Презентация выступления на заседании МО учителей русского языка и литературы "Технология эффективного чтения"
методическая разработка по литературе (5, 6 класс) по теме

Полетаева Ольга Альбертовна

В презентации представлены основные методы обучения детей навыкам эффективного восприятия учебного текста и для подготовки учащихся к его устному или письменному пересказу.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ТЕХНОЛОГИЯ ЭФФЕКТИВНОГО ЧТЕНИЯ К заседанию МО учителей русского языка и литературы ГБОУ Школа №281

Слайд 2

Характеристика навыка работы с текстом Ученик довольствуется планом работы над текстом, предложенным учителем, механически выполняет задания, ожидая от учителя пошаговой помощи и нуждаясь в постоянном руководстве; является заложником учительского контроля и отметки; бездумно и заученно копирует образцы и примеры анализа текста, задаваемые педагогом; работает сам по себе; редко в явной форме демонстрирует свою работу другим людям; растрачивает силы и время на бессистемные поиски в тексте нужной информации; смотрит на чтение как на обременительную повинность.

Слайд 3

Авторы метода : О. А. Кузнецов, Л. Н. Хромов, О. А. Андреев, М. А. Зиганов, Ю. К. Пугач, Е. В. Васильева, В. А. Бородина, Г. Я. Солганик, Л. М. Веккер Метод эффективного чтения основан на внедрении в процесс чтения текста программы умственных действий и операций в процессе чтения текста, позволяющей экономить силы и время, помогающей быстрее и качественнее усваивать информацию, а также дольше её сохранять.

Слайд 4

Обучение приёмам работы по алгоритму эффективного чтения целесообразно построить следующим образом: Изучение дифференциального алгоритма чтения Изучение семи блоков интегрального алгоритма чтения Изучение зрительного образа интегрального алгоритма чтения Обучение составлению графической схемы алгоритма эффективного чтения Отработка на текстах разных типов умения составлять графическую схему алгоритма эффективного чтения Систематические замеры качества чтения Отслеживание динамики результатов этих замеров

Слайд 5

Дифференциальный алгоритм чтения Приём выделения смысловых опорных пунктов представляет собой процесс фильтрации и сжатия текста без потери основы С помощью дифференциального алгоритма чтения можно разбивать каждый самостоятельный фрагмент текста на логические отдельные элементы: 1. Опорные слова 2. Опорная сеть 3. Значение (смысл, доминанта)

Слайд 6

Опорные слова несут основную смысловую нагрузку. Они обозначают предмет, признак предмета, состояние или действие. Опорными они называются потому, что они служат опорой конкретного текста. Опорная сеть состоит из комбинаций опорных слов и некоторых определяющих и дополняющих их вспомогательных слов, которые помогают в сжатом виде понять истинное содержание текста.

Слайд 7

Мешочек со смыслом Золотая рыбка, пойманная опорной сетью В каждом параграфе, В каждом рассказе, В сказке и песне, даже во фразе- Ты только вдумайся, только всмотрись- Откроется самая главная мысль. Она не всегда открывается сразу. Строчка за строчкой, Фраза за фразой- Ты только вдумайся, только всмотрись- Откроется самая главная мысль. С. Бондаренко

Слайд 8

План работы по изучению понятий «опорное слово» и «опорная сеть»: 1. Ознакомление с понятием «опорное слово» и «опорная сеть». 2. Коллективное составление опорной сети из опорных слов. 3. Анализ правильного образца опорной сети. 4. Дополнение опорной сети нужными словами. 5. Продолжение опорной сети по готовому началу. 6. Анализ неправильного образца опорной сети, устранение ошибок. 7. Сравнение различных вариантов опорной сети к одному тексту, выявление лучшего. 8. Исследование готовой сети на её соответствие готовому тексту. 9. Полностью самостоятельное составление каждым учеником опорной сети к тексту.

Слайд 9

Интегральный алгоритм чтения Если дифференцированный алгоритм чтения создаёт своеобразный количественный фильтр, защищающий мозг от избыточной информации, то основное назначение интегрального алгоритма – обработка значимой информации, её сортировка и хранение .

Слайд 10

Семь блоков интегрального алгоритма чтения Наименование Автор Герои События Новизна (чего раньше не знал и узнал только что) Непонятное (неизвестные слова и понятия) Идея (что самое главное)

Слайд 11

Дополнительные понятия алгоритма Универсальная схема для работы с текстами разных типов Опорное слово Опорная сеть Портретные слова Оценочные слова Слова эмоционального состояния героя Метафорные слова Сравнение Мешочек со смыслом

Слайд 12

Этапы работы над схемой интегрального алгоритма Построение схемы или её фрагмента. Дополнение имеющейся схемы. Исправление ложной схемы. Оценивание схемы. Выбор лучшего варианта схемы из нескольких.

Слайд 13

Выводы и итоги 1 . Сущность метода основан на внедрении в процесс чтения текста программы умственных действий и операций в процессе чтения текста и восприятия устной речи, позволяющей экономить силы и время, помогающей быстрее и качественнее усваивать информацию, а так же дольше её сохранять.

Слайд 14

Область применения метода Повышение продуктивности чтения. Запоминание. Подготовка к пересказу. Подготовка к изложению.

Слайд 15

Содержание метода Преимущества составления схем при использовании алгоритма эффективного чтения: Организованность мышления. Выделение и визуализация воспринимаемой информации. Фиксирование и использование полученной и сохранённой информации. Гибкость, мобильность схемы, лёгкое воспроизведение её в памяти.

Слайд 16

Сформированные у учащихся навыки эффективного чтения: Помогут справиться с информационным взрывом. Гарантируют максимальное возмещение затрат времени и усилий, вложенных в чтение. Помогут обрести новые качества в организации внимания, памяти для дальнейшей успешной работы. Активизируют познавательную деятельность, обеспечат учебную самостоятельность.

Слайд 17

Использование на уроках работы по алгоритму эффективного чтения позволит учителю: Реализовать на практике деятельностный подход в обучении. Реализовать приоритет диалого – дискуссионных форм организации занятий и создать условия для поисково – преобразующей деятельности учащихся при работе с текстом. Сделать одной из основных целей урока создание условий для проявления и расширения индивидуальных познавательных возможностей каждого ученика.

Слайд 18

Литература 1. Андреев О. А., Хромов Л. Н. Техника быстрого чтения. – Минск: 1997 2. Королёва Г. В. Технология эффективного чтения. – Ростов н\Д : Феникс, 2009. - 307 с. 3. Плешаков А. А. Природоведение: учебник для 4 кл. четырёхлетней нач. школы. М.: Просвещение. 4. Ладыженская Т. А., Ладыженская Н. В., Ладыженская Т. М., Детская риторика в рассказах и рисунках: учебник для 4 кл. – М.: Баллас. 5. Оморокова М. И. Совершенствование чтения младших школьников: Методическое пособие для учителя. М.: АРКТИ, 2001, 160 с. 6. Соболева А. Е. Чтение с увлечением. – М.: Эксмо, 2009, 128 с. 7. Большой энциклопедический словарь. – М.: «Большая Российская энциклопедия». 2000. - 1456 с. 8. ФГОС


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на заседании ШМО учителей русского языка

Обучение написанию сочинения-рассуждения. Система уроков по обучению написанию такого вида работ с определением каждого этапа работы. Формирование умения написания сочинения-рассуждения от простого из...

Выступление на заседании ШМО учителей русского языка. Обучение написанию сочинения-рассуждения.

Обучение написанию сочинения-рассуждения. Система уроков по обучению написанию такого вида работ с определением каждого этапа работы. Формирование умения написания сочинения-рассуждения от простого из...

"Реализация независимой оценки качества образовательной деятельности по иностранному языку" Выступление на заседании РМО учителей иностранного языка

В докладе говорится о важности независимой оценки качества ( ЕГЭ, ОГЭ ) и о подготовке выпускников к успешному выполнению раздела "Личное письмо" на экзамене. Прилагается презентация....

Тезисы выступления на заседании МО учителей иностранного языка "Самостоятельная работа на уроке: условия эффективности"

В материале рассматриваются ключевые моменты подготовки, управления и организации самостоятельной работы на уроке....