Особенности заданий для формирования и оценки функциональной грамотности
учебно-методический материал по английскому языку
Формирование функциональной грамотности -одна из приоритетных задач не только ФГОС, но и стремительно развивающегося мира в целом.
Цель функциональной грамотности на уроках английского языка -это умение применить полученные знания иностранного языка на практике, т.е. уметь свободно общаться : говорить, читать и писать на иностранном языке.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
funkts._gramotnost_seminar.docx | 26.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление по теме
«Функциональная грамотность на уроках английского языка»
Кузнецова М.С.
МБОУ «СОШ № 1»
г.о.Кашира
2021 год
В современном мире иностранный язык становится средством обеспечения человека и всего общества в целом. Уже не возникает вопрос «Зачем нужен иностранный язык?». Мы все чаще сталкиваемся с необходимостью использования иностранного языка в повседневной жизни: работа за компьютером, общение в соцсетях, просмотр видеороликов, участие в конкурсах и соревнованиях, … Кроме того, в современном мире люди стали больше путешествовать, а это прекрасная возможность осваивать другую культуру и в то же время нести свою.
Функциональная грамотность – одно из центральных понятий в образовательном процессе на сегодняшний день – способность человека использовать навыки чтения и письма в условиях его взаимодействия с социумом. Мы помним, что основной целью обучения иностранному языку является формирование навыков свободного общения и практического применения, поэтому можно смело утверждать, что на уроках английского языка учитель работает по всем направлениям формирования функциональной грамотности.
Исходя из этого, можно обозначить следующую проблему: как организовать работу на уроке, чтобы в процессе обучения была сформирована функциональная грамотность у учащихся.
Решая проблему развития функционально грамотной личности на уроках английского языка, я ставлю перед собой следующие задачи:
- создание для обучающихся условий для развития функционально грамотной личности;
- определение этапов работы;
- разработка системы упражнений, направленных на овладение обучающимися функциональной грамотности.
Достичь функциональной грамотности в процессе обучения можно различными способами.
Основная задача учителя – стимулировать речемыслительную активность учащихся, создать ситуативность обучения, другими словами смоделировать такую учебную ситуацию, которая спровоцирует учащихся на спонтанную речь. Основной характеристикой подобных ситуаций является практическая задача: купить билет в кино, сделать заказ в кафе/ресторане, решить, куда пойти/поехать и т.д.
Можно выделить несколько особенностей заданий для оценки функциональной грамотности:
- задача, поставленная вне предметной области и решаемая с помощью предметных знаний;
- в каждом из заданий описывается жизненная ситуация;
- контекст заданий близок к проблемным ситуациям, возникающим в повседневной жизни;
- ситуация требует осознанного выбора модели поведения;
- вопросы изложены простым и ясным языком;
- используются иллюстрации, таблицы, схемы, диаграммы.
Выделяют следующие направления формирования функциональной грамотности:
- математическая грамотность;
- читательская грамотность;
- естественнонаучная грамотность;
- финансовая грамотность;
- глобальные компетенции;
- креативное мышление.
Разберем на примерах, как можно формировать все направления функциональной грамотности на уроках английского языка.
Формирование математической грамотности на уроках английского языка начинается во втором классе, когда обучающиеся знакомятся с числительными от 1 до 12.
Типовая задача: производить простые вычисления на иностранном языке, характерные для обычной проверки математической подготовки учащихся.
«Ты гостишь у своей бабушке в деревни. Скажи своему английскому другу Бену, сколько домашних птиц есть у твоей бабушки.»
Look at the pictures and count the birds.
Ex: Two ducks and two cocks are four birds.
Финансовая грамотность – способность человека управлять своими доходами и расходами, принимать правильные решения по распределению денежных средств.
Можно выделить следующие тематические области, в контексте которых реализуется естественнонаучная грамотность:
- здоровье;
- природные ресурсы;
- окружающая среда;
- опасности и риски;
- связь науки и технологий.
Read the extract from the article in youth magazine and give your opinion. Is keeping animals in the zoo a good idea?
“ … Zoos help scientists and common people to learn more about animals. They show us how rich the animal world is.
But in zoos they keep animals in cages, and it is very unkind…”
«Креативность», «творческий подход», «креативная личность», «творческие успехи», «думать творчески», «проявление креативности» – эти понятия в современном обществе являются показателями профессионализма. Ведь именно креативность, способность к творчеству и созиданию, мы считаем атрибутом одарённости, таланта, гения.
Креативное мышление – это новый компонент функциональной грамотности. Привычка размышлять и мыслить креативно ― важнейший источник развития личности учащегося. Способность к креативному мышлению базируется на знаниях и опыте и может быть предметом целенаправленного формирования. Таким образом, нам важно сделать акцент на «малой» ежедневной, бытовой креативности, а не на ярко выраженном таланте. Важно предлагать задания, которые могут постепенно стимулировать привычку креативно мыслить и отзываться на проблемы. Креативное мышление свойственно каждому ребенку. Важно его не заглушить, а поддерживать и развивать. Самый большой спектр возможностей для развития творческого потенциала учащихся, у раздела Portfolio. Учащимся предлагается создать презентации, доклады, постеры, альбомы, коллажи.
Одно из самых любимых заданий в 6 классе «Create alien».
Do you know how aliens are look like? Draw alien as you imagine and describe.
Читательская грамотность – это одно из направлений функциональной грамотности и, на мой взгляд, базовое. Какое бы задание не получил учащийся, первое что ему нужно сделать это ПРОЧИТАТЬ задание. В процессе обучения учитель часто сталкивается с проблемами учащихся при работе с текстом. При чем проблемы возникают и при работе с текстом на русском языке, не говоря уже об иностранном.
Благодаря этой технологии, работа с текстом предполагает большой спектр заданий:
- Подобрать антонимы или синонимы к словам.
- Перефразировать предложения, используя определенную грамматическую структуру.
- Прочитать заглавие и сказать, о чём (ком) будет идти речь в данном тексте.
- Прочитать текст, разделить его на смысловые части, подобрать названия к каждой из них.
- Прочитать текст и выделить основные темы повествования.
- Прочитать текст, отметить (выписать) места, раскрывающие разные аспекты проблемы.
- Пересказать текст от лица различных персонажей.
- Написать свои вопросы к персонажам, если бы была возможность оказаться там.
- Дать совет герою (героине).
Одним из самых распространенных заданий, направленных на поиск в тексте конкретной информации, являются задания типа True-False, которые могут быть сформулированы по- разному.
- Mark *the correct answer according to the text.
- Read the text and choose the statements which are NOT mentioned in the text.
- Read the text and decide which of the fact are not stated in the text.
К отличительных особенностям текстов на формирование функционального чтения относятся:
- большой объем неадапритованного текста;
- информация представленная в виде рисунков, схем, диаграмм,…
- интегрированные задания;
- так называемые «несплошные тексты» - театральные билеты, афиши, проездные документы и т.д.
Информация представленная в виде диаграмм вызывает сложности у многих учащихся, поэтому, на мой взгляд, следует чаще использовать подобно типа задания.
Men and women have different tastes in films. Look at the diagram and comment on it using the phrases from the box.
I understand from the chart that…
I’m surprised to see that…
I find it interesting that…
It’s difficult to believe that…
I quite agree that…
Глобальные компетенции — это многогранная цель обучения на протяжении всей жизни. Глобально компетентная личность способна изучать местные, глобальные проблемы и вопросы межкультурного взаимодействия, понимать и оценивать различные точки зрения и мировоззрения, успешно и уважительно взаимодействовать с другими, а также действовать ответственно для обеспечения устойчивого развития и коллективного благополучия.
Одну из глобальных проблем – проблему экологии обсуждают на уроках английского языка в 7 классе.
Глобальные компетенции в исследовании PISA понимаются как “способность критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия; осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия могут оказывать влияние на восприятие, суждения и взгляды людей; вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству”. Одну из глобальных проблем – проблему экологии- начинают обсуждать на уроках английского языка в 7 классе. Задание на формирование функциональной грамотности можно сформулировать следующим образом:
You are going to take part in the conference “Green Home”. Say what five important things about ecology we must teach children. Choose one of the ideas and develop it.
Применяя задания на формирование функциональной грамотности, учитель способствует повышению мотивации учащихся, расширяет их кругозор, развивает творческие способности, помогает осознать ценности современного мира – всё это необходимо для гармоничного развития личности и дальнейшего взаимодействия с обществом.
Применяя задания по функциональной грамотности, я заметила, что учащиеся с большим интересом учатся, легче преодолевают коммуникативные барьеры в общении. Если ученик с низкой мотивацией в чем-то затрудняется, то без стеснения может обратиться за помощью к сильному. Сильные одаренные учащиеся активней идут на контакт, помогая слабым. Функциональная грамотность на уроках английского языка действительно расширяет кругозор, формирует мировоззрение, интерес к осознанному обучению, создает мотивацию для выполнения более сложных заданий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Статья "Формирование и оценка функциональной грамотности учащихся"
Особое место среди метапредметных универсальных учебных действий занимает чтение и работа с информацией. Успешное обучение в школе невозможно без сформированности у обучающихся читатель...
«Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся при обучении химии и биологии: методические особенности формирования естественнонаучной грамотности как компонента функциональной грамотности».
ull;Обучение обучающихся самостоятельно добывать, анализировать, структурировать и эффективно использовать информацию для максимальной самореализации и полезного участия в жизни общества выступает в...
Приказ Министерства образования и науки Чеченской Республики от 12.01.2022 № 3-п «О внесении изменений в Региональный план по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся»
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ (Минобрнауки ЧР) НОХЧИЙН РЕСПУБЛИКИН ДЕШАРАН А, IИМАНАН А МИНИСТЕРСТВО ПРИКАЗ...
Сертификат "Формирование и оценка функциональной грамотности"
Сертификат "Формирование и оценка функциональной грамотности"...
Формирование и оценка функциональной грамотности
На сегодняшний день очень актуальна развитие функциональной грамотности на уроках математики. Основное внимание направлено на развитие способности учащихся применять полученные в школе...
Специфика заданий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности, применяемых на уроках изобразительного искусства у младших школьников.
Здесь идет смысл – в метапредметности, в осознанном выходе за границы конкретного предмета, а точнее – синтезировании всех предметных знаний для решения конкретной задачи.То есть кре...
Формирование и оценка функциональной грамотности у обучающихся с ОВЗ: методические особенности проектирования коррекционно-развивающих занятий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся
Основа жизненной компетенции, которая характеризуется системой умений решать практические задачи в основных сферах жизнедеятельности,...
- Мне нравится (1)