Статья по теме: "Формы реализации страноведческого и лингвострановедческого компонентов на уроке английского языка".
статья по английскому языку
Одним из ведущих принципов обновленного процесса воспитания в средней школе становится принцип культуросообразности. Это означает, что воспитание основывается на общечеловеческих ценностях, строится в соответствии с особенностями традиционной культуры нации. Поэтому предмет “Иностранный язык” занимает особое место. Он не только знакомит с культурой стран изучаемого языка, но и путем сравнения оттеняет особенности национальной культуры, знакомит с общечеловеческими ценностями. Иными словами, содействует воспитанию школьников в контексте диалога культур.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formy_realizatsii_stranovedcheskogo.docx | 25.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Формы реализации страноведческого и
лингвострановедческого компонентов
на уроке английского языка
Статья
Нечаева И.А.
Учитель английского языка гимназии № 441, г. Санкт-Петербург
Одним из ведущих принципов обновленного процесса воспитания в средней школе становится принцип культуросообразности. Это означает, что воспитание основывается на общечеловеческих ценностях, строится в соответствии с особенностями традиционной культуры нации. Поэтому предмет “Иностранный язык” занимает особое место. Он не только знакомит с культурой стран изучаемого языка, но и путем сравнения оттеняет особенности национальной культуры, знакомит с общечеловеческими ценностями. Иными словами, содействует воспитанию школьников в контексте диалога культур.
Практически на любом уроке иностранного языка необходимо вводить страноведческий и лингвострановедческий компоненты. Это содействует воспитанию учеников в контексте “диалога культур”, знакомит с общечеловеческими ценностями, повышает их познавательную мотивацию и формирует их способность к общению на иностранном языке.
Как известно, для успешного общения необходимо не только владеть языковыми средствами собеседника (фонетическими, лексическими, грамматическими), но и общими содержательными знаниями о мире.
Основы обучения страноведению
В центре внимания – ученик с его потребностями и интересами, а также такие виды деятельности, которые помогают ему учиться радостно, творчески и видеть результат своего труда.
Сущность обучения предмету заключается в процессе взаимодействия учителя и учащихся, их сотрудничества и взаимопомощи.
Дифференцированный подход предполагает учёт уровня обученности школьников и должен реализовываться через:
- использование материала разного уровня трудности (например, работа с индивидуальными карточками, когда каждый ученик получает возможность работать в соответствии с уровнем языковой подготовки);
- использование опор различной степени развернутости (план и/или ключевые выражения предлагаются учащимся с низким и средним уровнем обученности для построения высказывания);
- разный объем заданий учащимся по теме;
- разные способы контроля.
Всё это способствует вовлечению всех учащихся в активную учебную деятельность по овладению необходимыми знаниями, навыками и умениями, а также увеличивает время активной работы учеников и её продуктивность.
Работа с текстом лингвострановедческого содержания
Содержание данных текстов должно быть значимым для школьников, иметь определенную новизну при описании реалий стран изучаемого языка. Важное звено в процессе обучения – контроль прочитанного. Формы контроля могут быть как традиционными: ответы на вопросы по содержанию текста, нахождение на карте географических наименований, встречающихся в тексте, краткий пересказ текста, характеристика ряда предложений, которые могут быть отнесены к тексту их правильности (True or false?), так и нетрадиционными: прежде всего, разные виды тестов. Выполнение теста занимает немного времени и позволяет проверить всех учащихся класса, поставленных в равные условия. Иногда, в зависимости от степени сложности текста и задач урока, можно сочетать традиционные и нетрадиционные формы контроля.
Работа с картинками
Данный вид работы соответствует развитию коммуникативных навыков учащихся. С помощью такой работы:
- обогащается и закрепляется знание лексических единиц языка;
- идёт закрепление грамматических навыков учащихся;
- совершенствуются навыки анализа и синтеза увиденного;
- развивается воображение;
- происходит более наглядное усвоение элементов культуры изучаемого языка.
Примерный алгоритм работы с картинкой (фотографией):
- Look at the picture. (Посмотрите на картинку.)
- Who (what) can you see there? (Что вы там видите?)
- What’s going on? What are they (is he/she) doing? (Что происходит?)
- Where is it (are they) situated? (Где это находится?)
- What can you see in the background? (Что вы видите на заднем плане?)
Etc.
Работа с географическими картами
В отличие от урока географии, где дети знакомы с определенными видами работы с картой, на уроках иностранного языка необходимо подобрать такие упражнения, которые были бы направлены не только на контроль знаний о географическом положении стран изучаемого языка, но также бы способствовали развитию логического, пространственного, аналитического мышления и воображения учащихся.
Работа со знаками и символами культуры
Данный вид работы можно с успехом использовать на разных этапах работы с материалом: и в начале работы над темой, и при завершении цикла или темы. При этом нужно использовать различные формы работы с классом: фронтальную, групповую, парную. Крайне важен развивающий аспект – развитие способности к догадке, к сравнению, сопоставлению, к выявлению причинно-следственных связей, к формулированию выводов из прочитанного и услышанного.
Работа с проектами и сообщениями страноведческого характера
Эта форма работы дает хорошую основу для повторения и реализации межпредметных связей, а также способствует активному вовлечению учащихся в диалог культур. Кроме общеучебных умений (упорядоченное систематическое изложение подготовленного материала и элементарные навыки научного поиска) эти приемы способствуют формированию умений пользоваться речевыми клише; частотными словосочетаниями; определенными грамматическими формами.
Помимо интеллектуальных и коммуникативных умений, очень важно через данные виды работы формировать у детей ряд следующих творческих умений:
- генерировать идеи;
- найти многовариантное решение проблемы;
- излагать свою мысль, слушать собеседника и вести дискуссию;
- кратко излагать свою мысль.
Квиз (Quiz) – одна из основных форм работы с материалом страноведческого и лингвострановедческого содержания
Квиз, или иначе опросник, – одна из самых универсальных форм при работе со страноведческим и лингвострановедческим материалом. Чаще всего он строится в виде теста, основанного на принципе выбора ответа из ряда предложенных вариантов (multiple choice). Его универсальность в том, что квиз применяется на разных этапах работы. Практика работы показывает, что систематическое использование квизов при работе с текстами страноведческого характера обеспечивает высокий уровень усвоения реалий национально-специфической информации. Квиз доступен для всех ступеней школы и представляет собой одно из эффективнейших упражнений, стимулирующих самостоятельную работу учащихся, развивающих умение сжато излагать основные лингвострановедческие сведения, предъявленные в текстах.
Алгоритм работы с квизом заключается в следующем:
Ι этап – осуществление фронтального контроля посредством использования символов и выполнения заданий квиза.
ΙΙ этап – предъявление ключа, сообщение критериев оценивания работы и проверка работ учащихся.
ΙΙΙ этап – высказывание двух-трех учащихся в форме микромонолога с использованием содержания квиза в качестве опорного сигнала или без него.
При систематическом использовании данного вида работы дети прочно усваивают реалии англоговорящих стран, изучаемые в школе.
Все вышеперечисленные формы введения материалов страноведческого и лингвострановедческого содержания способствуют передаче школьникам иноязычной культуры, содействуют их вовлечению в диалог культур, развивают общеучебные умения учащихся, их творческие и познавательные умения, повышают интерес к изучению иностранного языка в целом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Формы реализации страноведческого и лингвострановедческого компонентов на уроке английского языка"
Обучение общению на иностранном языке подразумевает овладение социокультурными знаниями. Как научить: понимать устные и письменные сообщения, правильно и самостоятельно выражать свое мнение, использов...
Реализация этнокультурного компонента на уроках английского языка через хакасские народные игры
Сопоставление Горских игр Шотландии и Хакасских народных игр....
Формы реализации страноведческого и лингвострановедческого компонентов на уроке английского языка в средней школе
Данные формы введения материалов страноведческого и лингвострановедческого содержания способствуют передаче школьникам иноязычной культуры, содействуют их вовлечению в диалог культур, развивают общеуч...
«Реализация этнокультурного и регионального компонента на уроках английского языка»
laquo;Реализация этнокультурного и регионального компонента на уроках английского языка»...
Доклад "Использование страноведческого и лингвострановедческого компонентов на уроках английского языка для повышения мотивации обучения".
Доклад ШМО учителей английского языка....
Актуальность использования лингвострановедческого компонента в обучении английскому языку
В данной статье анализируется проблематика лингвострановедческого характера. Лингвострановедение включает в себя не только обучение языку, но и дает некоторые сведения о стране изучаемого языка. Лингв...
Лингвострановедческий компонент на уроках английского языка
Лингвострановедение обеспечивает языковую компетентность в вопросах общения посредством адекватного понимания культуры речи собеседника. Процесс воспитания в средней школе основывает...