Выступление на методическом совете 01.11.2022 на тему: «Взаимодействие Центра и семьи в процессе профессионального самоопределения обучающихся с ОВЗ»
статья

Бурченкова Ольга Александровна

В настоящее время возникает проблема в выборе профессии не только школьников с нормой интеллекта, но и подростков с интеллектуальными нарушениями. В силу личностных особенностей, выпускникам Центра очень сложно сориентироваться в условиях современного рынка труда, поэтому встает вопрос об актуальности этой проблемы.

     Выбор профессии важный момент в жизни  любого  молодого  человека, а особенно, для данной категории подростков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОГБОУ «Центр образования и развития "Особый ребенок" г.Смоленска»

Выступление на методическом совете 01.11.2022 на тему:

«Взаимодействие Центра и семьи

в процессе профессионального самоопределения

обучающихся с ОВЗ»

Выступление подготовила

        руководитель МО

профильных дисциплин:

Бурченкова О.А.

Смоленск, 2022

Выступление на методическом совете 01.11.2022 на тему:

«Взаимодействие Центра и семьи

в процессе профессионального самоопределения обучающихся с ОВЗ»

     В настоящее время возникает проблема в выборе профессии не только школьников с нормой интеллекта, но и подростков с интеллектуальными нарушениями. В силу личностных особенностей, выпускникам Центра очень сложно сориентироваться в условиях современного рынка труда, поэтому встает вопрос об актуальности этой проблемы.

     Выбор профессии важный момент в жизни  любого  молодого  человека, а особенно, для данной категории подростков.

     Современная экономическая и политическая обстановка заставляет предъявлять все более высокие требования к индивидуальным психофизиологическим особенностям человека, что обуславливает повышение требований к кадрам. Рыночные отношения кардинально меняют характер и цели труда: возрастает его интенсивность, усиливается напряженность, требуется высокий профессионализм, выносливость и ответственность. В этих условиях, людям с интеллектуальной недостаточностью, сложно конкурировать со здоровыми людьми, от них требуется постоянное доказательство того, что они выполнят работу лучше, поэтому необходимо выявить: насколько  значима и эффективна работа по профессиональному ориентированию данной категории подростков.  

        Сложности профессиональной ориентации подростков с интеллектуальными нарушениями начинаются в период формирования основных компонентов профессионального самоопределения –профессиональной направленности и профессионального самосознания, когда перед подростками с интеллектуальными нарушениями встает проблема соотнесения своих интересов, способностей, представлений со своими реальными возможностями. 

       Профессиональная ориентация подростков с интеллектуальными нарушениями должна осуществляться под руководством общеобразовательной организации и общества. Решающим фактором при выборе профессии взрослеющими учащимися с интеллектуальными нарушениями становится влияние педагогов, родителей и система проводимой в Центре профессиональной работы.

     Необходимо отметить, что значительное место в практике первичной профессиональной социализации занимают семья и Центр как среда ближайшего окружения. Следовательно, фактор взаимодействия семьи и Центра в выборе обучающегося является решающим.

     Старший школьный возраст это не просто возраст личностных изменений, это также возраст, когда активно развивается профессиональная направленность обучающегося. Необходимо отметить, что взаимодействие семьи и школы в профориентации детей – это процесс, состоящий из ряда этапов, продолжительность которых зависит не только от индивидуальных особенностей ребенка, но и от ряда внешних условий.

Цели работы с семьей:

  • Включение родителей в процесс профессионального самоопределения

их детей через организацию работы классных и школьных собраний, конференций;

  • Воспитание педагогической культуры родителей через тематические собрания, проведение круглых столов по проблемам школьной жизни;
  • Вовлечение родителей в жизнь Центра по профориентации через совместную организацию и проведение спортивных, культурных мероприятий.

    Основными условиями для такого сотрудничества должны выступать: взаимная заинтересованность сторон в реализации конкретных педагогических целей; открытость и взаимное доверие; взаимопомощь; совместные усилия в решении проблем профориентации детей.

     Задачами этого направления выступают: 

  • просвещение и информирование о доступности профессий для их детей,
  • побуждение родителей к принятию участия в формировании профессионального самоопределения их детей. 

Данный этап может быть организован посредством следующих форм

  • проведение родительских собраний (общешкольные, классные); 
  • индивидуальные беседы педагогов с родителями подростков с интеллектуальными нарушениями; 
  • анкетирование родителей подростков с интеллектуальными нарушениями; 
  • привлечение родителей школьников для выступлений перед подростками с интеллектуальными нарушениями с беседами; 
  •  привлечение родителей к организации работы кружков и спортивных секций, в проведении внеклассных мероприятий.

      Таким образом, успешное преодоление трудностей в профессиональном самоопределении обучающихся с интеллектуальной недостаточностью требует комплексного подхода, предусматривающего совершенствование всей системы взаимодействия Центра и семьи в профессиональной ориентации и профессионально-трудовом обучении и воспитании, а также использование эффективных форм и методов активной адаптации выпускников в условиях современного производства. В зависимости от того, насколько конструктивно семья и Центр будут включены в этот процесс, настолько эффективно будут решаться задачи профориентации на всех ее этапах. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на методическом совете ГБОУ СПО "Армавирский медицинский колледж" на тему: "Проблема написания выпускных квалификационных работ"

В связи с новыми требованиями министерства образования  к государственной аттестации выпускников мед. колледжей возникает необходимость обозначить границы, в рамках которых научные руководители, ...

Выступление на методическом совете школы по теме: «ФОРМИРОВАНИЕ УУД НА УРОКАХ ИСТОРИИ В 5 КЛАССЕ»

Выступление на методическом совете школы по теме: «ФОРМИРОВАНИЕ УУД НА УРОКАХ ИСТОРИИ В 5 КЛАССЕ». ...

Выступление на методическом совете учителей физической культуры по теме: «Физическое воспитание детей школьного возраста в семье».

В данном выступлении  говорится о роли и значении семьи в физическом воспитании детей школьного возраста....

Выступление на методическом совете учителей физической культуры по теме: «Личная гигиена в процессе занятий физическими упражнениями»

Данная работа рассматривает вопросы личной и общественной гигиены влияющего на здоровье человека....

Выступление на педагогическом совете (декабрь, 2019 г.) на тему: «Профессиональная адаптация в объединении «Мир красок»»

     В жизни каждого человека наступает момент, когда приходится решать, где продолжить образование или куда пойти работать, т.е. практически выбрать профессию, свой жизненный пу...

Выступление на педагогическом совете 29.03.2022 года Информационно–коммуникационная технология в воспитательной системе классного руководителя с учащимися с ограниченными возможностями здоровья

В последние годы отмечается увеличение числа детей с ОВЗ и, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути воспитания и обучения данной категории детей. Для этого как нельзя...

Выступление на методическом объединении учителей индивидуального обучения "Организационные формы взаимодействия образовательной системы с семьей ребенка ОВЗ"

Тенденции развития взаимодействия образовательной системы с семьей ребенка ОВЗ; приоритетные направления; организационные формы взаимодействия....