Методический материал по хантыйскому языку (Шурышкарский диалект)
методическая разработка (6 класс)
В сборнике представлены тестовые задания для закрепления и проведения текущего, обобщающего контроля, олимпиадных заданий школьников на шурышкарском диалекте хантыйского языка. Тестовые задания включают в себя задания, в соответствии с требованиями программы по хантыйскому языку. Материал подобран таким образом, чтобы обеспечить возможность одновременной проверки усвоения курса по всем его составляющим: лексика, фонетика, словообразование, грамматике в соответствии с требованиями обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metod_material_na_konkurs_rodnoy.docx | 31.46 КБ |
Предварительный просмотр:
Тесты по хантыйскому языку Серасхова Э.П.
Содержание
Пояснительная записка …………………………………………………………..3
Тестовые задания по хантыйскому языку ………………………………………6
Проверочные работы на знание хантыйской лексики …………………………13
Заключение ………………………………………………………………………17
Пояснительная записка
Цель данного методического материала – помощь учителю родного языка в организации обобщающего контроля по курсу хантыйского языка.
В сборнике представлены тестовые задания для закрепления и проведения текущего, обобщающего контроля, олимпиадных заданий школьников на шурышкарском диалекте хантыйского языка. Тестовые задания включают в себя задания, в соответствии с требованиями программы по хантыйскому языку. Материал подобран таким образом, чтобы обеспечить возможность одновременной проверки усвоения курса по всем его составляющим: лексика, фонетика, словообразование, грамматике в соответствии с требованиями обучения.
Структуру теста образуют следующие части:
- грамматическая тема и ее подразделы;
- содержание проверяемых умений с указанием уровня их сложности;
- задания, соответствующие сформулированному уровню умений;
- баллы за каждое задание;
- оценка умений учащихся.
Грамматический материал представлен по темам «Словообразование», «Части речи», «Предложение».
Являясь оперативным средством проверки знаний и умений учащихся, тесты помогают, с одной стороны, установить способ приобретения знаний, с другой – определить пути устранения пробелов в знаниях учащегося и наметить те индивидуальные средства работы с учеником, в которых он нуждается для формирования необходимых умений и навыков. Данные тесты могут быть средством контроля, коррекции и обучения.
Задания на нахождение одного или несколько правильных ответов нацелены на лингвистическое развитие учащихся, формирование у них контроля и самоконтроля над использованием явлений хантыйского языка в речи.
Типизация заданий («Впиши», «Укажи стрелками», «Заполни пропуски» и др.) а также способ их предъявления, рассчитан на непосредственное решение теста, позволяет ученику быстро выполнить задания, а учителю – оперативно проверить их.
Система начисления баллов за каждое задание и за тест в целом, которая предлагается учителю, помогает оценить степень усвоения тем, ее разделов:
«2» - тема не усвоена;
«3» - тема усвоена удовлетворительно;
«4» - тема в целом усвоена хорошо;
«5» - тема усвоена практически полностью.
За каждый правильный ответ зачисляется один балл. Число набранных баллов исчисляется от количества заданий и правильных ответов.
Менее 5 баллов – «2»,
От 6 до 9 баллов – «3»,
От 10 до 15 баллов – «4»,
От 15 до 20 баллов – «5».
В проверочных работах упор сделан на знание лексики хантыйского языка. Умение грамматически правильной форме выполнить перевод слова с указанием суффиксов.
Проведена апробация тестовых заданий 2016 год. Педагогическая целостность и системность продукта: наличие и полнота обслуживающего дидактического материала, заложенные возможности для организации учебной деятельности. Имеет место и необходимость использования данного материала в условиях:
- организации индивидуальной работы с детьми слабоуспевающими по отработке изученного материала на другом содержании, с целью повышения мотивации;
- как дополнительный материал к урокам родного хантыйского языка;
- дидактический материал разнообразный, доступный в понимании, достаточно интересный и познавательный;
- реализуются планируемые результаты, заложенные примерной основной образовательной программой по родному языку. Педагогическая эффективность: Продуманность и тщательность исполнения.
Соответствует реализации образовательных, воспитательных, развивающих целей обучения. Обоснованность структуры и логики изложения материала, взаимосвязь отдельных тем. Соответствует возможности для репродуктивной деятельности учащихся. Соответствует возможности осуществления уровневой дифференциации и индивидуализации обучения.
Сбалансированность теоретического и практического материала:
- соответствует возможности для развития интеллектуальных, творческих способностей обучающихся;
- соответствует возможности для самостоятельного изучения учебного материала по родному хантыйскому языку, для прочного усвоения знаний обучающимися;
- материал соответствует для организации контроля за усвоением знаний обучающимися и самоконтроля, для углубленного изучения родного языка, для развития интереса к предмету.
- методический материал соответствует для организации тематического и заключительного повторения по предмету «Родной язык»
Универсальный характер пособия позволяет использовать тесты в процессе обучения языку начиная с начальных классов, а также в ходе проверки знаний учащимися той или иной темы на разных этапах овладения хантыйским языком. Такая форма работы позволяет учителю оперативно вносить коррективы в последующее планирование учебного процесса.
Тесты рекомендуются учителям, обучающимся, родителям, тем, кто самостоятельно изучает хантыйский язык.
ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ
Тест №1
1. Ханты яснев финно-угорской группая рута луӈатла. (укажи стрелками
1.Прибалтийско-финнской ясӈат а) карелат ясан, эстонской ясан
2.Пермско-угорской ясӈат б) ханты ясан, манси ясан
3.Обско-угорской ясӈат в) саран ясан, удмуртат ясан
2. Муй арат ханты ясаӈ падеж таял?
а) катн б) хулм в) нял г) вет
3.Опи, анки, ащи, яй, аки, осхи – сит…
а) рут хоятат б) рут ясӈат в) синонимат
4.Маты ясаӈ атэл?
а) ан б) пут в) пасан г) нялы
5. Инсясты ясӈат падеж сирн ханши (укажи стрелками)
1.Основной падеж а) Хоя? Муя? Хольта?
2.Дательно-направительный п. б) Хой? Муй?
3.Местно-творительный п. ? в) Хойн? Муйн? Хун? Хота?
6.Посталан падеж сирн там ясаӈ: 1.вошн, 2. курта
а) М-т. падеж б) Д-н. падеж в) О. падеж
7.Порядковой числительной ясаӈ уйталан
а) нялкем б) ветмет в) хут г) ветхощяӈ
8. Маты ясан существительной нэм таял?
а) хоп б) хопаӈ в) хопитты г) хопшат
9. Амаматси мошталан: Унт куща, мув куща – муй сит?
а) ланки б) шовар в) лэпак г) мойпар
10. Там ясӈат ясаӈ пелак сирн мошталан: (укажи стрелками)
1. Глагол а) лув
2. Прилагательной нэм б) якты
3. Числительной нэм в) хус
4. Нэм юкан ясан г) нопсаӈ
11. Там ясан русь ясна перты: Уталтылам
а) работаю б) учусь в) делаю г) пишу
12. Русь яснӈа хащам пора перты: Ма воша яхсам.
а) Я поехал в город б) Я ездил в город в) Я поеду в город г) Я приехал из города
13. Муй арат питл: Ветхощяӈ понты хут питл….
а) хус б) ярхус пела ит в) хусолаӈмет г) холмаӈ пела ит
14. Тохлаӈ воит сусн холта манлат?
а) хошам мува б) овс мува в) нюрм мува г) нум мува
15. Р. Ругин маты куртан сэма питас?
а) Лорвош б) Ханты-Питлор в) Поравт г) Хашкурт
Тест №2
1. К каким частям речи относятся слова?
а) ма - б) пилн - в) пасан - г) вотаӈ - д) верты –
2. Найдите предложение с глаголом повелительного наклонения:
а) Похие, мана, ийӈк тува!
б) Тамхатӆ шеӈк ям!
в) Сус пора ёхтас.
г) Ампат камн хоратлат.
3. Подберите антонимы к прилагательным (укажи стрелками)
1.ям а) хулэӈ
2.ӆаварт б) атам
3.ай в) нови
4.путы г) ун
5.сыстам д) кен
4.Распределите слова по тематическим группам
Опи, охсар, лыпат, сос, аньхи, холап, мурах, сух, сумат, апси, ӆоӆмах, хоп.
1.Родственники: ____________________________________________________
2.Растения: ________________________________________________________
3.Животные: _______________________________________________________
4.Рыболовство: _____________________________________________________
5.Найдите лишнее слово в тематической группе слов
а) сах, вай, молсяӈ, кеш, охшам.
б) мойпар, охсар, шовар, ӆаӈки, амп.
в) опи, аси, леккар, аӈки, сяси, яй.
г) эӆты, пиӆн, утн, еӆпийн, нумпийн
6.Определите от какого имени существительного образовались следующие глаголы
1.верты __________________________________
2.потартты _______________________________
3.якты ___________________________________
4.ариты __________________________________
5.монсьты ________________________________
7.Вставьте послелог в нужной форме
1.Ма асем ______________________хоӆпиты манӆам.
2.Школа _______________________ ёхи шушлам.
3.Юш _________________________ сора ӆохн хатмилув.
4.Хот _________________________ юхат энамлат.
8.Переведи предложения на русский язык
1.Муӈ мосман па шавиман рут ясӈев тайӆэв.
__________________________________________________________________
2.Рут ясӈен ат-ки уятлэн, ошаӈа ат йиӆан.
__________________________________________________________________
9.Определите предложение в прошедшем времени
а) Муӈ унта яхсув.
б) Шек утн умась.
в) Там хатл наяӈ
Тест №3
1.Муй вопросат глагол тайл? На какой вопрос отвечает глагол?
а) муйсыр? б) муй хорпи? в) муй верас? г) холта?
2.Атэл ясан уйта? Найди лишнее слово?
а) потты б) потам в) потарты
3.Найдите глагол в двойственном числе
а) верты б) версаман в) вертлув г) верас
4.Какое слово называет действие предмета?
а) руваӈ б) руваӈа йис в) рув
5. Как образуются формы прошедшего времени?
а) от основы глагола с помощью суффикса «с»
б) от основы глагола с помощью лично-притяжательных суффиксов
в) от основы настоящего времени с помощью лично-притяжательных суффиксов
6. К какому глаголу принадлежит форма настоящего времени манлам
а) манты б) маты в) матты г) манаты
7.Какое слово в данном предложении обозначает действие предмета?
Ланки юх хуват наварл.
а) первое б) второе в) третье г) четвертое
8. Сколько типов спряжений в глаголе? Как они называются?
__________________________________________________________________
9.Определите спряжение в предложениях
1. Ма книга лунатлам. ______________________________________________
2. Там ухал верлэм. _________________________________________________
10. Сколько наклонений имеет глагол? _____________________________
Перечислите ______________________________________________________
11. Распределите слова по типу наклонений:
Мана, вертэн, ханши, понтэман, понлэл, сютсясам лулн, ёхатсан ки, версам, омастан, няхӆам
Изъявит. Условное Повелит. Неоч.действие
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
12. Найдите предложение с глаголом повелительного наклонения:
а) Похие, мана, ийӈк тува!
б) Тамхатӆ шеӈк ям!
в) Тови пора ёхтас.
г) Ампат камн хоратлат.
13.Запишите глагол в правильной форме с помощью суффикса. (В скобках глагол стоит в неопределенной форме)
Овас мува тови _______________________(ёхатты).
Няврэмат камн_________________________ (ётты).
Эвеӈан акань________________________ (ёнтты).
Яйем вошн ___________________________(уӆты).
Муӈ яма _____________________________(утаӆтыты).
Хуӆ веӆты ёх ________________________(веӆпасӆаты).
Аӈки эви пиӆн рыха___________________ (яхты).
14.Атэӆ ясаӈ уйтаты (сюртаты). Найди лишнее слово в тематической группе слов (подчеркните)
а) мойпар, охсар, амп, шовар, сос
б) ернас, хот, мил, пос, охшам
в) ёхан, соим, ӆор, унт, щарс
15.Ясӈат арт сирн понаӆан (и ясаӈ атэӆ). Соотнесите, определив число имени существительного (одно слово лишнее)
1) няврэмат а) двойственное число
2) пасан б) множественное число
3) посӈан в) единственное число
4) сумат
16.Хоят мосты пормас. Соотнесите: профессия = предмет
1.Ӆеккар нэ а) тынсяӈ
2.Вой веӆты ёх б) портун
3.Вуӆы шавиты ёх в) сэсы
17.Глагол уйтаты. Найдите глагол
а) рупата б) рупитты ёх в) рупитты г) рупатаяӈ
18.Уйтаӆан муй тыӆащ эӆты ханшам потар. Ӆуӈтаты па тыӆащ нэм ханшаты. О каком месяце говорится в тексте. Прочитайте и запишите название месяца на родном языке
Иськия йис. Ӆось рав питс. Хатӆат вана йисат. Йиӈк лотат потсаит. Тохӆаӈ воит хошам мува матсат. Унт воит таӆ кеша лэсятысат, сопас версат.
__________________________________________________________________
19. Предложенияит рущ ясӈа пертаты. Переведите предложения на русский язык
а) Ма яма утаӆтыӆам. _______________________________________________
б) Нын муй верӆаты? _______________________________________________
в) Муӈ ар рых па толх акатсув.________________________________________
ПРОВЕРОЧНЫЕ РАБОТЫ на знание лексики хантыйского языка
Проверочная работа №1
1.Запиши число
__________________________________________________________________
2.Распредели слова: эви, пасан, няврэм, похӈан, апси, нянь, мил, ԓов.
Хой?______________________________________________________________
Муй?______________________________________________________________
3.Запиши слова в двойственном числе:
Кат сэм, кат ёш, кат кур, кат юх, кат ан.
____________________________________________________________________________________________________________________________________
4.Запиши прилагательные на родном языке:
Хот путарн (длинный) сув ӆоиӆ. (Сильный) вот поӆаӆ. Маша (красивое) ернас ӆумтас. Куртан (деревянные) хотат омасӆат. Апсем (маленький) ухалн хатмийӆ.___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5.Ответь на вопросы полным ответом:
Пох муй верӆ? __________________________________
Аӈки муй верас?________________________________
Эви муй верты питаӆ? __________________________________
Хатӆ муй хорпи?_______________________________________
6.Переведи текст, подчеркни главные члены предложения и поставь вопрос.
Няврэмат библиотекая яхсат. Сита ар книга ватсат па луӈатсат. Толя хорамаӈ книга вус. Анна ребусат па кроссвордат вус. Муӈев шек ям библиотекая яхты.____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Переведи на русский язык. Распредели, какой предмет важен для профессии: (укажи стрелками)
Хоӆап – леккар –
Портон – утаӆтыты нэ -
Нэпек – хуӆ веӆ ху -
Ан – ӆэтот каварты нэ -
Пормас – ӆапка нэ –
Проверочная работа №2
1.Тылщат ханшаты. Переведи названия месяцев.
Сентябрь ___________________________________________
Декабрь ____________________________________________
Март _______________________________________________
Октябрь ____________________________________________
2. Ханшаты ат-хатл шуп. Запишите части суток.
Утро ________________________________________
День ________________________________________
Вечер _______________________________________
Ночь________________________________________
3. Амаматси русь ясӈа толмащи.па уйты. Переведи загадки на русский язык и разгадай.
Ил оӆаӆ калащ, нох лояӆ пасан. Муй сит?
__________________________________________________________________
Ёш ант таяӆ, па хашӆ. Муй сит?
__________________________________________________________________
4. Перечисли на родном языке. Ёлн тайты воит. Домашние животные.
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
5. Перечисли на родном языке. Унт воит. Дикие животные.
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
6.Перечисли на родном языке. Тохӆаӈ воит. Птицы.
__________________________________________________________________
Проверочная работа №3
Ханша ясан па русь ясна перты (Допиши слово и переведи)
1.Наӈ ал пала. Сит лут, ма иси лув элтеӆ …
_____________________________________________________________
2.Муй вой утн яӈхал, шеӈк ликаӈ па … (муй сит?)
______________________________________________________________
3.Ай воие хопшат ернас тайл, хот пуналан наварал, нянь шукат … (муй сит?)
_______________________________________________________________
4.Там тохлан вой кашан хоятна уятла, лув лэваса увал. Питы палнат касялал, хул юха пурламал па еллы … (муй сит?)
_________________________________________________________________
_______________________________________________________________
5.Анта амп, элел хопшат, анта охсар, па воит … (муй сит?)
______________________________________________________________
6.Ёвра сэмпи воие хот ант таил, лув шек такан наварал, юх кар…. (муй сит?)
______________________________________________________________
__________________________________________________________________
7.Анта ош, анта кати, туп хошам хоптан тайл. Лунн хопшат, талн …(муй сит?)
________________________________________________________________
Таӆ тылсят нох ханши:
1.________________________________________________________________
2.________________________________________________________________
3._______________________________________________________________
Проверочная работа №4
Слова в скобках переведи на родной язык в нужной форме:
1.Ун анки (сказку) манем (рассказывает).
2.Тухал тахаит (вода) лотат енка (замерзают).
3.Опи, йиӈка (сходи)!
4.Асем (в лесу) вой веԓман ул.
5.Овс мувев (озерами, реками, протоками, морями) тасяӈ.
6.Там пох шеӈк (сильный, ловкий, выносливый).
7.(Лесной) вой хоят элты (боится).
8. Эвиеӈан письмо яена (пишут (дв.ч.).
9.(Наша) школаев ям па (красивая).
Переведи пословицы на русский язык:
1. Хой ант рупитал, сит ат ԓэԓ!
__________________________________________________________________
2. Кашиӈ щищки лув тыхԓэԓ ван, кашиӈ хоят лув улты мувеԓ щяль.
__________________________________________________________________
3. Ин верты верен халэвта ал хайи, тамхатл верты-ки рахал!
__________________________________________________________________
4. Нялменан ал тэрматыя, верэн эталтыя!
__________________________________________________________________
5.Талн лось куԓ, луӈан йинк ар.
__________________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно-методический материал по русскому языку. Контрольные работы
Предлагаемые разработки контроля знаний и умений для 5-7 классов, созданные на основе федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования, включают в себя разн...
Методический материал по немецкому языку (второй иностранный) для 7 класса
Методический материал по немецкому языку (второй иностранный) для 7 класса представляет собой- технологическую карту урока по теме "Мир чисел";- индифидуальный раздаточный материал по теме "Свободное ...
Учебно-методический материал по английскому языку по теме "Разделительный вопрос"
Презентация по теме "Разделительный вопрос" для 5 класса...
Учебно – методический материал по английскому языку для обучающихся всех профессий СПО на тему « Описание внешности человека»
Настоящий учебно – методический материал предназначен для студентов всех профессий СПО, изучающих содержание основного модуля по темам: «Описание людей (внешность, характер, лично...
Методический материал учителя русского языка и литературы Руденко Елены Сергеевны
На странице сайта МАОУ СОШ № 10 расположен методический материал учителя русского языка и литературыРуденко Елены Сергеевны...
Учебно-методический материал по русскому языку. Проверочные работы по русскому языку в 6 классе по теме: «Имя числительное»
Тексты, в которых необходимо вставить пропущенные буквы, расставить знаки препинания и записать числительные словами. Можно использовать в качестве диктанта....
Тесты для обобщающего контроля Хантыйский язык Шурышкарский диалект 5 класс
Контроль знаний является одним из важнейших элементов урока. С его помощью устанавливается обратная связь, позволяющая учителю вести наблюдение за уровнем усвоения учащимися программного материала. Ко...
- Мне нравится (1)