Элективные курсы в школьном образовании: проблемы их реализации
статья по английскому языку
Элективные курсы - неотъемлемая часть школьной учебной жизни в настоящее время. Разработке программ таких курсов уделяется пристальное внимание сейчас. Проблема поистине актуальна в настоящее время.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_smulskaya_e.d.doc | 38.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Смульская Е.Д
Элективные курсы в школьном образовании: проблемы их реализации
РГПУ им. А.И Герцена (г. Санкт-Петербург)
Как известно, в настоящее время проводится немало реформ в сфере образования: изменяется общество, а соответственно и социальный запрос. Личностно-ориентированный подход к обучению сменил традиционный, а это значит, что теперь в центре внимания находится не теоретический материал, а личность; учитель становится наставником для ученика, в обязанности которого входит организация самостоятельной работы ребенка, развитие его способностей и воспитание.
Школа «не поставляет» кадров на рынок труда, а только готовит к поступлению в высшее учебное заведение [5]. С.А Писарева отмечает, что 70% старшеклассников отдают предпочтение изучению основ базовых предметов, а наиболее углубленно ученики готовы осваивать те предметы, по которым им необходимо сдавать экзамены в университет [6]. Сейчас большинство школ России использует профильное обучение.
«Профильное обучение – средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования». Таким образом, профильное обучение в школе отвечает образовательным и жизненным установкам современного ученика. В системе профильного образования, которое в настоящее время актуально для российских школ, появился неотъемлемый элемент – элективные курсы.
Введение специальных направлений под названием элективные курсы в базисный учебный план – действие для российской школы инновационное. «Элективные курсы – обязательные для посещения учебные предметы по выбору учащихся на ступени среднего образования из компонента образовательного учреждения; элемент вариативной части учебного плана» (Письмо министерства образования и науки РФ от 04.03.2010 N 03-413). Благодаря появлению элективных курсов в российских школах ученики получают право выбора, что немаловажно при личностно-ориентированном подходе. Элективные курсы – важнейший элемент формирования индивидуальных образовательных программ.
Однако у учителей появляется ряд вопросов и проблем, связанных с реализацией элективных курсов. А.А. Зубрилин выделяет несколько проблем внедрения элективных курсов: организационные, методические, кадровые. Трудности возникают в основном из-за отсутствия стандартов. Кроме «Концепции профильного обучения», нескольких административных распоряжений и информационных писем никаких других документов больше не нашлось. Отсутствуют строгие требования по вопросу формирования групп на посещения того или иного элективного курса: соответственно могут получиться как большие группы, так и малые, составляющие не более трех человек. Отсюда следует вопрос построения программы самого курса, формы занятий. Огромное количество авторских программ элективных курсов существует в сети Интернет и это также является одной из проблем: проблема выбора конкретного курса в школе. Не представлена также определенная стандартная форма контроля по данному виду курса: учитель должен ее разработать сам, вследствие чего можно поставить вопрос об объективности оценки.
Таким образом, описываемые условия внедрения элективных курсов с учетом их существенного практического значения актуализируют необходимость теоретического осмысления данного вопроса.
Литература:
- Баранников А.В. Элективные курсы в профильном образовании //Первое сентября, 2004. №2. – с.1-2.
- Баранников А. В. Профильное обучение как условие повышения качества образования. М.: Профильная школа, 2006.
- Воронина Г.А. Элективные курсы: алгоритмы создания, примеры программ. М.: Айрис-пресс, 2006.
- Зубрилин А.А. Некоторые проблемы внедрения элективных курсов// Информатика и образование. №1 М., 2006.
- Каспржак А.Г.Старшая школа, 2010 [Электронный ресурс] // Режим доступа: www.ippd.ru/resourses/library?file=163
- Писарева С.А. Профильное обучение как фактор обеспечения доступности образования: российское видение: Рекомендации по результатам научных исследований / Под ред. акад. Г. А. Бордовского. — СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2006.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Элективный курс "Юный экскурсовод Югры как средство реализации программы духовно-нравственного развития и воспитания школьников."
Работая по УМК "Way Ahead" издательства "Macmillan", мы имеем обширный страноведческий материал о жизни, культуре, традициях страны изучаемого языка. Но, участвуя в диалоге культур, учащиеся дол...
Программа элективного курса "НТП и экологические проблемы" (10-11 кл)
Элективный курс расчитан на 18 часов.Изучение взаимодействия "человек- природа" в новых условиях НТП....
Рабочая программа элективного курса по экологии «Экологические проблемы Амурской области»
Программа данного элективного курса рассчитана на 17 часов. Элективный курс предназначен для учеников 9 классов, перед которыми стоит проблема выбора дальнейшего профиля обучения.Цель: Формирование...
Программа элективного курса "Секреты школьного мела"
Окружающая действительность требует от нас постоянного решения задач, мы решаем задачи в быту, в любой профессиональной деятельности, требуется работа интуиции, выход за рамки формальных мыслительных ...
рабочая программа по элективному курсу 10 класс "Актуальные проблемы обществознания: подготовка к ЕГЭ"
рабочая программа...
рабочая программа по элективному курсу 11 класс "Актуальные проблемы обществознания: подготовка к ЕГЭ"
рабочая программа...
Школа и общество. Модернизация содержания школьного образования в условиях реализации социального заказа
В современном мире образование становится одним из важнейших факторов, обеспечивающих экономический рост, социальную стабильность и развитие институтов гражданского общества.Состояние образования в Ро...