Публикация на тему: "Освоение культурного наследия учащимися средней школы через понимание личностного смысла произведения искусства"
статья по музыке
Любой учитель, преподающий предметы искусства: «Музыка», «Изобразительное искусство», «Мировая художественная культура» знает, что рассказывать о произведении искусства дело не только трудное, но и малоэффективное. Содержание произведения искусства не может быть передано и освоено личностью как объективная информация. Полноценное восприятие смысла картины, музыкального произведения происходит только в процессе сопереживания и понимания своей сопричастности с содержанием произведения
Скачать:
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Освоение культурного наследия учащимися средней школы через понимание личностного смысла произведения искусства.
Любой учитель, преподающий предметы искусства: «Музыка», «Изобразительное искусство», «Мировая художественная культура» знает, что рассказывать о произведении искусства дело не только трудное, но и малоэффективное. Искусство требует непосредственного общения, диалога с произведением. Школьники же чаще всего овладевают довольно объемным количеством информации о культурном наследии вне культурного контекста, не находя никакой связи с окружающим миром и со своим внутренним миром.
Попытки изменить ситуацию: усилить межпредметные связи, «склеить» из множества предметных знаний целостную картину мира не приносят сколько-нибудь заметных изменений. Культура говорит на разных языках, а образование - на языке науки. В начале третьего тысячелетия человечество стало осознавать, что мир может говорить не только на языке логики научного знания. Для современного человека все большее значение, наряду с научным, приобретают художественное знание, обогащающее картину мира, делающее ее более глубокой, насыщенной и личностно значимой.
Современное образование можно сравнить с движением по лестнице от низших ступеней к высшим. Создается впечатление, что самые важные открытия и достижения, которые позиционируются как наиболее совершенный и достойный освоения опыт человечества созданы в наше время и в недалеком прошлом. Возникает иллюзия, что все, созданное до этого, незначимо, второстепенно, не важно сегодня. Однако опыт показывает, что мы все чаще и чаще обращаемся за решением возникающих у нас вопросов к далекому прошлому.
Образование стремиться к унификации мнений, формированию общепринятой и единственно правильной точки зрения, в то время, когда культурное наследие имеет множество смыслов в постижении которых и заключается художественное познание мира, принятие разных точек зрения, взглядов, понимание многообразия восприятия этого мира другими людьми. Известно, что чем разнообразнее и шире человек в состоянии воспринимать окружающую действительность, тем богаче и интереснее его духовный мир.
Художественное знание мира дается человеку исключительно через общение с художественным наследием предков, через которое он постигает мудрость предшествующих поколений.
Предназначение уроков искусства в школе заключается в том, чтобы дать учащимся возможность общения с культурным наследием прошлого. Однако система овладения этими знаниями зачастую поверхностна и заключается лишь в передаче определенного количества знаний, не способствуя погружению и постижению личностного смысла произведения искусства. Содержание произведения искусства не может быть передано и освоено личностью как объективная информация. Полноценное восприятие смысла картины, музыкального произведения происходит только в процессе сопереживания и понимания своей сопричастности с содержанием произведения
Художественный образ дан в форме личностного самовыражения композитора, его связи с миром, то есть в форме общения, диалога. Личностный смысл появляется тогда, когда чувственное восприятие произведения искусства становится причиной размышлений, превращается в предмет интерпретации, раскрывающей перед слушателями то, что они смутно и неопределенно чувствуют.
Алгоритм анализа музыкального произведения.
1. Выявление главного настроения;
- какие чувства передаются?
- испытывали ли вы эти чувства или просто отметили?
- какие эпизоды понравились больше всего?
2. Сколько образов раскрывает произведение?
3. Определение средств музыкальной выразительности, создающих эти образы;
4. Рассмотрение особенностей развития художественного образа.
- Какие средства музыкальной выразительности композитор использовал вначале?
- Какой образ возник в твоем сознании?
- Как этот образ развивается дальше(меняется плавно или резко)?
- Как заканчивается произведение? (к чему привело развитие образа)
5. Понимание позиции автора.
- Какое мировосприятие и мироощущение отличает музыку автора?
- Как композитор относится к своим героям?
- В чем мог бы быть смысл его нравственных исканий, эстетических идеалов?
6. Выявление главной идеи произведения.
7. Нахождение в произведение собственного личностного смысла.
- Какие события из твоей жизни напоминает музыка?
- Какие воспоминания и надежды пробуждает?
- Понравилось бы вам находиться в такой ситуации?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Изучение культурного наследия на уроках литературы через внеклассное мероприятие с учащимися индивидуального обучения.
Проводилась подготовка к 200летию великого русского поэта М.Ю. Лермонтова. В ходе заочной экскурсии по лермонтовским местам России, учащиеся принимали участие в конкурсе на лучшее исполнение произведе...
Развитие учебно - познавательной компетенции ( самостоятельности ) учащихся средней школы через формирование универсальных учебных действий на уроках физики и во внеурочной деятельности
Создание условий (системы работы и методической копилки ) для развития самостоятельности обучающихся на уроках физики и во внеурочной деятельности через формирование УУД, ( включающей в себя систему у...
Раскрытие творческого потенциала учащихся средней школы через интегрированные уроки ИЗО и музыки
Проблема взаимодействия между искусствами – их соотношения, взаимосвязи, взаимовлияния – принадлежит к числу важнейших проблем эстетики. В ней скрещиваются вопросы сугубо теоретические, связанные с тр...
Привитие интереса к математике у учащихся средней школы через внеклассную работу
Математика признана интеллектообразующим учебным предметом. В настоящее время перед современной педагогической наукой остро стоит проблема повышения интереса школьников к математике. Решить эту пробле...
Профориентация учащихся средней школы через игровую деятельность
Проект предназначен для профориентации школьников, обучающихся в 10-11 классах и проявляющих интерес к техническому или гуманитарному образованию, желающих познакомиться со спецификой обучения н...
Проект " Аутентичные произведения Рязанской области "Как бывало в старину" Публикация " «Сохранение и возрождение культурного наследия Рязанского края в работе с детскими фольклорными коллективами»
Проект "Аутентичные произведения Рязанской области" Как бывало в старину" кратно повествует о специфике музыкальных и игровых моментов в песенном репертуаре Рязанской области. Об особен...
Диагностический инструментарий для отслеживания результативности обучения учащихся средней школы по формированию личностных, коммуникативных, регулятивных и познавательных УУД
/Для отслеживания уровня развития и динамики формирования личностных, коммуникативных, регулятивных и познавательных УУД можно использовать методики, предусмотренные школьной программой по форми...