«Система коррекционных упражнений при преодолении затруднений понимания смысла прочитанного младшими школьниками в условиях освоения ФГОС».
материал на тему

Кудрявцева Лариса Алексеевна

В этом материале вниманию коллег предлагается сообщение на МО учителей- логопедов и примерные упражнения по теме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сообщение учителя- логопеда МОУ «Романовская СОШ» Кудрявцевой Ларисы Алексеевны на МО учителей- логопедов Всеволожского района на тему:

«Система коррекционных упражнений при преодолении затруднений понимания смысла прочитанного младшими школьниками в условиях освоения ФГОС».

Слайд 2.

ЧТЕНИЕ – ЭТО ОКОШКО, ЧЕРЕЗ КОТОРОЕ ДЕТИ ВИДЯТ
 И ПОЗНАЮТ МИР И САМИХ СЕБЯ.
ОНО ОТКРЫВАЕТСЯ ПЕРЕД РЕБЁНКОМ ЛИШЬ ТОГДА,
КОГДА, НАРЯДУ С ЧТЕНИЕМ,
 ОДНОВРЕМЕННО С НИМ И ДАЖЕ РАНЬШЕ,
ЧЕМ ВПЕРВЫЕ РАСКРЫТА КНИГА,
 НАЧИНАЕТСЯ КРОПОТЛИВАЯ РАБОТА НАД СЛОВАМИ.
В.А. СУХОМЛИНСКИЙ

Этот Эпиграф выбран неслучайно, ведь кем бы ни был современный человек, какой бы род деятельности он ни избрал, он всегда должен быть читателем, не только усваивать содержание, но и находить нужную информацию, осмысливать ее и интерпретировать. Чтение является универсальной техникой получения знаний в современном обществе, а понимание текста – это познавательная деятельность по установлению его смысла на основе читательского опыта.

Великий И.В. Гете сказал: «Чего человек не понимает, тем он не владеет». Эту мысль можно продолжить: «Чего человек не понимает, тем он не владеет и то он не любит». Школьная практика подтверждает, что нелюбовь к чтению и связанные с этим учебные затруднения, вплоть до потери интереса к познанию, часто возникают из-за неумения ученика понимать прочитанное. Обучение приёмам работы с текстом, закладывающее основу умения учиться, формирующее навык самостоятельной учебной работы, – одна из самых актуальных дидактических задач.

     На съезде Российского книжного союза, прошедшего 28 сентября 2011 г. В Москве В.Путин заявил о том, что Россия стремительно теряет статус самой читающей, наблюдается кризис российской культуры и литературы (по данным социального опроса), растет число россиян, не читающих книги совсем, а 18% населения не имеют дома книг совсем! Ни одной! Современное общество заинтересовано в квалифицированном читателе, т.к. мы живем в условиях изобилия информации, поэтому извлечение нужной информации из текста и её преобразование становятся важнейшими умениями, без которых невозможно жить в обществе и достичь успехов.

Слайд 3.

Что такое ЧТЕНИЕ?

  • Учебный предмет
  • Процесс освоения текста
  • Общеучебное умение (компетенция)

Слайд 4.

Кого можно назвать
«грамотным читателем»?

Грамотность чтения – это способность

  • понимать письменные тексты
  • рефлексировать на содержание текстов:

                - размышлять над содержанием

                - оценивать прочитанное

                - излагать свои мысли о прочитанном

  • использовать содержание текстов для достижения собственных целей (развития возможностей, активного участия в жизни общества и т.п.)

       Мы, как логопеды, сталкиваемся на практике с тем, что у детей нарушено понимания смысла слов, текстов при относительно сохранной технике      чтения. Это может быть признаком семантической дислексии.

Слайд 5.

     Дислексия- частичное расстройство процесса овладения чтением, проявляется в    ошибках стойкого характера, обусловленных нарушением специфических    церебральных процессов, в целом составляющих основной функциональный базис навыка чтения.

Слайд 6.

     Выделяют два механизма семантической дислексии:

  1. Недоразвитие звуко- слогового анализа и синтеза: наблюдается послоговой способ чтения, слово читается по слогам, не сливаясь в единое целое, чтение механическое, нарушается понимание ряда слов и не усваивается понимание всей фразы.
  2. Недоразвитие грамматического строя речи ( характерно для общего недоразвития речи и задержки психического развития): не возникает грамматических и синтаксических обобщений- убежал- прибежал- забежал.

Слайд 7.

Логопедическая работа по коррекции семантической дислексии проводится в трёх направлениях:

- развитие слогового синтеза;

- развитие грамматического строя речи, уточнение синтаксических связей между словами в предложении;

- расширение и уточнение лексики.

Развитие слогового синтеза.

В том случае, когда семантическая дислексия проявляется на уровне отдельного слова при послоговом чтении, проводится развитие слогового синтеза.

Примерные задания:

  1. Назвать слово, произнесённое по отдельным звукам ( д, о, м).
  2. Назвать слитно слово, произнесённое по слогам ( ку- ры).
  3. Составить слово из слогов, данных в беспорядке.
  4. Назвать слитно предложение, произнесённое по слогам ( Де- ти иг- ра- ют во дво- ре).

На начальном этапе работы паузы между слогами очень короткие, в дальнейшем они увеличиваются. На более поздних этапах работы паузы между слогами заполняются словами. Например: « Сначала де, потом ти, потом иг…».

Развитие грамматического строя речи.

Формирование словоизменения существительных, прилагательных, глаголов.

Виды заданий по формированию словоизменения.

  1. Составление предложений по опорным словам, данным вразброс. Предлагаемые слова стоят в начальной форме.
  2. Вставка в предложения пропущенных слов.
  3. Выполнение действий, требующих понимания различных предложных конструкций ( положи карандаш на книгу, под книгу, в книгу…) и др.

Формирование словообразования.

   При формировании функции словообразования рекомендуются следующие задания:

  1. Образовать уменьшительно- ласкательные формы существительного по опорным словам с помощью картинок ( дом- домик, шкаф- шкафчик, берёза- берёзка, одеяло- одеяльце и др.).
  2. Образовать прилагательное от существительного с помощью картинок лото « Из чего сделано?» ( дерево- деревянный).
  3. Образовать глаголы с различными приставками ( налил- вылил, входят- выходят).
  4. Выбрать родственные слова среди слов, сходных по звуковой структуре ( лес- лесной, лесник, лестница).

Формирование словоизменения и словообразования сначала проводится на уровне слова, затем в словосочетаниях, далее в предложениях.

   Большое внимание уделяется закреплению правильных форм словообразования и словоизменения в письменной речи ( при чтении и на письме).

Формирование синтаксической структуры предложения.

Рекомендуются следующие виды заданий с использованием графических схем:

  1. Подбор предложений по данной графической схеме.
  2. Запись предложений под соответствующей схемой ( предлагаются две схемы).
  3. Самостоятельное придумывание предложений по данной графической схеме.
  4. Составление обобщённого представления о значении предложений, соответствующих одной графической схеме. Например, предложения Девочка играет и Мальчик поёт можно свести к одному обобщённому смыслу- кто- то выполняет какое- то действие.

Методы работы над пониманием прочитанных слов, предложений и текста.

  1. Прочитать слово и показать соответствующую картинку.
  2. Прочитать предложение и показать соответствующую картинку
  3. Повторить прочитанное предложение.
  4. Найти в тексте ответ на заданный вопрос.
  5. Выбрать из текста предложение, соответствующее сюжетной картинке.
  6. Работа с деформированным текстом. Прочитав изолированные предложения, составить связный текст.

Методы работы по расширению, уточнению и систематизации словаря.

Уточнение и обогащение словаря проводится прежде всего в процессе работы над прочитанными словами, предложениями и текстами. Необходима и специальная работа по систематизации словаря:

  1. Подбор синонимов к прочитанному слову.
  2. Подбор антонимов к прочитанному слову.
  3. Объяснение значений прочитанных слов.
  4. Соотнесение прочитанного слова с обобщающим понятием ( огурец- овощ, груша- фрукт и т. д.).
  5. Расширение объёма обобщающего понятия. Например: « Яблоко- это фрукт. А какие ещё вы знаете фрукты?»
  6. Придумывание нескольких глаголов к прочитанному слову- существительному. Например: дождь что делает?- капает, моросит, идёт, шумит, льёт и т. д.
  7. Подобрать родственные слова к прочитанному слову ( стол- столик, столовая).
  8. Дать характеристику предмета или живого существа на основе прочитанного.

Слайд 8.

     Более подробно хотелось бы остановиться на методах работы над пониманием прочитанных слов и по расширению, уточнению и систематизации словаря. Для решения данной задачи можно использовать систему упражнений Калининой Инны из букваря "ИГРОБУКВОТЕКА» (HTTP://IGROBUKVOTEKA.RU/?DO=PROPISI10. Предлагаемая система включает следующие комплексы упражнений:

- Чтение слов с пропущенной буквой

- Упражнение "Слово закружилось"

- Упражнение "Разорви цепочку букв"

- Чтение столбиков слов, имеющих одинаковую концовку

Слайд 9.

Работа со словами, в которых пропущены буквы.
Эти упражнения можно предлагать ребенку, начиная с середины букварного периода, когда малыш уже освоил способ прочтения слов. Для совершенствования этого навыка будут очень полезны упражнения, которые предполагают прочтение слов – названий предметных картинок. 

Слайд 10.

Упражнение "Слово закружилось".
Это упражнение сложное. Оно требует достаточно высокого уровня в развитии навыка чтения и устойчивой концентрации внимания (конец 3 – начало 4 этапа обучения чтению по букварю).

Слайд 11.

Упражнение "Разорви цепочку букв"
Буквы соседних слов расположились так, что одни и те же могут быть последними в одном слове и первыми в следующем за этим. Задача ребенка - навести порядок, найти слова, прочитать их и напечатать на листе с заданием или в тетради.

Слайд 12.

Чтение столбиков слов, имеющих одинаковую концовку.
Это упражнение является одним из самых эффективных в период обучения навыку чтения.
Рекомендуется всем первоклассникам и ученикам 2 класса, у которых есть сложности в прочтении и понимании слов.
Методические рекомендации к упражнениям: 
1. Читать слова следует несколько раз: медленно, постепенно убыстряя темп, громко, тихо и т.д. При этом можно работать над интонационной выразительностью (читаем с улыбкой, ровным голосом, голосами героев сказок и т.д.).
 
2. После чтения выяснить у ребенка, значения каких слов ему непонятны. 
3. «Сфотографировать» слова одного из столбиков. Закрыть глаза. По памяти назвать как можно больше слов. Слова следует произносить согласно написанию, четко проговаривая все звуки. 
4. Взрослый называет слово (прилагательное), а дети из столбиков выбирают подходящее по смыслу к данному. 
5. Прочитать столбики как можно быстрее и без ошибок. 
6. Перепечатать в тетрадь несколько слов каждого столбика.

     Система описанных упражнений предлагается Вашему вниманию на дисках вместе с другими методическими материалами, которые может использовать школьный логопед в работе.

С уважением, учитель- логопед МОУ «Романовская СОШ» Кудрявцева Л. А.

25. 03. 2015 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Современные методы или технологии преодоления аграмматической дисграфии у младших школьников в условиях логопункта»

Предлагаемая презентация содержит рекомендации к проведению логопедического массажа родителями и педагогами. А так же обзор методической литературы по теме....

Сочинение-эссе "Якутские прыжки для младших школьников в условиях введения ФГОС"

В соответсвии в общецелевой установкой развития физических способностей учащихся и особенностями природно-климатической зоны расположения школы, обучение младших школьников якутским прыжкам стало моим...

Взаимодействие игровой и учебно-познавательной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС

в статье содержатсятся  практико-ориентированные аспекты организации внеурочной деятельности....

СОХРАНЕНИЕ И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС.

сохраниение и укрепление здоровья в условиях реализации ФГОС...

ТЕМА: «Взаимодействие игровой и учебно -познавательной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС ОВЗ»

quot; Взаимодействие игровой и учебно-познавательной деятельности младших школьников в условиях реализации ФГОС ОВЗ"...