Система оценивания образовательных достижений
статья по английскому языку
Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы по предмету «Английский язык» представляет собой один из инструментов реализации Требований стандартов к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования и выступает как неотъемлемая часть обеспечения качества образования.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sistema_otsenivaniya_obrazovatelnyh_rezultatov.docx | 68.99 КБ |
Предварительный просмотр:
Система оценивания образовательных достижений
Система оценки достижения планируемых результатов освоения программы по предмету «Английский язык» представляет собой один из инструментов реализации Требований стандартов к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования и выступает как неотъемлемая часть обеспечения качества образования.
Функции системы оценивания:
- ориентация образовательного процесса на достижение планируемых результатов освоения основной ООП;
- обеспечение эффективной обратной связи, позволяющей осуществлять управление образовательным процессом.
Планируемые результаты освоения программы основного образования по учебному предмету «Английский язык» представляют собой систему личностно-ориентированных целей образования, показателей их достижения и моделей инструментария. Они представлены в традиционной структуре предмета и ориентируют учителя как в ожидаемых учебных достижениях и объеме изучаемого учебного материала по отдельным разделам курса, так и в способах и особенностях организации образовательного процесса в основной школе.
Объектом оценки предметных результатов является: способность обучающихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи.
В систему оценки предметных результатов входят:
- Опорные знания, включающие в себя: ключевые понятия, правил, факты, методы, понятийный аппарат.
- Предметные действия: использование знаково-символических средств в рамках преобразования, представления и интерпретации информации и логических действий (сравнение, группировка и классификация объектов, действия анализа, синтеза и обобщения, установление причинно-следственных связей и анализ).
Оценивание призвано стимулировать учение посредством:
- оценки исходного знания ребенка, того опыта, который он/она привнес в выполнение задания или в изучение темы,
- учета индивидуальных потребностей в учебном процессе,
- побуждения детей размышлять о своем учении, об оценке их собственных работ и процесса их выполнения.
Цель оценки предметных результатов - оценивание, как достигаемых образовательных результатов, так и процесса их формирования, а также оценивание осознанности каждым обучающимся особенностей развития своего собственного процесса обучения.
Система оценивания строится на основе следующих принципов:
1. Оценивание является постоянным процессом. В зависимости от этапа обучения используется диагностическое (стартовое, текущее) и срезовое (тематическое, промежуточное, рубежное, итоговое) оценивание.
2.Оценивание может быть только критериальным. Основными критериями оценивания выступают ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям.
3.Оцениваться с помощью отметки могут только результаты деятельности ученика, но не его личные качества.
4.Оценивать можно только то, чему учат.
5.Критерии оценивания и алгоритм выставления отметки заранее известны и педагогам, и учащимся.
6.Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке.
Модель оценивания
Для того чтобы внутренняя оценка стимулировала освоение образовательного результата, учителю необходимо придерживаться следующих принципов:
- определять цели обучения, образовательные результаты темы, раздела, курса и формулировать их языком, понятным обучающимся;
- разъяснять обучающимся цели обучения и способы проверки результатов достижения указанных целей;
- подбирать или создавать задания для проверки достижения сформулированных образовательных результатов;
- регулярно комментировать результаты обучающихся, давать советы с целью их улучшения;
- менять техники и технологии обучения в зависимости от достигнутых обучающимися образовательных результатов;
- учить обучающихся принципам самооценки и способам улучшения собственных результатов;
- предоставлять обучающимся возможности улучшить свои результаты до выставления окончательной отметки;
- осознавать, что оценивание посредством отметки резко снижает мотивацию и самооценку обучающихся.
Особенности оценки метапредметных результатов.
Метапредметные результаты:
- освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные),
- способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования,
- осуществление учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками,
- построение индивидуальной образовательной траектории.
Особенности оценки предметных результатов.
Предметные результаты:
- освоение обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения специфические для данной предметной области,
- освоение видов деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета,
- его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях,
- формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.
Особенности оценки личностных результатов
Источники информации для оценивания достигаемых образовательных результатов, процесса их формирования и меры осознанности каждым обучающимся особенностей развития его собственного процесса обучения, для оценивания хода обучения, а также виды работ и методы оценивания представлены в таблице № 1.
Таблица № 1
Источники информации для оценивания достигаемых образовательных результатов, процесса их формирования и меры осознанности каждым обучающимся особенностей развития его собственного процесса обучения, а также для оценивания хода обучения | Виды работ | Методы оценивания |
1. Внутренняя оценка (оценка осуществляемая учениками, учителями, администрацией): | 1.субъективные или экспертные методы оценивания (наблюдения, самооценка и самоанализ и др.). 2. объективные методы оценивания (основанные на анализе письменных ответов и работ учащихся) | |
1.1. Работы учащихся, выполняющиеся дома | ||
1.2. Статистические данные, основанные на ясно выраженных показателях и или/дескрипторах | ||
1.2.1. Стандартизованные оценки (основанные на результатах стандартизированных работ или тестов) | Стандартизированные работы: диктанты, тесты | |
1.2.2. Результаты тестирования (результаты устных и письменных проверочных работ). | Материалы стартовой диагностики, тематического и итогового тестирования | |
1.3. Дифференцированная оценка отдельных аспектов обучения (сформированность отдельных умений и навыков) | формализованные задания: тексты, памятки, собранные данные, подборки информационных материалов и т.д.; | |
1.4. Самоанализ и самооценка обучающихся | Листы самооценки | |
2. Интегральная оценка (материалы, характеризующие достижения учащихся во внеучебной и досуговой деятельности) | творческие работы: сочинения, постеры и т.п, в т.ч. в виде фото-видео, аудиозаписей. | |
3.Индивидуальная и совместная деятельность учащихся в ходе выполнения работ. | Листы наблюдений, листы оценки и самооценки, оценочные листы по выполнению отдельных видов работ |
Совокупность этих материалов дает достаточно объективное, целостное и сбалансированное представление (как в целом, так и по отдельным аспектам) об основных достижениях конкретного ученика.
Содержание работ для оценивания достигаемых образовательных результатов, формы и виды оценки представлены в таблице № 2.
Таблица № 2
№/п | Вид | Время | Содержание | Формы и виды оценки |
1 | Стартовая работа | Начало | Определение актуального уровня знаний, необходимых для продолжения обучения, организация коррекционной работы в зоне актуальных знаний | Фиксируется в классном журнале и дневнике обучающегося отдельно за задания актуального уровня и уровня ближайшего развития в 5-балльной шкале оценивания. Результаты работы не влияют на дальнейшую итоговую оценку. |
2. | Диагностическая работа | На входе и выходе темы при освоении способов действия /средств в учебном предмете. Кол-во работ зависит от кол-ва учебных задач. | Проверка пооперационного состава действия, которым необходимо овладеть учащимся в рамках решения учебной задачи. | Результаты фиксируются отдельно по каждой отдельной операции (0-1 балл) и не влияют на дальнейшую итоговую оценку. |
3. | Самостоятельная работа | Не более 5-6 работ в год | Возможная коррекция результатов предыдущей темы обучения, параллельная отработка и углубление текущей изучаемой учебной темы. Задания по основным предметным содержательным линиям двух уровней: - расширенный | Обучающийся сам оценивает все выполненные задания, проводит рефлексивную оценку своей работы: описывает объем выполненной работы; указывает достижения и трудности Учитель проверяет и оценивает выполненные школьником задания отдельно по уровням, определяет процент выполненных заданий и качество их выполнения. Далее ученик соотносит свою оценку с оценкой учителя и определяется дальнейший шаг в самостоятельной работе учащихся. |
4. | Проверочная работа по итогам выполнения самостоятельной работы | После выполнения самостоятельной работы (5-6 работ в год) | Механизм управления и коррекции следующего этапа самостоятельной работы школьников. Учащийся сам определяет объем проверочной работы для своего выполнения. Работа на двух уровнях: | Учитель проверяет и оценивает только те задания, которые решил ученик и предъявил на оценку. |
5. | Итоговая проверочная работа | Конец апреля-май | Проверка не только знаний, но и развивающего эффекта обучения Задания разного уровня: как по сложности (базовый, расширенный), по уровню опосредствования (формальный, рефлексивный, ресурсный) | Сравнение результатов стартовой и итоговой работы. |
6 | Предъявление достижений ученика за год | Май | Демонстрация уч-ся всего, на что он способен |
Критерии оценивания работ учащихся по предмету «Английский язык»
1.Критерии оценивания письменных работ
1.1. За письменные работы (контрольные работы, тестовые работы, словарные диктанты) оценка вычисляется исходя из процента правильных ответов:
Виды работ | Оценка «3» | Оценка «4» | Оценка «5» |
Контрольные работы | От 50% до 69% | От 70% до 90% | От 91% до 100% |
тестовые работы, словарные диктанты | От 60% до 74% | От 75% до 94% | От 95% до 100% |
1. 2. Творческие письменные работы (письма, разные виды сочинений, эссе, проектные работы, вт.ч. в группах) оцениваются по пяти критериям:
2.1.Содержание (соблюдение объема работы, соответствие теме, отражены ли все указанные в задании аспекты, стилевое оформление речи соответствует типу задания, аргументация на соответствующем уровне, соблюдение норм вежливости).
2.2. Организация работы (логичность высказывания, использование средств логической связи на соответствующем уровне, соблюдение формата высказывания и деление текста на абзацы);
2.3. Лексика (словарный запас соответствует поставленной задаче и требованиям данного года обучения языку);
2.4. Грамматика (использование разнообразных грамматических конструкций в соответствии с поставленной задачей и требованиям данного года обучения языку);
2.5. Орфография и пунктуация (отсутствие орфографических ошибок, соблюдение главных правил пунктуации: предложения начинаются с заглавной буквы, в конце предложения стоит точка, вопросительный или восклицательный знак, а также соблюдение основных правил расстановки запятых).
Критерии оценки творческих письменных работ
(письма, сочинения, эссе, проектные работы, в т.ч. в группах)
Баллы | Критерии оценки |
«5» | 1. Содержание: коммуникативная задача решена полностью. 2. Организация работы: высказывание логично, использованы средства логической связи, соблюден формат высказывания и текст поделен на абзацы. 3. Лексика: лексика соответствует поставленной задаче и требованиям данного года обучения. 4. Грамматика: использованы разнообразные грамматические конструкции в соответствии с поставленной задачей и требованиям данного года обучения языку, грамматические ошибки либо отсутствуют, либо не препятствуют решению коммуникативной задачи. 5. Орфография и пунктуация: орфографические ошибки отсутствуют, соблюдены правила пунктуации: предложения начинаются с заглавной буквы, в конце предложения стоит точка, вопросительный или восклицательный знак, а также соблюдены основные правила расстановки запятых. |
«4» | 1. Содержание: коммуникативная задача решена полностью. 2. Организация работы: высказывание логично, использованы средства логической связи, соблюден формат высказывания и текст поделен на абзацы. 3. Лексика: лексика соответствует поставленной задаче и требованиям данного года обучения. Но имеются незначительные ошибки. 4. Грамматика: использованы разнообразные грамматические конструкции в соответствии с поставленной задачей и требованиям данного года обучения языку, грамматические ошибки незначительно препятствуют решению коммуникативной задачи. 5. Орфография и пунктуация: незначительные орфографические ошибки, соблюдены правила пунктуации: предложения начинаются с заглавной буквы, в конце предложения стоит точка, вопросительный или восклицательный знак, а также соблюдены основные правила расстановки запятых. |
«3» | 1. Содержание: Коммуникативная задача решена, 2. Организация работы: высказывание нелогично, неадекватно использованы средства логической связи, текст неправильно поделен на абзацы, но формат высказывания соблюден. 3. Лексика: местами неадекватное употребление лексики. 4. Грамматика: имеются грубые грамматические ошибки. 5. Орфография и пунктуация: незначительные орфографические ошибки, не всегда соблюдены правила пунктуации: не все предложения начинаются с заглавной буквы, в конце не всех предложений стоит точка, вопросительный или восклицательный знак, а также не соблюдены основные правила расстановки запятых. |
«2» | 1. Содержание: Коммуникативная задача не решена. 2. Организация работы: высказывание нелогично, не использованы средства логической связи, не соблюден формат высказывания, текст не поделен на абзацы. 3. Лексика: большое количество лексических ошибок. 4. Грамматика: большое количество грамматических ошибок. 5. Орфография и пунктуация: значительные орфографические ошибки, не соблюдены правила пунктуации: не все предложения начинаются с заглавной буквы, в конце не всех предложений стоит точка, вопросительный или восклицательный знак, а также не соблюдены основные правила расстановки запятых. |
2. Критерии оценки устных развернутых ответов
(монологические высказывания, пересказы, диалоги, проектные работы, в т.ч. в группах)
Устные ответы оцениваются по пяти критериям:
1. Содержание (соблюдение объема высказывания, соответствие теме, отражение всех аспектов, указанных в задании, стилевое оформление речи, аргументация, соблюдение норм вежливости).
2. Взаимодействие с собеседником (умение логично и связно вести беседу, соблюдать очередность при обмене репликами, давать аргументированные и развернутые ответы на вопросы собеседника, умение начать и поддерживать беседу, а также восстановить ее в случае сбоя: переспрос, уточнение);
3. Лексика (словарный запас соответствует поставленной задаче и требованиям данного года обучения языку);
4. Грамматика (использование разнообразных грамматических конструкций в соответствии с поставленной задачей и требованиям данного года обучения языку);
5. Произношение (правильное произнесение звуков английского языка, правильная постановка ударения в словах, а также соблюдение правильной интонации в предложениях).
Оценка | Содержание | Коммуникативное взаимодействие | Лексика | Грамматика | Произноше ние |
5 | Соблюден объем высказывания. Высказывание соответствует теме; отражены все аспекты, указанные в задании, стилевое оформление речи соответствует типу задания, аргументация на уровне, нормы вежливости соблюдены. | Адекватная естественная реакция на реплики собеседника. Проявляется речевая инициатива для решения поставленных коммуникативных задач. | Лексика адекватна поставленной задаче и требованиям данного года обучения языку. | Использованы разные грамматич. конструкций в соответствии с задачей и требованиям данного года обучения языку. Редкие грамматические ошибки не мешают коммуникации. | Речь звучит в естественном темпе, нет грубых фонетических ошибок. |
4 | Не полный объем высказывания. Высказывание соответствует теме; не отражены некоторые аспекты, указанные в задании, стилевое оформление речи соответствует типу задания, аргументация не всегда на соответствующем уровне, но нормы вежливости соблюдены. | Коммуникация немного затруднена. | Лексические ошибки незначительно влияют на восприятие речи учащегося. | Грамматические незначительно влияют на восприятие речи учащегося. | Речь иногда неоправданно паузирована.В отдельных словах допускаются фонетические ошибки (замена, английских фонем сходными русскими). Общая интонация обусловлена влиянием родного языка. |
3 | Незначительный объем высказывания, которое не в полной мере соответствует теме; не отражены некоторые аспекты, указанные в задании, стилевое оформление речи не в полной мере соответствует типу задания, аргументация не на соответствующем уровне, нормы вежливости не соблюдены. | Коммуникация существенно затруднена, учащийся не проявляет речевой инициативы. | Учащийся делает большое количество грубых лексических ошибок. | Учащийся делает большое количество грубых грамматических ошибок. | Речь воспринимается с трудом из-за большого количества фонетических ошибок. Интонация обусловлена влиянием родного языка. |
Также я использую лист индивидуальных достижений учащихся, позволяющих проследить динамику достижения образовательных результатов.
Лист индивидуальных достижений
Ученик____ класса
№ | Формируемые навыки и умения | Даты проведения оценивания | |||||||||
Старт | Октябрь | Ноябрь | Декабрь | Январь | Февраль | Март | Апрель | Май | |||
1. Навыки чтения | |||||||||||
1. | Понимание прочитанного | Ответ на прямой вопрос по прочитанному |
|
|
|
|
|
|
| ||
Определение соответстия /несоответствия |
|
|
|
|
|
| |||||
Построение плана текста |
|
|
|
|
|
| |||||
Восстановление пропущенного слова в предложении или пропущенного предложения в тексте |
|
|
|
|
|
| |||||
Подбор заголовка к тексту | |||||||||||
2 | Пере сказ | С опорой на помощь учителя или иную |
|
|
|
|
|
|
| ||
Без опоры |
|
|
|
|
|
| |||||
3 | Составление собственного высказывания |
|
|
|
|
|
|
| |||
4 | Техника чтения | ||||||||||
5 | Чтение наизусть |
|
|
|
|
|
|
|
2. Навыки письма
1. | Письменные работы | Словарные диктанты |
|
|
|
|
|
|
| ||
Текущие работы |
|
|
|
|
|
| |||||
Проверочные работы |
|
|
|
|
|
| |||||
2. | Творческие письменные работы | Текущие работы в рабочей тетради |
|
|
|
|
|
|
| ||
Письмо другу, Сочинение |
|
|
|
|
|
|
Реализуя требования новых стандартов в части использования дифференцированного подхода к обучению и оцениванию, существуют типы заданий базового и повышенного уровня (они представлены в таблице № 3), которые можно использовать в ходе проведения контроля.
Таблица № 3 Примеры заданий контрольной работы по уровням
Базовый уровень | Повышенный уровень |
| |
Умение участвовать в простом диалоге этикетного характера | |
Разыграй диалог «Встреча двух друзей» (приветствие, расспрос о делах, прощание) | Разыграй диалог «В гостях у друга» (предложение угощения, благодарность за угощение, отказ от того, что не хочешь) Не менее 3 реплик от каждого участника |
| |
Знакомство с новым учеником (узнать имя, возраст, интересы) | Интервью для школьной газеты (расспрос о семье) Не менее 5 реплик от каждого участника |
| |
Одноклассник просит одолжить карандаш | Одноклассник просит одолжить карандаш и линейку, у тебя есть одно, нет другого |
| |
Описание питомца (внешний вид, что умеет делать), Не менее 5 предложений | Описание любимого сказочного героя (внешний вид, характер, что умеет делать), Не менее 7 предложений |
Рассказ о своем друге (имя, возраст, характер, питомец, твое отношение к другу), Не менее 5 предложений | |
Рассказ о своей семье Не менее 7 предложений | |
| |
| |
Выполни команды (разминка) | Прослушивание рассказа (6 предложений), Назови любимое время года |
Прослушивание разговора двух людей, определи картинку | Прослушивание разговора двух людей, Обведи правильный ответ на вопрос к тексту |
| |
| |
Прочитай слова (10 слов) | Прочитай слова (10 слов) |
Чтение текста вслух, Соблюдение интонации, правил произношения | Чтение диалога по ролям, Соблюдение интонации, правил произношения |
3.2.2.Чтение про себя | |
| |
Закончи предложение: Выбери из множества предложение, соответствующее содержанию текста | Закончи предложение: Выбери из множества предложение, соответствующее содержанию текста |
| |
Пронумеруй предложения в соответствии с содержанием прочитанного текста | |
| |
4.1. Выписывание из текста | |
Выпиши из текста предлоги | Выпиши предложения, которые доказывают, что .. |
| |
Напиши, заполнив пропуски | |
| |
Прочти письмо и напиши ответ, закончив незаконченные предложения | Прочти письмо и напиши ответ: расскажи о себе, ответь на его вопросы |
| |
5.1. Графика, каллиграфия, орфография | |
5.1.1. Умение воспроизводить графически и каллиграфически все буквы английского алфавита | |
Впиши недостающие заглавные или строчные буквы | |
5.1.2.Умение пользоваться английским алфавитом, знать последовательность букв в нём | |
Запиши слова в том порядке , в котором они могут быть представлены в англо- русском словаре | Запиши слова в том порядке , в котором они могут быть представлены в англо- русском словаре |
5.1.3.Умение списывать текст | |
Списывание стихотворения (объём 25-40 слов) | |
5.1.4. Умение восстанавливать слово в соответствии с решаемой учебной задачей | |
Вставь пропущенные буквы в словах | Составь слова из букв. Напиши, что ученики делают в школе |
5.1.5. Умение отличать буквы от знаков транскрипции | |
Соедини линиями буквы, буквосочетания в словах и соответствующие им звуки | Соедини линиями слова с их транскрипцией. Одно соответствие уже показано в качестве образца |
| |
5.2.1. Умение различать на слух и адекватно произносить все звуки английского языка, соблюдая нормы произношения звуков | |
Оценивается при выполнении заданий разделов «Коммуникативные умения. Говорение», «Коммуникативные умения. Чтение», Опосредованно при выполнении заданий разделов «Коммуникативные умения. Аудирование» | |
5.2.2.Умение соблюдать правильное ударение в изолированном слове, фразе | |
Оценивается при выполнении заданий разделов «Коммуникативные умения. Говорение», «Коммуникативные умения. Чтение» | |
5.2.3. Умение определять коммуникативные типы предложений по интонации | |
Послушай предложения. Подними руку (карточку), когда услышишь вопросительное предложение | |
5.2.4.Умение корректно произносить предложения с точки зрения их ритмико-интонационных особенностей | |
Оценивается при выполнении заданий раздела «Коммуникативные умения. Говорение» | |
5.2.5. Умение узнавать в письменном и устном тексте изученные лексические единицы, в т.ч. словосочетания | |
Оценивается при выполнении заданий разделов «Коммуникативные умения. Говорение», Опосредованно при выполнении заданий разделов «Коммуникативные умения. Аудирование», «Коммуникативные умения. Чтение», «Коммуникативные умения. Письмо» | |
5.2.6. Умение оперировать в процессе общения активной лексикой в соответствии с коммуникативной задачей | |
Оценивается при выполнении заданий раздела «Коммуникативные умения. Говорение», Опосредованно при выполнении заданий раздела «Коммуникативные умения. Письмо» | |
5.2.7. Умение восстановить текст в соответствии с решаемой учебной задачей | |
Чтение текста. Вставка пропущенных слов из предложенных в списке | Чтение текста. Вставка пропущенных слов из предложенных в списке |
| |
5.3.1. Умение распознавать и употреблять в речи основные коммуникативные типы предложений | |
Оценивается при выполнении заданий разделов «Коммуникативные умения. Говорение», «Коммуникативные умения. Чтение», «Языковые средства и навыки оперирования ими. Фонетическая сторона речи» |
Портфолио учащихся
Одной из составляющей итоговой оценки является накопительная система оценки - пример этому - портфолио учащихся (портфель достижений или языковой портфель). «Портфель достижений» включён как обязательный компонент определения итоговой оценки в Примерную основную образовательную программу, дополняющую Федеральный государственный образовательный стандарт.
Портфолио широко применяется в технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКЧП). Портфолио – это технология сбора и анализа информации о процессе обучения и результатах учебной деятельности. Для учащегося портфолио – организатор его учебной деятельности, для учителя – средство обратной связи и инструмент оценочной деятельности. Известно несколько типов портфолио: портфолио достижений, портфолио-отчет и портфолио-самооценка. Есть и иная типология портфолио: практикоориентированные, проблемно-ориентированные и тематические портфолио. Выбор типа зависит от цели его создания.
Отличительной особенностью портфолио является его личностно-ориентированный характер:
- Ученик вместе с учителем определяет или уточняет цель создания портфолио;
- Ученик собирает материал в портфолио;
- В основе оценивания результатов лежат самооценка и взаимооценка.
Создание портфолио нацелено и на формирование определенных умений:
- Отбирать и оценивать информацию;
- Точно определять цели, которых он хотел бы достичь;
- Планировать свою деятельность;
- Давать оценки и самооценки;
- Отслеживать собственные ошибки и исправлять их.
Языковой портфель - это личный документ, который позволяет ученику оценить собственную языковую компетенцию в различных языках и его контакты с другими культурами. Языковой портфель представляет собой реальный личностный образовательный продукт, который учащийся создает в процессе изучения языка и культуры, он позволяет проследить прогресс в изучении английского языка, развивать индивидуальные языковые способности.
Языковой портфель служит средством неформального оценивания его достижений, не являясь инструментом контроля.
Цель введения языкового портфеля:
- Прослеживание индивидуального прогресса учащегося, достигнутого им в процессе получения образования, причем вне прямого сравнения с достижениями других учеников.
- Оценивание его образовательных достижений и дополнение (замена) результатов тестирования и других традиционных форм контроля.
Цель портфеля:
- формирование учебной компетенции и развитие реальной самостоятельности учащегося в учебной деятельности по овладению иностранным языком и иноязычной культурой;
- формирование у учащихся гражданского самосознания (гражданин России/ мира);
- формирование у учащихся стремления самостоятельно осваивать культурное и языковое наследие Европы.
- развитие навыков рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности обучающихся.
Задачи портфеля:
- отмечать языковые способности, умения, навыки учащегося;
- отслеживать опыт межкультурного общения учащегося;
- исследовать развитие учащегося в течение определённого времени;
- изучить особенности себя как личности и развивать самоуверенность;
- развивать письменные навыки;
- обеспечивать преемственность в процессе обучения (при переходе в другое учебное заведение, изучение языков на протяжении всей жизни);
- подготавливать к поступлению в среднее/ высшее учебное заведение и на работу.
Функции портфеля:
- портфель демонстрирует способности ученика по иностранному языку;
- портфель позволяет ученику, а также учителю оценить, в какой степени учащийся способен общаться на иностранном языке.
Структура и содержание портфеля
Структура Портфеля для учащихся начальной школы состоит из трех разделов, предваряемых автобиографической страничкой.
Раздел I. «Языки, которые я знаю».
Здесь ученик описывает свой опыт изучения языков и межкультурного общения, а также определяет свой уровень владения соответствующим языком.
Данный раздел может включать в себя следующие пункты:
· Языки общения в моей семье и языки, на которых говорят мои родственники.
· Где я учился/училась.
· Языки, которые я изучал/изучала в школе.
· Языки, которые я изучал/изучала вне школы.
· Пребывание за границей.
· Анкеты для выявления интересов, увлечений и т.д. учащегося.
Раздел II. «Мои успехи».
Предназначен для формирования самостоятельной оценки детьми своих успехов в изучении неродного языка как средства межкультурного общения.
Здесь представлены контрольные листы для самооценки по 4 видам речевой деятельности .
Раздел III. «Моя копилка».
Данный раздел содержит материал, который кажется ученику интересным и информативным. Этот материал ученик помещает в портфель в качестве иллюстраций тех достижений в области изучения языка, которые были представлены в разделах «Языки, которые я знаю» и «Мои успехи».
Структура Портфеля для учащихся средних и старших классов
1. языковой паспорт
2. языковая биография
3. досье
Раздел 1. «Языковой паспорт»
В паспорте учащийся отражает свой уровень владения иностранным языком; сведения об изучении языков и опыте межкультурного общения, перечень сертификатов и дипломов, обзор индивидуальных компетенций в языке в данный период времени.
Паспорт включает в себя следующие разделы:
· информация об ученике
· обзор достижений в изучении иностранного языка
· сведения об изучении языков
· перечень сертификатов и дипломов
· языковые навыки, описанные на основе уровней
Раздел 2. «Языковая биография»
Раздел «Языковая биография» отражает способность к самооценке и планированию изучения языков. В этом разделе ученик представляет:
а) свою историю изучения языка, анализируя собственные достижения и прогресс и подкрепляя анализ примерами и фактами языковой биографии;
б) перечень межкультурного опыта, т.е. поездок и контактов, и как они повлияли на развитие компетенций и навыков.
В «Языковой биографии» также представляются контрольные листы для самооценки. Параметры, по которым уточняется и оценивается (как учеником, так и учителем) уровень владения иностранным языком учащегося, составляют: коммуникативные умения устной и письменной речи; стратегические умения; компенсационные умения; качественные характеристики устных и письменных высказываний обучающегося с точки зрения норм изучаемого языка.
Раздел3. «Досье»
Досье включает материалы для документирования и иллюстрирования достижений или опыта, описанных в паспорте и языковой биографии. Ученик собирает работы, свидетельствующие о его достижениях в самостоятельном изучении языка:
· «лучшие» письменные работы (не обязательно с отличными оценками)
· стихи и рассказы, написанные учащимся
· индивидуальные и групповые проекты
· работы, выполненные на компьютере
· письма, открытки
· письменные доклады, рефераты;
· рекомендательные письма, награды и другие формы признания достижений учащегося.
· грамоты, награды и другие формы признания достижений учащегося
· памятки, рекомендации по развитию учебных навыков (умение организовать свою работу; схема написания эссе, письма и т.д.).
Каждая работа предваряется комментариями ученика, почему он считает необходимым отобрать именно эти работы (желательно, чтобы комментарии были сделаны на английском языке): что у него в этой работе получилось (имея в виду полученное задание), а что не получилось; согласен ли он с оценкой учителя и какие выводы может сделать из результатов этой работы. Главная цель комментирования – развитие самооценки учащегося на основе рефлексии в виде рассуждения, аргументации, обоснования.
Родители оценивают портфель, отвечая на такие вопросы: Каково Ваше первое впечатление от «Портфеля»? Что вызвало у Вас чувство удивления /гордости? Насколько самостоятельно ученик составлял «Портфель»? Как часто он советовался с Вами? Какие дополнительные материалы/ технологии использовал?
Используя такую стратегию, обучающийся научится:
-определять свой уровень владения иностранным языком в различных видах речевой деятельности, соотнося их с общеевропейскими уровнями;
-ставить перед собой совершенно конкретные цели, пользуясь таблицей самооценки;
-самостоятельно оценивать свои достижения в конкретном виде речевой деятельности, опираясь на языковой эталон, представленный в Языковом Портфеле.
Технологические приемы для работы с портфолио:
Прием «Концептуальная таблица» используется, когда предполагается сравнение трех и более аспектов или вопросов.
Прием «Сводная таблица» используется после работы с текстом учебника на стадии рефлексии. Учащиеся выделяют линии сравнения различных объектов или явлений.
Данные приемы позволяют организовать групповое взаимодействие учащихся.
В индивидуальной работе можно использовать следующие приемы:
«Бортовые журналы». В них учащиеся записываю свои размышления до начала изучения темы и после знакомства с материалом.
«Двухчастные дневники». Они также позволяют ученикам соотнести новый материал со своим личным опытом.
«Трехчастные дневники». Они имеют третью графу «Письма к учителю». Этот прием позволяет ученику, работая над материалом, сразу задавать учителю вопросы.
Оценка портфолио
Оценка портфолио – это новая форма контроля полученных знаний, позволяющая школьникам учиться на собственных ошибках. Последовательность оценки портфолио такова: сначала учитель объясняет ученикам, какие задачи им предстоит решить и за какое время. Затем они договариваются о том, какие материалы составят совокупный критерий оценки портфолио. Когда же занятия по теме подойдут к концу, учащиеся должны будут, во-первых, отобрать лучшее из своих работ по изученному материалу, во-вторых, составить отчет о проделанной работе, в-третьих, самим себе выставить оценку. Только после выполнения трех условий ученические работы передаются учителю, который пишет на них критический отзыв и ставит свою оценку, принимая во внимание оценку, которую школьник выставил себе сам.
Где фиксируются образовательные достижения?
Я использую «Таблицы образовательных результатов». Таблицы составляются из перечня действий (умений), которыми должен овладеть школьник (таблица предметных, метапредметных и личностных результатов). Эти таблицы по выбору учителя могут существовать либо в электронном, либо в бумажном виде. Таблицы размещаются в «рабочем журнале учителя» (не в официальном классном журнале) и в «дневнике школьника».
Таблица образовательных результатов
ФИ ученика | Умения в аудировании | Умения в чтении (про себя) | Лексико-грамматические навыки | Умения в письменной речи | Умения в говорении | Умение взаимодействовать в группе | Умение сохранять учебную цель | Умение осуществлять информационный поиск | И др. … |
1. |
|
|
| ||||||
2. |
|
|
|
«Дневник школьника» является инструментом развития самостоятельности. По решению учителя ученик может фиксировать в таблицах «дневника» свои образовательные достижения в виде отметок (за контрольные работы, тесты, проекты, отдельные задания и т.п.) и самооценок (слов-характеристик, знаков)
Форма самооценки своей деятельности на уроке
Лист самооценки учащихся на уроке английского языка
My participation in the lesson (Мое участие в уроке) | My feelings and emotions during the lesson (Мои чувства и эмоции во время урока) | My difficulties (Мои затруднения) | Valuable thoughts for me from the lesson (Ценные мысли от урока для меня) |
В анкетах учащиеся подчеркивают взаимосвязь между положительными эмоциями на уроке и успешным усвоением материала.
В повседневной педагогической практике объектом контроля является конечный результат, поэтому для формирования адекватной самооценки младших школьников я часто использую следующие формы:
1. «Говорящие рисунки»
Если ты доволен собой, у тебя все получалось, то рисуй улыбающееся лицо.
Если тебе на уроке было временами непросто, не все получалось, то рисуй такое лицо «СПОКОЙНОЕ».
Если тебе на уроке было сложно, многое не получалось, то рисуй грустное лицо.
2. «Лесенка успеха»
1-я ступенька – ученик не понял новое знание, ничего не запомнил, у него осталось много вопросов; с самостоятельной работой на уроке не справился;
2-я и 3-я ступеньки – у ученика остались вопросы по новой теме, в самостоятельной работе были допущены ошибки;
4-я ступенька – ученик хорошо усвоил новое знание и может его рассказать, в самостоятельной работе ошибок не допустил.
3. «Карточка сомнений»
+ - «Я понял все»;
- - «Не совсем усвоил, сомневаюсь»;
? – «Не понял».
4. «Дерево успехов»
Итоги урока можно подводить на «Дереве успехов». После урока дети прикрепляют на дерево (нарисован плакат) плод, цветок или листок: яблоко – все удалось, цветок – неплохо поработал, но что-то не совсем получилось, листок – сегодня не получилось, но я не отчаиваюсь.
Заключение
Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения содержит чёткие требования к системе оценки достижения планируемых результатов (пункт 4.1.8).
В соответствии с ними система оценки должна:
Фиксировать цели оценочной деятельности:
а) ориентировать на достижение результата
• духовно-нравственного развития и воспитания в соответствии с Программой воспитания и социализации школы «Человек. Природа. Общество» (личностные результаты),
• формирования универсальных учебных действий (метапредметные результаты),
• освоения содержания учебных предметов (предметные результаты);
б) обеспечивать комплексный подход к оценке всех перечисленных результатов образования (предметных, метапредметных и личностных);
в) обеспечить возможность регулирования системы образования на основании полученной информации о достижении планируемых результатов; иными словами − возможность принятия педагогических мер для улучшения и совершенствования процессов образования в каждом классе, в школе.
Главное достоинство системы оценки в соответствии с ФГОС в том, что она реально переключает контроль и оценивание (а значит, и всю деятельность образовательных учреждений) со старого образовательного результата на новый. Вместо воспроизведения знаний мы теперь будем оценивать разные направления деятельности учеников, то есть то, что им нужно в жизни в ходе решения различных практических задач.
Вводится диагностика результатов личностного развития. Она проводится в разных формах (диагностическая работа, результаты наблюдения и т.д.).
Диагностика предполагает проявление учеником качеств своей личности: оценки поступков, обозначение своей жизненной позиции, культурного выбора, мотивов, личностных целей, отношения к себе, к одноклассникам.
В системе оценивания используется шкала оценивания (ранее по пятибалльной) по принципу «прибавления» и «уровнего подхода», главным средством накопления информации об образовательных результатах ученика становится портфель достижений (портфолио).
Таким образом, полученные знания становятся подспорьем в дальнейшем развитии и внедрении федерального образовательного стандарта второго поколения и достижения поставленных результатов в обучении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Единая система оценивания образовательных достижений обучающихся по геометрии в блочно-модульной технологии
Система оценивания достижений обучающихся по геометрии с таблицами и текстом с пояснениями в блочно-модульной технологии...
«Изменения в системе оценивания образовательных достижений учащихся в соответствии с требованиями новых федеральных государственных стандартов»
Выступление на IV Всероссийских Шамовских педагогических чтениях научной школы управления образовательными системами «Модернизация системы отечественного образования: современные проблемы и поиск эффе...
Статья "Создание новой системы оценивания образовательных достижений учащихся на разных ступенях обучения как условие сохранения их психологического здоровья"
Данная статья была опубликована в сборнике статей под общей редакцией Т. С. Горбуновой «Опытно-экспериментальная работа в учреждениях образования Омской области — участников экспериме...
«Методы, формы организации деятельности учащихся, средства, Педагогические/образовательные технологии Система оценивания образовательных достижений»
Методы, формы организации деятельности учащихся, средства:Методы, направленные на совершенствование двигательных навыков и развитие физических способностей;Методы, направленные на овладение двигательн...
МЕТОДЫ, ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ, СРЕДСТВА, ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ/ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ. СИСТЕМА ОЦЕНИВАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ
Под методом ведения урока понимаются способы организации учащихся для выполнения упражнений. Основные методы, используемые на уроках:1. Фронтальный;2. Поточный;3. Посменный;4. Групповой;5. Индивидуаль...
Система оценивания образовательных достижений. Структура системы оценивания
Различие традиционного и современного критериального оценивания. Преимущества современного оценивания. Диагностические работы...
Система оценивания образовательных достижений. Результаты мониторинга метапредметных и личностных достижений.
В системе оценки достижения планируемых результатов освоения образовательной программы в условиях ФГОС ориентирует образовательный процесс на духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, до...