Урок английского языка в современном образовательном пространстве
методическая разработка по английскому языку

Наталья Чупрова

Современный урок – это и совершенно новый, мобильный и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный. Актуальный [от лат. actualis – деятельный] означает важный, существенный для настоящего времени. А еще – действенный, современный, имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека, насущный, существующий, проявляющийся в действительности. Помимо этого, если урок – современный, то он обязательно закладывает основу для будущего.

В настоящее время большинство учителей по-прежнему тяготеет к традиционному уроку. Это объясняется многими причинами: привычкой к традиционным формам обучения и боязнью нового. Попробуем вместе разобраться в плюсах и минусах традиционного урока (педагоги делятся на две команды, одни говорят о плюсах, другие о минусах).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Чупрова Наталья Ивановна,

Учитель английского языка

МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 5»

г.Черногорска Республики Хакасия

Урок английского языка в современном образовательном пространстве

Современный урок – это и совершенно новый, мобильный и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный. Актуальный [от лат. actualis – деятельный] означает важный, существенный для настоящего времени. А еще – действенный, современный, имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека, насущный, существующий, проявляющийся в действительности. Помимо этого, если урок – современный, то он обязательно закладывает основу для будущего.

Плюсы и минусы традиционного урока (работа в группах)

В настоящее время большинство учителей по-прежнему тяготеет к традиционному уроку. Это объясняется многими причинами: привычкой к традиционным формам обучения и боязнью нового. Попробуем вместе разобраться в плюсах и минусах традиционного урока (педагоги делятся на две команды, одни говорят о плюсах, другие о минусах).

Плюсы Минусы

Меняющиеся времена не могут изменить лучшее в уроке. То, что накапливалось веками, остается ценным всегда. Нельзя обойтись без прочных, систематических, глубоких знаний. Нельзя обойтись без воспитанной традиционным уроком привычки к дисциплине и порядку в голове.

При традиционном обучении ученикам, успешно закончившим школу, гораздо труднее найти себя в окружающей действительности. Не случайно в последние годы среди учителей родилась шутка. На вопрос: «Кому на Руси жить хорошо: отличнику или троечнику», всегда один и тот же ответ – троечнику, т. к. он адаптирован к жизни, умеет приспособиться, выбрать нестандартное решение, рискнуть и т. д.

Молодость, работа, интересная размеренной уверенностью в ее необходимости и пользе, интересная жизнь.

Надоедает одно и то же, бесконечное «повторение пройденного»; жалко «сильных» учеников, которых с каждым годом все меньше и меньше («низкий» уровень подтягиваем до «среднего», а с «сильными» работать некогда).

На традиционном уроке легко работать: его организация проста, привычна, хорошо известна и отработана до мелочей.

Постоянное чувство неудовлетворенности из-за отсутствия интереса, нежелания учиться, из-за роста непонимания со стороны учеников и родителей к требованиям, предъявляемым учителем.

Традиционный урок позволяет уделять равное внимание и отличникам, и «середнячкам», со «средними» учениками работать проще, меньше головной боли.

Большинство учителей отмечает резкое снижение интеллектуального уровня учеников на примере конкретных классов, увеличение учеников, в лучшем случае, со «средним» и низким уровнем развития.

Все нормы четко расписаны, легко выполняются, никому ничего не надо доказывать, всем все понятно: все правильно с точки зрения проверяющих, а раз правильно – плохо быть не может.

Недовольство администрации, заинтересованной в новом, несоответствие программ, учебников, пособий нормативным документам.

Выводы: что нового появляется в уроке при реализации ФГОС второго поколения? В чем плюсы? (ответы педагогов)

  • Стремление учителя самостоятельно планировать уроки.
  • Точное и одновременно творческое выполнение программно-методических требований к уроку.
  • Опора на межпредметные связи с целью их использования для формирования у учащихся целостного представления о системе знаний.
  • Знание разных технологий развивающего обучения.
  • Осуществление дифференцированного подхода к учащимся только на основе диагностики их реальных учебных достижений.
  • Работа по мотивации учебной деятельности - формирование мотивации познания.
  • Рациональное использование средств обучения (учебников, пособий, технических средств.
  • Знание и применение здоровьесберегающие и здоровьеразвивающих технологий.

Давайте вместе оставим таблицу отличий современного и традиционного уроков (педагоги заполняют таблицу в группах). Варианты ответов.

Отличия современного урока от традиционного

Современный урок

Структура:

Самоопределение деятельности

Актуализация опорных знаний

Создание проблемной ситуации (постановка проблемы)

Открытие новых знаний

Первичная проверка понимания изученного

Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу

Включение нового знания в систему знаний

Рефлексия деятельности

Традиционный урок

Структура:

Организационный момент

Проверка домашнего задания

Актуализация опорных знаний

Объяснение нового материала

Первичное закрепление

Самостоятельная работа

Итог урока

Как подготовить современный урок английского языка

Как же построить современный урок? Как сделать так, чтобы урок не только вооружал учащихся знаниями и умениями, значимость которых невозможно оспорить, но чтобы все, что происходит на уроке, вызывало у детей искренний интерес, подлинную увлеченность, формировало их творческое сознание?

Учителя часто используют так называемые "нестандартные уроки", к которым относятся "уроки-суды", "уроки-форумы", "уроки-диспуты", "уроки-диалоги", "уроки пресс-конференции", "уроки-концерты", "мастер-класс" и тому подобное.

Возьмем для примера один из вариантов "урока-суда" в 9 классе. На судебном заседании, участниками которого являются ученики класса с наперед определенными ролями (подсудимый, прокурор, адвокат, свидетели, публика), рассматривается дело Средств Массовой Информации. Роль судьи играет учитель. Эта роль дает ему возможность направлять ход занятия в нужном направлении. Участники соответственно своим ролям оправдывают или осуждают конкретные действия СМИ. Итоги слушания дела подводит суд.

В конце концов, суд выносит решение: СМИ прочно вошли в нашу жизнь, но нужно научить человека разумно использовать это великое достижение, а не превратиться в зависимого слушателя и пользователя.

Рождение любого урока начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели - что учитель хочет добиться; затем установления средства - что поможет учителю в достижении цели, а уж затем определения способа - как учитель будет действовать, чтобы цель была достигнута.

Цель урока в современной школе должна отличаться конкретностью, с указанием средств ее достижения и ее переводом в конкретные дидактические задачи.

Моделируя урок, необходимо придерживаться следующих правил:

  • Конкретно определить тему, цели, тип урока и его место в учебной программе.
  • Отобрать учебный материал (определить его содержание, объем, установить связь с ранее изученным, систему управлений, дополнительный материал для дифференцированной работы и домашнее задание).
  • Выбрать наиболее эффективные методы и приемы обучения в данном классе, разнообразные виды деятельности учащихся и учителя на всех этапах урока.
  • Определить формы контроля за учебной деятельностью школьников.
  • Продумать оптимальный темп урока, то есть рассчитать время на каждый его этап.
  • Продумать форму подведения итогов урока.
  • Продумать содержание, объем и форму домашнего задания.

Современный урок строится на основе использования технических средств, с применением как традиционных, так и инновационных педагогических технологий. Используя современные технологии, работая в технологии моделирования, у школьников формируется умение самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, делать выводы, умозаключения.

Чтобы подготовить урок предлагается опорная таблица для конструирования современного урока английского языка (смотри приложение)

Практическая часть

Перед вами фрагмент урока по теме «Эмоции во время 22 Олимпийских игр в Сочи», 7 класс. Вам необходимо расставить этапы урока в правильном порядке и определить, какой это урок традиционный или современный?

1.

Постановка проблемы. Мозговой штурм.

Учитель помогает обобщить и выделить пути решения проблемы, показывая слайды соответствующего содержания: изучать языки, понимать язык жестов, понимать чувства и настроение собеседника.

Предполагают возможные пути решения проблемы: Почему рушатся барьеры между людьми во время Олимпиады?

Фронтальная работа.

2.

Развитие навыков аудирования микро высказываний с общим пониманием.

#1059;читель включает запись текста и ожидает окончания прослушивания.

#1059;читель проверяет правильность выполненного задания с помощью слайда.

- агрессивный, нервный

- удивленный, счастливый

#1055;одводя итог выполненному заданию, учитель ставит следующий проблемный вопрос: Какие качества личности помогают человеку быть открытым для общения во время Олимпийских игр?

#1059;чащиеся прослушивают микротекст, пытаясь понять настроение и эмоции говорящего.

Учащиеся работают индивидуально.

#1044;алее учащиеся в группах обсуждают свои выводы и приходят к совместному решению, которые представляют классу.

3. Учащиеся высказывают свою точку зрения.

3.

Организационный момент. Приветствие Введение в тему.

Учитель предлагает учащимся посмотреть на слайды и определить тему урока «Эмоции во время 22 Олимпийских игр в Сочи».

Смотрят на экран и стараются определить тему урока.

Учащиеся работают индивидуально.

4.

Работа с новой лексикой.

Учитель предлагает учащимся интернациональные слова.

эмоциональный - emotional

нервный- nervous

оптимистический- optimistic

агрессивный- aggressive

в шоке - shocked

в депрессии - depressed

удивленный - surprised

расслабленный – relaxed

Учитель дает установку: разделить все эмоции на те, которые помогают сблизиться с людьми во время Олимпиады и те, которые отталкивают людей от общения. Учитель проверят правильность выполнения задания.

#1059;чащиеся стараются догадаться о значении новых слов, основываясь на своих фоновых знаниях и ассоциациях.

Работа в группе.

#1059;чащиеся классифицируют данные эмоции на положительные и отрицательные и высказывают свои предположения.

Работа в группе.

Ключи: 3, 1, 4, 2

Заключение

Так что же для нас современный урок? Это урок-познание, открытие, деятельность, противоречие, развитие, рост, ступенька к знанию, самопознание, самореализация, мотивация., интерес, профессионализм, выбор, инициативность, уверенность, потребность

Что главное в уроке?

Каждый учитель имеет на этот счет свое мнение. Для одних успех обеспечивается эффектным началом, буквально захватывающим учеников сразу с появлением учителя. Для других, наоборот, гораздо важнее подведение итогов, обсуждение достигнутого. Для третьих – объяснение, для четвертых – опрос и т.д. Время «готовых» уроков постепенно отходит.

Современные уроки вызывают живой интерес у учеников, а интерес, как известно, является стимулом познания, мотивирует процесс обучения, превращает школу из"школы зубрежки" в "школу радости".

Сейчас закройте, пожалуйста, глаза и представьте, что у вас в руках все тот же апельсин. Оранжевый, яркий, как солнце . Почувствуйте его запах… А теперь разделите его! Брызнул сок! Что вы чувствуете? (Педагоги отвечают.) Запомните это ощущение и постарайтесь сохранить его на протяжении всего дня.

Рефлексия на листе бумаги обведите апельсины

  • 4 апельсина – для меня это важно и интересно …
  • 3 апельсина - я получил конкретные рекомендации…
  • 2 апельсина - мне было трудно (не понравилось)…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока английского языка "Проблемы современного питания" для учащихся старших классов с применением технологии развития критического мышления

Использование технологии критического мышления для развития метапредметных навыков учащихся старших классов на уроках английского языка...

Индивидуализация обучения на уроках английского языка в современной школе

Индивидуализация образования в современной школе.Индивидуализация обучения на уроках английского языка. Учитель английского языка Милашус Ж.В. Основным направлением современного обучения и в...

Метод проектов на уроках английского языка как современная педагогическая технология

Метод проектов  на уроках английского языка как современная педагогическая технология...

Мастер — класс. Формирование УУД на уроках русского языка средствами современных образовательных технологий

Современный урок в свете требований ФГОС-одна из главных задач учителя     В педагогике 21 века в центре-личность ребенка, развитие которой и является целью образования....

Обобщение опыта работы: Повышение мотивации и качества знаний по предмету "Английский язык" посредством современных образовательных технологий в урочной и внеурочной деятельности.

Отсутствие у обучающихся естественной потребности в использовании иностранного языка для общения и решения каждодневных задач приводит к  существенному понижению мотивации и восприятию иностранно...

ПРЕПОДАВАНИЕ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В СОВРЕМЕННОМ МЕДИАКУЛЬТУРНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

Овладение любым иностранным языком - это приобщение к иной культуре, овладение новым социокультурным содержанием, и в этом контексте обучение иностранному языку рассматривается как диалог культур (сво...