Взаимодействие семьи и школы в самоопределении обучающихся
консультация по английскому языку
Предварительный просмотр:
В условиях школы моделирование образовательной среды учащихся предполагает использование различных обучающих программ, направленных на формирование индивидуально-личностных свойств и их проявление в практической деятельности — в процессе межличностного общения и взаимодействия в кругу сверстников и старших, совместной деятельности учащихся и педагогов, учащихся и их родителей. То есть, использование данных учебных программ в учебно-воспитательной работе школы предполагает подготовку подрастающей молодежи к самостоятельной жизни, самореализации личности, в том числе и в вопросах профессионального самоопределения.
В учебной деятельности старшеклассников особое место отводится мотивам учения
Педагогический аспект взаимодействия семьи и школы в вопросах профессионального самоопределения старшеклассников заключен в структуре отношений субъектов взаимодействия («семья» «-»• «ученик» «школа»), где центральное место отводится учащемуся, как субъекту и объекту педагогического процесса. Представленность школьниками таких социальных институтов, как «семьи» и «школы», в формировании готовности к профессиональному выбору предполагает принятие учащимися личности учителя или родителя с позиции рефлексии их концептуальной модели профессионального выбора и личностного становления подростка.
Важным фактором внутрисемейной социализации являются планы родителей относительно будущего их детей. На социализирующий потенциал семьи, ее возможности формирования профессиональных установок, влияет ряд факторов: социальный статус семьи, ее экономические ресурсы, характер межличностных отношений в семье, ее адаптационные способности в меняющейся социальной ситуации и т.д.
ИгорьСеменович Кон подчеркивает, что основные направления совместной работы семьи и школы в этой области можно выразить так:
1) «профпросвещение предполагает формирование целостного, многопланового представления учащихся о народном хозяйстве страны, его отраслях, предприятиях, профессиях;
2) в процессе проведения работы по профессиональному просвещению необходимо учитывать направленность в развитии отраслей народного хозяйства данного экономического района, сложившиеся трудовые традиции, наличие общеобразовательных и профессиональных учебных заведений;
3) профессиональное просвещение молодежи должно основываться на реальной потребности в конкретных профессиях;
4) ознакомление с миром профессий следует тесно увязывать с профессиональными интересами, склонностями и способностями молодежи и динамикой развития этих особенностей молодых людей. Содержание работы по профессиональному просвещению должно учитывать состав учащихся по возрасту, полу» [16, с. 69-70].
В связи с этим перед семьей и школой, как и перед всем обществом, стоит довольно сложная задача – исправить идущие в разрез с потребностями экономики страны и общества отношение к некоторым профессиям и сформировать новое. «Решить эту задачу призвана та часть профпросвещения, которую называют профпропагандой. Однако всю работу по профпросвещению ни в коем случае нельзя сводить только к пропаганде профессий
На основе анализа психолого-педагогической литературы мною были выделены следующие задачи в работе с родителями
1. Включение родителей в процесс принятия детьми решений по созданию проекта
2. Вовлечение родителей в процесс через обсуждение проекта по профориентации учащихся, изучение запросов и удовлетворение образовательных потребностей детей,
Самоопределение, как профессиональное, так и личностное, становится центральным новообразованием ранней юности. Это новая внутренняя позиция, включающая осознание себя как члена общества, принятие своего места в нем. Поскольку в старшем школьном возрасте появляются планы и желания, реализация которых отсрочена, а в юности возможны существенные коррективы, иногда новообразованием считается не само самоопределение, а психологическая готовность к нему.
Наиболее удачны в этом отношении обучение в сотрудничестве (для активизации познавательной деятельности каждого ученика в сетях), метод проектов (для творческого интегрированного применения полученных знаний), исследовательские, проблемные методы.
Я совершенно точно знаю, что большинство обучающихся создавая проекты, советовались со своими родителями, а те, в свою очередь, организовывали для них встречи с интересующими их людьми, занимающимися теми или иными профессиями.
Полина Белова и Дмитрий Миронов создавали проект по профессии археолог. В ходе работы они предоставляли мне материалы, основанные на беседах с человеком этой профессии. В сам проект интервью не было включено, но в ответах на ворося обучающиеся использовали знания, полученные в ходе этой беседы.
Слайд 2
А Татьяна Крутикова выбрала в качестве практической части интервью с медицинской сестрой. Насколько я знаю, Таня поступила в колледж и сейчас получает данную профессию
Слайд 3,4
Очень интересный проект о профессии Криминалиста представил Артем Иванов. Очевидно, что помощь в подборе материала осуществлялась родителями
Слайд 5,6
Oбучающаяся 8б класса Алиса Изотова приняла участие в Фестивале поэзии на иностранных языках “Inspiratio» , проводимым компанией RELOD. Эта работы также не была бы возможна без мотивирующего участия родителей
Развивающие принципы учебных программ для учащихся средних и старших классов направлены на актуализацию знаний и опыта школьников в сфере возможной реализации настоящих потребностей и проявления учебной мотивации в процессе усвоения дисциплин обще-предметной подготовки. Учащиеся, усваивая учебные дисциплины, начинают понимать суть образовательной ситуации с точки зрения формирования интересов и притязаний личности в вопросах самореализации. Таким образом, такого рода программы выглядят как предметно-ориентированные, профессионально направленные методы обучения и воспитания, итогом чего выступает адекватный профессиональный выбор, социализация и самореализация личности. Интегрированный подход в обучении и воспитании со стороны школы и семьи заключен в эффективной помощи учащимся в освоении учебно-предметной деятельности и личностной самореализации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие семьи и школы в воспитании социально-активной личности учащегося. Профессиональное самоопределение»
Семья – это та первичная среда, где человек должен научиться творить себя» В.А. СухомлинскийЛичность – устЛичность –...
Педсовет . Взаимодействие семьи и школы. Роль классного родительского собрания во взаимодействии семьи и школы.
Педсовет на тему "Взаимодействие семьи и школы. Роль классного родительского собрания во взаимодействии семьи и школы"...
Взаимодействие семьи и школы в профилактике правонарушений обучающихся
В настоящее время одной из актуальных и социально значимых задач, стоящих перед современным обществом, является поиск путей решения социальных проблем современных детей, снижения роста пра...
"Эффективное взаимодействие семьи и школы по развитию мотивации обучающихся и повышению их качества знаний"
Выступление на педагогическом совете ГБОУ СОШ №1056...
Выступление «Формирование у обучающихся семейных духовно-нравственных ценностей в условиях взаимодействия семьи и школы»
Выступление...
Выступление на методическом совете 01.11.2022 на тему: «Взаимодействие Центра и семьи в процессе профессионального самоопределения обучающихся с ОВЗ»
В настоящее время возникает проблема в выборе профессии не только школьников с нормой интеллекта, но и подростков с интеллектуальными нарушениями. В силу личностных особенностей, выпускникам Центра оч...
«Взаимодействие семьи и школы – основа успешной социализации обучающихся»
laquo;Взаимодействие семьи и школы – основа успешной социализации обучающихся» доклад на заседание педагогического совета...