Урок родного (хантыйского) языка 5 класс Тема урока: «Время глагола».
методическая разработка (5 класс) по теме
Урок родного (хантыйского) языка
5 класс
Тема урока: «Время глагола».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konkursn.urok_.rar | 1.04 МБ |
Предварительный просмотр:
Прасина С.Ф.,
учитель хантыйского языка
(ваховский диалект)
МБОУ Корликовская ОСШ
Урок родного (хантыйского) языка
5 класс
Тема урока: «Время глагола».
Цель урока: создание условий для усвоения временных словообразовательных суффиксов в хантыйском языке.
Задачи:
Обучающие:
- раскрыть особенности постановки вопросов к глаголам и показать способы образования глаголов настоящего, прошедшего и будущего времени в хантыйском языке;
- формировать умения использовать глаголы настоящего, прошедшего и будущего времени в речевых конструкциях;
Развивающие:
- повышать уровень речевого развития учащихся;
- способствовать развитию интереса к изучению родного языка.
Воспитывающие:
- способствовать повышению уровня коллективного взаимодействия;
Тип урока: урок новых знаний.
Форма урока: урок – путешествие.
Структура урока: организационный момент, целеполагание, фонематическая зарядка, актуализация знаний, формирование новых понятий способов действия, выполнение творческих задач, контроль формирований умений и навыков.
Оборудование: урок сопровождает презентация, выполненная в программе PowerPoint, мультимедийный проектор, компьютер, маршрутные листы, карта «Путешествие во времени», карточки с заданиями, карточка с опорными словами, бланк ответов.
Ход урока:
1. Организационный момент. Слайд № 1 (вертолет, Корлики с высоты)
- Пәтявәлытәх, ньәңиқыит! Здравствуйте, ребята! Я приехала к вам из далекого села Корлики, где живут замечательные люди – ханты. И рада вас видеть на уроке хантыйского языка. Предлагаю Вам поприветствовать друг друга на этом прекрасном языке. Слайд 2. (приветствие).
(учитель говорит слово, дети повторяют его: повторили, потом поздоровались с учителем, а теперь повернитесь друг к другу, улыбнитесь и поприветствуйте друг друга). Йәмә төлөхләтәх. Ыл ымлытәх. Садитесь.
- Давайте познакомимся,
- Мäнт вахлы Светлана Федоровна. Меня зовут Светлана Федоровна.
- А сейчас каждый представиться на хантыйском языке как сделала это я.
- начинается со слов Мä нэмäм Света… Слайд 3. (знакомство).
Вот мы с вами познакомились. Слайд 4.пустой
- Целеполагание.
- Ребята, наверное, каждый из вас любит путешествовать. Путешествуя, человек узнает много нового, открывает для себя что-то неизведанное. Я предлагаю вам сейчас отправиться в путешествие по хантыйским стойбищам. Тим котәлнә ньәңиқыит, мәң вәлтох мәх лöхәтәятә мәнлөх.
Дорога нам предстоит дальняя, нас ждет много неизведанного, но, я надеюсь, что мы успешно справимся с ними. У вас на столах уже собран багаж:
1) Маршрутная карта «Путешествие по времени»;
2) Опорные слова;
3) Карточки с заданиями для стойбищ;
и мы готовы отправиться в путешествие. Для путешествия я вам предлагаю средство передвижения хантов – оленя: потому как олень может пройти там, где не проходит техника, не нужен бензин, не ломается, с точки зрения экологии он не причиняет вреда природе.
Найдите на карте значок «Старт», поставьте фигурку оленя. Первое задание покажет нам готовность к путешествию.
- Эймәт вер верлөх. Выполняем первое задание,задание называется «Найди лишнее слово».
Слайд № 5. (Таблица «Найди лишнее слово»).
- Я зачитаю вам слова на хантыйском языке, а вы слушаете внимательно и находите какое из слов в переводе на русский язык является лишним.
Карточка «Найди лишнее слово»
Ики | дедушка |
Ньэникыитонэлтэ ни | учительница |
онэлтэхэлта | учиться |
калэх | внук |
вокы | лиса |
- лишнее слово «учиться».
- Ребята, почему именно это слово лишнее, докажите.
-Это слово лишнее, так как остальные слова – имена существительные, а это слово-глагол.
- Йöрнам атсәтәх. Правильно.
- Сегодня мы будем говорить о глаголе.
Слайд пустой 6
3. Подготовка к восприятию новой теме.
- Что такое глагол? Дайте определение глагола.
(Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы Что делать? Что сделать? )
- Давайте, проговорим эти вопросы на хантыйском языке.
Мөхули верта? Мөхули вервәл?
- А еще, на какие вопросы отвечает глагол?
(Что делал? Что сделал? Что делает? Что сделает? Что будет делать?)
- Правильно.
- Чем отличаются эти вопросы?
- Эти вопросы отличаются тем, что обозначают разные времена глагола.
- Повторите эти вопросы на хантыйском языке.
- Мөхули вервәл? Мөхули верәс? Мөхули вервәл? Мөхули верәкәтәвәл?
(Если ребята затрудняются привести примеры, подсказать «ехал, едет, поедет»)
Вы уже умеете определять времена глаголов на русском языке, а сегодня мы научимся определять времена глаголов на хантыйском.
Слайд № 7. (тема урока).
– Ребята, представим, (учитель показывает рукой) что вы жители стойбищ «Прошедшего, настоящего и будущего времен». А что такое стойбище?
Слайд № 8. «Стойбище». Стойбище - маленькое поселение, обычно располагается в тайге. Состоит из 1—2 хозяйств. На одном стойбище проживают родственные семьи. Они часто приезжают, друг другу в гости. Стойбище расположено по притокам рек и речушек на расстоянии нескольких километров друг от друга.
4. Введение в новую тему.
- Хозяева стойбищ очень близки к природе и всегда готовы прийти на помощь друг другу, бережно относятся к диким и домашним животным, птицам, обитающим в лесах. Мы сейчас отправимся в гости к вам на стойбища. Передвиньте по стрелке оленя на стойбище «Прошедшее время». Слайд № 9 (маршрутная карта)
- Найдите карточки с заданием для стойбища «Прошедшее время».
Послушайте, как правильно выполнить это задание. Вам нужно предложения, записанные на русском языке перевести на хантыйский язык. Вам помогут опорные слова. Приступайте к выполнению задания.
- Проверим задания. Заслушаем представителей стойбища «Прошедшее время».
Проверка выполнения задания на стойбище «Прошедшее время» (отвечают ребята живущие на этом стойбище).
Первый представитель стойбища «Прошедшее время » читает первое предложение на русском языке. А второй в это время записывает его перевод на доске.
(Учитель предварительно разделил мелом доску на три части).
- А теперь послушайте, как оно звучит на хантыйском. (Проговаривает учитель).
- Давайте хором повторим его. (Повторяют все дети)
- Зачитайте второе предложение (учитель проговаривает на хантыйском, повторяют все дети), второй ученик записывает его перевод
-Йәмәки, йәмә ропылтәлтәх. Молодцы, вы хорошо поработали на этом стойбище.
- Двигаемся дальше на стойбище «Настоящее время». Передвиньте оленя.
- Найдите карточки с заданием для стойбища «Настоящее время». Задание выполняете также как и предыдущее задание, но только глагол нужно поставить в настоящем времени.
- Проверим задания. Заслушаем представителей стойбища «Настоящее время».
Проверка выполнения задания на стойбище «Настоящее время» (отвечают ребята живущие на этом стойбище) Зачитываются предложения со стойбища «настоящее время» (на русском затем на хантыйском языке, повторяют все дети).
-Йәмәки, йәмә ропылтәлтәх. Молодцы, и на этом стойбище вы порадовали хозяев..
-Наш путь продолжается.Олени переходят на стойбище «Будущее время». И снова нас ждет испытание. Оно анологично предыдущим заданиям, но глаголы уже будут в будущем времени.
Проверка выполнения задания на стойбище «Будущее время» (отвечают ребята, живущие на этом стойбище).
- Стойбище «Будущее время». Зачитываем предложения, повторяем за учителем по хантыйски.
-Йәмәки, йәмә ропылтәлтәх. Молодцы, и здесь вы показали интерес и стремление в изучении незнакомого языка.
Обобщение.
И так ребята мы прогулялись по стойбищам, давайте вспомним, на какие вопросы отвечают глаголы в прошедшем, настоящем и будущем временах хантыйском языках.
(слайд№ 10 с таблицей «Время глагола в хантыйском языке»).
Учитель проговаривает вопросы на хантыйском языке, дети повторяют за учителем.
- Прошедшее время глагола отвечает на вопрос Мохули верхал?
Время глагола хантыйского языка
Время | Вопрос | Суффикс |
прошедшее | Мохули верхал? | - хäс, - кäс |
настоящее | Мохули вервэл? | - вəлт, - вəл |
будущее | Мохули верэкэтэвэл? | - пәлт, - т |
- Значит времена глаголов можно определять по вопросам. А еще показателями времен глаголов являются суффиксы.
- Посмотрите на таблицу. Покажите суффиксы прошедшего времени. Послушайте как их нужно произнести. (Учитель произносит, дети повторяют). Проводится аналогичная работа с другими суффиксами.
- А теперь найдите эти суффиксы в предложениях которые вы перевели на хантыйский язык и подчеркните их. (Ребята выполняют работу в бланках ответов.)
Учитель ходит проверяет.
Микроитог. Молодцы, и с этим заданием вы справились легко.
- Мы очень хорошо поработали, наше путешествие подходит к концу….. (Нажимаю на кнопку).
Слайд № 11 (Завьюжило, появляется слайд с Лесным духом. Музыка).
- Что случилось? Кто шумит?..... А, это злой лесной дух Кынь Лунк. Он следит за порядком в лесу и не любит посторонних. Интересно, зачем он пришел к то нам на стойбище?
-Мөхуляты нөң тәх йөсән? Учитель спрашивает по хантыйски. Зачем ты пришел.
Лесной дух отвечает (в презентации текст слов лесного духа на хантыйском языке, учитель читает его вслух).
– Мне не нравится, что вы дружны, помогаете друг другу. Легко справляетесь с такими трудными заданиями.
- Ребята, Лесной дух со злости перепутал все слова прошедшего, настоящего и будущего времен, которые были сложены в набирки.
Чтобы дойти до финиша нам необходимо будет разложить снова все слова по своим набиркам (набирки подписаны).
Вы высыпаете из набирки слова и оставляете у себя те слова, которые относятся к вам. Сортировать слова вам помогут эти суффиксы. Слайд № 12.(таблица «Время глагола в хантыйском языке»).
Глаголы других стойбищ передаете им.
- Проверим выполненные задания. Зачитайте, правильно ли вы разложили слова по стойбищам. Дети достают слова из набирок читают их, объясняют, почему они относятся к этому стойбищу, а учитель проговаривает их по хантыйски. А дети вслед за учителем повторяют их. Слайд №13 (Лесной дух, хвалит учащихся)
- Молодцы. Вы правильно выполнили финишное задание. Лесной дух доволен вами, вы не только дружные ребята, но и любознательные ученики. Слайд №14 пустой
РЕЗЕРВНОЕ ЗАДАНИЕ
- Вот и завершилось наше с вами путешествие. Мы с вами сделали шаг в знакомстве с глаголами. Что нового вы для себя сегодня узнали на уроке.
- Мы научились определять времена глагола на хантыйском языке, научились приветствовать друг друга на этом хантыйском языке.
- Я думаю, ваше путешествие по времени продолжится, вы еще много интересного узнаете о глаголе. Я хочу вас поблагодарить за активную работу на уроке. Я пожелаю вам познакомить своих родных и близких со словами приветствия и прощания на хантыйском языке. Если кто –то заинтересовался культурой народа ханты можно найти материал в библиотеках, на сайтах. Сейчас осталось нам попрощаться. А попрощаемся мы тоже по-хантыйски. «Йәмуләм» говорю я вам. (Дети проговаривают хором вслед за учителем) Слайд №15 (Йэмулэм)
На этом наш урок знакомства с хантыйским языком закончен.
Дидактический материал урока
Маршрутный лист жителей стойбища «Прошедшее время»
- В хантыйском языке глаголы прошедшего времени отвечают на вопрос:
Мохули верхал? Мохули верхас? что делал? что сделал?
- Глаголы прошедшего времени образуются с помощью суффиксов: - хас, - хäс, - қас.
- Обратите внимание, что в хантыйском языке глаголы в предложении всегда употребляются на последнем месте.
карточка № 2
Прочитайте текст. Найдите глаголы прошедшего времени. Заполните таблицу.
Время глагола | Вопрос к глаголу | Суффикс глагола | примеры |
прошедшее |
Икиворонтпайэлхал. Дедушка ходил в лес. Лох ка оком вокаликэнкаськась. Он нашел двух маленьких лисят. Лин энкитэн кола мэнхась. Их мама пропала. Икинэ оком вокаликэн йок тухасахэн. Дедушка принес двух маленьких лисят домой. Йокэн лох лина кат верхась. Дома для них он сделал клетку.
Маршрутный лист для жителей стойбища «Настоящее время».
- В хантыйском языке глаголы настоящего времени отвечают на вопрос:
Мохули вервэл? что делает?
- Глаголы настоящего времени в хантыйском языке образуются с помощью суффиксов:
- - вəл, (мяг.основа), - вəл, (твер. основа).
- Обратите внимание, что в хантыйском языке глаголы в предложении всегда употребляются на последнем месте.
карточка № 3.
Прочитайте текст. Найдите глаголы настоящего времени. Заполните таблицу.
Время глагола | Вопрос к глаголу | Суффикс глагола | примеры |
настоящее |
Оком вокалититкатнэвэлвэлт. Маленькие лисята сейчас живут в клетке. Икикылхэлнэлэхэлавэвэл. Внук их кормит. Качэн котэл лэх кутэтэл лохытэвэл. Каждый день чистит клетку.
Маршрутный лист для стойбища «Будущее время»
- В хантыйском языке глаголы будущего времени отвечают на вопрос:
Мохуливерэкэтэвэн? что будешь делать?
- Глаголы будущего времени в хантыйском языке образуются с помощью
суффикса: - қəтəвəл (тверд.основа), - қəтəвəл (мягкая основа), - кəтəвəл (твердая основа), - кəтəвəл (мягкая основа).
- Обратите внимание, что в хантыйском языке глаголы в предложении всегда употребляются на последнем месте.
карточка № 4.
Прочитайте текст. Найдите глаголы будущего времени. Заполните таблицу.
Время глагола | Вопрос к глаголу | Суффикс глагола | примеры |
будущее |
Энэмтилпырнэвокалитикикылхалилнэвокы ката мэлатэ. Когда они вырастут, внук отдаст их на звероферму.
Время глагола хантыйского языка
Время | Вопрос | Суффикс | Пример |
прошедшее | Мөхули верхäс? | - хас, - хäс, - қас |
настоящее | Мөхули вервəл? | - вəл, - вəл |
будущее | Мөхули верəкəтəвəл? | - т, - эт |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 5 классе по теме "Прошедшее время глагола"
Цель данного урока – познакомить пятиклассников с образованием формы прошедшего времени глагола, проверить усвоение ранее изученных тем «Правописание –ться и -тся в глаго...
Тема урока «Время глагола»
Тема урока «Время глагола»Класс 5Образовательные цели урока: Актуализировать сведения о трех временах глагола, формировать умение определять время глагола.Планируемые образовательные результатыПредмет...
УРОК С ПРИМЕНЕНИЕМ ПРОБЛЕМНО-ПОИСКОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ В 7 КЛАССЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ПО ТЕМЕ «ПРОШЕДШЕЕ ВРЕМЯ ГЛАГОЛА. ИЗМЕНЕНИЕ ГЛАГОЛОВ ПО ЧИСЛАМ И РОДАМ»
Цель урока:ü на основе наблюдения и сравнения окончаний глаголов в прошедшем времени сделать вывод об изменении глаголов прошедшего времени по числам и родам.Задачи урока:Образовательные:ü учить точно...
Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по УМК М.М. Разумовской и др. Тема урока: «Времена глагола»
Комбинированный урок с применением технологии смыслового чтения. Тему урока обучающиеся определяют по анаграмме, предложенной учителем. Используется работа в парах, взаимопроверка; составление кластер...
Технологическая карта урока по русскому языку в 5 классе. Тема урока Спряжение глагола.
Основная цель урока-обобщение и расширение накопленных знаний по теме "Глагол". Изучая спряжение глаголов, развиваем на уроке монологическую речь,используя опорные конспекты. Развитию речи...
Конспект урока немецкого языка во 2 классе. Тема урока: «Употребление глаголов в настоящем времени. Особенности спряжения сильных глаголов с корневой гласной «е»».
Цель урока: Создание условий для совершенствования навыков устной речи, чтения вслух, орфографических навыков, формирования и совершенствования грамматических навыков.Задачи урока:Образ...
Открытый урок русского языка в 5 классе Тема урока: Время глагола.
Тип: комбинированный урок.Задачи урока: познакомить учащихся с системой глагольных времён, с её особенностями и образованием, создавая условия для усвоения новых знаний, используя элементы исследовани...