Анализ апробатора по учебному пособию "Хантыйский язык 8 класс" ФГОС
учебно-методическое пособие
ОБЩЕЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ о качестве учебника. Актуальность и значимость учебника.
Соответствие основным нормативным документам (ФГОС, учебному плану, примерным программам, основным направлениям модернизации образования).
Соответствие основному педагогическому назначению и возрастным особенностям обучающихся. (Соответствует педагогическим требованиям, учитывает индивидуальные возрастные, психологические и физиологические особенности обучающихся, роль и значение видов деятельности и форм общения при определении образовательновоспитательных целей и путей их достижения)
Педагогическая целостность и системность продукта (наличие и полнота обслуживающего дидактического аппарата, заложенные возможности для организации различного рода учебной деятельности, заложенные возможности для индивидуализации обучения).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
8kl._dnevnik_aprobatora.doc | 204.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ДНЕВНИК-ПРОТОКОЛ
АПРОБАТОРА-ЭКСПЕРИМЕНТАТОРА
ФИО, должность: Серасхова Эльвира Прокопьевна, учитель родного (хантыйского) языка
Регион, город, школа: ЯНАО Шурышкарский район с.Питляр МБОУ ПСОШ «Образовательный центр»
Анализ учебника по родной (хантыйский) язык для 8 класса
предмет
Автор (ы): М.А. Рачинская, Н.С. Аляба, Л.П. Еприна
Учебники предназначены для обучающихся: _для детей коренной национальности народа ханты _
Написан в соответствии с примерной программой учебного предмета Родной (хантыйский) язык (Шурышкарский диалект), авторы: М.А. Рачинская, Н.С. Аляба, Н.Д.Вальгамова, Л.П. Еприна; рассчитанной на __34 часа.
Методические рекомендации к учебнику «Хантыйский язык (Шурышкарский диалект).8 класс» - авторы: Н.Д.Вальгамова, Э.П. Серасхова, Л.Г. Возелова
Используется для преподавания курса родной (ханты) язык в 8 классе обучающимся
предмет
__________________________детей национальности ханты
специфика контингента обучающихся
в объеме 34 часов (1 час в неделю).________________________
кол-во часов на предмет по учебному плану школы
I. ОБЩЕЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ О КАЧЕСТВЕ УЧЕБНИКА
РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ДОРАБОТКЕ
Актуальность и значимость учебника.
Соответствие основным нормативным документам (ФГОС, учебному плану, примерным программам, основным направлениям модернизации образования).
Соответствие основному педагогическому назначению и возрастным особенностям обучающихся. (Соответствует педагогическим требованиям, учитывает индивидуальные возрастные, психологические и физиологические особенности обучающихся, роль и значение видов деятельности и форм общения при определении образовательновоспитательных целей и путей их достижения)
Педагогическая целостность и системность продукта (наличие и полнота обслуживающего дидактического аппарата, заложенные возможности для организации различного рода учебной деятельности, заложенные возможности для индивидуализации обучения).
Имеет место и необходимость использования данного учебника в условиях:
- если есть обучающиеся из других стран (Украина, ближнее зарубежье) организации индивидуальной работы с детьми слабоуспевающими по отработке изученного материала на другом содержании, с целью повышения мотивации;
- как дополнительный материал к урокам;
- дидактический материал разнообразный, доступный в понимании, достаточно интересный и познавательный;
- реализуются планируемые результаты, заложенные примерной основной образовательной программой
Педагогическая эффективность.
Продуманность и тщательность исполнения.
Общий вывод о пригодности для использования в практике работы школы, рекомендуемая область применения и направления доработки.
Подпись учителя-апробатора __
Дата «28» _мая 2020 г.
I. Оценка содержания учебного материала по главам
- Название глав: Лексические темы: «Традиции воспитания», «Моя автобиография»
- Оценка текста глав (структура, содержание, язык)
2.1. Научный уровень | Соответствие ФГОС ООО | Соответствие |
Соответствие ведущим методологическим подходам и концепциям данной науки | - обучение с учетом регионального компонента, детей народа ханты - обучение ориентировано на достижение планируемых результатов и развития желания у детей учиться | |
Обоснованность и корректность использования научного аппарата: понятий, правил, определений, формулировок, теоретических положений и т.п. | Материал понятен, доступен в поминании | |
Соответствие материала дидактическим принципам обучения: научности, последовательности, системности, наглядности, доступности и др. | Все перечисленные качества имеются. Материал ориентирован на достижение цели и основного результата образования - развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира. | |
Направленность на реализацию образовательных, воспитательных, развивающих целей обучения | Способ предъявления учебного материала направлен на установку личностного, метапредметного и предметного аспектов. | |
Обоснованность структуры и логики изложения материала, взаимосвязь отдельных глав | Уроки строятся с постановки коммуникативной задачи, на доступном и конкретном материале. | |
Полнота и лаконичность изложения | Материал конкретизирован в соответствии с требованиями ФГОС НОО, учитывающий региональные, национальные и этнокультурные особенности народов Севера. | |
Возможности для репродуктивной деятельности учащихся | Репродуктивность в УМК является закономерным результатом стратегии данного процесса обучения. Актуальная деятельность строится по принципу «аванса», когда накопленные знания становятся необходимыми в будущем их применении. | |
Возможность для реализации межпредметных связей | Направленность заданий (лексические темы) на развитие логики способствует формированию УУД. | |
Соответствие возрастным и психологическим возможностям обучающихся | Новообразования, характеризующие возрастным и психологическим уровнями, направлены на умение применять знания в коммуникативной ситуации, умение осознавать свое незнание, находить причину ошибки, проявлять самостоятельность и корректировать свою деятельность. | |
Возможности осуществления уровневой дифференциации и индивидуализации обучения | Учащиеся являются активными участниками процесса обучения при создании условий дифференциации и индивидуализации. Предполагается: сохранность и поддержка индивидуальности обучающего; предоставление возможностей каждому учащемуся работать в присущем ему темпе; создание условий для обязательной успешной деятельности; обучение в зоне «ближайшего развития», обеспечение своевременной помощи каждому ученику при возникновении трудностей обучения; создание условий для реализации творческих возможностей школьника. | |
Сбалансированность теоретического и практического материала главы | Теория лежит на поверхности учебного материала, которая легко применима на практике. | |
2.2. Значимость для развития личности обучающегося | Направленность на формирование научного мировоззрения, иерархии ценностей, способностей к социальной адаптации и практической деятельности | Подбор текстов формирует научность мировоззрения и практическую деятельность обучающихся. |
Возможности для развития интеллектуальных, творческих способностей | Задания, тексты и упражнения не совсем позволяют развить интеллектуальные и творческие способности учащихся, т.к. задания часто попадают однотипные (на достаточном уровне). | |
Возможности для развития нравственной и эмоционально-чувственной сферы личности ребенка | Содержание текстов позволяет развить эмоциональную сферу личности обучающегося. | |
Возможности для самостоятельного изучения учебного материала | Имеются, если у учащегося сформировано умение планировать и контролировать свою деятельность | |
Возможности для прочного усвоения знаний обучающимися | Подбор заданий предполагает «натаскивание» по учебному материалу (для усвоения слов). | |
Возможности материала для организации контроля за усвоением знаний обучающимися и самоконтроля | В учебнике имеются задания для контроля деятельности учащихся | |
2.3. Познавательность материала | Наличие текстов расширяющих кругозор, углубляющих понимание и обобщающих знания обучающихся | Достаточно |
Направленность на развитие познавательной, активности обучающихся | Предполагаются тексты и задания на развитие познавательной деятельности учащихся. | |
Возможности для пополнения практического опыта ребенка | Содержание многих произведений дают возможность приобретения жизненного опыта Диалоги, лексические темы расширяют кругозор в жизни коренных народов | |
Возможности для углубленного изучения предмета | Соответствует базовому уровню. | |
2.4. Занимательность изложения | Возможности для развития интереса к предмету | Методика обучения ориентирована на формирование компонентов учебной деятельности, развитие умения и желания учащихся мотивировать интерес к предмету |
Увлекательность изложения | В содержании текстов поддерживается интерес учащихся. | |
Привлекательность для самостоятельного изучения | Если мотивировать ребенка, то да с применением дополнительных материалов или из жизненного опыта | |
Соответствие возрастным особенностям обучающихся | Обучение строится с учетом психологических доминант этого возрастного развития | |
2.5. Язык изложения | Ясность, точность, лаконичность в изложении учебного материала, четкость формулировок | На достаточном уровне |
Яркость и образность изложения | На достаточном уровне | |
Использование общепринятой терминологии, символики и условных обозначений | Используется | |
Замечания относительно языка изложения | Шурышкарский диалект доступен для изучения учащимися 9 кл | |
2.6. Особенности оформления | Целесообразность расположения иллюстраций | На достаточном уровне |
Цветовая гамма и шрифтовое оформление текста | Соответствие возрастным особенностям обучающихся | |
Использование условных обозначений | Имеются, принимались во внимание учениками 9 кл | |
Выделение основного и дополнительного материала | Имеется на достаточном уровне |
- Оценка методической схемы (методические подходы, опора на современные педагогические технологии)
3.1. Методические подходы | выраженность мотивационного компонента | Имеет место |
целесообразность методики изложения материала | Соответствует возрасту | |
Возможность для сочетания различных видов деятельности: индивидуальной, групповой, коллективной | Содержание учебника предполагает предложенные виды деятельности | |
Возможность для формирования навыков самообразования | Возможно, если обучающийся заинтересован | |
Возможность для осуществления репродуктивной деятельности учащихся | Есть | |
Возможности материала для организации тематического и заключительного повторения | Имеет место | |
Возможность диалогического изложения материала | Скорее да! | |
отражение внутрипредметных связей | Имеется | |
3.2. Опора на педагогические технологии | Возможности для реализации личностно ориентированных технологий развития | Есть |
Возможности для реализации практической и лабораторной деятельности | Практической | |
возможности для организации экспериментальной, поисково-исследовательской деятельности | Имеется | |
Возможности для организации проектной деятельности | Имеется | |
Возможности для реализация проблемного обучения | Есть | |
Возможности для организации совместной работы обучающихся | Да | |
Возможности для дифференциации и индивидуализации обучения | Имеется |
- Оценка дидактического аппарата (вопросы и задания; иллюстративный ряд, включая схемы, таблицы, графики; справочный аппарат)
4.1. Вопросы и задания: их достаточность и качество | для изучения и закрепления материала | Достаточно |
для углубления знаний и обобщения материала | На уровне обобщения | |
Для дифференциации обучения | Достаточно | |
для организации практической деятельности | Да | |
для организации самостоятельной работы | Достаточно | |
Для организации контроля за усвоением знаний | Имеется | |
для самоконтроля, самооценки | Скорее да | |
Какие вопросы и задания по трудности не соответствуют данному возрасту, почему | Соответствуют | |
Какие вопросы и задания необходимо дополнительно включить в главу, почему | Задания на отработку усвоения монологической, диалогической лексики | |
Какие вопросы и задания необходимо удалить из главы, почему | __ | |
4.2. Иллюстративный ряд, в том числе схемы, таблицы, графики | соответствие образовательным, воспитательным и развивающим целям и задачам | Соответствует |
соответствие возрастным особенностям обучающихся | Соответствует | |
Содержательная, эстетическая и психологическая значимость иллюстраций | На достаточном уровне | |
соответствие современным технологиям обучения | Соответствует | |
Возможности для усиления наглядного восприятия | На достаточном уровне | |
обоснованность и целесообразность расположения иллюстраций | В норме | |
Цветовая гамма иллюстративного ряда | В норме | |
Достоинства иллюстративного ряда главы | Яркость, четкость изображений | |
Недостатки иллюстративного ряда главы | _ | |
4.3. Справочный аппарат главы | наличие и достаточность | На достаточном уровне |
обоснованность и целесообразность использования | Влияние времени | |
Возможности для формирования навыков работы со справочной литературой | Имеются | |
Достоинства справочного материала | Точность изложения | |
Недостатки справочного материала | Лексическое значение слов |
- Комментарии, дополнения, примечания по оценке материала главы
5.1. Мнение, замечания и предложения по пройденному материалу главы | Какой учебный материал наиболее эффективно позволяет развивать мотивацию к учению, повышает интерес к предмету и расширяет кругозор, формирует навыки самообразования | Научные статьи, лексические темы |
Какой материал наиболее эффективно способствует формированию у обучающихся самостоятельного, творческого, аналитического мышления, развитию способности к сравнению, обобщению и т.д. | Аудирование, диалоги | |
Какой материал главы, в большей степени позволяет осуществлять уровневую дифференциацию и индивидуализацию обучения, способствует созданию ситуации успеха для каждого ребенка | Дидактический материал двух уровней сложности | |
Присутствуют ли ошибки в изложении материала, и каков их характер | _______ | |
Какой материал главы усваивается хорошо, эффективно способствует учебным достижениям обучающихся, почему | Правила в рамках | |
Какие темы главы усваиваются плохо и почему | В зависимости от языковой подготовки учащихся | |
Какие темы главы нуждаются в коррекции, доработке и почему | ______ | |
Каким материалом целесообразно дополнить содержание главы и почему | Проверь себя (тесты, вопросы, значение слов) | |
Какой материал главы целесообразно удалить и почему | ________ | |
В чем проявляются наиболее яркие учебные достижения обучающихся при изучении материала главы | Работа над лексическими темам (проекты) | |
Наиболее характерные трудности, возникающие у обучающихся в процессе освоения материала главы | Строить предложения на хантыйском языке. Полно отвечать на вопросы. | |
Наиболее характерные трудности, возникающие у учителя в процессе работы с материалом главы | _______ | |
В какой методической помощи нуждается учитель при работе с материалом данной главы | _______ |
II. ОБЩИЕ ОЦЕНКИ И ВЫВОДЫ О НАУЧНОМ УРОВНЕ
И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ АПРОБИРУЕМОГО УЧЕБНИКА
- Соответствие программе. Объем содержания учебника в целом _____________соответствует ______________________________________
соответствует, не соответствует
программе. Нуждается в коррекции объем следующих тем (глав) учебника: -
- Учебные достижения обучающихся, при обучении по данному учебнику в целом не отличаются от обычно достигаемых результатов.
не отличаются от, хуже, лучше
Основные наблюдающиеся различия состоят в следующем: _______________
и могут быть объяснены тем, что _______________________________________
- Какой материал учебника в большей степени способствовал достижению качественно новых успехов учеников _________________________________
4. Оценка текста учебника.
4.1. В научном отношении изложение материала _______соответствует_____
соответствует, не соответствует
современным общепринятым подходам и трактовкам. Научный аппарат в целом ______адекватен______________ стоящим учебным целям и задачам; уровень
адекватен, неадекватен
сложности и глубины изложения ________обоснован______________________.
обоснован, необоснованно завышен (занижен, огрублен)
Материал изложен ___грамотно аккуратно _.
грамотно и аккуратно; небрежно (с ошибками, с большим количеством ошибок)
4.2. Доступность текста. В целом текст _____доступен________ пониманию
доступен, труднодоступен
обучающихся данного возраста. Языковые средства, лексика выбраны удачно.
удачно, неудачно
Достоинствами текста учебника являются: оформление учебника
Основные замечания сводятся к следующим: __________________________
4.3. Познавательность и занимательность изложения. Для учебника в целом характерна сбалансированность учебного материала академического характера с проблемным материалом, имеющим социальную и личностную значимость.
В учебнике:__достаточно доступных и интересных обучающимся текстов,
много, мало, достаточно
__достаточно текстов, расширяющих кругозор обучающихся,
много, мало, достаточно
__достаточно текстов, заданий, углубляющих понимание,
много, мало, достаточно
__достаточно текстов, обобщающих знания обучающихся,
много, мало, достаточно
_достаточно развивающих текстов и заданий,
много, мало, достаточно
5.Оценка дидактического аппарата учебника.
5.1. Вопросы и задания. В учебнике вопросов и заданий для:
- отработки и закрепления материала __достаточно , их подбор является
много, мало, достаточно
__продуманным , качество исполнения _средним ;
продуманным, случайным высоким, низким, средним
- углубления и обобщения материала ___среднее , их подбор является
много, мало, достаточно
____________________________, качество исполнения _____________________________;
продуманным, случайным высоким, низким, средним
- формирования навыка работы с информацией достаточно , их подбор
много, мало, достаточно
является ________________________, качество исполнения _________________________;
продуманным, случайным высоким, низким, средним
- организации деятельности практического характера ___________________________, их
много, мало, достаточно
подбор является ___________________, качество исполнения _______________________;
продуманным, случайным высоким, низким, средним
- организации самостоятельной работы _________________________________, их подбор
много, мало, достаточно
является _______________________, качество исполнения _________________________;
продуманным, случайным высоким, низким, средним
- организации проектной деятельности __________________________________, их подбор
много, мало, достаточно
является ________________________, качество исполнения _________________________;
продуманным, случайным высоким, низким, средним
- самоконтроля, самооценки ___________________________________, их подбор является
много, мало, достаточно
_______________________________, качество исполнения __________________________.
продуманным, случайным высоким, низким, средним
5.2. Иллюстративный ряд учебника в целом подобран _____удачно.
удачно, неудачно
Его достоинствами являются: ____схемы, таблицы, правила___
Основные замечания сводятся к следующим: ____нет
5.3. Справочный аппарат в учебнике _присутствует_, составлен в основном
присутствует, отсутствует
________________________________________, позволяет решать следующие
грамотно (небрежно, с ошибками), полно (неполно)
педагогические задачи: ________________________________________________
Предложения по его совершенствованию: ________________________________
- Дополнительные выводы и оценки.
Составление рабочей тетради к учебнику «Хантыйский язык» 8 класс
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Анализ аттестационной работы по русскому языку (5 класс) 2012-2013 учебный год.
Мониторинг аттестационной работы за курс 5 класса по русскому языку....
Анализ работы ШМО учителей русского языка и литературы за 2011-2012 учебный год
За прошедший период (2011-2012 уч. год) методическое объединение учителей русского языка и литературы провело 8 заседаний, на которых были рассмотрены вопросы повышения качества знаний по ...
Анализ работы МО учителей иностранного языка МБОУ "СОШ №4" за 2012-2013 учебный год
Анализ работы МО учителей иностранного языка МБОУ "СОШ №4" за 2012-2013 учебный год....
Анализ формирования универсальных учебных действий УМК «Английский язык» для 2-4 классов общеобразовательных учреждений (Авторы Ю. А. Комарова, И. В. Ларионова, Ж. Перретт) Издательство РУССКОЕ СЛОВО
материал содержит анализ формирования универсальных учебных действий ( личностных, межпредметных, предметных и коммуникативных) УМК «Английский язык» для 2-4 классов общеобразовательных учрежден...
Анализ работы МО учителей русского языка и литературы МБОУ "СОШ № 113" за 2013-2014 учебный год
В данном материале представлен анализ работы МО учителей русского языка и литературы...
Анализ работы МО учителей русского языка и литературы за 2013-2014 учебный год
Сводный отчет подробно отражает разноплановую деятельность МО: состав МО, проблемы, пути их реализации, программное обеспечение, работа по обновлению содержания, углубленное изучение литературы,...
- Мне нравится (2)