Школа и общество. Модернизация содержания школьного образования в условиях реализации социального заказа
статья по русскому языку на тему
В современном мире образование становится одним из важнейших факторов, обеспечивающих экономический рост, социальную стабильность и развитие институтов гражданского общества.
Состояние образования в России в настоящий момент обусловлено кризисом, появление которого связано с проведением рыночных реформ, сменой социально-культурных потребностей и моделей социально- экономического поведения. Отношение российской общественности к школьному образованию коренным образом изменилось: его рассматривают как некий капитал, имеющий финансовое, интеллектуальное и временное выражение.
Концепция модернизации российского образования до 2010 года предусматривает обновление содержания школьного образования с целью повышения его качества и адаптации к системе рыночных отношений; предполагает разработку и реализацию инновационных проектов, направленных на локальные изменения системы образования. Оптимальным вариантом модернизации содержания школьного образования служит проект по созданию условий для реализации социального заказа школе. Социальный заказ как форма внеэкономических расчетов в обществе еще не исполняет своего истинного предназначения: не регулирует возможности современной школы, не приводит их в соответствие с потребностями общества и необходимостью социально-экономического развития страны. Консерватизм традиционно сложившейся школы во многом не соответствует требованиям исполнения государственных планов по модернизации. В системе отраслевого управления образованием не сформирован конкурентный рынок образовательных услуг, что снижает эффективность общественных затрат на образование, приводит к потере ресурсов. Отсутствует внешняя оценка качества образования, результаты деятельности школ оцениваются самими педагогами или органами управления образованием, что формирует полную их самодостаточность, негативно влияющую на все показатели и результаты.
Государственная политика в области управления образованием поддерживает идею социального заказа школе, предполагает изменение содержания школьного образования с учетом интересов государства, общества, личности.
В формирующейся среде рыночной экономики модернизация содержания школьного образования, осуществляемая на основе социального заказа, позволяет решать государственные задачи; способствует становлению социальной стабильности, обеспечивает сохранение социально-культурной целостности и этно-национальной идентичности российского общества.
Социальный заказ как сбалансированная система требований родителей, общественных и государственных институтов, предъявляемых к образовательному продукту в рамках Закона РФ «Об образовании», способен внести значительные изменения в традиционное содержание подготовки выпускников средних школ, привести его в соответствие с требованиями современного общества.
Модернизация содержания школьного образования в рамках инновационного проекта предполагает ряд программных мероприятий, направленных на создание условий реализации социального заказа:
1) формирование общественного отношения к образованию как вложению капитала, который в будущем приносит дивиденды;
2) создание независимых форм и механизмов общественного отбора содержания образования и экспертизы его качества;
3) организация школьных образовательных услуг, отвечающих современным стандартам культуры и цивилизации.
Модернизация содержания школьного образования в условиях реализации социального заказа ориентирована на достижение государственных стратегических целей: качественное изменение результатов образования в направлении развития компетентности выпускников. С этой целью осуществляется перенос акцента с «освоения учебных материалов» на «развитие основных навыков и компетентностей».
Образование, приобретенное в рамках модернизации, позволит выпускникам средних общеобразовательных школ применить его как ступени лестницы, ведущей к определенному социальному и экономическому статусу.
Результат образования предполагает, что выпускник средней общеобразовательной школы обладает основными навыками и компетентностями, которые в жизнедеятельности транслируются как готовность и способность молодых людей , окончивших школу, несет личную ответственность за собственное благополучие и благополучие общества.
Поэтому в школе должны работать высококлассные предметники-профессионалы, увлеченные своим делом, умеющие не только передавать знания, но и выявлять у своих подопечных скрытые способности, развивая и выводя их на новый уровень в процессе сотрудничества и культурно-творческой деятельности.
В сложившейся социокультурной ситуации школа должна внимательно следить за требованиями рынка, добавляя в перечень уже имеющихся школьных кружков, спецкурсов или дополнительных платных услуг те современные направления обучения, которые помогут будущему выпускнику выдержать конкуренцию на рынке труда и услуг.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tvorcheskoe_sochinenie-esse.docx | 14.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Творческое сочинение-эссе
«Школа и общество. Модернизация содержания школьного образования в условиях реализации социального заказа»
Красова Ирина Борисовна
МАОУ «Лицей №37»
Саратов
В современном мире образование становится одним из важнейших факторов, обеспечивающих экономический рост, социальную стабильность и развитие институтов гражданского общества.
Состояние образования в России в настоящий момент обусловлено кризисом, появление которого связано с проведением рыночных реформ, сменой социально-культурных потребностей и моделей социально- экономического поведения. Отношение российской общественности к школьному образованию коренным образом изменилось: его рассматривают как некий капитал, имеющий финансовое, интеллектуальное и временное выражение.
Концепция модернизации российского образования до 2010 года предусматривает обновление содержания школьного образования с целью повышения его качества и адаптации к системе рыночных отношений; предполагает разработку и реализацию инновационных проектов, направленных на локальные изменения системы образования. Оптимальным вариантом модернизации содержания школьного образования служит проект по созданию условий для реализации социального заказа школе. Социальный заказ как форма внеэкономических расчетов в обществе еще не исполняет своего истинного предназначения: не регулирует возможности современной школы, не приводит их в соответствие с потребностями общества и необходимостью социально-экономического развития страны. Консерватизм традиционно сложившейся школы во многом не соответствует требованиям исполнения государственных планов по модернизации. В системе отраслевого управления образованием не сформирован конкурентный рынок образовательных услуг, что снижает эффективность общественных затрат на образование, приводит к потере ресурсов. Отсутствует внешняя оценка качества образования, результаты деятельности школ оцениваются самими педагогами или органами управления образованием, что формирует полную их самодостаточность, негативно влияющую на все показатели и результаты.
Государственная политика в области управления образованием поддерживает идею социального заказа школе, предполагает изменение содержания школьного образования с учетом интересов государства, общества, личности.
В формирующейся среде рыночной экономики модернизация содержания школьного образования, осуществляемая на основе социального заказа, позволяет решать государственные задачи; способствует становлению социальной стабильности, обеспечивает сохранение социально-культурной целостности и этно-национальной идентичности российского общества.
Социальный заказ как сбалансированная система требований родителей, общественных и государственных институтов, предъявляемых к образовательному продукту в рамках Закона РФ «Об образовании», способен внести значительные изменения в традиционное содержание подготовки выпускников средних школ, привести его в соответствие с требованиями современного общества.
Модернизация содержания школьного образования в рамках инновационного проекта предполагает ряд программных мероприятий, направленных на создание условий реализации социального заказа:
1) формирование общественного отношения к образованию как вложению капитала, который в будущем приносит дивиденды;
2) создание независимых форм и механизмов общественного отбора содержания образования и экспертизы его качества;
3) организация школьных образовательных услуг, отвечающих современным стандартам культуры и цивилизации.
Модернизация содержания школьного образования в условиях реализации социального заказа ориентирована на достижение государственных стратегических целей: качественное изменение результатов образования в направлении развития компетентности выпускников. С этой целью осуществляется перенос акцента с «освоения учебных материалов» на «развитие основных навыков и компетентностей».
Образование, приобретенное в рамках модернизации, позволит выпускникам средних общеобразовательных школ применить его как ступени лестницы, ведущей к определенному социальному и экономическому статусу.
Результат образования предполагает, что выпускник средней общеобразовательной школы обладает основными навыками и компетентностями, которые в жизнедеятельности транслируются как готовность и способность молодых людей , окончивших школу, несет личную ответственность за собственное благополучие и благополучие общества.
Поэтому в школе должны работать высококлассные предметники-профессионалы, увлеченные своим делом, умеющие не только передавать знания, но и выявлять у своих подопечных скрытые способности, развивая и выводя их на новый уровень в процессе сотрудничества и культурно-творческой деятельности.
В сложившейся социокультурной ситуации школа должна внимательно следить за требованиями рынка, добавляя в перечень уже имеющихся школьных кружков, спецкурсов или дополнительных платных услуг те современные направления обучения, которые помогут будущему выпускнику выдержать конкуренцию на рынке труда и услуг.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модернизация содержания школьного математического образования. Стохастическая линия. Система многоуровневых задач.
Подборка задач по теории вероятности. Задачи скомплектованы так, что ребенок при решении их переходит от знакомых задач к задачам малознакомым, а затем уверенно может найти решение незнакомой задачи....
«Обновление содержания математического образования в условиях реализации Концепции математического образования»
Выступление на РМО учителей математики «Обновление содержания математического образования в условиях реализации Концепции математического образования»...
Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе преподавания истории в средней школе, как эффективный способ активизации познавательного интереса учащихся и приоритетное направление модернизации российского школьного образования.
Статья "Использование информационно-коммуникационных технологий в процессе преподавания истории в средней школе, как эффективный способ активизации познавательного интереса учащихся и приоритетное нап...
Метапредметное содержание начального образования в условиях реализации ФГОС НОО
В этой статье особое внимание уделено метапредметным результатам, поскольку именно они обеспечивают более качественную подготовку учащихся к самостоятельному решению проблем, с которыми встречается ка...
Выступление на семинаре школы-интерната «Преемственность содержания и форм организации образовательной деятельности программ начального общего и основного общего образования в условиях реализации ФГОС» (29. 03. 2018)
О результатах диагностические работы по русскому языку и читательской грамотности с целью исследования готовности и адаптации учащихся 5-ых классов к обучению в основной школе....
РАЗВИТИЕ СОДЕРЖАНИЯ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС
В статье идет речь об условиях, созданных в гимназии в условиях реализации ФГОС ООО...
Формирование математической грамотности. Новые подходы к содержанию математического образования в условиях реализации ФГОС ООО
Математическая грамотность - это умение применять, формулировать, и интерпретировать математику в различных жизненных ситуациях. Математически грамотный человек должен понимать роль математ...