Технология эффективного иностранного я зыка.Тема: «Чтение с пониманием основного смысла прочитанного»
статья по английскому языку

Марина Ильинична Обидина

Чтение- это самостоятельный вид речевой деятельности, который обеспечивает письменную форму общения, т.к. чтение и письмо пользуются одной  графической системой языка. В чтении выделяют содержательный план ( т.е. о чём текст) и процессуальный план (как прочитать и озвучить текст).   Чтение в современном информационном обществе носит «метапредметный» характер, и умения чтения относятся к универсальным учебным действиям

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_bssh29_marta_2021_avtosohranennyy.docx612.76 КБ

Предварительный просмотр:

Технология эффективного иностранного я зыка

29 марта 2021

Тема: «Чтение с пониманием основного смысла прочитанного»

Выступающий: Обидина М.И., учитель английского языка МБОУ Белоярская СШ

Чтение- это самостоятельный вид речевой деятельности, который обеспечивает письменную форму общения, т.к. чтение и письмо пользуются одной  графической системой языка. В чтении выделяют содержательный план ( т.е. о чём текст) и процессуальный план (как прочитать и озвучить текст).   Чтение в современном информационном обществе носит «метапредметный» характер, и умения чтения относятся к универсальным учебным действиям:  в личностные входят мотивация чтения, мотивы учения, отношение к себе и к школе; в регулятивные - принятие учеником учебной задачи, произвольная регуляция деятельности; в познавательные – логическое и абстрактное мышление, оперативная память, творческое воображение. (слайд 1)

Работа с любым текстом предполагает три этапа:

  • До чтения текста,
  • Во время чтения текста,
  • После чтения текста.

Для работы с текстом на каждом из этапов учитель выбирает различные стратегии.

Множество стратегий смыслового чтения может быть успешно реализовано на базе УМК “Spotlight”. Далее мы рассмотрим предтекстовую группу стратегий.

Стратегии предтекстовой деятельности

Целью  предтекстовых  стратегий является постановка цели и задач чтения, актуализация или знакомство с важными понятиями, терминами, ключевыми словами, актуализация предшествующих знаний, диагностика, формирование установки на чтение с помощью вопросов или заданий, повышение скорости чтения и количества прочтений, мотивирование читателя, прогнозирование содержания, тематической и эмоциональной направленности, формирование умения и привычки думать над текстом на английском языке до чтения. (слайд 2)

К таким стратегиям относятся:

  • ориентиры предвосхищения содержания (верно-не верно, согласен-не согласен,  до-после);
  • мозговой штурм (ассоциации по поводу заявленной темы);
  • глоссарий (актуализация и повторение словаря, связанного с темой текста);
  • предваряющие вопросы (придумать вопросы, ответы на которые ученики будут искать в тексте);
  • рассечение вопроса (смысловая догадка о возможном содержании текста на основе его заглавия);
  • прогноз и впечатления (попытка спрогнозировать содержание книги, просмотрев иллюстрации).

Использование перечисленных стратегий способствует актуализации изученной лексики у учащихся на уроках английского языка, развитие языковой догадки.

С позиции пробуждения интереса к чтению можно отметить следующие наиболее продуктивные предтекстовые стратегии:

«Глоссарий»- цель стратегии — актуализация и повторение словаря, связанного с темой текста.

«Рассечение вопроса»-целью стратегии является смысловая догадка о возможном содержании текста на основе его заглавия. «Прочитайте заглавие текста и разделите его на группы. О чем, как вы думаете, пойдет речь в тексте?»

«Соревнуемся с писателем»- цель — мотивировать школьника на прочтение книги. «Попробуйте спрогнозировать содержание книги, просмотрев иллюстрации». Один ученик предлагает свой вариант сюжета книги, остальные его дополняют.

Также можно применить следующие стратегии: ключевые слова, прогнозирование содержания текста по заголовку. Хотя заголовок не всегда может помочь учащимся, тогда следует обратить внимание на первый абзац, далее из каждого абзаца, т.е. формировать у детей умение выделять главную мысль. Следующее умение – сокращение текста (умение передать смысл абзаца одним предложение, которое ребёнок может взять из текста). Интерпретация- это финальный этап работы над текстом, это когда ученик сможет высказать своё мнение о главном герое или оценить  что либо по содержанию.

Практическая часть.

Работа с текстом 

(слайд 3)

1.«Театрализация»- на берег выбросило бутылку с письмом внутри, от девочки из        другой  страны, которая необычным способом хочет рассказать про свою страну, ученики читают послание в котором  в начале надо ответить на вопросы и прочитать  рассказ.

 (из УМК “Spotlight – 6”)

C:\Users\Админ\Desktop\выступление 2021БСШ\текст.jpg

(слайд 4)

2. «Да-нетка»- нужно прочитать текст и  отгадать заголовок этого текста:  (ученики задают вопросы типа  Is it a noun?\Is it a day of the week..? (из УМК “Spotlight – 6”)

C:\Users\Админ\Desktop\выступление 2021БСШ\IMG_20210329_003123.jpg

(слайд 5)

3. Элемент технологии « Мозговой штурм». Ученики перед чтением, предполагают о чём может пойти речь в тексте, прочитав заголовок. (работа в группе)        

   (из УМК “Spotlight – 6”)

C:\Users\Админ\Desktop\выступление 2021БСШ\текст3.jpg

(слайд6)

4.Фрагмент демоверсии ВПР 7 класс 2020, текст на соответствия из раздела чтение, этот раздел,  как раз таки связан  с пониманием основного смысла прочитанного.

C:\Users\Админ\Desktop\выступление 2021БСШ\текст 5.jpg

(слайд 7)

Справка: ключи к заданию  51634.

Делая вывод, можно сказать, что у учителя есть в арсенале огромный комплект методов и приёмов работы для обучения чтению, при выборе которых необходимо опираться на цель занятия, тип выбранного для чтения текста и этап работы с ним.


Список литературы

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования/ М-во образования и науки Рос. Федерации. – М.: Просвещение, 2011.

2. Зюкова В.А. Роль чтения в методике преподавания иностранного языка // Молодой ученый. — 2016. — №7.5. — С. 46-47. — URL https://moluch.ru/archive/111/27946/

3. Сметанникова Н.Н. Стратегиальный подход к обучению чтению. – М.: Школьная библиотека, 2005.

4.Методика обучения иностранному языку на начальном этапе в средней школе/м-во провсещения РСФСР.-М.:Просвещение, 1988.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование навыков чтения и понимания на среднем и старшем этапах обучения поисковому чтению в средней общеобразовательной школе

Роль чтения в формировании личности школьника и механизма зрелого чтения возрастает от этапа к этапу обучения. Поэтому, одной из первостепенных задач практическому обучению курса чтения является форми...

контроль чтения с пониманием основного содержания

Данный текст используется для контроля понимания основного содержания прочитанного для учащихся 9 класса....

«Система коррекционных упражнений при преодолении затруднений понимания смысла прочитанного младшими школьниками в условиях освоения ФГОС».

В этом материале вниманию коллег предлагается сообщение на МО учителей- логопедов и примерные упражнения по теме....

Презентация выступления на заседании МО учителей русского языка и литературы "Технология эффективного чтения"

В презентации представлены основные методы обучения детей навыкам эффективного восприятия учебного текста и для подготовки учащихся к его устному или письменному пересказу....

Food art Развитие навыка чтения с пониманием основного содержания

Уроку по теме: "Food art". Развитие навыка чтения с  пониманием основного содержания по учебнику Starlight 6 класс. Module 2a стр.25-26...

Публикация на тему: "Освоение культурного наследия учащимися средней школы через понимание личностного смысла произведения искусства"

Любой учитель, преподающий предметы искусства: «Музыка», «Изобразительное искусство», «Мировая художественная культура» знает, что рассказывать о произведении искус...