных.

Дикие животные:

  • живут в дикой природе, жилище строят себе самостоятельно, от врагов спасаются самостоятельно;
  • животные сами добывают пищу, живут свободными в дикой природе.

3.Ответьте на вопрос:  верно ли, что перед вами дикие животные?

4. Ребята, мы с вами на лесной опушке.  Посмотрите,  какие красивые деревья! А  здесь объявления висят.

– Кто мог дать такие объявления? 
«Я – самая обаятельная и привлекательная. Кого хочешь обману, вокруг пальца обведу!»  (лиса)
«Прошу разбудить меня весной, приходить с мёдом” (медведь)

5. Музыкальная пауза.

Попробуйте по голосу определить животное.  (фонограмма голосов животных.)


Подведение итогов урока.  Рефлексия.              

-Спасибо ребята, вы сегодня хорошо поработали.

- Что нового вы узнали на уроке?

 « Солнышко и тучка».  На партах у вас лежат тучка и солнышко. Я  предлагаю сравнить свое настроение с тучкой или солнышком. Если у вас сейчас хорошее настроение -  выбираете солнышко, если не очень - то тучку.

- Небом живите! Так говорят ханты и манси.

-Будьте в ладах с природой и с самим собой!

                Самоанализ урока.

Тема: «Вайхmт. Дикие животные Югорского края».

Урок хантыйского языка в первом классе.

Учитель: Подрезова Н.Н.

Урок проходил в открытой форме на базе муниципального бюджетного учреждения «Излучинская общеобразовательная школа №2»

Сегодня _____ 2011 года.

Характеристика класса: первый класс является общеобразовательным классом. На уроке присутствовало ______ учащихся. Взаимоотношение в классе доброжелательные. Дети активно участвуют во всех мероприятиях, проводимых в школе.

Целью данного урока было: 

       - Научить счёту до пяти на хантыйском языке.

       -познакомить детей с дикими животными, их внешним

       видом, особенностями жизни;

      - выявить имеющиеся знания у учащихся о диких

       животных своего края.      

      - формировать  интерес, любовь к животным, к

       природе своего края.

Форма урока: урок путешествие.

Тип урока: изучение нового материала.

Задачи:

Обучающая –

Развивающая –

Воспитательная –

Попутно – психологическая –

Характеристика структуры урока.

Организационный этап – на этом этапе была, сформулирована цель и решали следующие задачи:

- Попутно – психологическим путём эмоционального настроя детей.

- Развивающие – через расширение кругозора детей

Практическая часть.

- На этом этапе решали следующие задачи:

- Обучающая –

- Развивающая –

- Воспитательная –

В основной части урока мною были использованы такие принципы деятельности, как:

- Сознательности и активности

- Доступности

- Последовательности

- Гуманизации.

Заключительная часть – своевременный итог урока, проведён самоанализ работ учащихся, оценка работ учителем.

Считаю, что урок прошёл плодотворно, целостно, творчески.

Цель и задачи, поставленные на урок, были достигнуты.

Этап подготовки учащихся к активному усвоению знаний: Эта задача – подготовка к активному и сознательному освоению изучаемого материала на этом этапе были сформулированы цели и задачи урока показываемые значимость изучаемого материала. Показателем успешности этого этапа служит активность учеников на последующих этапах.

Этап закреплений знаний: Обобщение изученного материала является важной задачей этого этапа урока.

Был подведён итог урока: (как работали дети, кто из учеников работал особенно активно) таким образом, считаю, что урок прошёл плодотворно, поставленные цели на уроке были достигнуты.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок родного (хантыйского) языка 5 класс Тема урока: «Время глагола».

Урок  родного (хантыйского) языка 5 классТема урока: «Время глагола»....

Олимпиадные задания по родному (хантыйскому) языку

Олимпиадные задания по родному (хантыйскому) языку для 5-9 классов в условиях обдорского диалекта...

Методический материал по хантыйскому языку (Шурышкарский диалект)

В сборнике представлены тестовые задания для закрепления и проведения текущего, обобщающего контроля, олимпиадных заданий школьников на шурышкарском диалекте хантыйского языка. Тестовые задания включа...

Анализ апробатора по учебному пособию "Хантыйский язык 8 класс" ФГОС

ОБЩЕЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ о качестве учебника. Актуальность и значимость учебника.Соответствие основным нормативным документам (ФГОС, учебному плану, примерным программам, основным направлениям модернизации об...

КИМ по хантыйскому языку, автор Еприна Л.П.

КИМ по хантыйскому языку Текст и задания к КИМу составила учитель ханты языка Еприна Людмила Прокопьевна...

Тесты для обобщающего контроля Хантыйский язык Шурышкарский диалект 5 класс

Контроль знаний является одним из важнейших элементов урока. С его помощью устанавливается обратная связь, позволяющая учителю вести наблюдение за уровнем усвоения учащимися программного материала. Ко...