«Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся при обучении химии и биологии: методические особенности формирования естественнонаучной грамотности как компонента функциональной грамотности».
презентация к уроку по биологии

Ивченко Александр Александрович
•Обучение обучающихся самостоятельно добывать, анализировать, структурировать и эффективно использовать информацию для максимальной самореализации и полезного участия в жизни общества выступает ведущим направлением модернизации  системы образования.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Формирование и оценка функциональной грамотности обучающихся при обучении химии и биологии: методические особенности формирования естественнонаучной грамотности как компонента функциональной грамотности». Учитель химии и биологии МКОУ « Брединская СОШ № 4» Ивченко Александр Александрович

Слайд 2

2 Термин «функциональная грамотность» был введен в 1957 году ЮНЕСКО, наряду с понятиями «грамотность» и «минимальная грамотность». Грамотность – это навыки чтения, письма, счета и работы с документами. Минимальная грамотность – это способность читать и писать простые сообщения. формирование функциональной грамотности – сложный, многосторонний, длительный процесс. Достичь нужных результатов можно лишь умело, грамотно сочетая в своей работе различные современные образовательные педагогические технологии.

Слайд 3

3 «Научиться познавать. Научиться жить вместе. Научиться делать. Научиться жить». Жак Делор

Слайд 4

4 В условиях социально-экономической модернизации обществу необходим человек, функционально грамотный, умеющий работать на результат, способный к определенным, социально значимым достижениям. Все данные качества формируются в школе.

Слайд 5

5 Обучение обучающихся самостоятельно добывать, анализировать, структурировать и эффективно использовать информацию для максимальной самореализации и полезного участия в жизни общества выступает ведущим направлением модернизации системы образования.

Слайд 6

6 В условиях модернизации роль предметов естественно научных дисциплин, имеющей множество «пограничных» с другими дисциплинами областей исследования возрастает и обеспечивает разработку эффективных путей и средств решения жизненно важных, для людей, задач и проблем (производство энергии, защита окружающей среды, здравоохранение и другие).

Слайд 7

7 Ядром данного процесса выступает функциональная грамотность, так как под ней понимают «способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни и деятельности на основе прикладных знаний».

Слайд 8

8 Это обусловлено характеристиками личности, среди которых: Восприимчивость к проблеме (их опознавание, обнаружение), Беглость (быстрота генерирования различных идей), Гибкость (легкость переключения способов решения проблемы), Оригинальность (усовершенствование объекта, новые решения, идеи), Нонконформизм (нетрадиционные стратегии решения проблемы), Антиципация (прогнозирование, предвидение способов решения проблемы)

Слайд 9

9 Следовательно: под жизненно важными задачами и проблемами можно понимать задачи межпредметного содержания. В теории обучения естественнонаучных дисциплин к такого рода задачам относятся упражнения, в которых используют знания и умения обучающихся по двум или нескольким предметам

Слайд 10

10 У обучающихся должно быть сформировано обобщенное умение решать задачи, выявлено, что обучающиеся , владеющие обобщенными методами решения задач, смогут грамотно решать любые практически значимые задачи с использованием естественнонаучных знаний. Навыки формирования решения задач, начинается в процессе решения задач по конкретной теме, затем идет обобщение его и пополнение обобщенной структуры конкретным содержанием.

Слайд 11

11 Решение задач любого вида (по учебному предмету или жизненно важных задач и проблем) - это сложный процесс, включающий мыслительную деятельность обучающихся , актуализацию и применение знаний либо по образцу, либо в сходных ситуациях, либо предполагает перенос.

Слайд 12

12 Процесс переноса заключается в том, как обучающийся воспроизводит и использует ранее усвоенные знания, приемы (перестраивает их или нет, выбирает нужные знания, приемы из других и т.д.), какие при этом процессы умственной деятельности он осуществляет на заданном материале (его анализ, обобщение и др.).

Слайд 13

13 Учащийся, анализируя незнакомую ситуацию, характеризующуюся наличием известных ему объектов, но находящихся в неизвестных отношениях пытается найти эти отношения, то есть «перенести» сформированное ранее умение в новую ситуацию.

Слайд 14

14 проблема развития функциональной грамотности обучающихся в процессе обучения естественно научных дисциплин должна быть реализована в аспекте формирования умения решать задачи и самостоятельно применять знания в новых ситуациях (перенос). Таким образом:

Слайд 15

15 Существуют проблемы, которые мешают доброкачественному развитию функциональной грамотности: Низкий уровень вычислительных навыков Отсутствие практической направленности Репродуктивный метод в преподавании (натаскивание на решение по аналогии) Неумение организовать свой домашний учебный труд Ответственность за выполнение домашнего задания Формальное изучение предметов Не восприятие, учащимися, необходимости заучивания основ теоретических понятий (формул, правил ).

Слайд 16

16 На современном уроке, важно умение решать реальные жизненные проблемы и самостоятельно работать с информацией. Именно это лежит в основе тестов PISA задания, для решения которых, мало просто знать факты и правила. Нужно еще уметь их использовать.

Слайд 17

17 Пробел школьников — неумение работать с информацией, представленной в виде разных блоков. Проблема - определение формата задания. Бывают ситуации, когда научные методы вообще не нужны — надо задействовать интуицию, а то и просто угадать. Проблема — школьники не умеют привлекать данные, которые не содержатся непосредственно в условиях задания.

Слайд 18

18 Ситуационные задачи это задачи, позволяющие обучающемуся осваивать интеллектуальные операции последовательно в процессе работ ознакомление → понимание → применение → анализ → синтез → оценка

Слайд 19

19 Специфика ситуационной задачи заключается в том, что она носит ярко выраженный практико-ориентированный характер, но для ее решения необходимо конкретное предметное знание. Зачастую требуется знание нескольких учебных предметов. Кроме этого, такая задача имеет не традиционный номер, а интересное название. Обязательным элементом задачи является проблемный вопрос, который должен быть сформулирован таким образом, чтобы ученику захотелось найти на него ответ.

Слайд 20

20 Формула успеха ОВЛАДЕНИЕ = УСВОЕНИЕ + ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ НА ПРАКТИКЕ

Слайд 21

21 Подобные задачи значимы для обучающихся в настоящей и будущей жизни, позволяют организовать самостоятельную работу по изучению учебного материала, поиск дополнительных и необходимых знаний. Задачи составлены так, чтобы обучающиеся прорабатывали текст учебника и предложенные дополнительные источники информации, умели находить ответы на поставленные вопросы, проводить эксперименты, проявляли творческие способности при анализе и синтезе знаний, их оценке, то есть обучащиеся учатся узнавать что-то новое и применять это новое на практике, в повседневной жизни.

Слайд 22

22 Задачи позволяют формировать химические, биологические, коммуникативные, интеллектуальные компетенции, использовать разные формы работы обучающихся : индивидуальную, парную и групповую, делают урок более содержательным и интересным для обучающихся и преподавателя, способствуют саморазвитию личности в процессе обучения.

Слайд 23

Примеры практических заданий

Слайд 24

24 ВЫВОД ФОРМУЛ ХИМИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ 1 . Определите молекулярную формулу вещества, из которого целиком состоит скелет простейших морских животных, если массовые доли элементов в нем составляют: 47,54 %( S i ), 17,48 %( S r ), 34,97 %(O). ( Ответ : SrSO 4 ). 2. Для мечения территории олень использует вещество состава 59,41 % (С), 8,91 %(Н), 31,68 %(О). Определите молекулярную формулу вещества. ( Ответ: С 5 Н 9 О 2 ).

Слайд 25

25 ПЕРИОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ЭЛЕМЕНТОВ И ЭЛЕКТРОННОЕ СТРОЕНИЕ АТОМОВ 1. Максимальная концентрация этого элемента отмечена в пигментной сетчатке глаза. По электронной формуле внешнего электронного слоя определите этого элемента: …6s 2 6p 0 . Напишите его названия, символа и порядкового номера, укажите семейство элемента. (Ответ: барий) 2. Северная орхидея венерин башмачок растет на почвах, богатых этим элементом. По электронной формуле внешнего электронного слоя определите этого элемента: …4s 2 4p 0 . Напишите его названия, символа и порядкового номера, укажите семейство элемента. (Ответ: кальций)

Слайд 26

26 Определение положения элементов в ПСХЭ по электронным формулам: 1. Этот химический элемент преимущественно концентрируется в ногтях. Определите положение этого элемента в периодической системе элементов (период, группа, подгруппа) по электронной формуле : 1s 2 2s 2 2p 6 3s 2 3p 6 3d 3 4s 2 . ( Ответ: ванадий). 2. Розовые лепестки роз при избытке этого элемента становятся голубыми и даже черными. Определите положение этого элемента в периодической системе элементов (период, группа, подгруппа) по электронной формуле: 1s 2 2s 2 2p 6 3s 2 3p 6 3d 10 4s 1 . (Ответ: медь).

Слайд 27

27 Задания функциональной грамотности на уроках химии 1.Какие химические элементы названы в честь стран? Приведите не менее четырех названий. Укажите количество протонов и нейтронов, содержащихся в ядрах атомов, названных вами элементах(за каждое название и страну- 1б, протоны и нейтроны-1б)

Слайд 28

28 Ответ: Рутений ( Ru ) – назван в честь России; протонов 44, нейтронов 57. Полоний ( Po ) – в честь Польши; протонов 84, нейтронов 37. Франций ( Fr ) – в честь Франции; протонов 87, нейтронов 35 Германий ( Ge ) – в честь Германии; протонов 32, нейтронов 40.

Слайд 29

29 Задания функциональной грамотности на уроках химии Вы — пилот самолета, летящего из Сибири в Ярославль. Самолет везёт слитки самого распространённого металла в природе. Сколько лет пилоту ? ( 1балл) Дополнительный вопрос: какой металл вёз самолет? Почему этот металл в 1827 г. стоил 1200 рублей за 1 кг, а в 1900 г. — 1 рубль ? ( 2 балла)

Слайд 30

30 Ответ: Пилоту - лет (1балл) (возраст обучающегося решающего задачу) Алюминий, потому что в 1827 году он был впервые получен . Свойства его - легкий , блестящий металл. (2балла)

Слайд 31

31 Задания функциональной грамотности на уроках химии Вы входите в малознакомую квартиру, которая затемнена. Электричество отключено, но есть две лампы: газовая и керосиновая. Что Вы зажжете в первую очередь? (1 балл) Дополнительный вопрос: где еще применяется газ (предположите, какой) и керосин?(2 балла)

Слайд 32

32 Ответ: Спичку(1балл ) В газовой лампе- природный газ (применяется как топливо ) Керосин (растворитель , дизельное и авиационное топливо, удаление ржавчины) ( 2 балла)

Слайд 33

33 Задания функциональной грамотности на уроках химии Чтобы Золушка не смогла поехать на бал, мачеха придумала ей работу: она смешала древесные стружки с мелкими железными гвоздями, сахар и речным песком и велела Золушке очистить сахар, а гвозди сложить в отдельную коробку. Золушка быстро справилась с заданием и успела поехать на бал. Объясните , как можно быстро справиться с заданием мачехи. (3б)

Слайд 34

34 Ответ: Древесные стружки от мелких железных гвоздей можно разделить при помощи магнита. Сахар с речным песком растворить в воде ,профильтровать, выпарить воду (3 балла )

Слайд 35

35 Задания функциональной грамотности на уроках химии Кто из нас не мечтал разыскать сокровища, спрятанные когда-то, в глубине веков, морскими пиратами?! Если разгадаете головоломку, то узнаете, как наверняка найти настоящий клад(6 баллов) Si – тон, Ar – оящ , Ne – др , Fe – ад, Mg - - э, F – Ий, Cr – кл , Cl – аст , Li – хо, Sc – Ий, N – рош , Na – уг .

Слайд 36

36 Ответ: Если расположить символы химических элементов в порядке возрастания их порядковых номеров, то из набора букв, записанных рядом с химическими знаками, получится фраза: «Хороший друг – это настоящий клад».

Слайд 37

37 Задания функциональной грамотности на уроках химии Открыв дверь в квартиру, вернувшаяся из гостей семья ощутила «запах больницы». Первым провел расследование глава семьи – отец. На полу он обнаружил осколки флакона от 5%- го спиртового раствора йода, где его до этого было 8 г, а из-под шкафа мерцали две пары шкодливых глаз (кота и щенка). Отец все решил миром, объявив, что состоялась игра в футбол со счетом 1:1. Определите, сколько граммов йода и спирта создали «запах больницы»?

Слайд 38

38 Задания функциональной грамотности на уроках химии Плохо, когда родители медики. Они часто замечают то, что другие упустили бы из вида. Когда Никита вошел в квартиру, со двора, его мама мельком глянула на грязные, обветрившиеся руки сына и удалилась в свою комнату. По запаху Никита понял, что для него мама готовит «гремучую смесь» из глицерина и 10 %- го раствора нашатырного спирта в весовом соотношении 1:1. Определите массу аммиака, если морщить нос и пускать слезы при смазке рук мальчику пришлось два раза. Первый раз мама налила на руки 7 г смеси, а второй-5 г. Третьего раза не понадобилось, т.к. цыпки исчезли.

Слайд 39

39 Задания функциональной грамотности на уроках химии Четыре подряд съеденных мороженых обернулись для Насти температурой и ангиной. Врач назначил ей полоскать горло 2%-м раствором фурацилина. Сколько 250-граммовых стаканов этого средства попало в канализацию, если было израсходовано 8 пластинок фурацилина по 10 таблеток каждый? Каждая таблетка весит по 0,5 г.

Слайд 40

40 Накопление углекислого газа в атмосфере становится опасным загрязнением – приводит к парниковому эффекту. Какой объем CO2 попадает в атмосферу при сжигании 100 г полиэтилена ? Растения поглощают минеральные вещества и углекислый газ и под действием ультрафиолета синтезируют глюкозу, выделяя кислород. Какой объем CO2 усвоили зеленые листья сахарной свеклы для получения 100 г сахарозы, из которой можно изготовить 10 конфет (одна конфета содержит примерно 10 г сахара)?

Слайд 41

41 Для нейтрализации промышленных стоков гальванического участка завода " Энергомаш " потребовалось 60 кг негашеной извести CaO с массовой долей примесей 7%. Какая масса иона никеля Ni2+, содержащегося в стоках была нейтрализована? При нейтрализации промышленных стоков завода было получено 300 кг осадка Cr (OH) 3 . Какую массу металлического хрома можно получить из осадка, если производственные потери составляют 10 %

Слайд 42

42 В сутки человек вдыхает приблизительно 25 кг воздуха. На каждые 100 км пути автомобиль расходует 1825 кг кислорода. Сколько суток сможет дышать человек воздухом, если одна из машин проедет на 100 км меньше? Используя приведенные факты и результаты ваших расчетов, подготовьте: а) рекламный проспект автомобилей; б) текст обращения к президенту о защите природы.

Слайд 43

43 С глубокой древности человека интересовали особенности состава и строения крови. Кровь человека представляет собой красную непрозрачную жидкость. При центрифугировании она разделяется на два слоя: верхний слой — слегка желтоватая жидкость — плазма и нижний — осадок темно-красного цвета. На границе между осадком и плазмой имеется тонкая светлая пленка. Осадок вместе с пленкой образован форменными элементами (клетками крови) — эритроцитами, лейкоцитами и кровяными пластинками (тромбоцитами). И хотя врачи научились определять по состоянию крови тип заболевания, лечить многие болезни, связанные с кровью, тем не менее, остается много опасных заболеваний крови. Одно из них гемофилия. Гемофилия — генетическая болезнь, связанная с нарушением свертываемости крови. Из-за нехватки одного из факторов, участвующих в свертывании, тромб, препятствующий кровопотери, образуется очень медленно или не образуется вообще. Эта наследственная аномалия проявляется лишь у мужчин, в то время как женщины являются носительницами данного гена, но редко подвержены болезни. У гемофиликов , даже незначительные раны, могут привести смертельным кровопотерям. Задания функциональной грамотности на уроках биологии

Слайд 44

44 Задание 1. Царевич Алексей, сын русского царя Николая II, страдал тяжелой формой гемофилии. Укажите причину возникновения гемофилии у царевича. А. Унаследовал ген гемофилии от отца. Б. Унаследовал ген гемофилии от матери. В. Заразился гемофилией от сестры Анастасии. Ответ: Б. Задание 2. Известно, что при глубоких порезах следует наложить жгут выше раны и отвезти раненого человека в больницу для наложения швов. Предположите, поможет ли наложение жгута и шва гемофилику при порезах. Ответ поясните. Ответ: Нет, не поможет, так как у здорового человека эти меры способствуют остановке кровотечения за счет образования тромба, а у гемофиликов тромб не образуется. Поскольку не хватает одного из факторов свертываемости, то даже наложение жгута лишь уменьшит скорость кровотечения, но не остановит его. Гемофилику нужно ввести в кровь один из недостающих факторов свертываемости.

Слайд 45

45 Как показывает опыт педагогической деятельности, обучающиеся могут знать суть вопроса, но не всегда могут поделиться своими знаниями, т. е. их коммуникативная компетентность не сформирована полностью. С одной стороны, хорошо известно, что глубокое, основательное понимание предмета формируется тогда, когда ты можешь донести очень сложную информацию доступным собеседнику языком. С другой стороны, при решении заданий обучающемуся приходится все чаще опираться на свой жизненный опыт, привлекать знания, полученные на других предметах естественнонаучного цикла, уметь высказывать предположения, принимать решения или отвергать их. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Слайд 46

46 Ресурсы Интернета 1.Блинова Е. Что такое контекстная задача? http://ps.1september.ru/view_article.php?ID=201001815 2. Богданова Н.Н. Формы тестовых заданий по химии. 2005. №3. С.44. 3. Дьякова Е.А., Егорова Г.И., Крутова Т. И. Использование художественной литературы на уроках химии http://knowledge.allbest.ru/pedagogics/3c0a65625a3bc78b4c53a89521306c27_.html 4 . Ермаков Д.С., Жарикова Е.А., Ленина О.Ф. Задачи с практическим содержанием на начальном этапе изучения химии. Химия в школе.-2006, №5.- С.27-32 . 5 . Новый взгляд на грамотность. М.: Логос, 2004. -296.

Слайд 47

47 6 . Лобанова Л.И. Ситуационные задачи на уроках химии как пример формировании ключевых компетентностей учащихся/ rudocs.exdat.com › docs2/index-579437.html 7. Кендиван О. Д.-С. Практико-ориентированные задания в обучении химии.// Химия в школе. – 2009. – №8 – с.43-47. 8. Конарев Б.Н. Любознательным о химии. Органическая химия. – М.,1982. 9. Дьякова Е.А., Егорова Г.И., Крутова Т. И. Использование художественной литературы на уроках химии http://knowledge.allbest.ru/pedagogics/3c0a65625a3bc78b4c53a89521306c27_. html 10 . Открытый банк заданий ФИПИ https:// doc.fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Приказ Министерства образования и науки Чеченской Республики от 12.01.2022 № 3-п «О внесении изменений в Региональный план по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ЧЕЧЕНСКОЙ РЕСПУБЛИКИ (Минобрнауки ЧР) НОХЧИЙН РЕСПУБЛИКИН ДЕШАРАН А, IИМАНАН А МИНИСТЕРСТВО ПРИКАЗ...

Формирование и оценка функциональной грамотности у обучающихся с ОВЗ: методические особенности проектирования коррекционно-развивающих занятий для формирования и оценки функциональной грамотности обучающихся

Основа жизненной компетенции, которая характеризуется системой умений решать практические задачи в основных сферах жизнедеятельности,...

Формирование глобальной компетенции как компонента функциональной грамотности учащихся при обучении английскому языку

   В данном материале отражены ответы на такие вопросы, как "Что  такое «Глобальные компетенции»?, "Зачем нам глобальные компетенции?", ...

Особенности заданий для формирования и оценки функциональной грамотности

Формирование функциональной грамотности -одна из приоритетных задач не только ФГОС, но и стремительно развивающегося мира в целом.Цель функциональной грамотности на уроках английского языка -это умени...

План мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся на учебный год

Цель: создание условий для формирования функциональной (читательской) грамотности среди обучающихся 8-9 классов.Задачи: 1. Выявить соответствие подготовки обучающихся требованиям нового ФГОС ООО.2. Ос...

Формирование креативного мышления как компонента функциональной грамотности учащихся в процессе обучения английскому языку

В данной статье представлен опыт по теме "Формирование креативного мышления как компонента функциональной грамотности в процессе обучения английскому языку". Что же такое креативность? ...