Методическая разработка из опыта работы по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся (читательская грамотность)
методическая разработка по литературе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
demina_chitatelskaya_gramotnost.docx | 510.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка из опыта работы по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся (читательская грамотность)
Формирование функциональной (читательской) грамотности на уроках русского языка, литературы и во внеурочной деятельности.
2024 г.
Содержание
1 | Введение | |
Актуальность и значимость методической разработки ……. | 3 | |
2 | Основная содержательная часть | |
2.1 | Читательская грамотность и ее составляющие …………... | 5 |
2.2 | Формы, методы и приёмы формирования и развития читательской грамотности в урочной деятельности ………. | |
9 | ||
2.3 | Формы, методы и приёмы формирования и развития читательской грамотности во внеурочной деятельности ….. | |
20 | ||
2.4 | Мониторинг значимости и эффективности работы по формированию читательской грамотности ….......……… | |
21 | ||
2.5 | Ресурсы, используемые в работе ……………………………. | 26 |
3 | Заключение …………………………………………………… | 27 |
4 | Список литературы …………………………………………... | 29 |
Введение
Актуальность и значимость методической разработки.
Читать – это ещё ничего не значит; что читать и как понимать читаемое –
вот в чём главное дело.
Д.К.Ушинский.
Что такое – читательская грамотность? И почему в современном мире всё больше и больше внимания заостряется на этом словосочетании? Термин
«читательская грамотность» появился в контексте международного исследования Pisa еще в 1991 году. Означает он следующее: «Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни» [1]. А.М.Новиков считает, что – это «один из базовых показателей культурного развития населения, а применительно к школе – одно из важнейших условий и показателей качества обучения» [2]. Следовательно, одна из актуальных проблем современного образования – формирование читательской грамотности обучающихся. Ведь современный выпускник школы должен осознавать себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования. Но международные исследования показали, что по сравнению с иностранными сверстниками российские школьники значительно отстают в уровне сформированности читательской компетентности (по показателям 2018 года средний балл 479 из 1000 возможных, 31 место).
Что является причиной? Неумение или нежелание читать? Или школьникам не интересно то, что они читают? По данным Всероссийского опроса, современные российские подростки чаще в руках держат телефон, а не книгу. За последние 15 лет ситуация ухудшилась: в начальной школе дети читают и любят этот процесс, а вот каждый пятый подросток читать – ненавидит. 50% учащихся читают только для того, чтобы получить хорошую оценку. Читают, но не понимают что и зачем. По мнению экспертов, мы уже получили нечитающее поколение.
Какой бы ни была причина низкого уровня культуры чтения, проблему повышения читательской грамотности должна помочь решить именно школа! Поэтому одной из приоритетных задач современного образования является развитие функциональной грамотности школьников, одной из составляющих которой является читательская грамотность. Качественное чтение способствует личностному росту и конкурентоспособности современного человека, живущего в информационно-культурной среде.
Проблему повышения читательской грамотности помогут решить различные приёмы и методы работы с текстами на уроках русского языка, литературы, родной литературы и во внеурочной деятельности.
Целью методических материалов является повышение уровня читательской грамотности обучающегося 5-11 классов, способного самостоятельно решать образовательные задачи, а также задачи социализации в обществе.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
- научить осознанно, правильно, выразительно читать;
- формировать умение извлекать из текста необходимую, интересную, полезную информацию;
- сформировать систему эффективных приёмов формирования читательской грамотности;
- адаптировать данную систему к современным задачам и новым образовательным условиям;
- внедрить приёмы и методы работы с текстом в педагогическую практику;
- мотивировать обучающихся к овладению смысловым чтением, к потребности в приобретении новых знаний, необходимых в различных сферах человеческой деятельности.
В решении поставленных задач я руководствовалась нормативно- правовыми документами:
- Приказ Министерства Просвещения РФ от 06.05.2019 №219
«Об утверждении методологии и критериев оценки качества общего образования в ОО».
- Письмо Министерства Просвещения РФ от 17.09.2021 №03-1526
«О методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности».
- Письмо Министерства Просвещения РФ от 22.03.2021 №04-238
«Об электронном банке тренировочных заданий по оценке функциональной грамотности».
- Письмо Министерства Просвещения РФ от 26.01.2021 № ТВ-94-04
«Об электронном банке по оценке функциональной грамотности».
А также методическими рекомендациями по формированию читательской грамотности.
Основная часть
Читательская грамотность и её составляющие.
Читательская грамотность как важнейшая составляющая функциональной грамотности – это способность человека понимать, использовать, оценивать тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни. Читательская грамотность состоит из нескольких аспектов:
- беглое чтение,
- толкование текста,
- оценка языка и формы сообщения,
- поиск информации и её извлечение,
- преобразование данных от частного к обобщённому,
- формулирование основных идей и выводов,
- общее понимание текста,
- размышление о содержании и оценка прочитанного,
- соотнесение с внетекстовой информацией. Все эти навыки связаны между собой.
Читательская грамотность формируется на основе работы со сплошными (описание, повествование, объяснение, аргументация, инструкция), несплошными текстами (иллюстрации, таблицы, графики, карты) и смешанными. Это позволяет решать задачи по развитию читательской грамотности:
- понимать коммуникативную цель чтения текста,
- фиксировать информацию на письме в виде плана, тезисов, полного или сжатого пересказа (устного или письменного),
- определять основную мысль текста,
- дифференцировать главную и второстепенную, известную и неизвестную информацию,
- выделять информацию, иллюстрирующую языковые факты, явления или аргументирующую выдвинутый тезис,
- комментировать и оценивать информацию текста.
К основным способам осмысления текста можно отнести постановку вопросов (о незнакомом) к тексту, построение смысловых опор (планов, таблиц, схем, опорных конспектов), создание вторичных текстов (например, в результате конспектирования, пересказа и других видов сжатия) и конструирование собственных высказываний о прочитанном.
Для того чтобы опереться на чтение как на основной вид учебной деятельности в школе, у выпускников школы должны быть сформированы специальные читательские умения, которые необходимы для полноценной работы с текстами.
Схема 1. 4 области читательских умений, основанных на читательских действиях:
Рассмотрим читательские действия, на которых основаны ключевые области читательской грамотности.
Находить и извлекать информацию.
Поиск информации - это процесс определения места, где эта информация содержится. Извлечение информации - это процесс выбора и предъявления конкретной информации, запрашиваемой в вопросе.
- Определять место, где содержится искомая информация (фрагмент текста, гиперссылка, ссылка на сайт и т.д.)
- Находить и извлекать одну или несколько единиц информации.
- Находить и извлекать одну или несколько единиц информации, расположенных в одном фрагменте текста.
- Находить и извлекать несколько единиц информации, расположенных в разных фрагментах текста.
- Определять наличие/отсутствие информации.
Интегрировать и интерпретировать информацию.
Интерпретация предполагает извлечение из текста такой информации, которая не сообщается напрямую. Интеграция - связывание отдельных сообщений текста в единое целое. Умение связать единицы информации означает определить их общую роль в тексте, показать сходство или различие, обнаружить причинно-следственные связи и т.п.
- Понимать фактологическую информацию (сюжет, последовательность событий и т.п.).
- Понимать смысловую структуру текста (определять тему, главную мысль/идею, назначение текста).
- Понимать значение неизвестного слова или выражения на основе контекста.
- Устанавливать скрытые связи между событиями или утверждениями (причинно-следственные отношения, отношения аргумент – контраргумент, тезис – пример, сходство – различие и др.)
- Соотносить визуальное изображение с вербальным текстом.
- Формулировать выводы на основе обобщения отдельных частей текста.
- Понимать чувства, мотивы, характеры героев.
- Понимать концептуальную информацию (авторскую позицию, коммуникативное намерение).
Осмысливать и оценивать содержание из текста
Умение связать информацию текста с другими внетекстовыми источниками информации.
Возможность оценить текст объективно и суметь высказаться по поводу формы текста в целом и уместности отдельных его элементов для реализации авторского замысла.
- Оценивать содержание текста или его элементов (примеров, аргументов, иллюстраций и т.п.) относительно целей автора.
- Оценивать форму текста (структуру, стиль и т.д.), целесообразность использованных автором приемов.
- Понимать назначение структурной единицы текста.
- Оценивать полноту, достоверность информации.
- Обнаруживать противоречия, содержащиеся в одном или нескольких текстах.
- Высказывать и обосновывать собственную точку зрения по вопросу, обсуждаемому в тексте.
Использовать информацию из текста.
Умение читателя применять информацию, представленную в тексте, для решения различных учебно-познавательных и учебно-практических задач.
- Использовать информацию из текста для решения практической задачи (планирование поездки, выбор телефона и т.п.) без привлечения фоновых знаний.
- Использовать информацию из текста для решения практической задачи с привлечением фоновых знаний.
- Формулировать на основе полученной из текста информации собственную гипотезу.
- Прогнозировать события, течение процесса, результаты эксперимента на основе информации текста.
- Предлагать интерпретацию нового явления, принадлежащего к тому же классу явлений, который обсуждается в тексте (в том числе с переносом из одной предметной области в другую).
- Выявлять связь между прочитанным и современной реальностью.
Для того чтобы умения по этим четырём группам были сформированы, детей нужно учить:
- различать свой личный опыт и реальность текста;
- отвечать на вопрос точно и кратко, не выписывать лишней информации;
- перепроверять свое понимание, обращаясь при этом к тексту;
- работать с иллюстрацией как с источником данных, которые можно извлечь самостоятельно;
- собирать ответ на вопрос из фрагментов информации, данных в разных предложениях;
- переформулировать вопрос и сообщения текста;
- использовать на уроках тексты из другой предметной области, чтобы ребенок учился свободно использовать средства и способы работы, которые освоил на разных предметах;
- выражать свои мысли письменно.
Требования к уровню читательской грамотности представлены в планируемых результатах ФГОС «Чтение: работа с информацией» и в результатах освоения основных учебных программ по всем предметам.
Требования к уровню читательской грамотности:
- поиск и выделение необходимой информации;
- применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели;
- извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров;
- определение основной и второстепенной информации;
- свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей;
- понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации.
Следовательно, на уроке особая роль отводится приёмам работы с текстом. Ведь от того, как ученик понимает прочитанный текст и умеет извлечь из него полезную информацию, зависит уровень сформированности его читательской грамотности. И здесь особую роль, на мой взгляд, играют уроки русского языка и литературы.
В процессе чтения могут решаться различные коммуникативные задачи, в зависимости от этого реализуются разные виды чтения.
Схема 2. Три вида чтения
Если перед читающим ставится задача получить самое общее представление о содержании текста, то потребуется понимание текста в самых общих чертах. С такой установкой может быть прочитана газетная публикация, статья и т. п. Такой вид чтения называется просмотровым.
Если перед читающим ставится задача выделить в тексте только ту его часть, которая связана с решением основной коммуникативной задачи (найти главное в тексте, выяснить, что сообщается по интересующему вопросу), либо охватить содержание каждой из частей текста в самом общем виде, то используется ознакомительное чтение.
Если же требуется максимально полное и точное понимание содержащейся в тексте информации и адекватное ее воспроизведение в тех или иных целях, то читающий должен как можно полнее охватить всё содержание текста, вникнуть в смысл каждого из его элементов. Такой вид чтения квалифицируется как изучающее чтение.
На каждом этапе работы с текстом используются разные приёмы работы с текстом, которые помогают сформировать читательскую компетенцию у ученика. Показателями сформированности читательских действий являются следующие:
- диагностические работы из электронного банка заданий для оценки функциональной грамотности (resh.edu.ru);
- итоговое собеседование и ОГЭ в 9 классе;
- итоговое сочинение и ЕГЭ в 11 классе;
- Всероссийская олимпиада школьников;
- творческие конкурсы различных уровней.
Формы, методы и приёмы формирования и развития читательской грамотности в урочной деятельности.
В своей профессиональной деятельности использую активные и интерактивные методы обучения, когда взаимодействие происходит не только между учителем и учеником, но и учеников друг с другом. Очень важно осознавать, что задача учителя – не преподносить знания школьникам в готовом виде, а создавать условия для их самостоятельного добывания. Как гласит русская пословица: «Давать не рыбу, а удочку». Поэтому очень важно выбрать правильные технологии и приёмы работы с текстом. Уже на протяжении многих лет в своей практике использую технологию развития критического мышления через чтение и письмо и информационно- коммуникативные технологии. Они способствуют формированию основных читательских действий, помогают активизировать деятельность учащихся, задействовать их в процессе обучения, учат самостоятельности, умению формировать и обосновывать собственную точку зрения, подвергать сомнению информацию, анализировать и создавать собственные суждения.
Выбор методов обучения зависит от большого количества условий: от целей и задач работы, уровня подготовки школьников и их возрастных особенностей, количества часов, отведённых образовательной программой на изучение данной темы. Каждый метод содержит набор приёмов, способствующий более продуктивной реализации этого метода на практике.
Приведу примеры использования различных приемов работы по формированию читательской грамотности на уроках русского языка.
Таблица 1. Урок русского языка в 6 классе. Тема «Описание природы».
Читательские действия | Поиск и извлечение информации |
Этапы ТРКМ через чтение и письмо | Вызов |
Приём | Ассоциации |
Задание |
|
Читательские действия | Осмысление и оценивание формы и содержания текста |
Этапы ТРКМ через чтение и письмо | Осмысление |
Приём | Чтение в паре |
Задание |
|
Читательские действия | Использование информации из текста |
Этапы ТРКМ через чтение и письмо | Рефлексия |
Приём | Письмо |
Задание | Опишите, что вы видите из окна своего дома утром (вечером, днём, ночью). Постарайтесь использовать языковые средства, которые встретились в прочитанных текстах. |
Таблица 2. Урок русского языка в 6 классе. Тема «Глагол. Повторение изученного в 5 классе».
Читательские действия | Поиск и извлечение информации |
Этапы ТРКМ через чтение и письмо | Вызов |
Приём | Верные – неверные утверждения |
Задание | Прочитайте утверждения и поставьте +/-
|
Читательские действия | Осмысление и оценивание формы и содержания текста |
Этапы ТРКМ через чтение и письмо | Осмысление |
Приём | Чтение в паре |
Задание | На стр.102 прочитайте правило и проверьте правильность выполненного задания. |
Читательские действия | Использование информации из текста |
Этапы ТРКМ через чтение и письмо | Рефлексия |
Приём | Кластер |
Задание | Просмотрите учебный ролик (урок 86 на resh.edu.ru) и составьте кластер «Глагол» |
Таблица 3. Урок русского языка в 8 классе. Тема «Рассуждение на дискуссионную тему».
Читательские действия | Поиск и извлечение информации |
Этапы ТРКМ через чтение и письмо | Вызов |
Приём | Вопрос к тексту Чтение в паре |
Задание | Прочитайте текст. Ответьте на вопрос: Какие слова и выражения в данном тексте вам непонятны? ( при объяснении слов организуем работу с толковыми словарями) Городской человек редко встречается с землёй. Земля скрыта от его глаза каменными плитами, застывшей лавой асфальта. Она покоится в глубине, чёрная, бурая, красная, серебристая. Она задержала дыхание и затаилась. Городской человек не знает, чем пахнет земля, как она дышит в разные времена года, как страдает от жажды, как рожает хлеб. Он не ощущает, что вся его жизнь, его благополучие зависит от земли. Не переживает за сухое лето, не радуется обильному снегопаду. А иногда боится земли как смутной незнакомой стихии. И тогда в душе затихает необходимое, естественное чувство сыновней любви к земле.(Ю. Яковлев) |
Ученики объединяются в пары и обсуждают, какие ключевые слова следует выделить в прочитанном тексте? (могут выписать) Один из учеников формулирует вопрос, используя ключевые слова, другой - отвечает на него, раскрывая проблему текста. | |
Читательские действия | Интеграция и интерпретация информации |
Этапы ТРКМ через чтение и письмо | Осмысление |
Приём | Ассоциации Толстые и тонкие вопросы |
Задание |
1в – слова, обозначающие действия; 2в – слова, обозначающие предмет. Городская жизнь — одни заботы, Хлопоты, морока день — деньской, Рано утром — в спешке на работу, Вечером скорей бегут домой. По пути — на рынок, в магазины, Главное — нигде не опоздать! Перекрестки, площади, витрины, Светофор, зеленый свет — бежать! Дома не успеют оглянуться, А уже и темень за окном, Телевизор, чай, варенье в блюдце, Ванная, постель с глубоким сном. Так за день никто и не заметил, Как светило солнце на рассвете, Как шнырял меж облаками ветер, Как синело небо над планетой… Виктор Д.
|
Читательские действия | Осмысление и оценивание формы и содержания текста |
Приём | Верные – неверные утверждения Мозаика |
Задание | 1)Задание. Прочитайте текст и укажите истинные и ложные утверждения по содержанию текста (+/-). 1. Городские жители часто встречаются с землей. |
Проанализируйте предложения, восстановите цельность двух текстов. 1)Городской человек редко встречается с землёй. 2)Городская жизнь — одни заботы, хлопоты, морока день — деньской
шнырял меж облаками ветер, как синело небо над планетой… | |
Читательские действия | Использование информации из текста |
Этапы ТРКМ через чтение и письмо | Рефлексия |
Приём | Письмо |
Задание | Напишите письмо автору текста Ю.Яковлеву, ответив на вопрос «Согласны ли вы с тем, что «городской человек редко встречается с землёй»? Для аргументации используйте прозаический текст, текст стихотворения Виктора Д. «Городская жизнь – одни заботы» и фотографию. |
На уроках русского языка преимущественно используется ознакомительное и изучающее чтение. Информационно-коммуникативные технологии позволяют использовать различные электронные ресурсы: презентации, видеоуроки и интерактивные задания РЭШ, задания на платформе Учи.ру. Таким образом, школьники учатся работать с разными видами текстов, учатся осмысливать полученную информацию и применять ее в разных ситауциях.
На уроках литературы работа с текстом – это самый главный вид работы. Школьники учатся не только правильно, грамотно, выразительно читать, но и понимать авторский текст, извлекать из него уроки. Какие же приемы наиболее часто использую на уроках?
Таблица 4. Читательское действие «Находить и извлекать информацию».
Урок литературы в 5 классе. | |
Приём | Мозговой штурм |
Задание | Работая над статьей учебника о жизни И.С.Тургенева, предложила учащимся следующее задание: «Найдите изображения домов, расположенных по указанным московским адресам. Какой из домов послужил прототипом знаменитого «дома барыни» из рассказа И.С. Тургенева «Муму»? Почему вы так решили?» |
Урок родной литературы в 5 классе. Изучение рассказа А.И.Куприна «Бедный принц» | |
Приём | Верите ли вы, что… |
Задание | Учащимся предлагаются вопросы перед прочтением рассказа:
После прочтения рассказа обучающиеся возвращаются к вопросам и обсуждают свои предположения. |
Урок литературы в 6 классе. Рассказ В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой» | |
Приём | Ассоциации |
Задание | Перед чтением рассказа Астафьева ребятам предлагается записать свои |
ассоциации, которые вызывает название «Конь с розовой гривой». После прочтения 1 главы учащиеся дополняют свой ассоциативный ряд. | |
Урок литературы в 8 классе. Творческая история стихотворения Н.А.Некрасова «Внимая ужасам войны» | |
Приём | Отсроченная отгадка |
Задание | Перед чтение текста ученикам дается загадка (удивительный факт): «30 июня 1855 года в письме И.С.Тургеневу Некрасов писал о желании отправиться в Севастополь. Через год им будет написано стихотворение «Внимая ужасам войны». Как же связаны желание поэта побывать в южном городе и написание стихотворения, связанного с войной?» Затем учащиеся работают со статьей учебника «Творческая история стихотворения «Внимая ужасам войны» и находят ключик к пониманию загадки. |
Таблица 5. Читательское действие «Интегрировать и интерпретировать информацию».
Урок литературы в 6 классе. Троекуров и А.Дубровский. | |||||
Приём | Сводная таблица | ||||
Задание | Прочитать 1 главу и составить сравнительную таблицу «Дубровский – Троекуров» | ||||
Дубровский | Линия сравнения | Троекуров | |||
«бедный дворянин» | происхождение | «знатного рода» | |||
«смиренное состояние» | положение в обществе | «богатство и связи» | |||
«отставной поручик» | служба | «отставной генерал- аншеф» | |||
«высказывал свое мнение, не заботясь о том, противоречило ли оно мнениям хозяина» | Отношения с людьми | «надменный… с людьми самого высшего звания» | |||
Начитанный и образованный. Дубровскому интересно узнавать новости о мире | Образование | Несмотря на свой статус, Троекуров не говорит по- французски, книг не читает. Обладает узким кругозором. | |||
Не привык ждать, отличается решительностью и хорошим чувством юмора. Однако, чаще всего ходит угрюмый. Обладает чувством | Характер | Очень вспыльчивый, славится частыми перепадами настроения. Помещик никогда не жалеет денег на удовольствия |
собственного достоинства | |||||
Урок литературы в 8 классе. Образ матери в рассказе К.Паустовского «Телеграмма» | |||||
Приём | Составление схемы (диаграмма Венна) | ||||
Задание |
2. Пересекаются ли эти миры? |
Таблица 6. Читательское действие «Осмысливать и оценивать содержание и форму текста».
Урок родной литературы в 5 классе. Рассказ Е.Д.Айпина «Наедине с осенью. Вместо пролога» | |
Приём | Мозаика. Этот прием формирует умение целостно воспринимать текст, акцентировать внимание на ключевых понятиях. |
Задание | Текст делится на части. Ученикам предлагается собрать текст из разрозненных частей, расположив их в правильной последовательности. Данный прием очень хорошо использовать при работе с текстами, представляющими собой описание природы. Учащимся предлагается просмотреть части и расположить их в правильной последовательности.
|
порыжевших иголок, седых лишайников и белого ягеля. Получившийся текст: 31542 Она что-то ласково шептала мне на опушке леса. Я смотрел на высокое-высокое небо, на плавающие в голубой мари дальние сопки, на восходящее чистое солнце и все слушал и слушал её нежный очаровывающий шёпот. Я видел, как она играла с золотыми рифлёными листьями березы. Я смотрел, как она снимала с ветки листок и, словно маленькое тёплое солнце, подносила мне. Осень увела меня в светлый сосновый бор. Она остановилась на взгорье, где светлобородые сосны тихо перебирали струны хантыйской скрипки – нарсьюха. И мы, замерев, слушали эту симфонию золотисто-огненной коры, зелёных и порыжевших иголок, седых лишайников и белого ягеля. И высокое небо вторило соснам невесомым смычком журавлиных стай, и ветерок тонко и нежно подыгрывал на струнах паутины, и лучи солнца легко и плавно скользили по неприметным клавишам чуткого бора. И под эту симфонию всё вдруг поплыло в прозрачную синеву бездонного неба. Она вела меня по зыбким болотным кочкам. | |
Урок литературы в 5 классе. Изучение рассказа Л.Н.Толстого «Кавказский пленник» | |
Приём | Синквейн Этот приём формирует умение выражать свое отношение к прочитанному. Он строится по следующей схеме:
|
Задание | Составить синквейн о главном герое. Жилин. Храбрый, целеустремлённый. Воевал, не сдавался, сбежал. Смог выбраться из плена живым. Офицер. (По Л.Н.Толстому «Кавказский пленник») |
Васютка. Отважный, находчивый. Увлёкся, заблудился, выбрался. Открыл озеро и справился с трудностями. Герой. (По В.П.Астафьеву «Васюткино озеро) | |
Урок литературы в 6 классе. М.Ю.Лермонтов. Краткие сведения о поэте. | |
Приём | Кластер Этот прием формирует умения выделять смысловые единицы текста и графически оформлять их в определенном порядке в виде грозди. Данный прием очень хорошо использовать на уроке литературы при изучении статьи о жизни и деятельности поэта, писателя, а также при |
работе с литературоведческими терминами. | |
Задание | Прочитайте статью о жизни и творчестве М.Ю.Лермонтова, составьте кластер: Тарханы. 1814 г Детство. Московский Москва Благородный пансион М.Ю.Лермонтов Читал, учил Петербург языки, Школа рисовал, юнкеров 1830 музицировал Московский университет |
Урок литературы в 8 классе. Рассказ Л.Н.Толстого «После бала» | |
Приём | Перепутанные логические цепочки Прием помогает осмыслить большой объем информации, выявить закономерность каких-либо событий, явлений. Прием работает на развитие критического мышления, памяти и умение логически мыслить. |
Задание | Расставьте события в нужном порядке, выявив ошибки и исправив их, аргументируйте свой выбор.
|
Таблица 7. Читательское действие «Использовать информацию из текста».
Урок литературы в 6 классе. Нравственные проблемы в рассказе В.П.Астафьева «Конь с розовой гривой». | |
Приём | Сопоставление |
Задание | Сопоставьте модель поведения героя рассказа со своим личным опытом. Ответьте развернуто на вопрос «Как я бы поступил на месте Вити?» |
Урок литературы в 8 классе. Образ матери в рассказе К.Паустовского «Телеграмма» | |
Приём | Чтение про себя с вопросами |
Задание | Прочитайте рассказ Рэя Бредбери «Вельд» и составьте по нему вопросы. |
Урок литературы в 8 классе. Образ учителя в рассказе В.Распутина «Уроки французского» | |
Приём | Кластер |
Задание | После прочтения рассказа дается задание на дом составить двойной кластер «Образ Лидии Михайловны»/ «Образ современного учителя- наставника». После дискуссии на уроке ученикам предлагается творческое задание – групповой проект «Создание иллюстрированного альбома «Учитель, перед именем твоим…» Работы учеников
|
Творческие задания ученики очень любят: синквейн, сочинить басню, стихотворение, составить по прочитанной сказке/рассказу викторину, кроссворд, нарисовать иллюстрацию к эпизоду, который произвёл наибольшее впечатление и т.д. Выполненные работы подтверждают, что текст прочитан ребёнком вдумчиво, внимательно, заставил задуматься, творчески осмыслить то, что узнал из текста.
Формы, методы и приёмы формирования и развития читательской грамотности во внеурочной деятельности.
Внеурочная деятельность – это одно из основных условий формирования у учащихся читательской грамотности. С 2021 года разработан и внедряется в практическую деятельность курс «Вокруг тебя – мир». Данный курс направлен на формирование читательской грамотности, то есть на развитие навыков работы с информацией: поиск и отбор необходимой информации, ее систематизация и сравнение, анализ и обобщение, интерпретация и преобразование. Школьники учатся дополнять готовую информацию (тексты, таблицы, схемы) и создавать информационные объекты (доклады, сочинения и т.д.), критически относиться к полученной информации, соотнося ее с другими источниками и личным опытом, использовать для принятия собственных решений.
В курсе внеурочной деятельности «Вокруг тебя – мир» знакомимся с текстами различной тематической направленности: о правилах поведения, об уважении и сострадании, о войне, о деятельном сострадании. Сборник
«Читательская грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1, 2. В 2-х частях/Авторы: Ковалева Г.С., Рябинина Л.А., Чабан Т.Ю., Сидорова Г.А.» издательства «Просвещение» расширил тематику изучаемых текстов и научил учащихся оценивать грамотность читателя. Во время занятий школьники читают тексты, выполняют задания, оценивают себя и проверяют по специальной матрице. Например, знакомясь с текстом «Тунгусский метеорит» учащиеся познакомились со статьей, воспоминаниями очевидцев, картой, с результатами исследований. Затем им было предложено 12 заданий разного типа [3]:
- с 1 правильным ответом;
- с несколькими вариантами ответа;
- развернутый ответ на основе текста и карты;
- сопоставление фактов;
- задание, связанное с поиском в Интернете: «Если вы захотите узнать, ведутся ли сегодня серьезные исследования Тунгусского «метеорита», какой из результатов поиска даст вам информацию, наиболее точно соответствующую этому запросу? Отметьте номер этого сайта (указаны адреса 5 сайтов).
Еще несколько примеров работы с художественными текстами. Рассказ Е.Носова «Трудный хлеб» [4].
- Почему охотник продолжал брать Чанга на охоту, а не оставлял дома? На одном из уроков при обсуждении этого рассказа возникли такие предположения:
- Должна же быть от собаки хоть какая-то польза!
- Собака тосковала бы дома без хозяина.
- Хозяину с собакой в лесу не так скучно.
- Хозяин Чанга очень хотел, чтобы пес чувствовал себя настоящей охотничьей собакой.
С каким из предположений ты можешь поспорить? Какие аргументы в защиту своей позиции ты приведёшь?
- Какой породы был Чанг? Отметь 1 правильный ответ:
- гончая;
- спаниель;
- терьер.
- Какой из афоризмов более всего соответствует главной мысли рассказа Е.Носова?
- Лучший способ сохранить своих друзей – не предавать их. (У.Мизнер)
- Не богатство – друг, а друг – богатство. (И.Стобей)
Рассказ А.И.Куприна «Чудесный доктор» [5].
- Как в рассказе «Чудесный доктор» передается царившая в доме Мерцаловых атмосфера? Приведи примеры из текста.
- Как звали чудесного доктора? Отметь 1 правильный ответ:
- Г.А.Захарьин;
- Н.И.Пирогов;
- Н.В.Склифосовский;
- С.П.Боткин.
- Заполни пропуски в тексте:
А мы нашего ……. доктора только раз видели с тех пор – это когда его перевозили …. в его собственное имение ……… Да и то не его видели, потому что то….., мощное и ……., что жило и горело в …. докторе при его жизни, ….невозвратимо.
На занятиях внеурочной деятельности использую такие приёмы, как
«Чтение с остановками», «Маркировка», «Читаем и спрашиваем», «Чтение с пометками».
Мониторинг значимости и эффективности работы по формированию читательской грамотности.
Умение грамотно прочитать текст, понять и оценить его содержание, высказать своё мнение – основные составляющие читательской грамотности, которая должна быть развита у выпускников основной и старшей школы. Читательские действия: умение отбирать, сопоставлять и обобщать информацию, определять авторскую позицию, обосновывать собственное мнение - являются основными для выпускника, успешно справившегося с экзаменами (ГИА). Для решения заданий ОГЭ и ЕГЭ нужно уметь использовать разные виды чтения (просмотровое, выборочное, поисковое) и уметь анализировать текст (толковать и обобщать информацию, выявлять ключевые темы и нравственные проблемы, оформлять выводы). КИМы ОГЭ
и ЕГЭ по русскому языку и литературе проверяют умения, которые являются показателями читательской грамотности. Мои ученики успешно справляются с этой задачей.
Таблица 8. Результаты ГИА.
Результаты ОГЭ по русскому языку | |||
Год | Средний балл | Лучший балл | Отметка |
2021-22 | 27 | 33 | 4 |
Результаты ОГЭ по литературе | |||
2021-22 | 30 | 30 | 5 |
Результаты ЕГЭ по русскому языку | |||
2019-20 | 69 | 96 | - |
2020-21 | 66 | 86 | - |
Использование приёмов развития читательской грамотности служит успешной сдаче итогового собеседования выпускниками 9-х классов. Особое внимание уделяется работе с текстом, стратегиям чтения, при смысловом анализе информации выполняются задания, формирующие читательские (коммуникативные) умения. Так, подготовленные мной обучающиеся успешно справляются с этим видом допуска к ОГЭ. Анализ результатов итогового собеседования свидетельствует о том, что у моих учеников на высоком уровне сформированы следующие умения:
- чтение текста в соответствии с интонационным, пунктуационным оформлением и коммуникативной задачей;
- составление монологического высказывания по выбранной теме;
- ведение диалога с учителем-собеседником;
- выбор оптимального для коммуникативной задачи темпа чтения;
- отбор речевых средств в соответствии с речевой ситуацией;
- умение применять различные способы цитирования.
Таблица 9. Результаты итогового собеседования.
Год | Зачёт | Незачёт |
2021-2022 | 26 | нет |
Итоговое сочинение (изложение) является допуском к ГИА выпускников 11-х классов. Учащимся необходимо написать рассуждение с опорой на жизненный и читательский опыт. Условием, позволяющим успешно справиться с этим заданием, является функциональное чтение, благодаря которому школьники верно понимают и раскрывают тему сочинения, привлекают аргументы из художественных произведений и комментируют их, производят смысловой анализ текста, обращаются
к сюжетным линиям, к характерам героев, приводят в пример тексты с такой же тематикой и проблематикой.
Анализ проверенных и оцененных итоговых сочинений моих учеников позволяет выявить важнейшие положительные параметры качества работ:
- умение создавать самостоятельный полноформатный связный текст,
- выбирать убедительный путь раскрытия темы,
- отбирать и систематизировать материал на определенную тему,
- подбирать литературный материал как логическое продолжение собственных рассуждений,
- строить аргументацию, последовательно подводящую к необходимым выводам,
- видеть собственный текст как смысловое целое.
А все это – сформированные читательские действия, на которых основаны ключевые области читательской грамотности.
Систематическая работа по формированию основных читательских действий (умение находить и извлекать информацию, интегрировать и интерпретировать ее, оценивать содержание и форму текста, умение использовать его информацию) показывает свою эффективность и проявляется в результатах учащихся на ГИА (ОГЭ и ЕГЭ по русскому языку и литературе, итоговое собеседование и итоговое сочинение), на Всероссийской олимпиаде школьников по русскому языку и литературе (школьный и муниципальный уровни), в Международном конкурсе «Русский медвежонок – языкознание для всех», в Международном игровом конкурсе
по литературе «Пегас», во Всероссийском конкурсе юных чтецов «Живая классика», в Международной олимпиаде по основам наук УрФО (русский язык, литература), во Всероссийском конкурсе сочинений и т.д.
Мониторинг эффективности работы по формированию читательской грамотности осуществляю на сайте «Российская электронная школа» (https://fg.resh.edu.ru/), где после каждой проведённой диагностической работы отслеживаю уровень сформированности читательских действий школьников. Эти результаты доводятся до сведения учащихся, разъясняются ошибочные ответы, а затем выполняется повторная диагностическая работа. В итоге, у учителя есть возможность сопоставить результаты и выявить проблемные задания, над которыми необходимо поработать дополнительно. Мои ученики выполняют данные виды заданий в основном на средний и повышенный результат. Работа в этом направлении проводится систематически как на сайте «Российская электронная школа», так и на уроках, на внеурочных занятиях.
Таблица 11. Результаты диагностической работы.
Читатель, умеющий осмыслить и оценить прочитанное, способен связать сообщение текста с собственными убеждениями и опытом. Осмысление и оценка предполагают опору на знания, идеи и чувства, известные читателю до знакомства с текстом. Вопросы на осмысление требуют от читателя обращения к собственному опыту или знаниям для того, чтобы сравнивать, противопоставлять и предполагать. Вопросы на оценку предлагают читателю высказать суждение, основанное на его личных нормах и мерах.
И так как оценка читательской грамотности – одна из важнейших составляющих оценки функциональной грамотности школьника, уровень сформированности читательской грамотности можно проверить на сайте
«Российская электронная школа» в разделе «Функциональная грамотность» [6].
Ресурсы, используемые в работе.
Для успешной реализации работы по формированию читательской грамотности использую современные информационные ресурсы:
«Российская электронная школа», «Учи.ру».
Работа с ресурсом «Учи.ру» способствует формированию у учащихся читательской грамотности, нацеленной на самостоятельное добывание новых знаний и применение их на практике, оценивание своих результатов и стремление к саморазвитию. Каждый ученик получает возможность самостоятельно изучить определённую тему по русскому языку и литературе в комфортном темпе с необходимым количеством повторений и отработок вне зависимости от уровня подготовки. Учи.ру строит диалог с учеником и реагирует на действия ученика: в случае правильного решения, хвалит его и предлагает новое задание, а при ошибке задаёт уточняющие вопросы, которые помогают прийти к верному решению. Проверочные работы и задания с автоматической проверкой позволяют осуществлять контроль за успеваемостью учеников. Каждый ученик получает индивидуальный вариант. Решения проверяются автоматически, а результаты сразу отражаются в личном кабинете учителя. Учителю в личном кабинете доступна статистика класса и отдельных учеников. Учитель имеет возможность самостоятельно создавать задания в виде карточек или тестовых заданий, либо назначает те, которые предлагает сама платформа. Ученики могут увидеть свои результаты, изучить допущенные ошибки и при желании повторить попытку. Учитель имеет возможность просматривать назначенные проверочные работы или домашнее задание каждого ученика, степень их выполнения.
Образовательная платформа «Российская электронная школа» также даёт учителю возможность для развития и совершенствования у школьников навыков читательской грамотности. Использование данного ресурса, в котором материалы по классам систематизированы в виде каталогов, позволяет формировать задания для развития читательской грамотности учащихся, самостоятельно создавать варианты, а также проверять сформированность читательских действий посредством предлагаемых диагностических работ. К примеру, проверочная работа, предназначенная для выявления уровня читательской грамотности учеников 6 класса, включает в себя план диагностической работы, саму диагностику, характеристику заданий и систему оценивания. В материалах по каждому направлению функциональной грамотности содержатся файлы со списком открытых заданий, сами задания, их характеристики и система оценивания, методические комментарии к заданиям. Кроме того, на «РЭШ» огромное
количество ЦОРов (видеоролики, тренировочные интерактивные задания, иллюстративный материал, фильмы, спектакли и т.д.), которые помогают активизировать интерес школьников к изучению предмета.
Заключение.
Таким образом, читательская грамотность - приоритетное направление в развитии современного образования. Читательские умения необходимо формировать и отрабатывать и на уроках литературы, и во внеурочной деятельности. Все вышеперечисленные приемы работы с текстами используются на основных трех этапах, предусматривают серьёзную работу с текстом: анализ, понимание, интерпретация. А также происходит организация самостоятельной познавательной деятельности учащихся по осмысленному чтению текстов разной тематики. Хочется отметить, что эффективность данной работы по формированию читательской грамотности прежде всего зависит от педагога, задача которого, выступая организатором учебной и внеурочной деятельности, стать заинтересованным участником этого процесса. Полезно организовывать деятельность школьников по работе с текстами в любой форме или контексте, по нахождению информации в сплошных и смешанных текстах. Кропотливо отбирать задания, соответствующие уровню читательской грамотности. По словам В.А.Сухомлинского: «Чтение - это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя». Следовательно, необходима систематическая, целенаправленная работа над развитием и совершенствованием навыков беглого, осознанного чтения от класса к классу. Используя приёмы и методы быстрого и эффективного чтения, получим читающего, грамотного, думающего ученика.
Инновационность методической разработки заключается в практической реализации технологии развития критического мышления через чтение и письмо для повышения читательской грамотности через пробуждение интереса к осознанному чтению литературы.
Элемент новизны заключается в использовании «особых» методических приемов, способствующих формированию умения находить и извлекать информацию, интегрировать и интерпретировать её, оценивать содержание и форму текста и использовать его информацию.
Данная методическая разработка предназначена не только для учителей русского языка и литературы. Приёмы, предлагаемые в рамках «Технологии развития критического мышления через чтение и письмо», могут быть адаптированы к разным предметам и к разным классам как в процессе обучения, так и на индивидуально-групповых занятиях, внеурочных занятиях. Диссеминация опыта проводится в разных формах и на разных уровнях: муниципальном, региональном, через интернет-ресурсы.
Транслируемость и перспективность методической разработки.
Опыт работы по теме «Формирование функциональной (читательской) грамотности обучающихся на уроках русского языка и литературы, во внеурочной деятельности» реализован и на теоретическом, и на практическом уровнях. Система работы по применению ТРКЧМ не раз демонстрировалась на школьном, муниципальном уровнях. Методическая работа, направленная на формирование читательской грамотности, представлялась в виде различных методических разработок и выступлений:
- Городской семинар-совещание по вопросам функциональной грамотности обучающихся (доклад «Формирование читательской грамотности на уроках литературы и во внеурочной деятельности»), 03.02.2022.
- Муниципальный конкурс методических материалов учителей- предметников по вопросам формирования и оценке функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций
- Городской практико-ориентированный семинар «Формирование читательской грамотности на уроках и во внеурочной деятельности»
- Городской практико-ориентированный семинар «Формирование читательской грамотности на уроках и во внеурочной деятельности»,
По вопросам формирования и оценивания функциональной грамотности обучающихся прослушаны вебинары, пройдены курсы повышения квалификации:
- Вебинар «Формирование функциональной грамотности – один из механизмов обеспечения конкурентоспособности российского образования?» (ИнтелКап, 28.10.2020).
- КПК «Новые цифровые компетенции педагога для мотивации, вовлечения и оценивания обучающихся»
- КПК «Технологии формирования и оценивания функциональной грамотности обучающихся»
- КПК «Школа современного учителя литературы» (100 часов, Академия реализации государственной политики и профессионального развития работников образования МП РФ
- Вебинар «Функциональная грамотность. Что использовать? Где применять? Когда формировать?»
Список литературы.
- Акимова О.Б. О читательской грамотности / О.Б.Акимова // Язык и актуальные проблемы образования: Материалы Международной научно-практической конференции, Москва, 31 января 2018 года/Под ред. Е.И.Артамоновой, О.С.Ушаковой. – Москва: Некоммерческое партнерство «Международная академия наук педагогического образования», 2018. – С. 63-66.
- Новиков, А.М. Н73 Педагогика: словарь системы основных понятий
/А.М. Новиков. – Москва: Издательский центр ИЭТ, 2013. – 268с.
- Читательская грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1. В 2-х частях/Авторы: Ковалева Г.С., Рябинина Л.А., Чабан Т.Ю., Сидорова Г.А. – Москва: Просвещение, 2020. – С.52-60.
- Выборнова В.Ю., Савова М.Р. Вокруг тебя – мир: Книга для ученика. 5 класс. – Москва: Издательство МАИК «Наука», 1996. – С.88-91.
- Выборнова В.Ю., Савова М.Р. Вокруг тебя – мир: Книга для ученика. 5 класс. – Москва: Издательство МАИК «Наука», 1996. – С.78-85.
- https://resh.edu.ru/
- Выборнова В.Ю., Савова М.Р. Вокруг тебя – мир: Книга для ученика. 6 класс. – Москва: Издательство МАИК «Наука», 1999.
- Читательская грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 2. В 2-х частях/Авторы: Ковалева Г.С., Рябинина Л.А., Чабан Т.Ю., Сидорова Г.А. – Москва: Просвещение, 2022.
- Смысловое чтение/ Рабочая тетрадь. 6 класс. ФГОС/А.К.Григорьева, И.И.Московкина. – Москва: Издательство «Экзамен», 2020.
- Теория и практика оценивания читательской грамотности как компонента функциональной грамотности / Ю.Н.Гостева, М.И.Кузнецова, Л. А., Рябинина [и др.] // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2019. – Т. 1. – № 4(61).
- Цукерман Г.А. Оценка читательской грамотности. / Г.А.Цукерман / Материалы к обсуждению.— М.: РАО, 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Из опыта работы. Фортепиано. Подготовительный класс."
Данная работа предназначена для педагогов фортепиано....
методическая разработка из опыта работы
методическая разработка из опыта работы...
Методическая разработка из опыта работы
Здесь опубликован материал для работы учителя предметника по технодлогии "дебаты"....
Методическая разработка из опыта работы по вопросам реализации содержания и технологий формирования предметных, метапредметных и личностных результатов в рамках учебного предмета «Иностранный язык» «Интеллектуальная игра по английскому языку «RAISING STAR
Разработка внеурочного мероприятия по английскому языку Raising Star (Восходящая Звезда) рассчитана на обучающихся 7 классов. Данное мероприятие активизирует коммуникативные умения всех видов речевой ...
Методические разработки из опыта работы по реализации требований ФГОС по русскому языку «Использование лингвокраеведческого материала в системе школьного обучения русскому языку"
Цель: разработать систему органичного включения топонимического материала в образовательный процесс....
Методическая разработка учителя-логопеда по теме: « Формирование процесса чтения у обучающихся с речевыми нарушениями».
Чтение –сложный психофизиологический процесс, где участвуют различные анализаторы: зрительный, речевой, речеслуховой; в основе его лежат сложнейшие механизмы взаимодействия анализаторов и времен...
Методическая разработка урока русского языка с использованием заданий по развитию функциональной(читательской) грамотности 6 класс
Использование заданий по развитию функциональной (читательской) грамотности на уроке русского языка в 6кл....