Формирование эмоционального интеллекта школьников на уроках литературы как средства развития функционального чтения
статья по литературе
Формирование эмоционального интеллекта школьников на уроках литературы как средства развития функционального чтения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
korchagina_e.a.docx | 571.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование эмоционального интеллекта школьников на уроках литературы как средства развития функционального чтения
Аннотация: В статье представлен опыт работы по развитию эмоционального интеллекта школьников, определена связь между уровнем читательской грамотности и эмоциональным интеллектом, а также описаны методы и приёмы, которые помогают в работе при анализе текста.
В ходе работы по данному вопросу представлены методы и приёмы формирования эмоционального интеллекта на уроках литературы.
Ключевые слова: эмоциональный интеллект, читательская грамотность, дневник эмоций, словарь эмоций, анализ художественного текста.
Современные требования ФГОС предполагают не только обучение школьников механическому чтению, но и работе с текстом.
Главная задача учителя-предметника-заинтересовать детей тайнами текста(«изюминками»), впечатлить их красотой художественной речи, а при этом ещё и научить находить информацию для решения конкретной задачи. Этому служит функциональное чтение, которое также помогает развивать в ребёнке умение логически мыслить, выстраивать высказывания на основе прочитанного текста, видеть «малое в большом и большое в малом», работать с художественной деталью и образами-символами.
Функциональное чтение предполагает владение определенными навыками работы с полученной информацией.
Современный школьник должен уметь а) интерпретировать текст, б) оценивать и анализировать поступки героев, а также в) определять авторскую позицию. Решению поставленных задач может способствовать формирование эмоционального интеллекта школьника, а развитие эмоционального интеллекта (ЭИ) на уроках литературы позволит повысить уровень читательской грамотности (ЧГ) и будет способствовать лучшему пониманию и запоминанию текста, его детальному анализу.
Требования ФГОС к личностным результатам освоения ООП (Основная Образовательная Программа) отражают необходимость работы в этом направлении.
Высокий уровень эмоционального интеллекта отвечает высокому уровню развития внутреннего мира человека.
Методы и приёмы, используемые на уроках литературы:
1) первый прием анализа произведения, о котором я хочу сказать, называется «Раскрашивание чувств». Цвет активно воздействует на человека. Через него мы можем воспринимать среду или предмет, получая какое-то впечатление. Цвет подсознательно воздействует на нас и через ассоциации:
-7 класс «Родная литература», рассказ А.П. Чехова «Спать хочется». Учащимся предлагается «раскрасить» свои чувства при чтении рассказа, акцентируя своё внимание на ключевых словах, которые помогают нам понять, в каких условиях живёт Варька (чёрные панталоны, зелёное пятно на потолке и.т.д.)
- предлагается раскрасить чувства, которые вы испытываете к герою, в определенной ситуации.
Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
- Объясните свои чувства, используя интерпретацию цвета (жёлтые, выцветшие обои, серый камень мостовой…)
- Какие черты характера героя, особенности его мировосприятия вызвали у Вас подобную цветовую ассоциацию?
2) следующий прием - мимическая гимнастика. Психологи утверждают, что понимание своего отношения к чему-либо люди более искренне выражают не столько словами, сколько невербальными средствами общения. Использование этого приема на уроках литературы позволит, во-первых, выразить свое отношение к литературному персонажу, во-вторых, сравнить себя с героем, поставить себя на его место.
Учащимся предлагается продемонстрировать свое эмоциональное отношение к герою или ситуации с помощью мимики или жеста (радость- улыбка; неприязнь, отвращение- ученик брезгливо морщится, морщит лоб/нос, выражение лица «фу»)
И.С. Тургенев «Отцы и дети» (Объяснение в любви Базарова Анне Одинцовой)
- Как вы отреагировали на поступок Базарова? Почему именно так вы отреагировали на поступок Базарова?
- Что порадовало или оттолкнуло вас в герое?
3) Колесо ассоциаций
Данный приём применяется при анализе стихотворения, эпизода на основе ассоциаций.
Посередине страницы ученики рисуют круг (колесо), внутри которого записывается тема текста или эпизода. Слева – фразы, слова, словосочетания из текста, справа – чувства, образы, ассоциации, возникшие при чтении этих слов и пропущенные через призму темы.
А.А. Блок «Незнакомка» (работа в группах)
1. выписать образы, «раскрасить» звуковые ассоциации
2 представьте запахи, текстуру предметов- какие ассоциации они вызывают
3.озвучьте внутренний монолог лирической героини, людей, ее окружающих (учащиеся должны представить себя в образе главного/главной героя/героини)
Также на уроках литературы можно использовать Словарь эмоций и Дневник эмоций.
Словарь эмоций - это средство обучения для развития эмоционального интеллекта, т.е. словарик с названием и описанием эмоций.
Используя на уроках Дневник эмоций, ребята научатся понимать разницу не только между понятиями, например, «злость», «гнев», «ярость», но и между эмоциями и чувствами, которыми обозначаются данные слова. Также можно разобраться в словах «грусть», «печаль», «тоска» и в эмоциях и чувствах, которые испытывает человек. Это ещё и работа с лексическим значением слов, расширением словарного запаса, который необходим при детальном анализе текста. Всё это способствует развитию эмоционального отношения к происходящему на уроке при работе с текстом. Таким образом, учителю удаётся повысить уровень смыслового чтения, а значит, и уровень читательской грамотности.
Эти методы и приёмы позволяют с помощью переживаний определённой ситуации сформировать для учеников правила поведения (что можно/нельзя), действий в любой ситуации и осознания себя в окружающем мире. Такая работа способствует развитию функционального чтения.
Список использованной литературы
- Абрамовская, Л.Н. Системность читательской деятельности учащихся в современном образовательном пространстве / Л.Н. Абрамовская // Человеческий капитал, 2013.
- Ковалева, Г.С. Новый взгляд на грамотность. По результатам международного исследования PISA–2000. / Г.С. Ковалева, Э.А. Красновский // Русский язык – Москва: Логос, 2014.
- «Словарь эмоций» и «Дневник эмоций»: https://filologtk.blogspot.com/ (в разделе «Навыки 21 века»)
Сведения об авторе:
Корчагина Евгения Авельевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 25», г. Ангарск, Иркутская область.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование ключевых компетенций школьников на уроках литературы на основе технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо». (Из опыта работы)
«Концепция модернизации российского образования» ставит задачу по формированию «целостной системы универсальных знаний, умений и навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответствен...
Игровые технологии на уроках литературы как средство развития познавательной активности у школьников
Игровые технологии на уроках русского языка развивает логическое мышление, память, воображение, речевую деятельность учащихся...
Интеграция на уроках литературы как средство развития гуманитарного мышления школьников
Данная статья поможет применять принцип интеграции на уроках литературы...
Литературные гостиные на уроках литературы как средство развития коммуникативной компетенции школьников.
использование литературных гостиных на уроках литературы...
Роль дебатов в формировании эмоционального интеллекта школьников
Потеря навыков аргументированных устных ответов, неумение высказать точно и доступно свою точку зрения, доказательно отстоять своё мнение – это лишь небольшой перечень речевых и языковых п...
Мастер-класс "Современные средства визуализации в процессе формирования творческих способностей школьников на уроках литературы"
Мастер-класс "Современные средства визуализации в процессе формирования творческих способностей школьников на уроках литературы"...
Формирование эмоционального интеллекта школьников
Формирование эмоционального интеллекта школьников на уроках литературы как средства развития функционального чтения...