рабочая программа по элективному курсу 10 класс "Актуальные проблемы обществознания: подготовка к ЕГЭ"
рабочая программа по обществознанию (10 класс) на тему

рабочая программа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл el._kurs_obshchestvoznanie_10_kl.docx38.19 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

Рабочая программа по элективному учебному предмету «Я и закон» 10 класса   составлена в соответствии со следующими документами:

БУП 2004 года утверждённого приказом МО РФ № 1312 от 09.03.2004 г.

Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования.

Авторской программы элективного курса Толочковой Э.Р. «Я и закон»

В настоящее время в России идет модернизация  системы образования, ориентированное на вхождение в мировое  информационное пространство. Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированное взаимодействие учителя с учеником с использованием информационных технологий.      

Элективный курс направлен на формирование правового сознания и правовой культуры  учащихся 10 класса. 

Россия провозглашена правовым государством, происходит демократическое обновление законодательства на принципах верховенства права и закона, права и свободы человека и гражданина утверждаются как высшая ценность в обществе. Укрепляется отношение к праву как механизму бесконфликтной реализации своих интересов в современном обществе, право приобретает конкретные черты и практическое значение для каждого.

Однако по мере обновления законодательства и накопления соответствующей правоприменительной практики все более явным становится разрыв между новым демократическим законодательством и низким уровнем правосознания населения.  Это обстоятельство выдвигает проблему формирования правового сознания и правовой культуры в ранг приоритетов, что требует серьезной  и систематической работы по правовому образованию и воспитанию школьников. Однако на практике внедрение гражданско-правового образования в школе встречается с целым рядом проблем, среди которых наиболее остро обозначились следующие аспекты:

  • нормативно-правовая база гражданско-правового образования носит преимущественно декларативный характер, так как не обеспечена механизмами реализации;

  • несмотря на сформированный государственный и общественный заказ, восстребованность правового образования в школе, в Базисном учебном плане право как самостоятельный учебный предмет представлено лишь в учебных планах для социально-гуманитарного и социально-экономического профилей. В остальных случаях речь идет об интегрированном курсе «Обществознание», с включением экономики и права.

«Растворение» правовых знаний в обществоведческом материале на практике затрудняет формирование правовой культуры и гражданской позиции учащихся

Назначение курса

Новая система обществоведческого образования должна давать достаточные знания обо всех видах общественных связей и отношений, в которые неизбежно вступает каждый человек (экономических, национальных, семейных, правовых, политических и пр.), поскольку все эти отношения являются объектом социального регулирования, их невозможно изучать в отрыве от правовых норм, которые порождены этими отношениями и направляют их в необходимое обществу русло.  Данный курс поможет подготовиться к ЕГЭ 11- классникам изучавшим обществознание на базовом уровне.

Цель курса.

  1. научить учеников овладеть юридическими терминами и понятиями;
  2. способствовать профессиональному самоопределению учащихся, формированию личности, адаптированной к сознательному выбору будущей специальности;
  3. способствовать усвоению совокупности конкретных правил поведения в семье, в доме, школе, на улице, учреждениях культуры и т. д. ориентиру на уважение прав и свобод других граждан.
  4. способствовать подготовке к независимой аттестации по обществознанию.

Задачи:

  1. знакомство содержанием законодательных актов (или фрагментов из них);
  2. освоение учащимися навыков и умений в области защиты своих прав;

Новизна , значимость.

Предлагаемая программа обучения имеет следующую специфику

1.Изучение проходит с точки зрения нужд и интересов выпускников 11классов в качестве подготовки к ЕГЭ по блоку « Право»

2. Занятия по программе   помогают развивать навыки самостоятельной работы у учащихся.

 Учитель выступает организатором процесса усвоения, а не только источником информации.

Выполняемая учащимися работа включает в себя:

  • извлечение социальной информации из разнообразных (в том числе экономических и правовых) источников, осмысление представленных в них различных подходов и точек зрения;
  • решение познавательных и практических задач, отражающих типичные жизненные ситуации;
  • формулирование  собственных оценочных суждений о современном обществе на основе сопоставления фактов и их интерпретаций;
  • наблюдение и оценка явлений и событий, происходящих в социальной жизни, с опорой на экономические, правовые, социально-политические, культурологические знания;

.

Все выше сказанное нацеливает на использование новых технологий в преподавании предмета.

Обучение  по блоку « Право» позволит:

  • развить критическое мышление в процессе  восприятия    правовой  информации и определить  собственную позицию; нравственную и правовую культуру
  • овладеть умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности  
  • формировать опыт  применения полученных знаний для решения типичных задач в области  самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.

Курс рассчитан на 35 часов

Проблемы, которые включены в курс, позволят каждому учащемуся почувствовать личностную значимость правовых знаний, помогут занять активную гражданскую позицию; учащиеся смогут оценить свои способности и возможности в изучении данного предмета, склонности, интересы к данной области знания.


Содержание курса:

1. Введение в право.

Основные вопросы:

Определение права. Основные черты и признаки права. Функции права.

Раздел 1. Право в сфере общественных отношений  (6 ч).

Тема.   Сущность правоотношений. Участники правоотношений.

Основные вопросы: Что такое правоотношения? Субъекты правоотношений, объекты  правоотношений. Каковы права и обязанности участников правоотношений? Субъективное право  и юридическая обязанность. Юридическая обязанность. Какие существуют ограничения на участие в правоотношениях? Юридические факты. События. Действия. Правомерные и неправомерные действия. Юридические акты. Юридические поступки.

Тема.   Правонарушения.

Основные вопросы: Признаки правонарушений. Преступления и проступки. Основные виды правонарушений: Дисциплинарные правонарушения; гражданско-правовые правонарушения; уголовные правонарушения (преступления); административные правонарушения.

Состав правонарушения: Мотив, цель, вина. Умысел и неосторожность.

Тема   Юридическая ответственность

Основные вопросы: Понятие юридическая ответственность. Признаки юридической ответственности. Функции юридической ответственности. Принципы осуществления юридической ответственности.

Контрольная работа.

Раздел 2 . Отрасли Российского права (27 ч.)

Тема 1. Конституционное право

Конституция РФ- основной закон нашей страны.

Основные вопросы: Конституция РФ - основной закон нашей страны. Основные вопросы, регулируемые Конституцией РФ. Каковы главные особенности Конституции России?

Тема 2.

Основные принципы конституционного устройства

Основные вопросы: Государственная целостность РФ.  Единство системы государственной власти.    Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и её субъектов. Равноправие и самоопределение народов.  Равноправие субъектов РФ.  Взаимоотношений государства и человека, гражданина. Политический плюрализм.

Тема 3. Президент РФ. Три ветви власти.

Основные вопросы: Функции Президента РФ. Основные полномочия Президента РФ. Акты Президента РФ. Неприкосновенность Президента РФ. Органы при Президенте РФ. Выборы Президента РФ. Три ветви власти. Содержание и значение принципа разделения властей. Разделение властей в современном российском государстве

Тема 4. Права и свободы человека ( гражданские, политические , экономические). Гарантии соблюдения конституционных прав.

Основные вопросы: Понятие правового статуса человека и гражданина. Принципы правового статуса человека и гражданина. . Права и свободы человека и гражданина и их непосредственное действие .Равенство всех перед законом и судом (равноправие). Полнота прав и свобод граждан РФ. Ограничения прав и свобод человека и гражданина. Гарантии прав и свобод человека и гражданина. Международно-правовые акты о правах человека.

Общая характеристика конституционных прав и свобод. Классификация конституционных прав и свобод. Гражданство РФ: понятие и принципы. Законодательство о гражданстве. Гражданские права и свободы, их правовые гарантии. Политические права и свободы, их правовые гарантии. Экономические, социальные и культурные права и свободы, их правовые гарантии. 

Тема 5.    Конституционные обязанности граждан РФ.

Основные вопросы:

Система конституционных обязанностей. Обязанность соблюдать Конституцию РФ и законы. Обязанность платить законно установленные налоги и сборы. Обязанность сохранять природу и окружающую среду. Обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия. Защита Отечества. Иные конституционные обязанности связаны с конкретным правовым статусом лица.

Тема 6  Становление правовой культуры, гражданского общества и правового государства. (6 часов)

1.Правосознание и правовая культура. Понятие законность и правосознание. Виды правосознания. Правовой нигилизм и его проявление в Российском обществе. Правовая культура как высшая ступень развития правосознания. Структура правовой культуры. Функции правовой культуры.  Правовое просвещение и воспитание.        

2.Гражданское общество, право, государство. Понятие гражданского общества. Элементы гражданского общества. Предпосылки и условия формирования гражданского  общества. Роль гражданского общества в развитии демократии и самоуправления. Взаимодействие гражданского общества, права и государства.

3. Правовое государство. Понятие правового государства. Идейные предпосылки правового государства и реализация идеи формирования правового государства

Тема 7 : Механизмы защиты прав и свобод.

Внутригосударственные механизмы, Механизмы в распоряжении граждан. Судебная и внесудебная защита прав человека. Международная защита прав человека МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ.

Тема  8.    Семейное право.

Основные вопросы: Понятие семья. Каковы источники семейного права? Семейный кодекс Российской Федерации. Типы семей. Брак. Права и обязанности родителей. Права и обязанности супругов. Личные права супругов

Имущественные права супругов.

Тема 9.     Трудовое право.

Основные вопросы: Источники трудового права. Трудовые отношения. Что изучает трудовое право? Трудовой договор. Продолжительность рабочей  недели для отдельных категорий работников.

Тема 10     Гражданское право.

Основные вопросы: Имущество. Имущественные отношения. Основные начала гражданского законодательства. Субъекты гражданских правоотношений: физические лица, юридические лица. Правоспособность гражданина. Дееспособность гражданина. Формы собственности в Российской Федерации. Право владения .Право пользования .Право распоряжения.

Тема 11  Административное право.

Основные вопросы:   Классификация административно-правовых отношений. Метод административного права. Признаки административного правонарушения.   Виды административного наказания.

Тема 12     Уголовное право. 

Основные вопросы:  Функции  уголовного права.  Система уголовного права. Принципы уголовного права. Состав преступления:  объект, субъект, объективная сторона, субъективная сторона.

  Итоговое тестирование по курсу (1 ч.)

Резерв (1 ч.)

Учебно-тематическое планирование

по элективному предмету «Я и закон»

Класс –10        

Учитель – Анфиногенова И.А.

Количество часов:

Всего – 35 часов, в неделю – 1 час.

Плановых контрольных уроков _1__ административных контрольных уроков _-__ тестов __3_____

Планирование составлено в соответствии со следующими документами:

БУП 2004 года утверждённого приказом МО РФ № 1312 от 09.03.2004 г.

Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования

Авторской программы элективного курса Толочковой Э.Р. «Я и закон»


Календарно-тематическое планирование.

№ п/п

Наименование раздела, тема уроков

Количество часов

Форма контроля

ТСО, оборудование

Дата

план

факт

1

Введение в право

1

Эссе.

 Право в сфере общественных отношений

 6

2

Сущность правоотношений. Участники правоотношений.

1

Эссе

ПК, презентация

3-4

Правонарушения.

2

Решение задач

5-6

Юридическая ответственность

2

Решение задач

ПК, презентация

7

Контрольная работа по теме «Право в сфере общественных отношений».

1

 Контрольная работа

    Отрасли Российского права.

 27

8

Конституционное право

Конституция РФ- основной закон нашей страны.

1

Работа с источником, работа с правовыми документами

ПК, презентация

9-10

Основные принципы конституционного устройства.

2

работа с правовыми документами

11

Президент РФ.

1

работа с правовыми документами

ПК, презентация

12

Президент РФ.

1

работа с правовыми документами

13

Правительство РФ

1

работа с правовыми документами работа с правовыми документами

14

Три ветви власти.

1

Проектная или творческая работа

15

Права и свободы человека

( гражданские, политические , экономические).

1

Эссе

ПК, презентация

16

Гарантии соблюдения конституционных прав.

1

Эссе

17

Гарантии соблюдения конституционных прав.

1

18

Конституционные обязанности.

1

Работа с правовыми документами

19

Проблемы становления правового государства.

1

Работа с правовыми документами

ПК, презентация

20

Проблемы становления правового государства и гражданского общества

1

Работа с правовыми документами

21

 Механизмы защиты прав и свобод.

1

Работа с правовыми документами

22

Контрольное тестирование  

1

Тестирование

23

Семейное право.

1

Решение задач

24

Права и обязанности детей и родителей

1

Решение задач, работа с правовыми документами

ПК, презентация

25-26

Трудовое право

2

Решение задач,

работа с правовыми документами

ПК, презентация

27-28

Гражданское право

2

Решение задач

ПК, презентация

29-30

Административное право

2

Решение задач

работа с правовыми документами

ПК, презентация

31-32

Уголовное право.

2

Решение задач

ПК, презентация

33

Тестирование по разделу.

1

Тестирование

34

Итоговое тестирование по курсу.

1

Тестирование

35

Резерв

1

Требования к уровню подготовки

В конце курса ученики должны:

уметь 

  осуществлять свои права на практике;

  уметь руководствоваться в различных сферах жизни существующими нормами;

  уметь проектировать правомерные способы действий в различных жизненных ситуациях, давать правовую оценку собственным действиям, действиям окружающих, явлениям жизни;

знать 

  юридические термины и понятия;

  знать содержание законодательных актов (или фрагментов из них), определять принципы права, систему прав и обязанностей;

  знать правила соблюдения, которые способствуют охране личной безопасности человека от преступных посягательств;

  знать социальную ценность права как средства защиты личности и общества;

владеть 

 

  владеть представлением о действиях и поступках, составляющих угрозу безопасности личности;

  владеть конкретными правилами поведения в семье, в доме, школе, на улице, учреждениях культуры и т. д., ориентировать на уважение прав и свобод других граждан.

Учебно-методическое обеспечение:

  1.       Конституция РФ. 1993г.

  1. Пронькин В.Н. Живое право. Курс практического права. Т.2: Учебное пособие для 10-11 кл. - СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ин-та права им. Принца П.Г. Ольденбургского, 2004.
  2.   Алексеев С.С. Право. Законы, правосудие в жизни людей. Начальные сведения: Для учащихся 9-11 кл. М., 1998.
  3. Административное право: Учебник для вузов. (Различных издательств, не ранее 2003года издания.)
  4. Будяну В. А. Правоведение за 24 часа. Ростов н/Д: Феникс, 2009.- 285с.- Библиотека студента
  5. Большой школьный словарь/ Никитин А.Ф.- М.: Арт- Пресс школа, 2006.- 400с
  6. Волобуев А.Н. Уголовный кодекс для детей среднего и выше среднего роста и их родителей. - М.: ЛексЭст, 2004.
  7. Исаев И.А. История государства и права России: Полный курс лекций. – Мю: Юрист, 1994.
  8. Кашанин А.В. Основы государства и права. 9-11 кл.: Краткий справочник школьника. - М., 1998.
  9. Права человека в свободной стране: Учебное пособие по правоведению для 8-9классов общеобразовательной школы. /Сост.Н.И.Элиасберг. Спб., 2000.
  10. Право: 10-11 кл./ под общ ред. Г.А. Бордовского._ М: Вентана- Граф,2008.400с.
  11. Кудрявцев В.Н. Общая теория квалификации преступлений. М., 1999
  12. Обществознание. 9-11 классы. Компакт-диск.- Изд. «Учитель», Волгоград, 2009.

15. Спиридонов Л.И. Теория государства и права. - М., 2000.

16. Уголовное право: Учебник для вузов. (Различных издательств, не ранее 2003 года издания.)

 

Рассмотрено:

Руководитель МО

гуманитарного цикла                               

__________ /                                      /

Протокол № __от «__» ___________ 2013г.

Согласовано:

Заместитель директора по УВР МОУ «Ерышовская средняя общеобразовательная школа Ртищевского района Cаратовской области»

__________ /Оркиш Е.Г./

«___» ______________2013г.

Утверждаю:

Директор МОУ «Ерышовская средняя общеобразовательная школа Ртищевского района Cаратовской области»

__________ /Березкина Л.А./

Приказ № _____ от

«___» ______________2013г.

Рабочая программа

по элективному учебному предмету

«Я и закон» 10класс

Педагога II квалификационной категории

Анфиногеновой Ирины Александровны

                                                             

                                                                                 Принято

                                                                на заседании педагогического совета

                                                                протокол №____от_____________2013 г.

2013/2014 учебный год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по элективному курсу «Подготовка к ЕГЭ по обществознанию в 10 классе»

Программа элективного курса "Подготовка к ЕГЭ по обществознанию" предназначена для учащихся 10 класса, мотивированных на сдачу вступительного экзамена  в форме ЕГЭ и рассчитана на 68 часов. ...

Рабочая программа по элективному курсу 10 кл."Технологии подготовки к ЕГЭ"

Рабочая программа состоит из пояснительной записки, требований к уровню подготовки учащихся и тематического планирования....

Рабочая программа элективного курса "Актуальные вопросы обществознания: подготовка к ЕГЭ" 10 класс

Программа элективного курса предназначена для учащихся 10 класса, мотивированных на сдачу вступительного экзамена в ВУЗ в форме ЕГЭ и рассчитана на 34 часов. Реализация данной программы в рамках элект...

Рабочая программа по элективному курсу "Актуальные вопросы обществознания" 10-11 классы

Рабочая программа по элективному курсу "Актуальные вопросы обществознания" для учащихся 10-11 классов...

Программа элективного курса "Актуальные вопросы обществознания: подготовка к ЕГЭ"

Программа элективного курса "Актуальные вопросы обществознания: подготовка к ЕГЭ"...