Дидактическая структура урока
методическая разработка по английскому языку (11 класс)

Назарова Анна Борисовна

Основная дидактическая структура урока отображается в плане-конспекте урока и в его технологической карте. Она имеет как статичные элементы, которые не изменяются в зависимости от типов урока, так и динамические, которым свойственна более гибкая структура:

Организационный момент: тема; цель; образовательные, развивающие, воспитательные задачи; мотивация их принятия; планируемые результаты: знания, умения, навыки; личностно формирующая направленность урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskaya_struktura_uroka.docx21.5 КБ

Предварительный просмотр:

Основная дидактическая структура урока отображается в плане-конспекте урока и в его технологической карте. Она имеет как статичные элементы, которые не изменяются в зависимости от типов урока, так и динамические, которым свойственна более гибкая структура:

Организационный момент: тема; цель; образовательные, развивающие, воспитательные задачи; мотивация их принятия; планируемые результаты: знания, умения, навыки; личностно формирующая направленность урока.

Проверка выполнения домашнего задания (в случае, если оно задавалось).

Подготовка к активной учебной деятельности каждого ученика на основном этапе урока: постановка учебной задачи, актуализация знаний.

Освоение учащимися нового материала.

Решение учебной задачи.

Усвоение новых знаний.

Первичная проверка понимания учащимися нового учебного материала (текущий контроль с тестом).

Закрепление изученного материала.

Обобщение и систематизация знаний.

Контроль и самопроверка знаний (самостоятельная работа, итоговый контроль с тестом).

Подведение итогов: диагностика результатов урока, рефлексия достижения цели.

Домашнее задание и инструктаж по его выполнению.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ СТРУКТУРА УРОКА

-организованный момент;

-проверка домашнего задания;

-проверка умений и знаний учащихся для подготовки к новой теме;

-постановка цели занятия перед учащимися;

-организация восприятия и осмысления новой информации;

-первичная проверка понимания учебного материала;

-организация усвоения способов деятельности путем воспроизведения информации и тренировка в ее применении по образцу;

-творческое применение , освоение способов деятельности путем решения проблемных задач;

-обобщение изучаемого материала и введение его в систему ранее усвоенных знаний и умений;

-контроль за результатами учебной деятельности, оценка знаний;

-домашнее задание, подведение итогов урока

АСПЕКТНЫЙ АНАЛИЗ УРОКА С ПОЗИЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ УУД

ЭТАП 1:

Объявление темы урока

Деятельность учащихся на уроке:

Формируют тему урока сами учащиеся, учитель подводит учащихся к определению темы.

Формируемые УУД :

Познавательные, коммуникативные

ЭТАП 2 :

Определение целей и задач

Деятельность учащихся:

Определяют границы знания и незнания и формируют сами учащиеся, учитель создает проблемную ситуацию

Формируемые УУД:

Регулятивные (целеполагание), коммуникативные

ЭТАП 3:

Проектирование результатов урока

Деятельность учащихся:

Проектирование учащимися способов достижения намеченных целей, учитель помогает и советует

Формируемые УУД:

Регулятивные (проектирование)

ЭТАП 4:

Отбор содержания учебного материала

Деятельность учащихся:

Использование различных источников информации, представленных учителем, в том числе и субъектного опыта учеников

Формируемые УУД :

Познавательные, личностные

ЭТАП 5:

Практическая деятельность учащихся

Деятельность учащихся:

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяются коллективные, групповые, индивидуальные формы организации деятельности)

Формируемые УУД

Коммуникативные, познавательные, регулятивные (алгоритм работы в парах, группах)

ЭТАП 6:

Осуществление контроля

Деятельность учащихся:

Учащиеся осуществляют контроль (примеряются формы самоконтроля,

взаимоконтроля)

Формируемые УУД

Регулятивные ( контроль и самоконтроль), коммуникативные

ЭТАП 7:

Коррекция

Деятельность учащихся:

Учащиеся формулируют затруднения, проблемы и осуществляют коррекцию самостоятельно. Учитель помогает, консультирует, советует

Формируемые УУД:

Коммуникативные, регулятивные ( коррекция)

ЭТАП 8:

Оценочная деятельность

Деятельность учащихся:

Учащиеся дают оценку деятельности по ее результатам ( самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей) по определенным ранее нормам и критериям

Формируемые УУД:

Коммуникативные, регулятивные (самооценивание, оценивание)

ЭТАП 9:

Итог урока

Деятельность учащихся:

Рефлексия

Формируемые УУД:

Коммуникативные, регулятивные (саморегуляция)

ЭТАП 10:

Домашнее задание

Деятельность учащихся:

Учащиеся могут выбирать задание из предположенных учителем с учетом индивидуальных возможностей

Формируемые УУД:

Познавательные, регулятивные

ТЕХНОЛОГИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ УРОКА С ПОЗИЦИИ ФОРМИРОВАНИЯ УУД И ЕГО АНАЛИЗ

---Цель образовательной деятельности в свете ФГОС;

---характеристика урока в условиях модернизации образования;

---признаки образовательной технологии;

---педагогические технологии;

---понятие УУД;

---дидактическая структура урока;

---аспектный анализ урока с позиции формирования УУД.

ГЛАВНОЕ ОТЛИЧИЕ НОВЫХ СТАНДАРТОВ

Заключается в том, что целью образовательной деятельности становится не предметный , а личностный результат

ГЛАВНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ :

Изменения, происходящие с личностью ребенка в процессе обучения, а не сумма знаний накопленная им за время обучения в школе

ОСНОВНАЯ ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЕДИНИЦА УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА—УРОК

---Урок – это систематически применяемая для решения задач обучения, воспитания и развития учащихся форма организации деятельности постоянного состава учителей и учащихся в определенный отрезок времени

УРОК – КАК ОСНОВА ШКОЛЬНОЙ КЛАССНО – ПОУРОЧНОЙ СИСТЕМЫ

КАКИМ ДОЛЖЕН БЫТЬ УРОК В УСЛОВИЯХ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАНИЯ?

В современных условиях процесс подготовки урока и подходы к его планированию должны базироваться на концепции государственных образовательных стандартов нового поколения.

Принципиальное отличие новой концепции от имеющейся ранее предметно ориентированной состоит в попытке реализации средствами стандарта личностной ориентации образования.

СОВРЕМЕННЫЙ УРОК

Современный урок в контексте стандарта может быть представлен как образовательная технология , где цели и результаты урока связаны (воспроизводимы) , процесс зависит от типа урока и методов, выбранных педагогом.

СТРУКТУРА СОВРЕМЕННОГО УРОКА СООТВЕТСТВУЕТ ПРИЗНАКАМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИИ

1)Диагностичность описания цели – цели урока должны быть описаны так, чтобы они определялись по четко выделенным критериям;

2)Воспроизводимость педагогического процесса- предписание этапов, соответствующих им целей обучения и характера деятельности учащихся;

3)Воспроизводимость педагогических результатов

СОВРЕМЕННЫЙ УРОК ПОСТРОЕН КАК ТЕХНОЛОГИЯ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

--развивающее обучение;

--коллективная система обучения (КСО);

--технология решения исследовательских задач(ТРИЗ);

--исследовательские и проектные методы;

--технология –Дебаты,

--технология развития критического мышления;

--технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых и других видов обучающих игр;

--обучение в сотрудничестве;

--система инновационной оценки-«Портфолио»;

Инновационно - коммуникативные технологии;

--технологии интерактивного и дистанционного обучения;

--проблемное обучение;

--зачетная система обучения;

--эвристическое обучение (непрерывное открытие нового, основанное на поиске ответа путем анализа проблемных ситуаций);

--кейс-технология (имитационное моделирование с использованием практических ситуаций-кейсов);

--веб-квест ( интерактивная учебная деятельность, тип поиского-исследовательского задания с ориентацией на развитие познавательной деятельности учащихся. В которой основная часть информации добывается через ресурсы Интернет);

--коучинг (консультирование наставником ученика, связанное с решением определенных проблем

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗЛИЧАЮТСЯ

ПО ДЕКЛАРИРУЕМЫМ ЗАДАЧАМ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЦЕССА

ОБУЧЕНИЯ

ЦЕЛИ И РЕЗУЛЬТАТ ЭТИХ ТЕХНОЛОГИЙ-ФОРМИРОВАНИЕ УУД

ЦЕЛИ И КОНЕЧНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

Используемых технологий можно описать как формирование метапредметных результатов.

ЦЕЛЬ—достижение метапредметных результатов заявлена во ФГОС

ХАРАКТЕРИСТИКА этих результатов сформулирована в терминах универсальных учебных действий

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ УУД В ГЛОССАРИИ ФГОС

УУД- способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта;

совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность ,социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

УУД –умение обучающего решать задачи не только школьные (универсальные межпредметные), но и обычные жизненные задачи (планировать свою деятельность, представлять результат этой деятельности, вести диалог, правильно построить монологическую речь)

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД

--осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач;

--давать определение понятиям;

--устанавливать причинно-следственные связи;

--осуществить логические операции установления родовидовых отношений, ограничение понятия;

--обобщать понятия

ЛИЧНОСТНЫЕ УУД ( В РАМКАХ КОГНИТИВНОГО КОМПОНЕНТА)

-историко-географический образ страны, включая представление о территории и границах, географических особенностях; знания основных исторических событий развития государственности и общества;

-знание истории и географии края, его достижений и культурных традиций;

--ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизация;

--основы социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий, установление взаимосвязи между общественными и политическими событиями

РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД

--способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта;

--совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность;

--способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса

КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД

--формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

--учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

--устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решение и делать выбор;

--аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом

РЕФЛЕКСИЯ

--цель образовательной деятельности в свете ФГОС –личностный результат обучения;

--характеристика урока в условиях модернизации образования –структура современного урока соответствует признакам образовательной технологии, где цели и результаты урока связаны(воспроизводимы), процесс зависит от типа урока и методов, выбранных педагогом

Признаки образовательной технологии

-диагностичность описания цели, воспроизводимость педагогического процесса- воспроизводимость педагогических результатов;

--педагогические технологии;

--понятие УУД- умение обучающего решить как универсальные межпредметные, так и жизненные задачи;

--дидактическая структура урока;

--аспектный анализ урока с позиции формирования УУД.

ТИПОЛОГИЯ УРОКОВ В КЛАССИЧЕСКОЙ ДИДАКТИКЕ

УРОКИ ИЗУЧЕНИЯ УРОКИ

НОВОГО МАТЕРИАЛА

УРОКИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КОМБИНИРОВАННЫЕ

ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ УРОКИ

УРОКИ ОБОБЩЕНИЯ И УРОК УЧЕТА И ОЦЕНКИ

СИСТЕМАТИЗАЦИИ ИЗУЧЕННОГО ЗНАНИЙ ,УМЕНИЙ И

МАТЕРИАЛА НАВЫКОВ

ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ

--подготовка к уроку

--распределение времени на уроке

--деятельность учителя на уроке

--деятельность учащихся на уроке (определяется через формулировку заданий)

--отметка и оценка

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ ,РАБОТАЮЩЕГО ПО ФГОС ООО

Сценарный план урока, на 30-60%предоставляющий свободу учителю (использует методические рекомендации, рабочую программу, УМК, технологические карты, интернет-ресурсы,

материалы коллег. Формулировка целей – через деятельность

учащихся ,активное целеполагание.

ОБЪЯСНЕНИЕ-20-30%; ЗАКРЕПЛЕНИЕ-5-10%, ОРГАНИЗОВАННАЯ УЧИТЕЛЕМ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ-60-70%

Учитель организует деятельность учащихся : по поиску и обработке информации, по обобщению способов деятельности,

по постановке учебной задачи.

Формулировка заданий: проанализируйте, докажите, сравните,

Создайте модель, продолжите, обобщите, выберите решение,

исследуйте, оцените,измените,придумайте-70%.

ОЦЕНКА И ОТМЕТКА

--оценка (предметных и метапредметных) достижений учащегося

--работа над развитием у учащихся способности и самооценке

--критериальное оценивание

УРОК КАК ОСНОВА РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ООО

Практические рекомендации по построению урока,

соответствующего ФГОС ООО

1)Урок как основа школьной классно-поурочной системы

2)Анализ урока с позиции целостной дидактической системы:

. анализ целеполагания урока;

. анализ содержания учебного материала урока;

. анализ использованных технологий обучения на уроке;

. анализ форм познавательной деятельности учащихся на уроке;

. анализ оценочной деятельности на уроке.

3)Методическая разработка уроков в формате технологических карт;

4)Самоанализ урока.

СОВРЕМЕННЫЙ УРОК

ФУНДАМЕНТ СОВРЕМЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

МНОГОКОМПОНЕНТНЫЙ УРОК

На 2 этапе урока осуществляются процессы изучения нового материала, совершенствование УУД, обобщение и систематизация нового опыта.

УРОКИ ИЗУЧЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА

. УРОК- ЛЕКЦИЯ

. УРОК- БЕСЕДА

.УРОК С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ УЧЕБНОГО ФИЛЬМА

.УРОК ТЕОРЕТИЧЕСКИХ И ПРАКТИЧЕСКИХ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ (ИСЛЕДОВАТЕЛЬСКОГО ТИПА)

.УРОК СМЕШАННЫЙ (СОЧЕТАНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ НА ОДНОМ УРОКЕ)

УРОКИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

УРОКИ ОБОБЩЕНИЯ И СИСТЕМАТИЗАЦИИ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

.УРОК САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ;

.УРОК-ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА;

.УРОК-ЭКСКУРСИЯ

.СЕМИНАР

УРОКИ КОНТРОЛЬНЫЕ УЧЕТА И ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ

ФОРМА ПРОВЕРКИ

.УСТНАЯ (ФРОНТАЛЬНЫЙ,ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ И ГРУППОВОЙ ОПРОС);

.ПИСЬМЕННАЯ;

.СМЕШАННАЯ

УРОК КАК ОСНОВА ШКОЛЬНОЙ КЛАССНО-ПОУРОЧНОЙ СИСТЕМЫ

ЦЕЛИ УРОКА ПРИНИМАЮТСЯ И ФОРМИРУЮТСЯ УЧАЩИМИСЯ;

УЧИТЕЛЬ СИСТЕМАТИЧЕСКИ ОБУЧАЕТ ДЕТЕЙ ОСУЩЕСТВЛЯТЬ РЕФЛЕКСИВНЫЕ ДЕЙСТВИЯ (ОЦЕНИТЬ СВОЮ СПОСОБНОСТЬ НАХОДИТЬ ПРИЧИНЫ ЗАТРУДНЕНИЙ)

Используются разнообразные формы, методы и приемы обучения, повышающие степень активности учащихся в учебном процессе;

--Учитель владеет технологией диалога, обучает учащихся ставить и адресовать вопросы;

--Учитель эффективно ( адекватно цели урока) сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески;

--На уроке задаются задачи и четкие критерии самоконтроля и самооценки (происходит специальное формирование контрольно-оценочной деятельности у обучающихся;

--Учитель добывается осмысления учебного материала всеми учащимися, используя для этого специальные приемы;

--Учитель стремится оценивать реальное продвижение каждого ученика, поощряет и поддерживает минимальные успехи;

--Учитель специально планирует коммуникативные задачи урока;

--Учитель принимает и поощряет выражаемую учеником собственную позицию, обучает корректным формам выражения своей точки зрения;

--Стиль, тон отношений, задаваемых на уроке, создают атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.

СОВРЕМЕННЫЙ УРОК В КОНТЕКСТЕ СТАНДАРТА МОЖЕТ БЫТЬ ПРЕДСТАВЛЕН КАК ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ , ГДЕ ЦЕЛИ И РЕЗУЛЬТАТЫ УРОКА СВЯЗАНЫ (ВОСПРОИЗВОДИМЫ), ПРОЦЕСС ЗАВИСИТ ОТ ТИПА УРОКА И МЕТОДОВ, ВЫБРАННЫХ ПЕДАГОГОМ.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОСТРОЕНИЮ УРОКА СООТВЕТСТВУЮЩЕГО СТАНДАРТУ НОВОГО ПОКОЛЕНИЯ

Рекомендация 1

Задачу построения многокомпонентного современного урока с диагностичными формулировками целей можно решить используя современные образовательные технологии.

Рекомендация 2

Наиболее эффективно развитие коммуникативных УУД может происходить при использовании приемов индивидуально-групповой и групповой формы обучения.

Рекомендация 3

НА УРОКЕ ДОЛЖНО БЫТЬ ИНТЕРЕСНО!

Познавательную мотивацию учащихся можно активно стимулировать с помощью проблемных, частично поисковых и эвристических ситуаций, создаваемых на уроке.

Рекомендация 4

Методические разработки урока учителю целесообразно проводить в формате технологических карт.

-ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА - современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя. В ней должен быть списан процесс деятельности учащихся и учителя последовательно, максимально детально и конкретно, должны быть последовательно указаны все этапы урока, результаты урока четко фиксированы и соотносятся со всеми операциями и действиями, которые приводят к их достижению.

РОЛЬ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Современные образовательные технологии метапредметного характера в терминологии ФГОС становятся важнейшим ресурсом модернизации современного образования, помогают активизировать и другие ресурсы современного урока.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗЛИЧАЮТСЯ

ПО ДЕКЛАРИРУЕМЫМ ЗАДАЧАМ ПО ОРГАНИЦАЦИИ ПРОЦЕССА

ОБРАЗОВАНИЯ

ЦЕЛИ И РЕЗУЛЬТАТ ЭТИХ ТЕХНОЛОГИЙ- ФОРМИРОВАНИЕ УУД

ЦЕЛИ И КОНЕЧНЫЙ РЕЗУЛЬТАТ используемых технологий можно списать на формирование метапредметных результатов.

ЦЕЛЬ-достижение метапредметных результатов заявлена во ФГОС.

ХАРАКТЕРИСТИКА этих результатов сформулирована в терминах универсальных учебных действий.

ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ ГРУППОВОЙ РАБОТЫ НА УРОКЕ

---достижение общей для группы цели;

---совместная работа всех членов группы над одной проблемой, темой, мини-проектом и т.д.;

---групповая заинтересованность в том, что каждый член группы освоил необходимую учебную информацию или выполнил мини-проект ,что инициирует взаимопомощь всех участников;

---успех работы всей группы – это результат успешной самостоятельной работы каждого члена группы;

---отдельные группы не соревнуются друг с другом;

---оценку получает команда;

---успех или неуспех группы зависит от удач или неудач каждого его члена;

---равные возможности для каждого ученика- каждый участник приносит группе очки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая структура урока с использованием ИКТ

Презентация "Дидактическая структура урока с использованием ИКТ" содержит  материалы, которые помогут профессионально подойти к разработке урока с использованием ИКТ...

Технологическая карта с дидактической структурой урока

Предмет: химия (9 класс), Тип урока  Комбинированный.  Урок изучения нового материалаЦель  урока: Охарактеризовать серу в свете трёх форм существования этого химического элемента: в фор...

Технологическая карта с дидактической структурой урока математики по теме: "Упрощение выражений" 5 класс

Тема урока: «Упрощение выражений»Урок  первичного предъявления  новых знаний...

Технологическая карта с дидактической структурой урока Логопедическое занятие с группой детей 3 СКК с нарушением процесса письма, обусловленным недоразвитием речи системного характера при ЗПР

Логопедическое занятие для обучающихся 3 СКК с ограниченными возможностями здоровья. Коррекционная работа на синтаксическом уровне. Технологическая карта с дидактической структурой урока разработана с...

Технологическая карта с дидактической структурой урока.

Технологическая карта с дидактической структурой урока....

Технологическая карта с дидактической структурой урока технологии в 5 классе

Технологическая карта с дидактической структурой урока технологии в 5 классе. 1.  Тема урока: «Выпиливание лобзиком»....