Выступление на методическом совете 01.11.2022 на тему: «Взаимодействие Центра и семьи в процессе профессионального самоопределения обучающихся с ОВЗ»
статья
В настоящее время возникает проблема в выборе профессии не только школьников с нормой интеллекта, но и подростков с интеллектуальными нарушениями. В силу личностных особенностей, выпускникам Центра очень сложно сориентироваться в условиях современного рынка труда, поэтому встает вопрос об актуальности этой проблемы.
Выбор профессии важный момент в жизни любого молодого человека, а особенно, для данной категории подростков.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ОГБОУ «Центр образования и развития "Особый ребенок" г.Смоленска»
Выступление на методическом совете 01.11.2022 на тему:
«Взаимодействие Центра и семьи
в процессе профессионального самоопределения
обучающихся с ОВЗ»
Выступление подготовила
руководитель МО
профильных дисциплин:
Бурченкова О.А.
Смоленск, 2022
Выступление на методическом совете 01.11.2022 на тему:
«Взаимодействие Центра и семьи
в процессе профессионального самоопределения обучающихся с ОВЗ»
В настоящее время возникает проблема в выборе профессии не только школьников с нормой интеллекта, но и подростков с интеллектуальными нарушениями. В силу личностных особенностей, выпускникам Центра очень сложно сориентироваться в условиях современного рынка труда, поэтому встает вопрос об актуальности этой проблемы.
Выбор профессии важный момент в жизни любого молодого человека, а особенно, для данной категории подростков.
Современная экономическая и политическая обстановка заставляет предъявлять все более высокие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям человека, что обуславливает повышение требований к кадрам. Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, усиливается напряженность, требуется высокий профессионализм, выносливость и ответственность. В этих условиях, людям с интеллектуальной недостаточностью, сложно конкурировать со здоровыми людьми, от них требуется постоянное доказательство того, что они выполнят работу лучше, поэтому необходимо выявить: насколько значима и эффективна работа по профессиональному ориентированию данной категории подростков.
Сложности профессиональной ориентации подростков с интеллектуальными нарушениями начинаются в период формирования основных компонентов профессионального самоопределения –профессиональной направленности и профессионального самосознания, когда перед подростками с интеллектуальными нарушениями встает проблема соотнесения своих интересов, способностей, представлений со своими реальными возможностями.
Профессиональная ориентация подростков с интеллектуальными нарушениями должна осуществляться под руководством общеобразовательной организации и общества. Решающим фактором при выборе профессии взрослеющими учащимися с интеллектуальными нарушениями становится влияние педагогов, родителей и система проводимой в Центре профессиональной работы.
Необходимо отметить, что значительное место в практике первичной профессиональной социализации занимают семья и Центр как среда ближайшего окружения. Следовательно, фактор взаимодействия семьи и Центра в выборе обучающегося является решающим.
Старший школьный возраст это не просто возраст личностных изменений, это также возраст, когда активно развивается профессиональная направленность обучающегося. Необходимо отметить, что взаимодействие семьи и школы в профориентации детей – это процесс, состоящий из ряда этапов, продолжительность которых зависит не только от индивидуальных особенностей ребенка, но и от ряда внешних условий.
Цели работы с семьей:
- Включение родителей в процесс профессионального самоопределения
их детей через организацию работы классных и школьных собраний, конференций;
- Воспитание педагогической культуры родителей через тематические собрания, проведение круглых столов по проблемам школьной жизни;
- Вовлечение родителей в жизнь Центра по профориентации через совместную организацию и проведение спортивных, культурных мероприятий.
Основными условиями для такого сотрудничества должны выступать: взаимная заинтересованность сторон в реализации конкретных педагогических целей; открытость и взаимное доверие; взаимопомощь; совместные усилия в решении проблем профориентации детей.
Задачами этого направления выступают:
- просвещение и информирование о доступности профессий для их детей,
- побуждение родителей к принятию участия в формировании профессионального самоопределения их детей.
Данный этап может быть организован посредством следующих форм:
- проведение родительских собраний (общешкольные, классные);
- индивидуальные беседы педагогов с родителями подростков с интеллектуальными нарушениями;
- анкетирование родителей подростков с интеллектуальными нарушениями;
- привлечение родителей школьников для выступлений перед подростками с интеллектуальными нарушениями с беседами;
- привлечение родителей к организации работы кружков и спортивных секций, в проведении внеклассных мероприятий.
Таким образом, успешное преодоление трудностей в профессиональном самоопределении обучающихся с интеллектуальной недостаточностью требует комплексного подхода, предусматривающего совершенствование всей системы взаимодействия Центра и семьи в профессиональной ориентации и профессионально-трудовом обучении и воспитании, а также использование эффективных форм и методов активной адаптации выпускников в условиях современного производства. В зависимости от того, насколько конструктивно семья и Центр будут включены в этот процесс, настолько эффективно будут решаться задачи профориентации на всех ее этапах.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Выступление на методическом совете ГБОУ СПО "Армавирский медицинский колледж" на тему: "Проблема написания выпускных квалификационных работ"
В связи с новыми требованиями министерства образования к государственной аттестации выпускников мед. колледжей возникает необходимость обозначить границы, в рамках которых научные руководители, ...
Выступление на методическом совете школы по теме: «ФОРМИРОВАНИЕ УУД НА УРОКАХ ИСТОРИИ В 5 КЛАССЕ»
Выступление на методическом совете школы по теме: «ФОРМИРОВАНИЕ УУД НА УРОКАХ ИСТОРИИ В 5 КЛАССЕ». ...
Выступление на методическом совете учителей физической культуры по теме: «Физическое воспитание детей школьного возраста в семье».
В данном выступлении говорится о роли и значении семьи в физическом воспитании детей школьного возраста....
Выступление на методическом совете учителей физической культуры по теме: «Личная гигиена в процессе занятий физическими упражнениями»
Данная работа рассматривает вопросы личной и общественной гигиены влияющего на здоровье человека....
Выступление на педагогическом совете (декабрь, 2019 г.) на тему: «Профессиональная адаптация в объединении «Мир красок»»
В жизни каждого человека наступает момент, когда приходится решать, где продолжить образование или куда пойти работать, т.е. практически выбрать профессию, свой жизненный пу...
Выступление на педагогическом совете 29.03.2022 года Информационно–коммуникационная технология в воспитательной системе классного руководителя с учащимися с ограниченными возможностями здоровья
В последние годы отмечается увеличение числа детей с ОВЗ и, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути воспитания и обучения данной категории детей. Для этого как нельзя...
Выступление на методическом объединении учителей индивидуального обучения "Организационные формы взаимодействия образовательной системы с семьей ребенка ОВЗ"
Тенденции развития взаимодействия образовательной системы с семьей ребенка ОВЗ; приоритетные направления; организационные формы взаимодействия....