Статья "Развитие эмоционального интеллекта школьников средствами иноязычного общения"
статья по английскому языку

Устинова Ирина Александровна

Предлагаемая статья поднимает важную тему влияния эмоций на процесс обучения, описывает этапы формирования эмоционального интеллекта. Автор делится опытом ведения ученических исследовательских междпредметных проектов. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл emotsionalnyy_intellekt.docx18.67 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие эмоционального интеллекта средствами иноязычного общения.

Школьная служба медиации создана для того, чтобы пропагандировать ценности позитивного и осознанного общения, конструктивное поведение и медиативный подход.

Наши основные задачи-информационно-просветительская деятельность и помощь в разрешении конфликтных ситуаций.

Мы распространяем идеи осознанного общения и конструктивного поведения среди всех участников образовательных отношений: в учительском коллективе, среди наших школьников и, конечно, в родительском сообществе.

Мы хотели бы поднять очень важную тему развития эмоциональной сферы и эмоционального интеллекта, так как считаем, что это основа формирования коммуникативной компетенции. Необходимость формирования коммуникативной компетенции описано в личностных результатах освоения основной образовательной программы основного общего образования.

Первый ученый, который поднял проблему эмоционального интеллекта был американский психолог и профессор Гарвардского университета Говард Гарднер.  Его теория множественного интеллекта, выделяла эмоциональный интеллект как один из типов интеллекта среди логико-математического, образного, музыкального, телесного или вербального интеллекта и других типов интеллекта.

Парадокс, так хорошо знакомый любому учителю, двигал ученых в поисках объяснения этого явления. Почему люди с высокими академическими результатами часто терпят неудачу? А те, у кого выявлены скромные способности, напротив, оказываются более успешными?
Начиная с 1990 года идея ЭИ развивается в работах Питера Саловея, Джона Майера и Даниела Карузо. Книга, которая вызвала взрыв интереса к этой идее –это книга Дэниела Гоулмана, 1995.

Любой человек, который захвачен эмоциями, не всегда действует разумно. «Зачем я это сказал!? Зачем это сделал?!  Я сам не понимал, что творил!». Мы понимает, испытывая сильные эмоции, человек теряет способность логически мыслить.

Понимание этого механизма очень важно при решении конфликтов, потому что людям эмоционально вовлеченным в ситуацию, трудно договориться. Чтобы договориться нужно мыслить логически, строить логические цепочки из поступков и их последствий. Чтобы «вернуться в поле логики» необходимо снизить интенсивность эмоций.

Аналогичным образом, когда наши ученики, взбудораженные какими-либо событиями, находясь под воздействием сильных эмоций, не могут решать задачу или обсуждать сложную проблему. Мы можем им помочь войти в более спокойное состояние. Мы можем научить их самостоятельно справляться с сильными эмоциями, не обесценивая их, и помогать справляться с эмоциями их партнеру по общению.

Каждому из нас хоть раз в жизни удавалось заставить другого человека испытать какую-нибудь сильную эмоцию: «довести до белого коленья”, “напугать до смерти”.  Это были такие интуитивные удачи. В педагогической практике мы должны говорить об осознанном управлении эмоциями. Чтобы этому научиться и научить других, мы должны освоить навык осознания собственных эмоций.

Осознание своих эмоций, т.е распознавание эмоции, которую я сейчас испытываю. Что бы осознать эмоцию, ее нужно назвать конкретным словом. Теперь мы понимаем, зачем нужно обогащать свой словарный запас в области эмоций, чтобы найти ту уникальную эмоцию, именно в той степени интенсивности, которую я сейчас испытываю. Что это – беспокойство или страх, небольшое раздражение или гнев? Психологи говорят о том, что некоторые эмоции имеют в языке мало слов, для их обозначения, что вызывает трудности.

Принятие эмоции. Мы принимаем эмоцию, т.е. внутренне соглашаемся, что мы имеем право на эту эмоцию. Если нас обидели, то мы расстроимся. Я человек, я испытываю эмоции.

Мы часто употребляем выражение отрицательные эмоции. Если спросить аудиторию, какие эмоции они маркируют как негативные, то ответ будет -страх и гнев.  Но именно страх, в разной степени интенсивности, заставляет нас избегать опасных ситуаций, быть «начеку», чтобы не быть обманутым, например, или оберегает от неприятностей. Гнев (в разумных пределах) дает возможность защищать свои интересы. Вспомним дружелюбного Кота Леопольда, которому пришлось «Озверин» принимать, чтобы справиться с мышами.

Психологи говорят о сильном влиянии эмоций на процесс обучения. Чтобы ребенок научился безопасному поведению, например, мелкие предметы в рот не брал или на стуле не качался, должны задействовать страх (в разумных пределах, конечно). Если ребенок занимается творческой деятельностью, рисует или пишет сочинение, ему необходимо воодушевление и минимум запретов.

Поговорим об эмоциях учителя. Учителя часто подавляют свои эмоции. Нас так учили с детства, мы боимся потерять лицо перед своими учениками. С одной стороны, подавление своих эмоций вредно для здоровья и способствует быстрому выгоранию. С другой стороны, малоэмоциональный учитель, не будет примером того, как адекватно выражать эмоции, как осознанно на них влиять, т.е. управлять ими.

Итак, мы осознали эмоцию, которую мы в данный момент испытываем. Это помогло нам снизить интенсивность эмоции, вернуть активность нейронов из лимбической системы в неокортекс. К нам вернулась способность к анализу.  Теперь можно анализировать, что именно вызвало сильную эмоцию, как мое тело реагирует на эту эмоцию, что можно сделать, чтобы успокоиться (подышать, походить), что я хочу получить в этой ситуации, для чего мне это нужно, какие адекватные ситуации и эффективные для получения своей цели действия могут быть, к чему они приведут.

 Аналогичным образом, можно помочь и партнеру по общению вернуться в область логического анализа, т.е. назвать эмоцию партнера, признать ее законность. Даже только убедить вашего партнера или оппонента в том, что его понимают, будет способствовать снижению эмоционального накала, и возвращению в русло конструктивного диалога.

Выполняя требования ФГОС развивать коммуникативную компетенцию учащихся, мы активно включились в исследовательскую деятельность школьников. Мы языковая школа и, конечно, мы хотели бы чтобы наши дети общались со своими зарубежными сверстниками на английском. Осознание своих эмоций и навык распознавания эмоций партнера очень важен в межкультурных проектах на иностранном языке.

Мы хотим представить вашему вниманию два проекта наших девятиклассниц.

Очень интересный проект о трудностях межличностного общения.

Это  был настоящий исследовательский проект, во время которого наша ученица анализировала собственные страхи, связанные с  необходимостью общаться на иностранном языке с незнакомыми людьми, и пыталась найти способы управления этими страхами.

В ходе проекта были исследованы различные способы организации коммуникации (общение как переписка в социальных сетях, видео звонок и личная встреча). Каждый этап проекта заканчивался очень глубокой рефлексией, которая способствовала продвижению проекта.

Мы разделили проблемы коммуникации на языковые и психологические.  Каждая из этих групп предполагает свою стратегию преодоления. Языковые трудности связанны с недостатком компенсаторной компетенции. Чтобы преодолеть эту трудность наша ученица собирала словарь выражений, которые помогут начать разговор, переспросить или заполнить неловкие паузы.

Вторая группа трудностей -психологические трудности: боязнь, что тебя не поймут, страх вторжения в личное пространство, трудности опосредованного общения и тд.. Для преодоления такого рода трудностей наша ученица вела работу по развитию эмоционального интеллекта (осознание своих эмоций, называние их, причины их возникновения). Параллельно она изучала опыт по преодолению трудностей межкультурного общения своих респондентов.

Пройдя все испытания, (для нее каждый из этапов проекта был настоящим личным испытанием), проделав серьезную рефлексию своего опыта, обобщив опыт людей, с которыми она общалась в рамках проекта наша ученица написала советы по преодолению трудностей межличностного общения на иностранном языке.

Работа над индивидуальными проектами не простой опыт как для учителей, так и для школьников, но очень полезный и увлекательный.  Надеемся, что наш рассказ вдохновить кого-то из коллег на новые открытия, сделанные вместе с вашими учениками.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УПРАВЛЕНИЕ РАЗВИТИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ МАТЕМАТИКИ

Решение новых целей в системе обучения требует «нового» учителя, который способен не только «учить», но и создавать своим ученикам условия для саморазвития, самоопределения, самопознания. Прежде всего...

Ролевая игра как средство обучения иноязычному общению

В разработке представлена методика работы и пример ролевой игры на уроке английского языка в 10 классах по теме:"Самоуправление в школе"....

"Ролевая игра как средство обучения иноязычному общению школьника"

В  работе раскрываются: обучающие  возможности  ролевой  игры  на  уроках  английского  языка, даются  примеры  из  опыта  работы, функции, ...

Тема по самообразованию: \'\'Грамматический аспект иноязычного общения на начальной ступени обучения школьников\'\'

Данная работа содержит важный материал по таким аспектам как определение  момента для начала обучения иностранному языку в школе, приоритеты обучения ИЯ на раннем этапе обучения, грамматика как с...

Приём развития эмоционального интеллекта Трёхмерный пазл как средство формирования личностных УУД на уроках английского языка

Мастер-класс+презентация на тему "Приём развития эмоционального интеллекта Трёхмерный пазл как средство формирования личностных УУД на уроках английского языка". Данный приём является авторским и може...

Роль дебатов в формировании эмоционального интеллекта школьников

Потеря навыков аргументированных устных ответов, неумение высказать точно и доступно свою точку зрения, доказательно отстоять своё мнение – это лишь небольшой перечень речевых и языковых  п...