Формирование эмоционального интеллекта школьников
учебно-методический материал по литературе (10 класс)

Формирование эмоционального интеллекта школьников на уроках литературы как средства развития функционального чтения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chg_korchagina_e.a.docx149 КБ

Предварительный просмотр:

Корчагина Евгения Авельевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №25» города Ангарска,

eugeniyacorchagina@yandex.ru

Формирование эмоционального интеллекта школьников на уроках литературы как средства развития функционального чтения

Основная задача каждого образовательного учреждения сегодня -  научить ребенка  применять полученные знания в повседневной жизни. Поэтому такой основополагающий навык, как чтение, не может более ограничиваться только академическими целями: скоростью, выразительностью, пониманием содержания.

Главное для учителя- заинтересовать детей тайнами текста, впечатлить их красотой художественной речи, при этом научить находить информацию для решения конкретной задачи. Этому служит функциональное чтение, которое также помогает развивать в ребёнке умение логически мыслить, выстраивать высказывания на основе прочитанного текста, видеть «малое в большом и большое в малом», работать с художественной деталью и образами-символами. 

Читательская грамотность-это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них, заниматься чтением, расширять знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

 Функциональное чтение предполагает владение определенным навыком работы с полученной информацией. Учащийся должен уметь интерпретировать текст, оценивать поступки героев и определять авторскую позицию, чтобы полученным из книги опытом воспользоваться в реальной жизни. Решению поставленных задач может способствовать формирование эмоционального интеллекта школьника, а развитие эмоционального интеллекта (ЭИ) на уроках литературы позволит повысить уровень читательской     грамотности (ЧГ) и будет способствовать лучшему пониманию и запоминанию текста, его детальному анализу.

https://1.bp.blogspot.com/-DlYu0HuoQR0/YQK6QJJamZI/AAAAAAAAWA8/v1mN2nf9XucHBzWla2AvKVdBNo6DbQd5gCLcBGAsYHQ/s1920/fgos.jpg

https://sun9-53.userapi.com/impf/c850628/v850628267/6e52b/BJHFtenEaUc.jpg?size=604x431&quality=96&sign=6f4af67c561143b9aaa6545bde6de022&type=album

. 

 

В современной школе обучается поколение, родившееся в информационном обществе. По мнению психологов, им присущ высокий интеллект, существенными качествами которого являются любопытство, глубина ума, его гибкость и подвижность, логичность мышления и его критичность.

Но те же ученые отмечают, что современный подросток эмоционально нестабилен. В СМИ говорят о росте депрессий, о склонности к суицидам. Появился даже термин для обозначения нового вида депрессии— «фейсбучная депрессия». Она приводит к постоянному ощущению, что у других людей жизнь более насыщенная, чем твоя собственная. У подростков и взрослых  в последние годы возрастают тревожность и чувство одиночества, теряется ценность жизни. Они нуждаются в понимании и помощи. Поэтому пришло время говорить об эмоциональном интеллекте, группе ментальных способностей, которые участвуют в осознании и понимании собственных эмоций и эмоций окружающих.

Требования ФГОС к личностным результатам освоения Основной Образовательной Программы  отражают необходимость работы в этом направлении.

Личность с высоким эмоциональным интеллектом инициативна, найдет выход из любой сложной ситуации, легко и конструктивно решит все проблемы. Обладатель высокого эмоционального интеллекта  приятен в общении, старается избегать конфликтных ситуаций, самодостаточен и независим, реалистично оценивает свои способности. Высокий уровень эмоционального интеллекта отвечает наивысшему уровню развития внутреннего мира человека.

Современная наука не сомневается в необходимом содружестве интеллекта и эмоций для полноценной жизни. Литературе как школьному предмету в этом отношении — «зелёный свет».

«Рецепт» повышения низкого уровня эмоционального интеллекта можно найти, как ни странно, в трудах Л. С. Выготского, нашего знаменитого отечественного учёного.

По особенности восприятия информации психологи выделяют основные четыре группы слушателей: аудиалы, визуалы, кинестетики, дигиталы

Для визуалов доминирующей является зрительная система обработки информации: формы, расположения, цвета. Аудиалы используют слуховую систему обработки информации: звуки, мелодии, их тон, громкость, тембр, чистоту. Для кинестетиков доминирующей является чувственная информация: прикосновения, вкус, запах, ощущение текстур, температуры, а для дигиталов – информация, связанная с логическим построением внутреннего диалога.

Знания особенностей психолингвистики помогут не только лучше понимать тексты художественных произведений, но и строить более эффективное общение, лучше понимать собеседника и осознавать себя.

1)Первый прием анализа произведения,  о котором я хочу сказать, называется  раскрась свои чувства. Вообще  цвет активно воздействует  на человека. Через цвет мы можем воспринимать среду или предмет, получая какое-то впечатление, цвет подсознательно воздействует на нас и через ассоциации.

- Предлагается раскрасить чувства, которые  Вы испытываете к герою, в определенной ситуации.

Л.Н. Толстой «Война и мир» (Болконский в Аустерлицком сражении).

- Объясните свои чувства, используя интерпретацию цвета психологами.

- Какие черты характера героя, особенности его мировосприятия вызвали у Вас подобную цветовую ассоциацию?

2)  Следующий прием - мимическая гимнастика.   Психологи утверждают, что понимание своего отношения к чему-либо люди  наиболее искренно выражают не столько словами, сколько невербальными средствами общения. Использование этого приема на уроке литературы позволит, во-первых, выразить свое отношение к литературному персонажу, во-вторых, сравнить себя с героем, поставить себя на его место.

Возможно, появится осознанная потребность изменить что-то в себе, в своем поведении, и, конечно, поможет в характеристике героя произведения и объяснении его поступков. В ходе этой методики, если использовать ее на разных уроках, проявляется как своеобразие  ученика, так и общие черты, объединяющие его с другими. Мне кажется, что каждого успокаивает мысль о том, что в чем-то он не одинок. 

Учащимся предлагается продемонстрировать свое эмоциональное отношение к герою, ситуации с помощью мимики или  жеста. 

И.С. Тургенев «Отцы и дети» (Объяснение в любви Базарова Одинцовой)

- Почему именно так Вы отреагировали на поступок Базарова?

- Что порадовало или оттолкнуло Вас в герое?

3) Ромб ассоциаций.

Применяется при анализе стихотворения, эпизода на основе ассоциаций

 (А.А. Блок «В ресторане»)

Посередине страницы чертится ромб, внутри которого записывается тема текста или эпизода. Слева – фразы, слова, словосочетания из текста, справа – чувства, образы, ассоциации, возникшие при чтении этих слов и пропущенные через призму темы.

.

4) А.А. Блок «Незнакомка» (работа в группах)

  1. Визуалы: выписать образы, раскрасить
  2. Аудиалы:  звуковые ассоциации
  3. Кинестетики: представьте запахи, текстуры предметов
  4. Обобщение и подведение итогов.

-Дигиталы:  озвучьте внутренний монолог лирической героини, людей, ее окружающих

Эти методы и приемы позволяют с помощью переживания определенной ситуации сформировать для себя набор правил поведения, действий в определенной ситуации, осознать свою ценность. Это, на мой взгляд, способствует развитию функционального чтения.

Скачано с www.znanio.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль дебатов в формировании эмоционального интеллекта школьников

Потеря навыков аргументированных устных ответов, неумение высказать точно и доступно свою точку зрения, доказательно отстоять своё мнение – это лишь небольшой перечень речевых и языковых  п...

Статья "Развитие эмоционального интеллекта школьников средствами иноязычного общения"

Предлагаемая статья поднимает важную тему влияния эмоций на процесс обучения, описывает этапы формирования эмоционального интеллекта. Автор делится опытом ведения ученических исследовательских междпре...

Мастер-класс для коллег "Формирование эмоционального интеллекта"

Материалы для выступления с мастер-классом, на методическом объединении, семинаре, педагогическом совете...

Формирование эмоционального интеллекта на уроках английского языка

Формирование эмоционального интеллекта на уроках английского языка как важнейший компонент системно-деятельностного подхода...

Статья на тему "Формирование эмоционального интеллекта учащихся 9–х классов на уроках литературы и во внеурочной деятельности как фактора повышения эффективности обучения"

Внимание исследователей к проблеме эмоционального интеллекта связано с тем, что данный конструкт хорошо согласуется с представлениями житейской психологии и расширяет сложившиеся научные представления...

Формирование эмоционального интеллекта учащихся общеобразовательной школы на уроках английского языка

Статья посвящена развитию эмоционального интеллекта учащихся на уроках иностранного языка. Проанализированы и рассмотрены принципы эмоционального интеллекта; установлены наиболее эффективные возможнос...