Методическая разработка урока по английскому языку "Досуг и развлечения"
методическая разработка по английскому языку (10 класс)

Горлова Олеся Геннадьевна

Методическая разработка урока по английскому языку "Досуг и развлечения" предназначена для проведения у студентов первого курса техникумов и колледжей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_dosug_i_razvlecheniya.docx39.31 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования, науки и  молодежной политики Нижегородской области

Государственное бюджетное образовательное учреждение

 «Арзамасский коммерческо-технический техникум»

Методическая разработка

открытого занятия по дисциплине «Иностранный  язык (английский)»

 на тему:

 «Досуг и развлечения»

 Выполнил:

преподаватель

английского языка

Горлова О.Г.

                                                              

г.Арзамас, 2022

Содержание

    Введение

1 Психолого-педагогическая характеристика группы

2 Диагностика ЗУНов

3. Технологическая карта занятия

4. Содержание занятия

5. Самоанализ занятия

   Приложения

3

4

6

9

10

12

   15

Введение

В последние десятилетия иностранные языки являются объектом пристального внимания и изучения не только ученых, но и простых людей. При этом отмечается возрастающая роль, которую играют иностранные языки, в осуществлении влияния на сознание и деятельность широких слоев населения. Также необходимо учитывать, что знание иностранных языков является весьма значимым в сфере личной и профессиональной коммуникации человека, что позволяет быть ему на шаг впереди других.
      Важность знания иностранного языка (чаще всего английского) сложно переоценить. Практически невозможно представить себе жизнь современного человека, не знающего иностранный язык, ведь большинство современных средств коммуникации и общения ориентированы на людей в той или иной мере, владеющих языком. Например, молодой человек в возрасте 16 лет постоянно сталкивается с английским языком, будь то Интернет, музыка, аннотации к иностранным товарам, описание которых на русском языке зачастую скупое и не всегда отвечает требованиям потребителя. В современном мире нельзя недооценивать возрастающее влияние информационных технологий на повседневную жизнь и рабочую среду, где знание иностранных языков просто необходимо для полноценной и грамотной работы (где самым распространенным видом деятельности является работа в Интернете): общение, on-line конференции, иностранные партнерства. Знание иностранного языка позволяет заводить иностранные знакомства, которые впоследствии приводят к сотрудничеству и деловым связям, то есть расширению международных связей в целом, их укреплению.

1.Психолого-педагогическая характеристика группы.

В английской подгруппе группы 22-35 ТМ учатся 12 человек в возрасте 16-17 лет. По своему развитию студентов можно разделить на 3 группы.

У 4 человек (33%) высокий уровень развития. Его характеризуют устойчивое положительное отношение к познавательной задаче, осознанное стремление к правильному ее решению. Студенты способны легко принимать задачу и удерживать ее, переключаться на другие виды работы. Задания выполняют самостоятельно. Внимание произвольное, объем, концентрация и устойчивость достаточно высокие, уровень мотивации к учению – высокий. Они быстро усваивают материал. У этих студентов развита наблюдательность. Умение видеть и выделять существенные признаки, сравнивать, находить различия, обобщать. Эти ребята отвечают на вопросы, умеют рассказывать, у них хорошо развита речь и память (зрительная, слуховая, моторная, логическая). Присутствует практическое, образное, логическое мышление. Любят читать. Хорошо развит практический интерес. Они уравновешены, способны к волевому усилию, соблюдают правила поведения, любят учиться. У них высокий самоконтроль, способность быстро сосредоточиться. Умеют планировать свои дела и доводить их до логического конца.

7 человек (58%) – со средним  уровнем развития. Это студенты, у которых процесс торможения преобладает над процессом возбуждения. Внимание произвольное, объем, концентрация и устойчивость – средние. Преобладает механический вид памяти. Они не сразу усваивают материал, для усвоения им необходимо еще несколько раз повторить нужные определения, правила, выводы. Не всегда видят и выделяют признаки, анализируют,  сравнивают,  находят различия. Часто им необходима помощь преподавателя. У них больше развито практическое мышление. Студенты умеют отвечать на вопросы, рассказывать, читают меньше, но речь развита неплохо. Студенты этой группы в основном уравновешенны, способны к волевому усилию. У большинства сформирована познавательная мотивация. Необходима поддержка со стороны взрослых, похвала.

В группе один  студент (9%) имеет низкий уровень развития. Психологически  проявляется отставание по всем возрастным показателям от своих сверстников. Внимание непроизвольное, объем, концентрация и устойчивость низкие.  Не способна принять учебную информацию в полном объеме и удерживать ее на протяжении всего занятия. Слабо развита слуховая, зрительная, моторная и логическая память. Запоминает механическим путем, быстро утомляется, дольше включается в выполнение заданий, предстоящую деятельность не программирует, редко проявляет желание продолжить деятельность. При выполнении задания необходимы образцы работы, помощь со стороны, эмоциональная стимуляция. Слабый самоконтроль, неуверенность в себе.

Студенческая группа представляет собой  коллектив девушек с довольно низким уровнем сплоченности, атмосфера в группе нейтральная. В  коллективе есть организующие «ядра», общественно признанные лидеры. Большинство студентов  посещает различные секции, курсы. Самооценка у студентов следующая: высокая – 10%, завышенная – 20%, адекватная – 70%.

Дальнейшая работа со студентами направлена на развитие потребности в самовоспитании, самоконтроле, саморегуляции, способности к достижению поставленных целей, на формирование устойчивого эмоционального отношения к познавательной деятельности, на сплочение коллектива.

2. Диагностика ЗУНов

С целью определения интеллектуального развития студентов группы 22 – 35ТМ, динамики развития психологических процессов в сентябре 2022 года психологом  было  проведено диагностическое обследование. В процессе исследования были применены следующие методики и выявлены следующие показатели:

1. Диагностика уровня мотивации к обучению. Методика Рокича. Источники: Альманах психологических тестов. М., 2000. Распределение студентов по уровням развития мотивации:

Уровень

Высокий

Средний

Низкий

Количество студентов (в %)

4 чел. (33 %)

7 чел. (58%)

1 чел. (9%)

 

Результаты диагностики показали, что у студентов достаточно хорошо сформирована учебная мотивация, свидетельствует о том, что у них присутствует потребность к действию, осмыслению.

2. Диагностика уровня интеллектуального потенциала. Методика Кетелла. Источник: Альманах психологических тестов. М., 2000. Распределение студентов по уровням интеллектуального потенциала:

Уровень

Высокий

Средний

Низкий

Количество студентов (в %)

3 чел. (25%)

8 чел. (67%)

1 чел. (8%)

Сравнение интеллектуального потенциала студентов с уровнем мотивации показало примерное соответствие резервов и притязаний на всех трех уровнях.

3. Диагностика уровня внимания. Методика Шульте. Источник: Альманах психологических тестов. М., 2000. Распределение по уровням внимания:

Уровень

Высокий

Средний

Низкий

Количество студентов (в %)

3 чел. (25%)

7 чел. (58%)

2 чел. (17%)

По результатам оценки уровня внимания необходимо отметить, что у 18% студентов показатель сосредоточенности и устойчивости внимания ниже возрастной нормы.

4.Диагностика уровня памяти.  Ассоциативный метод Немова Р.С. Источник: Немов Р.С. Психодиагностика. М., 1998. Распределение студентов по уровням памяти.

Уровень

Высокий

Средний

Низкий

Количество студентов (в %)

4 чел. (33%)

6 чел. (50%)

2 чел. (17%)

5. Диагностика уровня самооценки. Методика Дембо – Рубинштейна (для изучения динамики развития личностных качеств). Источник: Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. М., 2001. Распределение студентов по уровню самооценки:

Уровень

Высокий

Завышенный

Адекватный

Количество студентов (в %)

1 чел. (8 %)

1 чел. (8%)

10 чел. (84%)

Данные результаты свидетельствуют о необходимости реализации сложной системы регулировки и соотношения самооценки студентов и оценки сверстников, оценки значимых взрослых.

6. Диагностика степени сформированности коллектива. Методика Дж. Морено. Источник: Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога. М., 2001. Распределение студентов по уровням авторитетности в коллективе:

Уровень

Лидеры

Предпочитаемые

Пренебрегаемые

Изолируемые

Количество студентов

 (в %)

1 чел. (8 %)

5 чел. (42%)

4 чел. (33%)

2 чел. (17 %)

В соответствии с показателями в студенческой группе довольно низкий уровень сплоченности, большое количество мелких группировок. Особое внимание необходимо обратить на изолируемых студентов, которые не нашли своего места в коллективе и находятся в сложной ситуации личностного отвержения.

7. Диагностика саморегуляции.  Тест Векслера «Графический диктант». Источник: Рабочая книга школьного психолога / Под ред. Дубровиной И.В., 1991. Распределение студентов по уровням саморегуляции (умению принимать и удерживать учебную задачу):

Уровень

Высокий

Средний

Низкий

Количество студентов (в %)

3 чел. (25%)

8 чел. (67%)

1 чел.

(8 %)

3. Технологическая карта

Дисциплина: Иностранный язык (английский)

Группа: 22-35ТМ

Специальность:15.02.08 Технология машиностроения

Дата проведения: 29.11.2022

Преподаватель: Горлова О.Г.

Тема: Досуг и развлечения.

Тип урока: комбинированный урок 

Образовательная технология: традиционная технология с элементами проектной деятельности.

Целевые ориентации занятия

  1. Предметные: способствовать формированию основных лексических единиц по теме, а также знаний о видах увлечений, способах проведения досуга.
  2. Метапредметные: создать условия для развития мыслительных способностей студентов в процессе ответов на проблемные вопросы и в ходе выполнения заданий; развивать способность аналитически мыслить, сопоставлять; развивать умение работать с разными источниками:  словарем и раздаточным дидактическим материалом.
  3. Личностные: создать условия для формирования понимания развития своего интеллекта как ценностной характеристики современной личности; создать условия для совершенствования навыков и умений, необходимых для индивидуальной и групповой работы, способствовать формированию коммуникативных навыков.

Основное содержание темы

Лексический материал по теме «Досуг и развлечения». Грамматический материал по теме «Present Simple».

Лексические единицы

Leisure,entertainment, outdoors,indoors, tastes,pleasure,hobby, to be interested in, to be fond of

Планируемые результаты

Личностные умения:

Расширение кругозора.  

Внимание к собеседнику, докладчику, аккуратность в высказываниях, уважение мнения других.  

Метапредметные умения

Познавательные:

Общеучебные: умение осуществлять смысловое чтение; умение отделять главное от второстепенного; умение работать с различными источниками информации.

Логические: поиск и выделение необходимой информации; установление причинно-следственных связей; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; построение логической цепи рассуждений.

Регулятивные: умение определять цели  и задачи урока; умение соотносить то, что уже известно и освоено с тем, что ещё неизвестно; развитие навыков самооценки.

Коммуникативные: умение слушать преподавателя и других студентов,  строить эффективное взаимодействие с преподавателем в форме диалога и монологического высказывания при выполнении заданий.

Предметные умения

Студенты должны иметь представление:

как рассказать о свободном времяпровождении на английском языке.

 Студенты должны знать: основные лексические единицы по теме, необходимые для чтения и перевода (со словарем) английского текста, а также правила образования предложений в Present Simple

Студенты должны уметь:

понимать относительно полно (общий смысл) высказывания на английском языке по теме занятия, использовать в речи  основные лексические единицы по теме.

Организация образовательного пространства

Межпредметные связи

Ресурсы

Формы работы

Культурология, русский язык

Информационный материал:

-Безкоровайная Г.Т., Койранская Е.А., Соколова Н.И., Лаврик Г.В. Planet of English: учебник английского языка для учреждений СПО.-М.: «Академия»

Интернет-ресурсы:

-lingvana.ru

Интерактивный материал:  презентация Microsoft Office PowerPoint

Раздаточный материал: учебные тексты, раздаточный дидактический материал

            -фронтальная

  • индивидуальная  
  • парная

Этапы занятия

Цель этапа

Теоретическое обоснование деятельности преподавателя

Прогнозируемая деятельность студентов

Время

1

Организация целевого простран-ства. Организационный момент. 

Взаимное приветствие. Включение студентов в деловой ритм.

Приветствует студентов с целью создания благоприятной атмосферы занятия. Напоминает о правилах проведения урока.

Приветствие преподавателя. Настраиваются на восприятие материала.

2 мин

2

Мотивация учебной деятель-ности

Вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме, мотивировать студента к учебной деятельности, побудить к активной работе на уроке. «Вызвать» уже имеющиеся знания.

Постановка проблемного вопроса  повышает интерес к изучаемой теме. Фонетическая и речевая зарядки настраивают на восприятие иноязычной речи.

Формулируют тему занятия после наводящих вопросов.

Отрабатывают навыки произношения  лексических единиц, повторяют структуру построения английских вопросов, давая ответы на них, участвуют в беседе.

8

мин

3

Актуализация опорных знаний

Подготовить студентов к изучению нового материала, вовлечь их в коммуникативную деятельность.

Сохраняет интерес к теме при непосредственной работе с мини-проектами, которые были заданы в качестве домашнего задания.

Проверка домашнего задания. Студенты делятся мини-проектами о своих увлечениях.

10

мин

4

Изучение нового материала

Получить новую информацию, осмыслить ее, соотнести с уже имеющимися знаниями.

Снимает трудности чтения. Создает условия для развития умения читать и понимать тексты, применять грамматические правила, анализировать, сравнивать, делать выводы, для развития и контроля умения студентов воспринимать иноязычную речь на слух, а также строить высказывания на английском языке.

Произносят новые слова хором. Читают текст вслух по цепочке. Извлекают нужную информацию из текста, отвечая на вопросы. Выполняют грамматические упражнения,  тренируя навык построения предложений в Present Simple. Слушают аудиозапись, находят нужную информацию, выбирают правдивые высказывания.

40

мин

5

Закрепление нового материала. Контроль усвоения

Создать условия для систематизации полученной информации

Выявляет способности студентов находить нужную информацию, систематизировать ее, работать в парах, правильно строить вопросы и давать ответы на них. Составление кластера  позволяет в закрепить лексические единицы по теме.

Отрабатывают навык понимания лексических единиц, заполняя пропуски в предложениях.

Показывают умение работать в парах, составляют диалоги, читают их.

Составляют кластер из новых лексических единиц по теме занятия.

20

мин

6

Информация о домашнем задании

Мотивация выполнения домашнего задания.

Объясняет домашнее задание, дает к нему комментарии.

Записывает домашнее задание.

3 мин

7

Организация рефлексив-ного пространс-тва

Целостное осмысление, обобщение полученной информации, формирование у каждого студента собственного отношения к изучаемому материалу.

Организует беседу с группой по вопросам:

  1. Что нового вы узнали?
  2. Что было интересным?
  3. Что было главным на уроке?
  4. Чему научились?

Обобщают материал урока.

Анализируют свои действия и оценивают результат.

5 мин.

8

Подведение итогов урока. Оценка деятельности студентов.

Формулирование выводов

Благодарит студентов за работу, объявляет и комментирует оценки.

Оценивают свою деятельность

2 мин

4. Самоанализ  занятия.

Данное занятие проводилось в группе 22-35ТМ  по теме «Досуг и развлечения».  При планировании занятия были учтены результаты наблюдения за студентами, их реальные учебные возможности. Это занятие проводилось в группе, где большинство студентов имеют средние  знания, умения, навыки. Учитывая особенности группы и тему занятия, ставилась задача  продолжить работу со студентами по формированию речевой компетентности, совершенствовать коммуникативные умения студентов в диалогической, монологической речи;  активизировать знания по смежным темам; формировать навыки и умения иноязычной речевой деятельности; усилить мотивацию к изучению английского языка за счет насыщения урока интересной информацией.

Исходя из триединой цели учебного занятия, было спланировано семь этапов, каждый из которых имел свои учебно-воспитательные моменты. Первый - организационный, необходим для психологической подготовки студентов к предстоящему занятию и мобилизации их познавательной активности. Второй этап готовил студентов к активному и сознательному усвоению нового материала, когда через познавательные задания осуществляется актуализация знаний.

Далее на этапе усвоения новых знаний через самостоятельную работу с источниками и групповую форму познавательной деятельности студенты реализовывали поставленные цели и усваивали необходимые знания. Закрепление усвоенных знаний было спланировано через индивидуальную форму работы с дальнейшей самопроверкой, чтобы закрепить, углубить и проверить знания каждого студента. Кроме того, здесь же шло совершенствование умения воспринимать  английскую речь на слух, осуществлять контроль понимания с помощью разнообразных  заданий.

Воспитательный и развивающий аспекты занятия планировалось раскрыть посредством частично - поискового метода, через индивидуальные и групповые способы организации познавательной деятельности, через всю атмосферу урока.

Все эти запланированные задачи  были реализованы на уроке.

Основной акцент делался на устную речь, хотя были затронуты и другие виды речевой деятельности (чтение, аудирование, письмо).

Стержнем достижения цели  явилась организация разнообразных форм работы. Ряд упражнений выполнялся со зрительной опорой, с использованием текста, раздаточного материала, средств мультимедиа. Особое внимание уделялось самостоятельной работе студентов, развитию самоконтроля  и взаимоконтроля.

Положительные результаты обеспечила смена одного вида деятельности другим (фронтальная работа, парная, групповая формы работы).

Структура  занятия была подчинена триединой цели занятия и содействовала достижению конечного результата.  Каждый предшествующий этап урока был тесно связан с последующим, продолжал его и сам являлся базой предшествующего.

Осуществлению развивающей цели и достижению конечного результата способствовали все этапы занятия. Были созданы условия для  развития речи студентов, обогащению и усложнению  словарного запаса по английскому языку; умения анализировать, выделять главное, сравнивать, строить аналогии; умения действовать по алгоритму; сенсорные способности студентов развивались при выполнении групповых и индивидуальных заданий. 

Задачи воспитания коллектива группы решались через создание дружеской творческой атмосферы занятия, доброжелательных отношений преподавателя и студентов, через организацию групповых форм работы и создание рабочей обстановки.

Занятие   было построено на принципах развивающего обучения:  каждый студент представлял собой субъект   процесса обучения, заинтересованный в самоизменении и способный к нему;   преподаватель выступал  как организатор   учебной деятельности;  единицей педагогического взаимодействия являлась учебная задача, все предметное содержание на занятии было построено через систему учебных задач;     на занятии присутствовала коллективно-распределительная деятельность;  ведущее место уделялось вопросам формирования общеучебных умений и навыков, самоконтроля студентов;   учитывались возрастные особенности учеников;   процесс обучения  был построен на принципах сотрудничества, соучастия, на организации радостных переживаний познания, на коллективном труде, на самореализации личности.

Таким образом, данное учебное занятие представляет собой целостную систему.  Поставленные цели достигнуты; практически каждый студент группы получил за работу положительную оценку. На мой взгляд, студенты в течение занятия  были достаточно успешны. Они   демонстрировали свои знания  основной лексики по данной теме,  понимали, как извлечь необходимую информацию, правильно применяли новую лексику в нужной ситуации.

Оснащение занятия  способствовало достижению поставленных задач.

Домашнее задание стало логическим продолжением урока. Задание, дифференцированное с учетом уровня подготовленности ребят.

Подводя итог вышесказанному, делаю вывод, что занятие  получилось результативным, так как при подборе материала учитывались психологические особенности ребят, и применялся дифференцированный подход.

Приложение № 1

  1. Read the text and answer the questions.

leisure-досуг

entertainment-развлечение

outdoors- вне помещения

indoors в помещении

tastes-вкусы

delight-доставлять наслаждение

educate-образовывать

curiosity -любопытство

pleasure-удовольствие

«Leisure and Entertainment».

A hobby is something you like to do in your free time. There are hobbies of

different kinds. Some are indoor activities and the others are outdoor activities. Some help in relaxing the mind and some the body and some others both mind and body. Collecting stamps, coins, pictures, listening to music and reading a book can be called indoor hobbies. Drawing, painting, photography, writing poetry may be called both indoor and outdoor hobbies. Gardening, hunting, fishing, swimming, bird watching are all outdoor hobbies. People choose their hobbies according to their interests and tastes. Relaxation and pleasure are the principles that guide the choice. Hobbies not only delight, but also educate. Hobbies develop curiosity. Collecting stamps and coins of various countries, no doubt, gives pleasure. At the same time, it helps one to know the geography, the history and the culture of the countries.

1.What is a hobby?

2.What hobbies are outdoors?

3.What hobbies are indoors?

4.Hobbies can educate people, can’t they?

5.Is it important to have a hobby?

2.Make up  sentences.

I

We

Her uncle

My brother

His parents

Their teacher

Our friend

Nick

Mary

Director

to be fond of

to be interested in

to be good at

to hate

to like

to enjoy

to woodwork

to grow flowers

to cook

to travel

to play table games

to dance

to go to museums

to fish

to collect coins

to do sport

3. “True” or “False”

1. Susan has got a big family.

2. There are four people in her family.

3. Susan’s family lives in a big house.

4. She is fond of reading fairy-tales.

5. Susan’s favourite writer is Dickens.

6. Tom Sawyer is a kind and funny boy.

7. Susan enjoys gardening.

8. Her friend Kate likes sports.

9. Susan’s hobby is reading.

4. Complete the sentences with the words below.

Dancing, football, listening to music, reading books, surfing the Net, swimming, volleyball, watching films, reading magazines.

  1. I really love ______. My favourite team is Manchester United.
  2. I love_______. I go to the cinema every weekend.
  3. In my free time I love_______. I like reading about Hollywood stars.
  4. I`m really into _________. I play for the school team.
  5. I like________. My favourite writer is Mark Twain.
  6. I really like______ - especially in the sea.
  7. I enjoy _______. My favourite singer is Adele.
  8. My favourite leisure activity is _______ - especially salsa and tango.
  9. I`m really into _______. I like looking at movie websites.

5. Make the dialogue.

  • Do you have enough free time?
  • What do you do in your free time?

How often do you ...?

  • Where do you spend your free time?
  • Who do you spend your free time with?

6. Make the cluster.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по английскому языку по теме Travelling на основе презентации учителя английского языка ГБОУ школы 688 Приморского района Санкт-Петербурга

Люди любят путешествовать. Маршруты и способы  путешествий зависят от личных интересов людей и их бюджета. Вы можете отправиться в путешествие самолётом, поездом или на корабле. У каждого из этих...

Методическая разработка урока по английскому языку «Образование и использование времен в английском языке» 10 класс

Урок по теме: «Образование и использование времен в английском языке» по УМК Кауфман К.И., Кауфман М.Ю. «Счастливый английский. ру/ Happy English.ru» для 10 класса общеобразовательных учреждений. Обни...

Методическая разработка урока по английскому языку в 3 классе по теме "Happy English!" к УМК О.В.Афанасьевой, И.В.Михеевой «Английский язык. Rainbow English» 3 класс

Методическая разработка урока по английскому языку "Happy English!" разработана к УМК О.В.Афанасьевой, И.В.Михеевой «Английский язык. Rainbow English» 3 класс. Целью урока являет...

Методическая разработка урока по английскому языку в 10 классе по УМК “Spotlight 10” «Приемы смыслового чтения при работе с текстовыми заданиями к ЕГЭ по английскому языку».

Смысловое чтение - умение воспринимать текст как единое смысловое целое (точно и полно понять содержание текста и практически осмыслить извлеченную информацию) Смысловое чтение – это такое ...

Методическая разработка урока по английскому языку в 7 классе "Здоровье лучше богатства", УМК "Английский в фокусе".

          Предлагаемая методическая разработка может быть полезной для проведения урока в 7 классе по теме «Здоровье лучше богатства» при работе с УМК &laqu...