"Эффективное взаимодействие семьи и школы по развитию мотивации обучающихся и повышению их качества знаний"
методическая разработка по теме
Выступление на педагогическом совете ГБОУ СОШ №1056
Скачать:
Предварительный просмотр:
Доклад «Эффективное взаимодействие семьи и школы по развитию мотивации обучающихся и повышению их качества знаний»
Выступление на педагогическом совете ГБОУ СОШ № 1056
Каждый учитель хочет, чтобы его ученики с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет». В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению. Учителя знают, что школьника нельзя успешно учить, если он относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса, не осознавая потребности к ним. Тысячекратно цитируется применительно к школе древняя мудрость: можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя. Можно усадить детей за парты, добиться идеальной дисциплины. Но без пробуждения интереса, без внутренней мотивации освоения знаний не произойдёт, это будет лишь видимость учебной деятельности. Поэтому перед школой стоит задача по формированию и развитию у ребёнка положительной мотивации к учебной деятельности с целью повышения эффективности учебного процесса.
Формирование мотивации учения школьника должно происходить на основе четко поставленной цели — получения хорошего образования. Очевидно, что не каждый ребенок с раннего возраста понимает, что он учится, прежде всего, для себя, для своих дальнейших достижений. Поэтому цель взрослых (родителей, педагогов и психологов) помочь им в осознании этой цели.
Учебная мотивация — это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности. Это сложная, комплексная система, образуемая мотивами, целями, реакциями на неудачу, настойчивостью и установками ученика.
Следует различать понятия мотив и цель. Цель — это предвидимый результат, представляемый и осознаваемый человеком. Мотив - побуждение к достижению цели. Различают мотивы понимаемые и реально действующие. Учащийся понимает, почему надо учиться, но это еще не побуждает его заниматься учебной деятельностью. При конкретных условиях понимаемые мотивы становятся реально действующими. Например, ученик начальной школы всячески старается оттянуть приготовление домашних заданий. Он знает, что ему нужно готовить уроки, иначе огорчит родителей, получит неудовлетворительную отметку, что учиться — это его обязанность и долг. Но всего этого может быть недостаточно, чтобы заставить ребенка готовить уроки. Предположим теперь, что ему говорят: до тех пор, пока не сделаешь уроков, ты не пойдешь играть. Такое замечание может подействовать, и он выполнит домашнее задание. В сознании ребенка, бесспорно, существуют и другие мотивы (получить хорошую отметку, выполнить свой долг, порадовать родителей), но это только понимаемые мотивы. Они для него психологически недейственны, а подлинно действенным является мотив получить возможность играть и гулять. В конечном итоге, вследствие удовлетворения этого мотива (ребенку пришлось хорошо выучить уроки) он получил хорошую отметку. Проходит некоторое время, и ребенок сам садится за уроки по собственной инициативе. Появляется новый действующий мотив: он делает уроки, чтобы получить хорошую отметку, а значит выполнить домашнее задание.
Антон Семенович Макаренко подчеркивал: “Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего – люди. Из них на первом месте – родители и педагоги”. Но школа не может, ни заменить, ни полностью компенсировать то, что получает формирующаяся личность от родителей. Мы можем и должны педагогически целенаправить, обогатить, усилить положительные внешкольные влияния, включить их в систему своей воспитательной деятельности, а также в допустимых пределах нейтрализовать отрицательные влияния, используя профессиональные возможности.
Роль семьи в обществе несравнима по своему значению, ни с какими другими составляющими общества, так как именно в семье развивается и формируется личность человека, его отношение к себе, своему здоровью. Но, тем не менее, школа была, есть и останется одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума. Семья и школа – социальные партнеры, ориентирующие ребенка на развитие и обучение. Семья с раннего детства призвана заложить в ребенка нравственные ценности, ориентиры на построение здорового образа жизни. Школа обеспечивает семье психолого-педагогическую поддержку, проводит просветительскую деятельность среди родителей, организует совместную деятельность детей и родителей в школе. Поэтому взаимодействие с семьёй – одна из актуальных и сложных проблем в работе школы и каждого педагога.
Но семья и школа по-разному влияют на процесс воспитания ребенка, его представления о своих возможностях. Целенаправленность, веру в свои силы, надежду на будущее учащийся выносит из социального окружения и, прежде всего, из семьи. Учебные же его достижения являются результатом влияния школы. Школа не одинаково влияет на разных детей. Наиболее эффективно ее влияние на тех ребят, которые имеют крепкие семьи. И школа, и семья должны быть заинтересованы в раскрытии и развитии лучших качеств ребенка.
Семьи очень разные, у каждой свои проблемы и трудности, поэтому невозможно дать готовый ответ и единственно правильный на вопрос о том, как взаимодействовать с семьей. Многое зависит от интуиции, мастерства педагога, который должен проанализировать комплекс различных обстоятельств, чтобы принять нужное решение в выборе способов и средств взаимодействия с родителями и ребенком в конкретной ситуации. Взаимоотношения семьи и школы важны не только в первые годы пребывания ребенка в школе. Актуальными они остаются и в старшем возрасте, ведь очень часто именно в школе у ребенка появляется шанс для самовыражения, проявления своих талантов. Школа ставит перед собой много задач: и воспитательные, и учебные, и просветительские. Школа может помочь родителям в решении многих вопросов воспитания детей, но она никогда не сможет конкурировать с семьей. Именно семья является самым мощным средством в формировании личности ребенка. Жизнь и наука доказали, что все беды у детей, а потом и у взрослых, объясняются ошибками семейного воспитания, главные из которых - отсутствие любви и неумение хвалить и поддерживать своих детей. Самое важное для ребенка – чтобы его любили таким, какой он есть.
Вопрос взаимодействия семьи и школы весьма актуален, так как сегодня многие семьи беспокоит, прежде всего, экономическое благополучие, родители большую часть дня проводят на работе, и дома предпочитают обсуждать денежные проблемы, все чаще уклоняясь от воспитания ребенка, перекладывая эту миссию на педагогов школы. Как сделать общение с родителями живым? Как привлечь родителей в школу? Как создать условия, чтобы им захотелось с нами сотрудничать? Как сделать так, чтобы на родительском собрании присутствовали почти все родители?
Помочь семье в воспитании и обучении детей и одновременно поднять её ответственность за воспитание возможно в результате систематической, последовательно организованной работы.
Непременным условием развития школы наших дней является сотрудничество педагогического коллектива с родителями обучающихся. Семья и школа дополняют друг друга, создают наилучшие условия для повышения мотивации к обучению у детей.
При поступлении ребенка в школу он будет лучше учиться и чувствовать себя более комфортно, если родители и педагоги станут союзниками. Совместная деятельность родителей и педагогов позволит им лучше узнать ребенка, увидеть его в разных ситуациях и, таким образом, помочь взрослым в понимании индивидуальных особенностей, формировании жизненных ценностных ориентиров, преодолении негативных поступков и проявлений в поведении.
Одой из основных универсальных форм взаимодействие школы с семьями учащихся являются классные родительские собрания. Это средство повышения у родителей компетентности в вопросах обучения детей, формирующая родительское общественное мнение, родительский коллектив. На собрании обсуждаются проблемы жизни класса, задачи учебно-воспитательной работы класса и т.д. Они могут быть организационными, тематическими, итоговыми. Тематика родительских собраний обычно определяется педагогами. Каждое родительское собрание требует от классного руководителя тщательной подготовки, создания своего рода «сценария», программы, для того чтобы оно проходило в обстановке заинтересованности, при активном участии родителей.
В качестве основного недостатка в организации классных родительских собраний следует назвать отсутствие разнообразия форм и методов их проведения, следствием чего и бывает низкая посещаемость и активность родителей.
Любая форма участия в делах школы сближает детей и родителей, а также школу и семью. Как показывает опыт, такое участие формирует и само родительское сообщество, родители (семьи) знакомятся, начинают дружить, помогать друг другу и вместе планировать дальнейшее сотрудничество. Это в свою очередь оказывает позитивное влияние на развитие детей, активизирует учебный процесс, у детей становится более адекватной их самооценка, растет мотивация творческой деятельности, стремление к успеху. В нашей школе сложилась система мероприятий, направленных на сотрудничество с родителями: это родительские собрания; заседания Управляющего Совета школы; организация концертов для родителей; общешкольные и классные мероприятия с участием родителей; индивидуальная работа; организация совместных экскурсионных поездок, трудовые дела по благоустройству территории школы.
Традиционно один-два раза в год в удобное для родителей время, чаще всего в субботу проводятся Дни открытых дверей. В этот день педагоги проводят уроки в нетрадиционной форме, стремясь показать свое мастерство, раскрыть способности детей. Это мероприятие позволяет избежать многих конфликтов, вызванных незнанием и непониманием родителями всей сложности и специфики учебной деятельности в школе.
Индивидуальные консультации с родителями проводятся за две-три недели до окончания четверти. Консультации с родителями полезны как для них самих, так и для учителя. Родители получают реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, учитель же — необходимые ему сведения для более глубокого понимания проблем каждого ученика. Часто в решении той или иной сложной проблемы педагог может получить помощь непосредственно от родителей учеников, и этим не следует пренебрегать.
Общешкольные родительские собрания проводятся, как правило, два раза в год. На этих собраниях администрация школы знакомит родителей с документами о школе, с основными направлениями, задачами, итогами ее работы. Организуем встречи со специалистами служб системы профилактики, показываем небольшие концертные номера, подготовленные силами их детей и наших педагогов.
Сотрудничая с родителями, мы должны создать благоприятные условия для обеспечения взаимопонимания в формировании здоровой личности ребенка, ее ценностных ориентаций, в раскрытии индивидуальности каждого ребенка, его творческого потенциала. Здоровье, счастье и успешность детей - норма жизни в современном обществе и совместная цель родителей и педагогов.
Следующим направлением в организации сотрудничества школы и родителей является формирование у родителей понимания принадлежности к школьному образовательно-воспитательному пространству. За этими словами стоит очень многое.
Часто школа сталкивается еще с одной проблемой, которую, не решив, невозможно достичь положительного результата по повышению мотивации к обучению у детей. Это нежелание самих родителей вникнуть в причину слабой мотивации детей к обучению, а порой и полное ее отсутствие. Как разбудить творческую энергию родителей? Как преодолеть нежелание, пассивность или робость? Практика показывает, что есть несколько верных способов:
- постоянная информация о готовящихся творческих делах;
- поощрение инициативы родителей;
- максимальное использование профессионального потенциала родителей в повышении мотивации детей.
Работа с родителями всегда считалась одной из самых трудных в педагогической деятельности учителя. Родители учеников являются основными участниками образовательного процесса, с которыми делятся усилия и ответственность за итоги педагогической работы.
Родители могут немало сделать для того, чтобы ребёнок любил школу и учился с радостью. Например, каждый день интересоваться школьными событиями. Чем занимались на уроке чтения? Чем вас кормили сегодня в столовой? К сожалению, большинство учащихся не рассказывают родителям о школе, и родители не стараются интересоваться школьной жизнь ребенка.
Поэтому родители нуждаются не только в информировании со стороны школы. Родитель должен чувствовать, что он нужен школе и что школа работает с ним постоянно и системно. Это не должен быть просто перечень мероприятий по работе с семьёй, а комплексное и планомерное взаимодействие с ней.
Работа должна строиться не от праздника к празднику, а иметь своеобразный круг дел, когда родители вместе с педагогическим коллективом постепенно становятся готовыми к взаимодействию. Сегодня в школе есть такие родители, которые полностью посвящают себя воспитанию детей, они ждут от педагогов советов и рекомендаций, готовы подключиться к любым общественным делам и активно проявляют себя в общественной и досуговой жизни своего ребенка и всего классного коллектива в целом.
Эффективность воспитания и мотивация к обучению ребенка зависит от того, насколько тесно взаимодействуют школа и семья. Ведущую роль в организации сотрудничества школы и семьи играют конечно классные руководители. Именно от их работы зависит то, насколько семьи понимают политику, проводимую школой по отношению к воспитанию, обучению детей, и участвуют в ее реализации. При этом семья должна рассматриваться как главный заказчик и союзник в воспитании детей, а объединение усилий родителей и педагога создаст благоприятные условия для развития ребенка. Мы всегда должны помнить, что функции классного руководителя разнообразны, работа с семьями своих учеников - важное направление вашей деятельности.
Успех сотрудничества семьи и школы обеспечивается благодаря:
- педагогическому такту и этике взаимоотношений;
- педагогической подготовленности родителей и уровню их культуры;
- педагогическому просвещению родителей;
- умению видеть сложные взаимоотношения в семье;
- единству требований школы и семьи.
Необходимость и важность взаимодействия школы и семьи очевидны. Успешность достижений ребенка зависит от того, кто и как влияет на его развитие. Большую часть времени ребенок проводит в школе и дома, поэтому важно, чтобы взаимодействие педагогов и родителей не противоречили друг другу, а положительно и активно воспринимались ребёнком. Это осуществимо, если педагоги и родители станут союзниками и единомышленниками, заинтересованно и согласовано будут решать проблемы воспитания. Нужно научиться выстраивать отношения с родителями с учётом их запросов, степени активности и уровня психолого-педагогической компетентности. Надо стремиться развивать и обучать родителей, так как от их компетентности будет во многом зависеть мотивация обучающихся и как следствие повышение качества образования.
Подготовлено заместителем директора по УВР
ГБОУ СОШ № 1056 Луканенко Ю.В.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Учебная мотивация – процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности.
Цель – это предвидимый результат, представляемый и осознаваемый человеком. Мотив - побуждение к достижению цели.
«Воспитание есть процесс социальный в самом широком смысле. Воспитывает все: люди, вещи, явления, но прежде всего и больше всего – люди. Из них на первом места – родители и педагоги ». А.С. Макаренко
Семья Социум Школа
СЕМЬЯ
Взаимодействие семьи и школы Как сделать общение с родителями живым? Как привлечь родителей в школу? Как создать условия, чтобы им захотелось с нами сотрудничать? Как сделать так, чтобы на родительском собрании присутствовали почти все родители?
Воспитание детей надо начинать с воспитания родителей. Именно родители должны стать нашими помощниками, союзниками, участниками единого педагогического процесса, коллегами в деле воспитания детей. В. А. Сухомлинский
Классный руководитель, готовясь к родительскому собранию, более всего должен заботиться об эмоциональном уровне собрания. Лучше всего, когда в проведении собрания активную роль играют сами родители и, если это необходимо, ученики и классный руководитель. У родителей только тогда появляется любовь к школе и классу, когда они много и по-хорошему принимают участие в жизни класса.
Актуальной проблемой нашего времени является вовлечение родителей в образовательный процесс школы. Большинство родителей не осознают, как важно быть вовлеченным в образование своих детей.
День открытых дверей
Консультации для родителей Полезны для родителей и для учителя. Родители получают реальное представление о школьных делах и поведении ребенка, учитель же – необходимые ему сведения для более глубокого понимания проблем каждого ученика.
Общешкольные родительские собрания
Информирование родителей о мероприятиях школы; Использование профессионального потенциала родителей в повышении мотивации детей.
Процесс установления партнерских взаимоотношений семьи и школы должен быть направлен на активное включение родителей в учебно-воспитательный процесс, во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами.
Успех сотрудничества семьи и школы: Педагогический такт и этика взаимоотношений; Уровень культуры родителей; Педагогическое просвещение родителей; Умение видеть сложные взаимоотношения в семье; Единство требований школы и семьи.
Классный руководитель
Мы вместе – семья и школа
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Организация эффективного взаимодействия семьи и школы»
Общешкольный проект "Шаг навстречу"...
Организация эффективного взаимодействия семьи и образовательного учреждения (Опыт работы в сельской малокомплектной школе)
Проблема взаимодействия школы и семьи не нова, она выросла из традиционной педагогической идеи, обозначенной в литературе как «связь с родителями», «работа с родителями».Однако мир меняется, и с ходом...
Индивидуальные и групповые формы работы с текстом как средство развития учебной мотивации учащихся и повышения их качества знаний.
Формирование функциональной грамотности учащихся достигается прежде всего на основе работы с текстами различных типов, стилей речи, разнообразия их тематики и проблематики. В связи с этим я...
Взаимодействие семьи и школы в профилактике правонарушений обучающихся
В настоящее время одной из актуальных и социально значимых задач, стоящих перед современным обществом, является поиск путей решения социальных проблем современных детей, снижения роста пра...
Система воспитания классного руководителя по взаимодействию семьи и школы в развитии личности ребенка
Объединение усилий семьи и школы, координация их действий для решения поставленных задач, а также формирование единого воспитательного пространства «семья-школа»....
Формирование мотивации обучающихся- условие повышения качества знаний.
Материал предоставлен для выступления на педогогическом совете....
«Взаимодействие семьи и школы – основа успешной социализации обучающихся»
laquo;Взаимодействие семьи и школы – основа успешной социализации обучающихся» доклад на заседание педагогического совета...