Анализ апробатора по учебному пособию "Хантыйский язык 8 класс" ФГОС
учебно-методическое пособие

Серасхова Эльвира Прокопьевна

ОБЩЕЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ о качестве учебника. Актуальность и значимость учебника.

Соответствие основным нормативным документам (ФГОС, учебному плану, примерным программам, основным направлениям модернизации образования).

Соответствие основному педагогическому назначению и возрастным особенностям обучающихся. (Соответствует педагогическим требованиям, учитывает индивидуальные возрастные, психологические и физиологические особенности обучающихся, роль и значение видов деятельности и форм общения при определении образовательно­воспитательных целей и путей их достижения)

Педагогическая целостность и системность продукта (наличие и полнота обслуживающего дидактического аппарата, заложенные возможности для организации различного рода учебной деятельности, заложенные возможности для индивидуализации обучения).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 8kl._dnevnik_aprobatora.doc204.5 КБ

Предварительный просмотр:

ДНЕВНИК-ПРОТОКОЛ

АПРОБАТОРА-ЭКСПЕРИМЕНТАТОРА

ФИО, должность: Серасхова Эльвира Прокопьевна, учитель родного (хантыйского) языка

Регион, город, школа: ЯНАО Шурышкарский район с.Питляр МБОУ ПСОШ «Образовательный центр»

Анализ учебника по   родной (хантыйский) язык  для  8 класса

предмет

 

Автор (ы): М.А. Рачинская, Н.С. Аляба, Л.П. Еприна

Учебники предназначены для обучающихся: _для детей коренной национальности народа ханты _

Написан в соответствии с примерной программой учебного предмета Родной (хантыйский) язык (Шурышкарский диалект), авторы: М.А. Рачинская, Н.С. Аляба, Н.Д.Вальгамова, Л.П. Еприна; рассчитанной на __34  часа.

Методические рекомендации к учебнику «Хантыйский язык (Шурышкарский диалект).8 класс» - авторы: Н.Д.Вальгамова, Э.П. Серасхова, Л.Г. Возелова

Используется для преподавания курса родной (ханты) язык в 8 классе обучающимся

предмет

__________________________детей национальности ханты  

специфика контингента обучающихся

в объеме 34 часов (1 час в неделю).________________________

кол-во часов на предмет по учебному плану школы


  

I. ОБЩЕЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ О КАЧЕСТВЕ УЧЕБНИКА

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ДОРАБОТКЕ

Актуальность и значимость учебника.

Соответствие основным нормативным документам (ФГОС, учебному плану, примерным программам, основным направлениям модернизации образования).

Соответствие основному педагогическому назначению и возрастным особенностям обучающихся. (Соответствует педагогическим требованиям, учитывает индивидуальные возрастные, психологические и физиологические особенности обучающихся, роль и значение видов деятельности и форм общения при определении образовательно­воспитательных целей и путей их достижения)

Педагогическая целостность и системность продукта (наличие и полнота обслуживающего дидактического аппарата, заложенные возможности для организации различного рода учебной деятельности, заложенные возможности для индивидуализации обучения).

Имеет место и необходимость использования данного учебника в условиях:

  • если есть обучающиеся из других стран (Украина, ближнее зарубежье) организации индивидуальной работы с детьми слабоуспевающими по отработке изученного материала на другом содержании, с целью повышения мотивации;
  • как дополнительный материал к урокам;
  • дидактический материал разнообразный, доступный в понимании, достаточно интересный и познавательный;
  • реализуются планируемые результаты, заложенные примерной основной образовательной программой

Педагогическая эффективность.

Продуманность и тщательность исполнения.

Общий вывод о пригодности для использования в практике работы школы, рекомендуемая область применения и направления доработки.

Подпись учителя-апробатора __

                

Дата «28»  _мая  2020 г.

I. Оценка содержания учебного материала по главам

  1. Название глав: Лексические темы: «Традиции воспитания», «Моя автобиография»

  1. Оценка текста глав (структура, содержание, язык)

2.1. Научный уровень

Соответствие ФГОС ООО

Соответствие

Соответствие ведущим методологическим подходам и концепциям данной науки

- обучение с учетом регионального компонента, детей народа ханты

- обучение ориентировано на достижение планируемых результатов и развития желания у детей учиться

Обоснованность и корректность использования научного аппарата:  понятий, правил, определений, формулировок, теоретических положений и т.п.

Материал понятен, доступен в поминании

Соответствие материала дидактическим принципам обучения: научности, последовательности, системности, наглядности, доступности и др.

Все перечисленные качества имеются. Материал ориентирован  на достижение цели и основного результата образования - развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира.

Направленность на реализацию образовательных, воспитательных, развивающих целей обучения

Способ предъявления учебного материала направлен на установку личностного, метапредметного и предметного аспектов.

Обоснованность структуры и логики изложения материала, взаимосвязь отдельных глав

Уроки строятся с постановки коммуникативной задачи, на доступном и конкретном материале.

Полнота и лаконичность изложения

Материал конкретизирован в соответствии с требованиями ФГОС НОО, учитывающий региональные, национальные и этнокультурные особенности народов Севера.

Возможности для репродуктивной деятельности учащихся

Репродуктивность в УМК является закономерным результатом стратегии данного процесса обучения. Актуальная деятельность строится по принципу «аванса», когда накопленные знания становятся необходимыми в будущем их  применении.

Возможность для реализации межпредметных связей

Направленность заданий (лексические темы) на развитие логики способствует формированию УУД.

Соответствие возрастным  и психологическим возможностям обучающихся

Новообразования, характеризующие возрастным и психологическим уровнями, направлены на умение применять знания в коммуникативной ситуации, умение осознавать свое незнание, находить причину ошибки, проявлять самостоятельность и корректировать свою деятельность.

Возможности осуществления уровневой дифференциации  и индивидуализации обучения

Учащиеся являются активными участниками процесса обучения при создании условий дифференциации и индивидуализации. Предполагается: сохранность и поддержка индивидуальности обучающего; предоставление возможностей каждому учащемуся работать в присущем ему темпе; создание условий для обязательной успешной деятельности; обучение в зоне «ближайшего развития», обеспечение своевременной помощи каждому ученику при возникновении трудностей обучения; создание условий для реализации творческих возможностей школьника.

Сбалансированность теоретического и практического материала главы

Теория лежит на поверхности учебного материала, которая легко применима на практике.

2.2. Значимость для развития личности обучающегося

Направленность на формирование научного мировоззрения, иерархии ценностей, способностей к социальной адаптации и практической деятельности

Подбор текстов формирует научность мировоззрения и практическую деятельность обучающихся.

Возможности для развития  интеллектуальных, творческих способностей

Задания, тексты  и упражнения не совсем позволяют развить интеллектуальные и творческие способности учащихся, т.к. задания часто попадают однотипные (на достаточном уровне).

Возможности для развития нравственной и эмоционально-чувственной сферы личности ребенка

Содержание текстов позволяет развить эмоциональную сферу личности обучающегося.

Возможности для самостоятельного изучения учебного материала

Имеются, если у учащегося сформировано умение планировать и контролировать свою деятельность

Возможности для прочного усвоения знаний обучающимися

Подбор заданий предполагает «натаскивание» по учебному материалу (для усвоения слов).

Возможности материала для организации контроля за усвоением знаний обучающимися и самоконтроля

В учебнике имеются задания для контроля деятельности учащихся

2.3. Познавательность материала

Наличие текстов расширяющих кругозор, углубляющих понимание и обобщающих знания обучающихся

Достаточно

Направленность на развитие познавательной, активности обучающихся

Предполагаются тексты и задания на развитие познавательной деятельности учащихся.

Возможности для пополнения практического опыта ребенка

Содержание многих произведений дают возможность приобретения жизненного  опыта Диалоги, лексические темы расширяют кругозор в жизни коренных народов

Возможности для углубленного изучения предмета

Соответствует базовому уровню.

2.4. Занимательность изложения

Возможности для развития интереса к предмету

Методика обучения ориентирована на формирование компонентов учебной деятельности, развитие умения и желания учащихся мотивировать интерес к предмету

Увлекательность изложения

В содержании текстов поддерживается интерес учащихся.

Привлекательность для самостоятельного изучения

Если мотивировать ребенка, то да с применением дополнительных материалов или из жизненного опыта

Соответствие возрастным особенностям обучающихся

Обучение строится с учетом психологических доминант этого возрастного развития

2.5. Язык изложения

Ясность, точность, лаконичность в изложении учебного материала, четкость формулировок

На достаточном уровне

Яркость и образность изложения

На достаточном уровне

Использование общепринятой терминологии, символики и условных обозначений

Используется

Замечания относительно языка изложения

Шурышкарский диалект доступен для изучения учащимися 9 кл

2.6. Особенности оформления

Целесообразность расположения иллюстраций

На достаточном уровне

Цветовая гамма и шрифтовое оформление текста

Соответствие возрастным особенностям обучающихся

Использование условных обозначений

Имеются, принимались во внимание учениками 9 кл

Выделение основного и дополнительного материала

Имеется на достаточном уровне

  1. Оценка методической схемы (методические подходы, опора на современные педагогические технологии)

3.1. Методические подходы

выраженность мотивационного компонента

Имеет место

целесообразность методики изложения материала

Соответствует возрасту

Возможность для сочетания различных видов деятельности: индивидуальной, групповой, коллективной

Содержание учебника предполагает предложенные виды деятельности

Возможность для формирования навыков самообразования

Возможно, если обучающийся заинтересован

Возможность для осуществления репродуктивной деятельности учащихся

Есть

Возможности материала для организации тематического и заключительного повторения

Имеет место

Возможность диалогического изложения материала

Скорее да!

отражение внутрипредметных связей

Имеется

3.2. Опора на педагогические технологии

Возможности для реализации личностно ориентированных технологий развития

Есть

Возможности для реализации практической и лабораторной деятельности

Практической

возможности для организации экспериментальной, поисково-исследовательской деятельности

Имеется

Возможности для организации проектной деятельности

Имеется

Возможности для реализация проблемного обучения

Есть

Возможности для организации совместной работы обучающихся

Да

Возможности для дифференциации и индивидуализации обучения

Имеется

  1. Оценка дидактического аппарата (вопросы и задания; иллюстративный ряд, включая схемы, таблицы, графики; справочный аппарат)

4.1. Вопросы и задания: их достаточность и качество

для изучения и закрепления материала

Достаточно

для углубления знаний и обобщения материала

На уровне обобщения

Для дифференциации обучения

Достаточно

для организации практической деятельности

Да

для организации самостоятельной работы

Достаточно

Для организации контроля за усвоением знаний

Имеется

для самоконтроля, самооценки

Скорее да

Какие вопросы и задания по трудности не соответствуют данному возрасту, почему

Соответствуют

Какие вопросы и задания необходимо дополнительно включить в главу, почему

Задания на отработку усвоения монологической, диалогической лексики

Какие вопросы и задания необходимо удалить из главы, почему

__

4.2. Иллюстративный ряд, в том числе схемы, таблицы, графики

соответствие образовательным, воспитательным и развивающим целям и задачам

Соответствует

соответствие возрастным особенностям обучающихся

Соответствует

Содержательная, эстетическая и психологическая значимость иллюстраций

На достаточном уровне

соответствие современным технологиям обучения

Соответствует

Возможности для усиления наглядного восприятия

На достаточном уровне

обоснованность и целесообразность расположения иллюстраций

В норме

Цветовая гамма иллюстративного ряда

В норме

Достоинства иллюстративного ряда главы

Яркость, четкость изображений

Недостатки иллюстративного ряда главы

_

4.3. Справочный аппарат главы

наличие и достаточность

На достаточном уровне

обоснованность и целесообразность использования

Влияние времени

Возможности для формирования навыков работы со справочной литературой

Имеются

Достоинства справочного материала

Точность изложения

Недостатки справочного материала

Лексическое значение слов

  1. Комментарии, дополнения, примечания по оценке материала главы

5.1. Мнение, замечания и предложения по пройденному материалу главы

Какой учебный материал наиболее эффективно позволяет развивать мотивацию к учению, повышает интерес к предмету и расширяет кругозор, формирует навыки самообразования

Научные статьи, лексические темы

Какой материал наиболее эффективно способствует формированию у обучающихся самостоятельного, творческого, аналитического мышления, развитию способности к сравнению, обобщению и т.д.

Аудирование, диалоги

Какой материал главы, в большей степени позволяет осуществлять уровневую дифференциацию и индивидуализацию обучения, способствует созданию ситуации успеха для каждого ребенка

Дидактический материал двух уровней сложности

Присутствуют ли ошибки в изложении материала, и каков их характер

_______

Какой материал главы усваивается хорошо, эффективно способствует учебным достижениям обучающихся, почему

Правила в рамках

Какие темы главы усваиваются плохо и почему

В зависимости от языковой подготовки учащихся

Какие темы главы нуждаются в коррекции, доработке и почему

______

Каким материалом целесообразно дополнить содержание главы и почему

Проверь себя (тесты, вопросы, значение слов)

Какой материал главы целесообразно удалить и почему

________

В чем проявляются наиболее яркие учебные достижения обучающихся при изучении материала главы

Работа над лексическими темам (проекты)

Наиболее характерные трудности, возникающие у обучающихся в процессе освоения материала главы

Строить предложения на хантыйском языке. Полно отвечать на вопросы.

Наиболее характерные трудности, возникающие у учителя в процессе работы с материалом главы

_______

В какой методической помощи нуждается учитель при работе с материалом данной главы

_______


II. ОБЩИЕ ОЦЕНКИ И ВЫВОДЫ О НАУЧНОМ УРОВНЕ

И ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ АПРОБИРУЕМОГО УЧЕБНИКА

  1. Соответствие программе. Объем содержания учебника в целом _____________соответствует ______________________________________

соответствует, не соответствует

программе. Нуждается в коррекции объем следующих тем (глав) учебника: -

  1. Учебные достижения обучающихся,  при обучении по данному учебнику в целом не отличаются от обычно достигаемых результатов.

         не отличаются от, хуже, лучше

Основные наблюдающиеся различия состоят в следующем: _______________

и могут быть объяснены тем, что _______________________________________

       

  1. Какой материал учебника в большей степени способствовал достижению качественно новых успехов учеников _________________________________

4. Оценка текста учебника.

4.1. В научном отношении изложение материала _______соответствует_____

соответствует, не соответствует

современным общепринятым подходам и трактовкам. Научный аппарат в целом ______адекватен______________ стоящим учебным целям и задачам; уровень

                          адекватен, неадекватен

сложности и глубины изложения ________обоснован______________________.

            обоснован, необоснованно завышен (занижен, огрублен)

Материал изложен ___грамотно  аккуратно _.

                             грамотно и аккуратно; небрежно (с ошибками, с большим количеством ошибок)

4.2. Доступность текста. В целом текст _____доступен________ пониманию

      доступен, труднодоступен

обучающихся данного возраста. Языковые средства, лексика выбраны удачно.

       удачно, неудачно

Достоинствами текста учебника являются: оформление учебника 

Основные замечания сводятся к следующим: __________________________

4.3. Познавательность и занимательность изложения. Для учебника в целом характерна сбалансированность учебного материала академического характера с проблемным материалом, имеющим социальную и личностную значимость.

В учебнике:__достаточно   доступных и интересных обучающимся текстов,

  много, мало, достаточно

__достаточно    текстов, расширяющих кругозор обучающихся,

 много, мало, достаточно

__достаточно   текстов, заданий, углубляющих понимание,

  много, мало, достаточно

__достаточно   текстов, обобщающих знания обучающихся,

   много, мало, достаточно

_достаточно развивающих текстов и заданий,

   много, мало, достаточно

5.Оценка дидактического аппарата учебника.

5.1. Вопросы и задания. В учебнике вопросов и заданий для:

  • отработки и закрепления материала __достаточно , их подбор является

много, мало, достаточно

        __продуманным  , качество исполнения _средним  ;

    продуманным, случайным                       высоким, низким, средним

  • углубления и обобщения материала ___среднее  , их подбор является

    много, мало, достаточно

        ____________________________, качество исполнения _____________________________;

    продуманным, случайным                                                     высоким, низким, средним

  • формирования навыка работы с информацией   достаточно  , их подбор

много, мало, достаточно

        является ________________________, качество исполнения _________________________;

  продуманным, случайным                                       высоким, низким, средним

  • организации деятельности практического характера ___________________________, их

      много, мало, достаточно

        подбор является ___________________, качество исполнения _______________________;

продуманным, случайным                                 высоким, низким, средним

  • организации самостоятельной работы _________________________________, их подбор

много, мало, достаточно

        является _______________________, качество исполнения _________________________;

   продуманным, случайным                                       высоким, низким, средним

  • организации проектной деятельности __________________________________, их подбор

много, мало, достаточно

        является ________________________, качество исполнения _________________________;

   продуманным, случайным                                        высоким, низким, средним

  • самоконтроля, самооценки ___________________________________, их подбор является

много, мало, достаточно

        _______________________________, качество исполнения __________________________.

       продуманным, случайным                                                               высоким, низким, средним

5.2. Иллюстративный ряд учебника в целом подобран _____удачно.        

      удачно, неудачно

Его достоинствами являются: ____схемы, таблицы, правила___

Основные замечания сводятся к следующим: ____нет

5.3. Справочный аппарат в учебнике _присутствует_, составлен в основном

     присутствует, отсутствует

________________________________________, позволяет решать следующие

грамотно (небрежно, с ошибками), полно (неполно)

педагогические задачи: ________________________________________________

Предложения по его совершенствованию: ________________________________

  1. Дополнительные выводы и оценки.

Составление рабочей тетради к учебнику «Хантыйский язык» 8 класс


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ аттестационной работы по русскому языку (5 класс) 2012-2013 учебный год.

Мониторинг аттестационной работы за курс 5 класса по русскому языку....

Анализ работы ШМО учителей русского языка и литературы за 2011-2012 учебный год

За прошедший период (2011-2012 уч. год) методическое объединение учителей русского языка и литературы провело 8 заседаний, на которых были рассмотрены вопросы повышения качества знаний по ...

Анализ работы МО учителей иностранного языка МБОУ "СОШ №4" за 2012-2013 учебный год

Анализ работы МО учителей иностранного языка МБОУ "СОШ №4" за 2012-2013 учебный год....

Анализ формирования универсальных учебных действий УМК «Английский язык» для 2-4 классов общеобразовательных учреждений (Авторы Ю. А. Комарова, И. В. Ларионова, Ж. Перретт) Издательство РУССКОЕ СЛОВО

материал содержит анализ формирования универсальных учебных действий ( личностных, межпредметных, предметных и коммуникативных) УМК «Английский язык» для 2-4 классов  общеобразовательных учрежден...

Анализ работы МО учителей русского языка и литературы МБОУ "СОШ № 113" за 2013-2014 учебный год

В данном материале представлен анализ работы  МО учителей русского языка и литературы...

Анализ работы МО учителей русского языка и литературы за 2013-2014 учебный год

Сводный отчет подробно отражает разноплановую деятельность МО: состав МО, проблемы, пути их реализации,  программное обеспечение, работа по обновлению содержания, углубленное изучение литературы,...