Выступление «Формирование у обучающихся семейных духовно-нравственных ценностей в условиях взаимодействия семьи и школы»
материал
Предварительный просмотр:
Выступление социального педагога МБОУ Верхнеднепровская СОШ № 3
Арсениной М.Н. «Формирование у обучающихся семейных духовно-нравственных ценностей в условиях взаимодействия семьи и школы».
Школа – один из социальных институтов, обеспечивающих реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума, она способна внести свою лепту в формирование семейных ценностей.
Семья – колыбель духовного рождения человека.
Для школы чрезвычайно важным является укрепление института семьи, т.к семья играет приоритетную роль в развитии и воспитании детей.
Формирование семейных ценностей должно начинаться ещё в детстве так как - это важный и сложноорганизованный процесс, целью которого является воспитание у ребенка позитивных установок на семью.
Каждая семья уникальна и неповторима, но существует ряд неизменных во все времена семейных ценностей, таких как взаимопонимание, внимательное отношение к родным и близким, доверительные и уважительные отношения между членами семьи, готовность прийти на помощь и оказать поддержку, сохранение семейных традиций.
Задача образовательного учреждения – актуализировать чувство сопричастности ребенка с семьей, дать возможность осознать правила, регулирующие взаимоотношения в семье; инициировать осознание детьми семейных ценностей, традиций, обычаев.
В школе сложилась система работы по формированию семейных духовно-нравственных ценностей. Она осуществляется в рамках программы профилактики социального сиротства и семейного неблагополучия «Всему начало – отчий дом», направленной на гуманизацию семейных отношений, укрепление психологического здоровья семьи.
Программа ориентирована на всех учащихся с 1-го по11-й класс и их родителей.
Она составлена с опорой на традиции, присущие нашей школе, на сотрудничество с семьями, с учреждениями дополнительного образования, культуры и спорта и предусматривает комплекс мер, направленных на профилактику социального сиротства, семейного неблагополучия и пропаганду положительного опыта семейного воспитания.
Цель программы: активизировать работу с семьей через привлечение родителей к воспитательному процессу в школе, обеспечить полное взаимопонимание и согласованное взаимодействие школы и семьи в осуществлении комплексного подхода к воспитанию подрастающего поколения.
Задачи:
- пропагандировать положительный опыт семейного воспитания, традиций;
- создать условия для формирования у обучающихся понятия ценности семьи, толерантного отношения и уважения к семьям одноклассников, воспитания чувства любви и гордости за свою семью;
- сплотить учащихся и родителей, через привлечение к участию в детско-родительских мероприятиях;
- помочь родителям в раскрытии их потенциальных воспитательных возможностей, а детям увидеть творческую индивидуальность их родителей;
- знакомить родителей с реальными проблемами, возникающими у детей, находить пути преодоления трудностей;
- формировать правосознание родителей и гражданскую ответственность за воспитание детей;
- сделать школу и семью союзниками в воспитании детей.
Для реализации поставленных задач одним из важнейших моментов работы является ориентация содержания образования на формирование семейных ценностей.
Это решается средствами учебных предметов, среди которых в начальной школе, например, особое место занимает курс «Окружающий мир», где формирование семейных ценностей является одной из основных задач. Особенность курса состоит в том, что познание окружающего мира предлагается как совместный проект, который реализуется через взаимодействие взрослого и ребенка в семье: совместное чтение, наблюдения (за растениями, животными, звездами), совместные экологические действия (уборка двора, посадка деревьев), прогулки и путешествия. Вовлечение ребенка и взрослого в реальную совместную деятельность позволяет решать воспитательные задачи в процессе познания окружающего мира, и решает задачи формирования нравственных ценностей. (Т.е.идет формирование семейных ценностей через организацию совместной деятельности ребенка и взрослых в семье.)
На уроках обществознания, ОБЖ, биологии обучающиеся рассматривают разнообразные вопросы: правовые основы семейно-брачных отношений, семейная экономика, брак и семья, семья и здоровый образ жизни, репродуктивное здоровье населения и национальная безопасность России.
На чтении, литературе, истории ведут разговор о семейном воспитании, традициях, конфликте «отцов и детей», необходимости взаимопонимания и взаимопомощи.
На уроках технологии дети учатся ведению домашнего хозяйства.
Духовное просвещение помогает осуществлять один из родителей нашей школы – отец Алексий.
Он частый гость на уроках православной культуры, классных часах, родительских собраниях, школьных праздниках. Отец Алексий оказывает помощь учителям, родителям, консультируя их по вопросам духовно-нравственного воспитания детей.
Большую роль в формировании у обучающихся семейных ценностей играют, классные часы, в ходе которых дети знакомятся с культурно-историческими и этническими традициями российской семьи, у них формируются представления о семейных ценностях, семейных ролях, уважительное отношение к родителям, осознанное, заботливое отношение к старшим и младшим.
Реализация программы предусматривает активное участие родителей, детей и педагогов в учебно-воспитательном процессе.
Родители обучающихся принимают самое активное участие в жизни школы
За последние годы такое сотрудничество между школой и семьей осуществляется через ряд внеклассных мероприятий: познавательных, творческих, трудовых, спортивных
Это концерты для родителей, совместные чаепития, участие родителей в социальных проектах. Подготовка, организация - всё это требует сотрудничества, более тесного общения, также сближает учителя, детей и родителей.
Традиционными для школы являются спортивные мероприятия «Папа, мама, я – спортивная семья», «В здоровом теле – здоровый дух», «Вместе – дружная семья», «Спортивные забавы », совместные походы в лес на День здоровья.
В спортивных мероприятиях: соревнованиях, семейных праздниках активное участие принимают как дети, так и родители и учатся вместе преодолевать все трудности и испытания.
Заинтересованность родителей в совместной деятельности показало проведение общешкольных родительских собраний, пропагандирующих положительный опыт семейного воспитания. Это собрание - концерт «От всей души» 2007-08, «Родительская гостиная», «Мы будем вечно прославлять ту женщину, чье имя …мать», «Школа и семья – созвездие талантов», «Традиции храня и умножая», «Счастливая семья – реальность, а не сон».
И я хотела бы несколько слов сказать о нетрадиционном собрании – конкурсе «Семья. Семейные ценности», посвященном Дню матери, в ходе которого на суд зрителей и жюри были представлены 4 семьи. Им предстояло пройти через несколько конкурсов. Дать интервью, ответить на вопросы в конкурсе «Знатоки сказок», поучаствовать в спортивном конкурсе.
Самые яркие впечатления оставили конкурсы:
«Визитная карточка семьи», где каждая семья должна была связать себя с любимой детской сказкой. Наши семьи ассоциировали себя со следующими сказками:
Есть знаменитая сказка Всеволода Гаршина «Лягушка – путешественница». Мечта героини этой сказки было – путешествие. Мечта нашей семьи покорить весь мир. Поэтому в отпуске мы не сидим на месте, а едем в неизвестные нам места. (презентация)
«Лягушка – путешественница» в отпуске мы не сидим на месте, а едем в неизвестные нам места. (презентация).
Каждая семья- это сплоченный , дружный коллектив. Как говорится «Один за всех и все за одного…». Вот нашу семью можно сравнить с любимой народной сказкой
«Репка». У нас все хорошо получается только тогда, когда за дело берется вся семья!
Золушка. Мы никогда не сидим без дела и всегда находим себе занятие по душе.
Радуга. Как у радуги цвета, мы не разлучны никогда!
«Хорошо ли вы знаете друг друга». В этом конкурсе была поставлена задача – узнать насколько хорошо мамы знают своих детей, а дети мам.
Мамам были заданы вопросы:
- Любимое блюдо вашего ребенка?
- В каком классе учится ваш ребенок?
- Назовите любимую сказку вашего ребенка?
- Назовите любимое занятие вашего ребенка?
Вопросы для детей:
- Любимое занятие мамы?
- Когда родилась ваша мама?
- Профессия вашей мамы?
- Сколько детей в вашей семье?
Дети справились с заданиями намного лучше, чем мамы.
Благодаря этому конкурсу некоторые мамы узнали любимые блюда своих детей.
«Звездный час». Это домашнее задание, где, дети и мамы показывали свои увлечения: кулинария (испекли пирог), творчество (нарисовали картину), театрализованная постановка (сценка из жизни матери и дочки), рукоделие (забавные поделки своими руками).
Ни одно общешкольное родительское собрание не обходится без музыкальных подарков от детей и теплых пожеланий в адрес родителей.
Каждое родительское собрание неповторимо и незабываемо. Такое общение позволяет ближе познакомиться с семьями обучающихся, понять уклад жизни семьи, ее традиции и обычаи, духовные ценности, стиль взаимоотношений родителей и детей.
Формирование семейных духовно-нравственных ценностей у подрастающего поколения является основой формирования у них готовности к семейной жизни и ответственному родительству (материнству или отцовству).
Созданную и реализуемую систему работы по формированию семейных ценностей можно считать эффективной, т. к. довольно успешно проходит взаимодействие семьи и школы в воспитании и развитии ребенка как личности.
И закончить свое выступление я хочу словами Макаренко «Хотите, чтобы были хорошие дети - будьте счастливы, любите и цените свою семью!»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие семьи и школы в целях духовно-нравственного воспитания учащихся на основе традиционных ценностей
Презентация к педагогическому совету на тему "Взаимодействие семьи и школы в целях духовно-нравственного воспитания учащихся на основе традиционных ценностей"...
Взаимодействие семьи и школы в целях духовно-нравственного воспитания учащихся на основе традиционных ценностей
Презентация к педагогическому совету, методическому объединению классных руководителей на тему "Взаимодействие семьи и школы в целях духовно-нравственного воспитания учащихся на основе традиционных це...
Взаимодействие семьи и школы в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения
Духовно-нравственное воспитание в современном мире является одним из важнейших направлений в деятельности семьи и школы. Только совместная деятельность этих общественных институтов может принест...
Взаимодействие семьи и школы в духовно-нравственном воспитании школьника
Презентация об основных особенностях, способах и целях взаимодействия семьи и школы в духовно-нравственном воспитании школьника....
Формирование у учащихся семейных, духовно-нравственных ценностей в условиях взаимодействия семьи и школы
На современном этапе развития общества происходят значительные изменения в различных сферах жизнедеятельности человека, которые существенным образом затрагивают проблему семейных отношений, их о...
Выступление на ШМО классных руководителей Тема выступления: «Влияние семьи на становление личности. Проблемы семейного воспитания и взаимодействия семьи и школы»
Стили семейного воспитания, их плюсы и минусы. Педагогическое взаимодействие школы и семьи, главное условие. Направления работы педагога с родителями....
Формирование духовно-нравственных ценностей личности младшего школьника на основе взаимодействия семьи и школы
Духовно-нравственное воспитание личности обучающегося – одна из самых важных задач учебного заведения. И это закономерно, потому что в жизни нашего общества всё более возрастает роль нравственны...