«Реализация этнокультурного и регионального компонента на уроках английского языка»
методическая разработка по английскому языку (5, 6, 7, 8 класс) на тему
«Реализация этнокультурного и регионального компонента на уроках английского языка»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
«Реализация этнокультурного и регионального компонента на уроках английского языка» | 22.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на методическом объединение
учителей английского языка:
«Реализация этнокультурного и регионального компонента на уроках английского языка»
Фаттерахманова Р.Р.,
учитель английского языка
Передача ценностей, накопленных человечеством веками, подрастающему поколению является главной целью непрерывного, целостного и системного процесса обучения. Именно поэтому в любой образовательной организации должно быть место мировой культуре и традициям, истории и литературе, всему тому, что делает нас уникальными среди других уникальных культур. Несомненно, для нас очень важно осознание общества как исторической преемственности поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание гражданина России – гражданина мира, готового к диалогу культур с другими народами. Необходимо отметить, что в последнее время наблюдается заинтересованность к исследованиям национальных традиций, культуры всей страны в целом и каждой народности. Таким образом, возникает потребность включения этнокультурного и регионального компонента содержания образования в процесс обучения в средней школе. Школьное образование как внушительная воспитательная составляющая всей государственной политики способствует осознанию подрастающим поколением уникальности нашей культуры.
В практике преподавания английского языка сложился подход, при котором английский язык выступает, в основном, как средство формирования мультилингвальной личности учащихся; развития мировосприятия школьников и их подготовки к восприятию истории и культуры своей страны и всего человечества; развития коммуникативной культуры школьников, их духовного потенциала, толерантности, ответственности за свое будущее, будущее своей страны; обучения этике дискуссионного общения и этике взаимодействия с людьми различных взглядов; развития потребности в самообразовании. Это – основные цели введения «этнокультурности» в школьную программу воспитания и обучения подрастающего поколения.
Для того, чтобы выделить необходимость введения этнокультурного и регионального компонента на уроках английского языка, отметим некоторые характеристики современного общества: увеличение потоков миграции; развитие туризма; развитие культурных связей; расширение сотрудничества образовательных учреждений России и других стран; рост локальных этнических конфликтов. Объективно складывается ситуация, при которой обучающиеся являются членами мультикультурного общества. То есть они будут в нем учиться, работать и просто жить.
Этнокультурный компонент на уроках английского языка подразумевает под собой не только знание культуры и традиций нашего государства, но и умение в сопоставительном анализе, через критическое мышление осуществлять «диалог культур» с представителями другой ментальности, другой культуры. Для реализации этих задач обучающимся предлагается овладеть определенным объемом страноведческих знаний по истории и этнографии, экономике и политике, истории языка, культуре и литературе своей страны.
Хотелось бы отметить, что выбирая направление в учебно-воспитательной работе, нам необходимо ориентироваться на установление межпредметных и метапредметных связей. Правильное установление вышеназванных связей, умелое их использование важны как для формирования логических и критических операций мышления, так и для усиления практической и коммуникативной направленности обучения иностранному языку. Также мы считаем, что еще одним обязательным условием является личностно-ориентированный и культурно-ориентированный подход, в рамках, которых региональные знания приобретают не только прикладное значение, но и способствуют подготовке обучающихся к жизни в современных условиях.
Необходимость обучения английскому языку с учетом этнокультурного и регионального компонента обусловлена еще и тем, что понять и принять иную культуры возможно только на основе знания своей. Поэтому, одной из важнейших задач языкового образования является формирование социокультурной компетенции обучающихся, которая предполагает умение ориентироваться в различных типах культур, понимать, сравнивать, уметь объяснять явления и факты родной и иноязычной культур в процессе межкультурного общения. Элементы региональной культуры в сравнении с культурой стран изучаемого языка в сочетании с языковыми явлениями выступают как основа коммуникации, средство создания ситуативности, поддержания мотивации учения.
Для введения этнокультурного компонента в процесс в обучения иностранному языку мы часто используем коммуникативно-ситуативную форму. Это - различные ситуации речевого общения, ситуации, в которых применяются знания о странах изучаемого языка о своей собственной Родине. Иными словами, эти ситуации базируются на страноведческом материале. Учащимся предлагается материал и о традициях татарского народа, и о его знаменитых людях, достопримечательностях городов Республики Татарстан и пр. Это всегда интересно и познавательно с одной стороны, а с другой, дает огромный плацдарм для творческой реализации детей и широчайшему спектру возможностей использования этнокультурного компонента в обучении. Для разнообразия занятий с использованием этнокультурного компонента, мы используем разнообразные средства активизации речемыслительной деятельности школьников. Мы привлекаем в качестве речевой зарядки составление кроссвордов, метод проектов, технологию синквейна, «Чистая доска», такие обучающие структуры, как куиз-куиз трейд, тик-тэк-тоу, РАФТ, тейк оф тач даун и другие различные способы и методы для развития критического мышления и креативности учащихся. Для повышения мотивации у детей младшего звена мы предлагаем инсценировки на основе народных сказок, небольшие диалоги этикетного характера по каждой из изучаемых тем. Безусловно, нельзя обойтись и без наглядного материала, таких как фотографии, слайды, книжные иллюстрации, видеоклипы и видеофильмы, различное аудиосопровождение. Также одним из основных и полюбившихся нами методов является метод Mind-mapping («Карта мыслей») – мыслительный и креативный инструмент, который используется для собирания и упорядочивания мыслей, для развития ассоциативного мышления, решения проблем и т.д. Mind-mapping является простой технологией записи мыслей, идей. Запись происходит быстро, ассоциативно. В центре листа пишется тема, от которой отходят основные ветви, где записываются другие ключевые слова. На ответвлениях от этих слов упорядочиваются все остальные идеи. Ветви могут быть разрисованы, разукрашены, пронумерованы и заменены рисунками, символами и пр. Mind-mapping – это продукт одного человека или группы. Мы чаще всего используем этот метод для систематизации и повторения материала, при сборе необходимого языкового материала, а также при контроле. Например, в начальном звене учащимся предлагаются такие темы с этнокультурным компонентом для создания Mind-mapping: «Традиционное блюдо», «Праздники в Татарстане», «Моя школа» и др. В среднем и старшем звене наиболее интересными темами являются «Казань», «Достопримечательности Казани», «Знаменитые города Татарстана», «Кукмор - мой родной город», «Татарские традиционные блюда», «Национальная одежда», «Праздники и традиции татар» и многое другое.
В заключении, хотелось бы отметить, что этнокультурный и региональный компонент в обучении иностранному языку – это средство к формированию социокультурного контекста развития личности ученика и его межкультурной коммуникации, потому как этнокультурное образование обеспечивает социализацию личности, как в интересах самой личности, так и государства. Безусловно, как было упомянуто нами выше, современная школа - это костяк государственной политики в области развития самосознания современной молодежи. Именно поэтому мы считаем, что внедрение компонента в уроки английского языка является необходимым условием для понимания уникальности нашей культуры, традиций и исторического наследия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование регионального компонента на уроках английского языка»
В течение многих лет нами, учителями английского языка МОУ СОШ № 5 Фроловой Г.М. и Горевой Т.В. собирается материал о родном городе, крае. Ежегодно материал дополняется и совершенствуется. К каж...
Использование региональных компонентов на уроках английского языка
Цель данной работы – представить интересные краеведческие моменты: история казачества, культура и традиция народов проживающих на Кубани, природа и защита окружающей среды. Актуальность работы состои...
Региональный компонент на уроках английского языка как важнейшая составляющая образовательного процесса
Обощение опыта работы по проблеме "Использование регионального компонента на уроках английского языка"...
Региональный компонент на уроках английского языка по теме "Семья" , 6 кл
Развитие навыков устной и письменной речи на основе творчества П.П.Бажова, приобщение к культуре родного края "Семья. Урал. Сказы"...
Национально-региональный компонент на уроках английского языка
Работа включает в себя пояснительную записку и календарно-тематическое планирование НРК по классам...
Реализация регионального компонента на уроках английского языка (Методическая разработка)
Стандарты общего образования по иностранному языку предполагают изучение материала о родном городе, его истории, достопримечательностях, культуре, знаменитых людях. Данный урок является заключит...
Реализация регионального компонента на уроках английского языка
В контексте внедрения новых стандартов ФГОС личностное и социокультурное развитие учащегося становится на первое место. Поэтому особое значение приобретает регионоведческое содерж...