Программа элективного курса "НТП и экологические проблемы" (10-11 кл)
учебно-методический материал по географии (10 класс) по теме
Элективный курс расчитан на 18 часов.Изучение взаимодействия "человек- природа" в новых условиях НТП.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_elektivnogo_kurs1.doc | 53 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа элективного курса
« Научно – технический прогресс и экологические проблемы»
Пояснительная записка
Углубляющееся воздействие человеческого общества на окружающую среду, ухудшение состояния природы, а вместе с этим и ухудшение здоровья самого человека, особенно в промышленно- урбанизированных районах ,приводит к необходимости введения в программы школьных курсов географии вопросов экологии. Сейчас необходимо выпускать из школы граждан, которые имеют четкие представления о взаимодействиях в системе «человек – природа».Поэтому назрел вопрос о введении в школе, который бы обобщал и систематизировал знания в области геоэкологии, давал четкие представления о причинно – следственных связях во взаимодействиях человека, производства и окружающей среды. Роль такого предмета может взять на себя элективный курс «НТП и экология».
Данная программа рассчитана на учащихся старших классов, так как базируется на уже имеющихся знаниях по экологии, полученных в среднем звене обучения. А так же расширяет программу по географии и экологии. Элективный курс состоит из введения и четырех тем, которые постепенно вводят учащихся в курс экологических проблем и предлагают найти пути их решения. Предполагается, что данный курс опирается на краеведческий подход к изучению проблем, что решается с помощью экскурсий и практических работ, выполняемых на материале своего города или района. Возможно включение в систему обучения микроисследований и написание рефератов.
При изучении курса целесообразно использовать имеющийся материал в атласах и учебниках, а так же дополнительно многочисленные публикации в научных изданиях и периодической печати. Завершающий этап – выполнение зачетной работы в виде реферата или мини исследования по одной из предложенных тем или темы по своему выбору.
Программа ( 18 часов)
Введение. (1 час)
Основные направления НТП. Взаимодействие человеческого общества и природы. Экологические проблемы, связанные с воздействием человека на окружающую среду.
Тема 1. Взаимодействие человека и природы на разных этапах развития общества.
(1 час)
Общая продолжительность времени взаимодействия. Отношения «человек – природа» в древности, в до индустриальный период, в индустриальный период, в постиндустриальном обществе. Усложнение форм взаимодействия.
Тема 2. Окружающая среда и НТП. (4 часа)
Виды влияния современного общества и производства на окружающую среду. Старые и новые виды загрязнения. Изменения, вызываемые в окружающей среде хозяйственной деятельностью человека. Влияние окружающей среды на здоровье человека. Понятие о предельно допустимых концентрациях (ПДК) вредных веществ в окружающей среде Очистные сооружения и их устройство.
Экскурсия на очистные сооружения или в лабораторию, следящую за чистотой воды, воздуха ( могут быть различные варианты в зависимости от населенного пункта.).
Тема 3. Природопользование. (6 часов)
Понятие о природопользовании. Система планового управления природопользованием. Пути интенсивного использования сырьевой базы. Ресурсосбережение и ресурсосберегающие технологии. Природопользование и охрана окружающей среды в промышленных , сельскохозяйственных, рекреационных районах и районах крайнего севера. Особенности и возможные пути решения проблем природопользования в странах с различным уровнем экономического развития..
Экскурсия на местное предприятие.
Практическая работа №1.- Изучение характера природопользования на примере местного предприятия.
Тема 4. Преобразование природы и природоохранная деятельность человека.
( 6 часов)
Мероприятия по преобразованию природы, их целенаправленные и непреднамеренные последствия.. Географические принципы природоохранной деятельности. Её основные направления. Условия сохранения природных экосистем.
Международное сотрудничество в решении экологических проблем: международные организации, учреждения, программы.
Экологическая проблема – глобальная проблема человечества.
Практическая работа №2.- Определение степени изменения природных комплексов под влиянием различных форм антропогенного воздействия. ( на примере одного комплекса).
Научно- практическая конференция.
Примерное тематическое планирование
(18 часов)
1.Введение
2.Взаимодействие человека и природы на разных этапах развития общества.
3.Виды влияния современного производства на окружающую среду.
4.Хозяйственная деятельность человека и окружающая среда.
5.ПДК.Очистные сооружения.
6.Экскурсия на очистные сооружения.
7.Природопользование. Система управления природопользованием.
.Ресурсосбережение.
8.Природопользование в промышленных и сельскохозяйственных районах. Рациональное использование сырьевой базы.
9.Природопользование в рекреационных районах и районах крайнего севера.
10.Природопользование в странах с различным уровнем развития.
11.Экскурсия на местное предприятие.
12.Практическая работа №1.Изучение характера природопользования на местном предприятии.
13.Целенаправленные и непреднамеренные преобразования природы.
14.Принципы и основные направления природоохранной деятельности.
15Международное сотрудничество в решении экологических проблем.
16.Практическая работа №2.Определение степени изменения природных комплексов под влиянием различных форм антропогенного воздействия.
17.Экологическая проблема- глобальная проблема человечества.
18.Итоговая научно- практическая конференция.
Методические материалы в помощь учителю.
Практическая работа №1.
План изучения характера природопользования на местном предприятии.
1. Совокупность различных видов природных ресурсов, используемых на предприятии.
2. Используются ли вторичные ресурсы? Какие? С какой целью?
3. Выявить зависимость между технологией производства и эффективностью использования природных ресурсов.
4. Эффективность использования топлива, электроэнергии и их экономия.
5. Влияние данного предприятия на загрязнение окружающей среды и здоровье человека.
6. Условия труда работников предприятия и их соответствие экологической ситуации на предприятии.
Данная работа эффективна после экскурсии на предприятие.
Практическая работа №2.
Определение степени изменения природных комплексов под влиянием различных форм антропогенного воздействия..
Вариант 1.( базовый уровень)
Дать описание одного из комплексов по плану:
1. Где расположен описываемый комплекс?
2.Основные источники загрязнения природного комплекса (промышленные, сельскохозяйственные, бытовые и т.д.)
3. Виды и степень загрязнения природного комплекса.
4. Возможная зависимость между ухудшением качества окружающей среды и здоровьем человека.
Вариант 2.( усложненный)
Сравнительная характеристика 2-х природных комплексов, испытывающих различную антропогенную нагрузку ( по плану варианта 1). Оформление в виде таблицы.
План характеристики | Характеристика первого комплекса | Характеристика второго комплекса |
Вывод: различия в факторах и степени воздействия, какой комплекс испытал наибольшее антропогенное воздействие. Возможно ли самовосстановление. Меры по защите и восстановлению данных комплексов.
Примерные темы мини исследований и рефератов.
1.Старые, новые и новейшие виды загрязнений окружающей среды.
2.Условия сохранения природных экосистем.
3. Самовосстановление природных экосистем.
4.Влияние транспорта на окружающую среду и здоровье человека.
5.Шумовое загрязнение и здоровье человека.
6.Источники загрязнения окружающей среды в своем поселке (городе).
7.Дымовое загрязнение и его влияние на здоровье.
8. Роль очистных сооружений в охране окружающей среды.
9.Промышленно развитые территории и окружающая среда.
10.Устоит ли природа под натиском человека?
Муниципальное образовательное учреждение
Игринская общеобразовательная средняя школа №5
ПРОГРАММА
Элективного курса
по социальной и экономической географии мира
« Научно – технический прогресс
и экологические проблемы»
Составитель программы: Аверьянова Н.П.,
учитель географии
МОУ Игринской СОШ №5
2008 год
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа элективного курса по теме: «Проблема нарушения прав ребенка в Российской Федерации ».
Цели и задачи данного элективного курса1. Создание ориентационной базы для выбора обучающимися профильного обучения.2. Создание условий для пробы возможностей обучающегося в элективном курсе3. Знакомс...
элективный курс "Экологические проблемы и химия"
элективный курс "Экологические проблемы и химия" 10 класс...
Рабочая программа элективного курса по экологии «Экологические проблемы Амурской области»
Программа данного элективного курса рассчитана на 17 часов. Элективный курс предназначен для учеников 9 классов, перед которыми стоит проблема выбора дальнейшего профиля обучения.Цель: Формирование...
Программа экологического воспитания "Экологические проблемы нашего района"
Цель программы: Развивать бережное отношение к природе родного края...
Элективный курс "Экологические проблемы глазами физиков"
Как известно, главным образом техника и технология производства, базирующиеся на достижениях науки, повинны в экологическом кризисе, который характерен для современного состояния зем...
Рабочая программа элективного курса "Глобальные экологические проблемы"
Рабочая программа элективного курса для учащихся 10-11 классов. Согласно требованиям Федерального стандарта основного общего образования, изучение школьного курса химии как составляющей предметной обл...
Рабочая программа элективного курса "Глобальные социальные проблемы человечества"
Мы живем в сложном, быстро изменяющемся и очень хрупком мире. С ростом численности населения нашей планеты, бурным развитием промышленного производства, резко усиливается антропогенный пресс на природ...
Комментарии
Спасибо!
Спасибо! Попробую внедрить в новом учебном году.