рабочая программа по элективному курсу 10 класс "Актуальные проблемы обществознания: подготовка к ЕГЭ"
рабочая программа по обществознанию (10 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка.
Рабочая программа по элективному учебному предмету «Я и закон» 10 класса составлена в соответствии со следующими документами:
БУП 2004 года утверждённого приказом МО РФ № 1312 от 09.03.2004 г.
Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования.
Авторской программы элективного курса Толочковой Э.Р. «Я и закон»
В настоящее время в России идет модернизация системы образования, ориентированное на вхождение в мировое информационное пространство. Важнейшей составляющей педагогического процесса становится личностно-ориентированное взаимодействие учителя с учеником с использованием информационных технологий.
Элективный курс направлен на формирование правового сознания и правовой культуры учащихся 10 класса.
Россия провозглашена правовым государством, происходит демократическое обновление законодательства на принципах верховенства права и закона, права и свободы человека и гражданина утверждаются как высшая ценность в обществе. Укрепляется отношение к праву как механизму бесконфликтной реализации своих интересов в современном обществе, право приобретает конкретные черты и практическое значение для каждого.
Однако по мере обновления законодательства и накопления соответствующей правоприменительной практики все более явным становится разрыв между новым демократическим законодательством и низким уровнем правосознания населения. Это обстоятельство выдвигает проблему формирования правового сознания и правовой культуры в ранг приоритетов, что требует серьезной и систематической работы по правовому образованию и воспитанию школьников. Однако на практике внедрение гражданско-правового образования в школе встречается с целым рядом проблем, среди которых наиболее остро обозначились следующие аспекты:
- нормативно-правовая база гражданско-правового образования носит преимущественно декларативный характер, так как не обеспечена механизмами реализации;
- несмотря на сформированный государственный и общественный заказ, восстребованность правового образования в школе, в Базисном учебном плане право как самостоятельный учебный предмет представлено лишь в учебных планах для социально-гуманитарного и социально-экономического профилей. В остальных случаях речь идет об интегрированном курсе «Обществознание», с включением экономики и права.
«Растворение» правовых знаний в обществоведческом материале на практике затрудняет формирование правовой культуры и гражданской позиции учащихся
Назначение курса
Новая система обществоведческого образования должна давать достаточные знания обо всех видах общественных связей и отношений, в которые неизбежно вступает каждый человек (экономических, национальных, семейных, правовых, политических и пр.), поскольку все эти отношения являются объектом социального регулирования, их невозможно изучать в отрыве от правовых норм, которые порождены этими отношениями и направляют их в необходимое обществу русло. Данный курс поможет подготовиться к ЕГЭ 11- классникам изучавшим обществознание на базовом уровне.
Цель курса.
- научить учеников овладеть юридическими терминами и понятиями;
- способствовать профессиональному самоопределению учащихся, формированию личности, адаптированной к сознательному выбору будущей специальности;
- способствовать усвоению совокупности конкретных правил поведения в семье, в доме, школе, на улице, учреждениях культуры и т. д. ориентиру на уважение прав и свобод других граждан.
- способствовать подготовке к независимой аттестации по обществознанию.
Задачи:
- знакомство содержанием законодательных актов (или фрагментов из них);
- освоение учащимися навыков и умений в области защиты своих прав;
Новизна , значимость.
Предлагаемая программа обучения имеет следующую специфику
1.Изучение проходит с точки зрения нужд и интересов выпускников 11классов в качестве подготовки к ЕГЭ по блоку « Право»
2. Занятия по программе помогают развивать навыки самостоятельной работы у учащихся.
Учитель выступает организатором процесса усвоения, а не только источником информации.
Выполняемая учащимися работа включает в себя:
- извлечение социальной информации из разнообразных (в том числе экономических и правовых) источников, осмысление представленных в них различных подходов и точек зрения;
- решение познавательных и практических задач, отражающих типичные жизненные ситуации;
- формулирование собственных оценочных суждений о современном обществе на основе сопоставления фактов и их интерпретаций;
- наблюдение и оценка явлений и событий, происходящих в социальной жизни, с опорой на экономические, правовые, социально-политические, культурологические знания;
.
Все выше сказанное нацеливает на использование новых технологий в преподавании предмета.
Обучение по блоку « Право» позволит:
- развить критическое мышление в процессе восприятия правовой информации и определить собственную позицию; нравственную и правовую культуру
- овладеть умениями познавательной, коммуникативной, практической деятельности
- формировать опыт применения полученных знаний для решения типичных задач в области самостоятельной познавательной деятельности; правоотношениях; семейно-бытовых отношениях.
Курс рассчитан на 35 часов
Проблемы, которые включены в курс, позволят каждому учащемуся почувствовать личностную значимость правовых знаний, помогут занять активную гражданскую позицию; учащиеся смогут оценить свои способности и возможности в изучении данного предмета, склонности, интересы к данной области знания.
Содержание курса:
1. Введение в право.
Основные вопросы:
Определение права. Основные черты и признаки права. Функции права.
Раздел 1. Право в сфере общественных отношений (6 ч).
Тема. Сущность правоотношений. Участники правоотношений.
Основные вопросы: Что такое правоотношения? Субъекты правоотношений, объекты правоотношений. Каковы права и обязанности участников правоотношений? Субъективное право и юридическая обязанность. Юридическая обязанность. Какие существуют ограничения на участие в правоотношениях? Юридические факты. События. Действия. Правомерные и неправомерные действия. Юридические акты. Юридические поступки.
Тема. Правонарушения.
Основные вопросы: Признаки правонарушений. Преступления и проступки. Основные виды правонарушений: Дисциплинарные правонарушения; гражданско-правовые правонарушения; уголовные правонарушения (преступления); административные правонарушения.
Состав правонарушения: Мотив, цель, вина. Умысел и неосторожность.
Тема Юридическая ответственность
Основные вопросы: Понятие юридическая ответственность. Признаки юридической ответственности. Функции юридической ответственности. Принципы осуществления юридической ответственности.
Контрольная работа.
Раздел 2 . Отрасли Российского права (27 ч.)
Тема 1. Конституционное право
Конституция РФ- основной закон нашей страны.
Основные вопросы: Конституция РФ - основной закон нашей страны. Основные вопросы, регулируемые Конституцией РФ. Каковы главные особенности Конституции России?
Тема 2.
Основные принципы конституционного устройства
Основные вопросы: Государственная целостность РФ. Единство системы государственной власти. Разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и её субъектов. Равноправие и самоопределение народов. Равноправие субъектов РФ. Взаимоотношений государства и человека, гражданина. Политический плюрализм.
Тема 3. Президент РФ. Три ветви власти.
Основные вопросы: Функции Президента РФ. Основные полномочия Президента РФ. Акты Президента РФ. Неприкосновенность Президента РФ. Органы при Президенте РФ. Выборы Президента РФ. Три ветви власти. Содержание и значение принципа разделения властей. Разделение властей в современном российском государстве
Тема 4. Права и свободы человека ( гражданские, политические , экономические). Гарантии соблюдения конституционных прав.
Основные вопросы: Понятие правового статуса человека и гражданина. Принципы правового статуса человека и гражданина. . Права и свободы человека и гражданина и их непосредственное действие .Равенство всех перед законом и судом (равноправие). Полнота прав и свобод граждан РФ. Ограничения прав и свобод человека и гражданина. Гарантии прав и свобод человека и гражданина. Международно-правовые акты о правах человека.
Общая характеристика конституционных прав и свобод. Классификация конституционных прав и свобод. Гражданство РФ: понятие и принципы. Законодательство о гражданстве. Гражданские права и свободы, их правовые гарантии. Политические права и свободы, их правовые гарантии. Экономические, социальные и культурные права и свободы, их правовые гарантии.
Тема 5. Конституционные обязанности граждан РФ.
Основные вопросы:
Система конституционных обязанностей. Обязанность соблюдать Конституцию РФ и законы. Обязанность платить законно установленные налоги и сборы. Обязанность сохранять природу и окружающую среду. Обязанность заботиться о сохранении исторического и культурного наследия. Защита Отечества. Иные конституционные обязанности связаны с конкретным правовым статусом лица.
Тема 6 Становление правовой культуры, гражданского общества и правового государства. (6 часов)
1.Правосознание и правовая культура. Понятие законность и правосознание. Виды правосознания. Правовой нигилизм и его проявление в Российском обществе. Правовая культура как высшая ступень развития правосознания. Структура правовой культуры. Функции правовой культуры. Правовое просвещение и воспитание.
2.Гражданское общество, право, государство. Понятие гражданского общества. Элементы гражданского общества. Предпосылки и условия формирования гражданского общества. Роль гражданского общества в развитии демократии и самоуправления. Взаимодействие гражданского общества, права и государства.
3. Правовое государство. Понятие правового государства. Идейные предпосылки правового государства и реализация идеи формирования правового государства
Тема 7 : Механизмы защиты прав и свобод.
Внутригосударственные механизмы, Механизмы в распоряжении граждан. Судебная и внесудебная защита прав человека. Международная защита прав человека МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ.
Тема 8. Семейное право.
Основные вопросы: Понятие семья. Каковы источники семейного права? Семейный кодекс Российской Федерации. Типы семей. Брак. Права и обязанности родителей. Права и обязанности супругов. Личные права супругов
Имущественные права супругов.
Тема 9. Трудовое право.
Основные вопросы: Источники трудового права. Трудовые отношения. Что изучает трудовое право? Трудовой договор. Продолжительность рабочей недели для отдельных категорий работников.
Тема 10 Гражданское право.
Основные вопросы: Имущество. Имущественные отношения. Основные начала гражданского законодательства. Субъекты гражданских правоотношений: физические лица, юридические лица. Правоспособность гражданина. Дееспособность гражданина. Формы собственности в Российской Федерации. Право владения .Право пользования .Право распоряжения.
Тема 11 Административное право.
Основные вопросы: Классификация административно-правовых отношений. Метод административного права. Признаки административного правонарушения. Виды административного наказания.
Тема 12 Уголовное право.
Основные вопросы: Функции уголовного права. Система уголовного права. Принципы уголовного права. Состав преступления: объект, субъект, объективная сторона, субъективная сторона.
Итоговое тестирование по курсу (1 ч.)
Резерв (1 ч.)
Учебно-тематическое планирование
по элективному предмету «Я и закон»
Класс –10
Учитель – Анфиногенова И.А.
Количество часов:
Всего – 35 часов, в неделю – 1 час.
Плановых контрольных уроков _1__ административных контрольных уроков _-__ тестов __3_____
Планирование составлено в соответствии со следующими документами:
БУП 2004 года утверждённого приказом МО РФ № 1312 от 09.03.2004 г.
Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования
Авторской программы элективного курса Толочковой Э.Р. «Я и закон»
Календарно-тематическое планирование.
№ п/п | Наименование раздела, тема уроков | Количество часов | Форма контроля | ТСО, оборудование | Дата | |
план | факт | |||||
1 | Введение в право | 1 | Эссе. | |||
Право в сфере общественных отношений | 6 | |||||
2 | Сущность правоотношений. Участники правоотношений. | 1 | Эссе | ПК, презентация | ||
3-4 | Правонарушения. | 2 | Решение задач | |||
5-6 | Юридическая ответственность | 2 | Решение задач | ПК, презентация | ||
7 | Контрольная работа по теме «Право в сфере общественных отношений». | 1 | Контрольная работа | |||
Отрасли Российского права. | 27 | |||||
8 | Конституционное право Конституция РФ- основной закон нашей страны. | 1 | Работа с источником, работа с правовыми документами | ПК, презентация | ||
9-10 | Основные принципы конституционного устройства. | 2 | работа с правовыми документами | |||
11 | Президент РФ. | 1 | работа с правовыми документами | ПК, презентация | ||
12 | Президент РФ. | 1 | работа с правовыми документами | |||
13 | Правительство РФ | 1 | работа с правовыми документами работа с правовыми документами | |||
14 | Три ветви власти. | 1 | Проектная или творческая работа | |||
15 | Права и свободы человека ( гражданские, политические , экономические). | 1 | Эссе | ПК, презентация | ||
16 | Гарантии соблюдения конституционных прав. | 1 | Эссе | |||
17 | Гарантии соблюдения конституционных прав. | 1 | ||||
18 | Конституционные обязанности. | 1 | Работа с правовыми документами | |||
19 | Проблемы становления правового государства. | 1 | Работа с правовыми документами | ПК, презентация | ||
20 | Проблемы становления правового государства и гражданского общества | 1 | Работа с правовыми документами | |||
21 | Механизмы защиты прав и свобод. | 1 | Работа с правовыми документами | |||
22 | Контрольное тестирование | 1 | Тестирование | |||
23 | Семейное право. | 1 | Решение задач | |||
24 | Права и обязанности детей и родителей | 1 | Решение задач, работа с правовыми документами | ПК, презентация | ||
25-26 | Трудовое право | 2 | Решение задач, работа с правовыми документами | ПК, презентация | ||
27-28 | Гражданское право | 2 | Решение задач | ПК, презентация | ||
29-30 | Административное право | 2 | Решение задач работа с правовыми документами | ПК, презентация | ||
31-32 | Уголовное право. | 2 | Решение задач | ПК, презентация | ||
33 | Тестирование по разделу. | 1 | Тестирование | |||
34 | Итоговое тестирование по курсу. | 1 | Тестирование | |||
35 | Резерв | 1 |
Требования к уровню подготовки
В конце курса ученики должны:
уметь
осуществлять свои права на практике;
уметь руководствоваться в различных сферах жизни существующими нормами;
уметь проектировать правомерные способы действий в различных жизненных ситуациях, давать правовую оценку собственным действиям, действиям окружающих, явлениям жизни;
знать
юридические термины и понятия;
знать содержание законодательных актов (или фрагментов из них), определять принципы права, систему прав и обязанностей;
знать правила соблюдения, которые способствуют охране личной безопасности человека от преступных посягательств;
знать социальную ценность права как средства защиты личности и общества;
владеть
владеть представлением о действиях и поступках, составляющих угрозу безопасности личности;
владеть конкретными правилами поведения в семье, в доме, школе, на улице, учреждениях культуры и т. д., ориентировать на уважение прав и свобод других граждан.
Учебно-методическое обеспечение:
- Конституция РФ. 1993г.
- Пронькин В.Н. Живое право. Курс практического права. Т.2: Учебное пособие для 10-11 кл. - СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ин-та права им. Принца П.Г. Ольденбургского, 2004.
- Алексеев С.С. Право. Законы, правосудие в жизни людей. Начальные сведения: Для учащихся 9-11 кл. М., 1998.
- Административное право: Учебник для вузов. (Различных издательств, не ранее 2003года издания.)
- Будяну В. А. Правоведение за 24 часа. Ростов н/Д: Феникс, 2009.- 285с.- Библиотека студента
- Большой школьный словарь/ Никитин А.Ф.- М.: Арт- Пресс школа, 2006.- 400с
- Волобуев А.Н. Уголовный кодекс для детей среднего и выше среднего роста и их родителей. - М.: ЛексЭст, 2004.
- Исаев И.А. История государства и права России: Полный курс лекций. – Мю: Юрист, 1994.
- Кашанин А.В. Основы государства и права. 9-11 кл.: Краткий справочник школьника. - М., 1998.
- Права человека в свободной стране: Учебное пособие по правоведению для 8-9классов общеобразовательной школы. /Сост.Н.И.Элиасберг. Спб., 2000.
- Право: 10-11 кл./ под общ ред. Г.А. Бордовского._ М: Вентана- Граф,2008.400с.
- Кудрявцев В.Н. Общая теория квалификации преступлений. М., 1999
- Обществознание. 9-11 классы. Компакт-диск.- Изд. «Учитель», Волгоград, 2009.
15. Спиридонов Л.И. Теория государства и права. - М., 2000.
16. Уголовное право: Учебник для вузов. (Различных издательств, не ранее 2003 года издания.)
Рассмотрено: Руководитель МО гуманитарного цикла __________ / / Протокол № __от «__» ___________ 2013г. | Согласовано: Заместитель директора по УВР МОУ «Ерышовская средняя общеобразовательная школа Ртищевского района Cаратовской области» __________ /Оркиш Е.Г./ «___» ______________2013г. | Утверждаю: Директор МОУ «Ерышовская средняя общеобразовательная школа Ртищевского района Cаратовской области» __________ /Березкина Л.А./ Приказ № _____ от «___» ______________2013г. |
Рабочая программа
по элективному учебному предмету
«Я и закон» 10класс
Педагога II квалификационной категории
Анфиногеновой Ирины Александровны
Принято
на заседании педагогического совета
протокол №____от_____________2013 г.
2013/2014 учебный год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по элективному курсу «Подготовка к ЕГЭ по обществознанию в 10 классе»
Программа элективного курса "Подготовка к ЕГЭ по обществознанию" предназначена для учащихся 10 класса, мотивированных на сдачу вступительного экзамена в форме ЕГЭ и рассчитана на 68 часов. ...
Рабочая программа по элективному курсу 10 кл."Технологии подготовки к ЕГЭ"
Рабочая программа состоит из пояснительной записки, требований к уровню подготовки учащихся и тематического планирования....
рабочая программа по элективному курсу 11 класс "Актуальные проблемы обществознания: подготовка к ЕГЭ"
рабочая программа...
Рабочая программа элективного курса "Актуальные вопросы обществознания: подготовка к ЕГЭ" 10 класс
Программа элективного курса предназначена для учащихся 10 класса, мотивированных на сдачу вступительного экзамена в ВУЗ в форме ЕГЭ и рассчитана на 34 часов. Реализация данной программы в рамках элект...
Рабочая программа по элективному курсу "Актуальные вопросы обществознания" 10-11 классы
Рабочая программа по элективному курсу "Актуальные вопросы обществознания" для учащихся 10-11 классов...
Программа элективного курса "Актуальные вопросы обществознания: подготовка к ЕГЭ"
Программа элективного курса "Актуальные вопросы обществознания: подготовка к ЕГЭ"...