«Реализация этнокультурного и регионального компонента на уроках английского языка»
методическая разработка по английскому языку (5, 6, 7, 8 класс) на тему
«Реализация этнокультурного и регионального компонента на уроках английского языка»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на методическом объединение
учителей английского языка:
«Реализация этнокультурного и регионального компонента на уроках английского языка»
Фаттерахманова Р.Р.,
учитель английского языка
Передача ценностей, накопленных человечеством веками, подрастающему поколению является главной целью непрерывного, целостного и системного процесса обучения. Именно поэтому в любой образовательной организации должно быть место мировой культуре и традициям, истории и литературе, всему тому, что делает нас уникальными среди других уникальных культур. Несомненно, для нас очень важно осознание общества как исторической преемственности поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание гражданина России – гражданина мира, готового к диалогу культур с другими народами. Необходимо отметить, что в последнее время наблюдается заинтересованность к исследованиям национальных традиций, культуры всей страны в целом и каждой народности. Таким образом, возникает потребность включения этнокультурного и регионального компонента содержания образования в процесс обучения в средней школе. Школьное образование как внушительная воспитательная составляющая всей государственной политики способствует осознанию подрастающим поколением уникальности нашей культуры.
В практике преподавания английского языка сложился подход, при котором английский язык выступает, в основном, как средство формирования мультилингвальной личности учащихся; развития мировосприятия школьников и их подготовки к восприятию истории и культуры своей страны и всего человечества; развития коммуникативной культуры школьников, их духовного потенциала, толерантности, ответственности за свое будущее, будущее своей страны; обучения этике дискуссионного общения и этике взаимодействия с людьми различных взглядов; развития потребности в самообразовании. Это – основные цели введения «этнокультурности» в школьную программу воспитания и обучения подрастающего поколения.
Для того, чтобы выделить необходимость введения этнокультурного и регионального компонента на уроках английского языка, отметим некоторые характеристики современного общества: увеличение потоков миграции; развитие туризма; развитие культурных связей; расширение сотрудничества образовательных учреждений России и других стран; рост локальных этнических конфликтов. Объективно складывается ситуация, при которой обучающиеся являются членами мультикультурного общества. То есть они будут в нем учиться, работать и просто жить.
Этнокультурный компонент на уроках английского языка подразумевает под собой не только знание культуры и традиций нашего государства, но и умение в сопоставительном анализе, через критическое мышление осуществлять «диалог культур» с представителями другой ментальности, другой культуры. Для реализации этих задач обучающимся предлагается овладеть определенным объемом страноведческих знаний по истории и этнографии, экономике и политике, истории языка, культуре и литературе своей страны.
Хотелось бы отметить, что выбирая направление в учебно-воспитательной работе, нам необходимо ориентироваться на установление межпредметных и метапредметных связей. Правильное установление вышеназванных связей, умелое их использование важны как для формирования логических и критических операций мышления, так и для усиления практической и коммуникативной направленности обучения иностранному языку. Также мы считаем, что еще одним обязательным условием является личностно-ориентированный и культурно-ориентированный подход, в рамках, которых региональные знания приобретают не только прикладное значение, но и способствуют подготовке обучающихся к жизни в современных условиях.
Необходимость обучения английскому языку с учетом этнокультурного и регионального компонента обусловлена еще и тем, что понять и принять иную культуры возможно только на основе знания своей. Поэтому, одной из важнейших задач языкового образования является формирование социокультурной компетенции обучающихся, которая предполагает умение ориентироваться в различных типах культур, понимать, сравнивать, уметь объяснять явления и факты родной и иноязычной культур в процессе межкультурного общения. Элементы региональной культуры в сравнении с культурой стран изучаемого языка в сочетании с языковыми явлениями выступают как основа коммуникации, средство создания ситуативности, поддержания мотивации учения.
Для введения этнокультурного компонента в процесс в обучения иностранному языку мы часто используем коммуникативно-ситуативную форму. Это - различные ситуации речевого общения, ситуации, в которых применяются знания о странах изучаемого языка о своей собственной Родине. Иными словами, эти ситуации базируются на страноведческом материале. Учащимся предлагается материал и о традициях татарского народа, и о его знаменитых людях, достопримечательностях городов Республики Татарстан и пр. Это всегда интересно и познавательно с одной стороны, а с другой, дает огромный плацдарм для творческой реализации детей и широчайшему спектру возможностей использования этнокультурного компонента в обучении. Для разнообразия занятий с использованием этнокультурного компонента, мы используем разнообразные средства активизации речемыслительной деятельности школьников. Мы привлекаем в качестве речевой зарядки составление кроссвордов, метод проектов, технологию синквейна, «Чистая доска», такие обучающие структуры, как куиз-куиз трейд, тик-тэк-тоу, РАФТ, тейк оф тач даун и другие различные способы и методы для развития критического мышления и креативности учащихся. Для повышения мотивации у детей младшего звена мы предлагаем инсценировки на основе народных сказок, небольшие диалоги этикетного характера по каждой из изучаемых тем. Безусловно, нельзя обойтись и без наглядного материала, таких как фотографии, слайды, книжные иллюстрации, видеоклипы и видеофильмы, различное аудиосопровождение. Также одним из основных и полюбившихся нами методов является метод Mind-mapping («Карта мыслей») – мыслительный и креативный инструмент, который используется для собирания и упорядочивания мыслей, для развития ассоциативного мышления, решения проблем и т.д. Mind-mapping является простой технологией записи мыслей, идей. Запись происходит быстро, ассоциативно. В центре листа пишется тема, от которой отходят основные ветви, где записываются другие ключевые слова. На ответвлениях от этих слов упорядочиваются все остальные идеи. Ветви могут быть разрисованы, разукрашены, пронумерованы и заменены рисунками, символами и пр. Mind-mapping – это продукт одного человека или группы. Мы чаще всего используем этот метод для систематизации и повторения материала, при сборе необходимого языкового материала, а также при контроле. Например, в начальном звене учащимся предлагаются такие темы с этнокультурным компонентом для создания Mind-mapping: «Традиционное блюдо», «Праздники в Татарстане», «Моя школа» и др. В среднем и старшем звене наиболее интересными темами являются «Казань», «Достопримечательности Казани», «Знаменитые города Татарстана», «Кукмор - мой родной город», «Татарские традиционные блюда», «Национальная одежда», «Праздники и традиции татар» и многое другое.
В заключении, хотелось бы отметить, что этнокультурный и региональный компонент в обучении иностранному языку – это средство к формированию социокультурного контекста развития личности ученика и его межкультурной коммуникации, потому как этнокультурное образование обеспечивает социализацию личности, как в интересах самой личности, так и государства. Безусловно, как было упомянуто нами выше, современная школа - это костяк государственной политики в области развития самосознания современной молодежи. Именно поэтому мы считаем, что внедрение компонента в уроки английского языка является необходимым условием для понимания уникальности нашей культуры, традиций и исторического наследия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/07/picture-192995-1360239783.jpg)
«Использование регионального компонента на уроках английского языка»
В течение многих лет нами, учителями английского языка МОУ СОШ № 5 Фроловой Г.М. и Горевой Т.В. собирается материал о родном городе, крае. Ежегодно материал дополняется и совершенствуется. К каж...
Использование региональных компонентов на уроках английского языка
Цель данной работы – представить интересные краеведческие моменты: история казачества, культура и традиция народов проживающих на Кубани, природа и защита окружающей среды. Актуальность работы состои...
Региональный компонент на уроках английского языка как важнейшая составляющая образовательного процесса
Обощение опыта работы по проблеме "Использование регионального компонента на уроках английского языка"...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/25/picture-572796-1422189356.jpg)
Региональный компонент на уроках английского языка по теме "Семья" , 6 кл
Развитие навыков устной и письменной речи на основе творчества П.П.Бажова, приобщение к культуре родного края "Семья. Урал. Сказы"...
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/19/picture-610416-1426769816.jpg)
Национально-региональный компонент на уроках английского языка
Работа включает в себя пояснительную записку и календарно-тематическое планирование НРК по классам...
Региональный компонент на уроках английского языка
Статья о формировании знаний о родной и иноязычной культур, развитию мышления детей средствами языка...
Реализация регионального компонента на уроках английского языка (Методическая разработка)
Стандарты общего образования по иностранному языку предполагают изучение материала о родном городе, его истории, достопримечательностях, культуре, знаменитых людях. Данный урок является заключит...