Статья по теме: "Формы реализации страноведческого и лингвострановедческого компонентов на уроке английского языка".
статья по английскому языку

Одним из ведущих принципов обновленного процесса воспитания в средней школе становится принцип культуросообразности. Это означает, что воспитание основывается на общечеловеческих ценностях, строится в соответствии с особенностями традиционной культуры нации. Поэтому предмет “Иностранный язык” занимает особое место. Он не только знакомит с культурой стран изучаемого языка, но и путем сравнения оттеняет особенности национальной культуры, знакомит с общечеловеческими ценностями. Иными словами, содействует воспитанию школьников в контексте диалога культур.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formy_realizatsii_stranovedcheskogo.docx25.66 КБ

Предварительный просмотр:

Формы реализации страноведческого и

лингвострановедческого компонентов

на уроке английского языка

Статья

Нечаева И.А.

Учитель английского языка гимназии № 441, г. Санкт-Петербург

Одним из ведущих принципов обновленного процесса воспитания в средней школе становится принцип культуросообразности. Это означает, что воспитание основывается на общечеловеческих ценностях, строится в соответствии с особенностями традиционной культуры нации. Поэтому предмет “Иностранный язык” занимает особое место. Он не только знакомит с культурой стран изучаемого языка, но и путем сравнения оттеняет особенности национальной культуры, знакомит с общечеловеческими ценностями. Иными словами, содействует воспитанию школьников в контексте диалога культур.

Практически на любом уроке иностранного языка необходимо вводить страноведческий и лингвострановедческий компоненты. Это содействует воспитанию учеников в контексте “диалога культур”, знакомит с общечеловеческими ценностями, повышает их познавательную мотивацию и формирует их способность к общению на иностранном языке.

Как известно, для успешного общения необходимо не только владеть языковыми средствами собеседника (фонетическими, лексическими, грамматическими), но и общими содержательными знаниями о мире.

Основы обучения страноведению

В центре внимания – ученик с его потребностями и интересами, а также такие виды деятельности, которые помогают ему учиться радостно, творчески и видеть результат своего труда.

Сущность обучения предмету заключается в процессе взаимодействия учителя и учащихся, их сотрудничества и взаимопомощи.

Дифференцированный подход предполагает учёт уровня обученности школьников и должен реализовываться через:

  • использование материала разного уровня трудности (например, работа с индивидуальными карточками, когда каждый ученик получает возможность работать в соответствии с уровнем языковой подготовки);
  • использование опор различной степени развернутости (план и/или ключевые выражения предлагаются учащимся с низким и средним уровнем обученности для построения высказывания);
  • разный объем заданий учащимся по теме;
  • разные способы контроля.

Всё это способствует вовлечению всех учащихся в активную учебную деятельность по овладению необходимыми знаниями, навыками и умениями, а также увеличивает время активной работы учеников и её продуктивность.

Работа с текстом лингвострановедческого содержания

Содержание данных текстов должно быть значимым для школьников, иметь определенную новизну при описании реалий стран изучаемого языка. Важное звено в процессе обучения – контроль прочитанного. Формы контроля могут быть как традиционными: ответы на вопросы по содержанию текста, нахождение на карте географических наименований, встречающихся в тексте, краткий пересказ текста, характеристика ряда предложений, которые могут быть отнесены к тексту их правильности (True or false?), так и нетрадиционными: прежде всего, разные виды тестов. Выполнение теста занимает немного времени и позволяет проверить всех учащихся класса, поставленных в равные условия. Иногда, в зависимости от степени сложности текста и задач урока, можно сочетать традиционные и нетрадиционные формы контроля.

Работа с картинками

Данный вид работы соответствует развитию коммуникативных навыков учащихся. С помощью такой работы:

  • обогащается и закрепляется знание лексических единиц языка;
  • идёт закрепление грамматических навыков учащихся;
  • совершенствуются навыки анализа и синтеза увиденного;
  • развивается воображение;
  • происходит более наглядное усвоение элементов культуры изучаемого языка.

Примерный алгоритм работы с картинкой (фотографией):

  1. Look at the picture. (Посмотрите на картинку.)
  2. Who (what) can you see there? (Что вы там видите?)
  3. What’s going on? What are they (is he/she) doing? (Что происходит?)
  4. Where is it (are they) situated? (Где это находится?)
  5. What can you see in the background? (Что вы видите на заднем плане?)

Etc.

Работа с географическими картами

В отличие от урока географии, где дети знакомы с определенными видами работы с картой, на уроках иностранного языка необходимо подобрать такие упражнения, которые были бы направлены не только на контроль знаний о географическом положении стран изучаемого языка, но также бы способствовали развитию логического, пространственного, аналитического мышления и воображения учащихся.

Работа со знаками и символами культуры

Данный вид работы можно с успехом использовать на разных этапах работы с материалом: и в начале работы над темой, и при завершении цикла или темы. При этом нужно использовать различные формы работы с классом: фронтальную, групповую, парную. Крайне важен развивающий аспект – развитие способности к догадке, к сравнению, сопоставлению, к выявлению причинно-следственных связей, к формулированию выводов из прочитанного и услышанного.

Работа с проектами и сообщениями страноведческого характера

Эта форма работы дает хорошую основу для повторения и реализации межпредметных связей, а также способствует активному вовлечению учащихся в диалог культур. Кроме общеучебных умений (упорядоченное систематическое изложение подготовленного материала и элементарные навыки научного поиска) эти приемы способствуют формированию умений пользоваться речевыми клише; частотными словосочетаниями; определенными грамматическими формами.

Помимо интеллектуальных и коммуникативных умений, очень важно через данные виды работы формировать у детей ряд следующих творческих умений:

  • генерировать идеи;
  • найти многовариантное решение проблемы;
  • излагать свою мысль, слушать собеседника и вести дискуссию;
  • кратко излагать свою мысль.

Квиз (Quiz) – одна из основных форм работы с материалом страноведческого и лингвострановедческого содержания

Квиз, или иначе опросник, – одна из самых универсальных форм при работе со страноведческим и лингвострановедческим материалом. Чаще всего он строится в виде теста, основанного на принципе выбора ответа из ряда предложенных вариантов (multiple choice). Его универсальность в том, что квиз применяется на разных этапах работы. Практика работы показывает, что систематическое использование квизов при работе с текстами страноведческого характера обеспечивает высокий уровень усвоения реалий национально-специфической информации. Квиз доступен для всех ступеней школы и представляет собой одно из эффективнейших упражнений, стимулирующих самостоятельную работу учащихся, развивающих умение сжато излагать основные лингвострановедческие сведения, предъявленные в текстах.

Алгоритм работы с квизом заключается в следующем:

Ι этап – осуществление фронтального контроля посредством использования символов и выполнения заданий квиза.

ΙΙ этап – предъявление ключа, сообщение критериев оценивания работы и проверка работ учащихся.

ΙΙΙ этап – высказывание двух-трех учащихся в форме микромонолога с использованием содержания квиза в качестве опорного сигнала или без него.

При систематическом использовании данного вида работы дети прочно усваивают реалии англоговорящих стран, изучаемые в школе.

Все вышеперечисленные формы введения материалов страноведческого и лингвострановедческого содержания способствуют передаче школьникам иноязычной культуры, содействуют их вовлечению в диалог культур, развивают общеучебные умения учащихся, их творческие и познавательные умения, повышают интерес к изучению иностранного языка в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Формы реализации страноведческого и лингвострановедческого компонентов на уроке английского языка"

Обучение общению на иностранном языке подразумевает овладение социокультурными знаниями. Как научить: понимать устные и письменные сообщения, правильно и самостоятельно выражать свое мнение, использов...

Формы реализации страноведческого и лингвострановедческого компонентов на уроке английского языка в средней школе

Данные формы введения материалов страноведческого и лингвострановедческого содержания способствуют передаче школьникам иноязычной культуры, содействуют их вовлечению в диалог культур, развивают общеуч...

«Реализация этнокультурного и регионального компонента на уроках английского языка»

laquo;Реализация этнокультурного и регионального компонента на уроках английского языка»...

Актуальность использования лингвострановедческого компонента в обучении английскому языку

В данной статье анализируется проблематика лингвострановедческого характера. Лингвострановедение включает в себя не только обучение языку, но и дает некоторые сведения о стране изучаемого языка. Лингв...

Лингвострановедческий компонент на уроках английского языка

Лингвострановедение обеспечивает языковую компетентность в вопросах общения посредством адекватного понимания  культуры речи собеседника.  Процесс воспитания в средней школе  основывает...