Роль дебатов в формировании эмоционального интеллекта школьников
статья по литературе (6 класс)
Потеря навыков аргументированных устных ответов, неумение высказать точно и доступно свою точку зрения, доказательно отстоять своё мнение – это лишь небольшой перечень речевых и языковых проблем поколения Z. Дебаты – это не только увлекательная игра, но и эффективное средство развития учащихся. Она, несомненно, способствует эффективной деятельности человека в будущем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nebogina_e.f._festival_pedidey.docx | 22.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Роль дебатов в формировании эмоционального интеллекта школьников
Небогина Эляна Феликсо,
учитель русского языка и литературы
МКОУ Петропавловская СОШ
Среди предметных планируемых результатов по русскому языку и литературе на уровне основного общего образования есть следующие: «Умение оценивать письменные и устные речевые высказывания с точки зрения их эффективности, понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их; оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления; умение создавать различные текстовые высказывания в соответствии с поставленной целью и сферой общения (аргументированный ответ на вопрос, изложение, сочинение, аннотация, план (включая тезисный план), заявление, информационный запрос и др.)». Достижению данных планируемых результатов служит такая образовательная технология как дебаты. Она позволяет значительно расширить поле образовательных достижений учащихся. Данная игра является не только интеллектуальной, но эмоциональной, так как способствует решению проблемы развития эмоционального интеллекта школьников.
Обучаясь в современной школе, дети общаются друг с другом не только на перемене, но и на уроке. И это общение необходимо возвести в ранг делового и эмоционального. Именно поэтому развитию коммуникативной культуры личности я уделяю особое внимание. Особенно актуальной данная проблема становится в современном обществе. Потеря навыков аргументированных устных ответов, неумение высказать точно и доступно свою точку зрения, доказательно отстоять своё мнение – это лишь небольшой перечень речевых и языковых проблем поколения Z. Дебаты – это не только увлекательная игра, но и эффективное средство развития учащихся. Она, несомненно, способствует эффективной деятельности человека в будущем.
Для того чтобы данная образовательная технология «заработала» на моих занятиях, я изучила материал по данной теме. Следует заметить, что в учебном плане нашей школы был факультативный курс под названием «Культура речи», программа которого предусматривала и изучение культуры ведения дебатов. Поэтому данная методическая тема постоянно совершенствовалась. Учебное пособие Т.В. Светенко под названием «Путеводитель по дебатам» даёт точное понимание данной технологии. Дебаты берут начало в Древней Греции. И в современном мире играют огромную роль. Существует Всемирная ассоциация школьных дебатов, о которой можно узнать из книги С.А.Наумова «Как стать успешным дебатёром и судьёй во всемирном формате школьных дебатов».
Принципы, на которых базируется моё понимание данной технологии, следующие: самопознание, саморазвитие, самовоспитание учащихся. Благодатной почвой для реализации идей данной технологии является литературный материал. В частности, платформой для проведения дебатов, представленных в мультфильме, стала феерия Александра Грина «Алые паруса». В качестве тезиса, выдвинутого на дебаты, стала мысль «Имел ли Эгль право вселять в Ассоль веру в светлое будущее?» И через литературный материал мы вышли в ходе дебатов на более высокий уровень понимания проблемы – «Имеет ли право человек вселять в другого веру в светлое будущее». Ведущая линия кейса первой команды – «Один человек может вселять в другого веру в счастливое будущее». Ведущая линия кейса второй команды – «Никто не имеет права вселять в человека веру в счастливое будущее». Команда отрицания победила, так как её аргументы были более основательными и убедительными. Удивительно, но современные дети (шестиклассники) прагматичны и рациональны. К сожалению, они не верят в чудеса… И свою задачу вижу в том, чтобы поменять их взгляды.
В образовательном пространстве урока и вне его целесообразно применять различные вариации дебатов. Классические дебаты – это формат дебатов, в которых участвуют шесть человек и таймспикер. Остальные – либо жюри, либо слушатели, либо судьи. В данном случае дебаты выступают как форма урока. Такому уроку предшествует определенная подготовка. Всех обучающихся перед игрой следует ознакомить с правилами. Минимум шесть человек (или весь класс) получают опережающие задания – подготовиться к дебатам. Перед уроком определяются спикеры. Примером классических дебатов может стать разработанный мной нестандартный урок после изучения темы в курсе 6 класса «Лексика. Жаргонизмы». Тезисом дебатов стало утверждение «Молодёжный сленг- это плохо». В дебатах победила команда утверждения. Выводом дискуссии стала мысль о том, что использование молодёжного сленга не красит подростка, но это - временное явление в его жизни.
Организация модифицированных дебатов допускает некоторые изменения правил, например, можно увеличить или уменьшить количество игроков в командах; допустимы вопросы аудитории; организуются группы поддержки, к которым команды могут обращаться во время тайм-аутов; создается “группа экспертов”, которая выполняет функции судейства. Такие дебаты чаще всего выступают как элемент урока или форма проверки знаний обучающихся. Данный формат дебатов может стать основой для организации и проведения имитационной игры. В этом случае обучающиеся выступают от чьего-либо имени, играют определенную роль. Ученик оказывается погруженным в конкретную ситуацию. Модифицированные дебаты были организованы мною на уроке литературы в 10б классе. Так, ученицы, исполняя роль Катерины Кабановой, выступали и как слабые личности, и как сильные личности, аргументированно доказывая свою позицию.
Разновидностью модифицированных дебатов можно считать “экспресс – дебаты”. В таких дебатах подготовка сведена к минимуму. Подготовка осуществляется непосредственно на уроке или классном часе по материалу учебника или рассказу учителя. Этот формат дебатов можно рассматривать как элемент “обратной связи”, закрепление учебного материала или форму активизации познавательной деятельности. Примером могут стать классные часы по темам «Культура и поведение», «Творчество и способности», «Сила воли и характер».
Возрастные ограничения также следует учитывать: привлекать к дебатам можно, думаю, с 6 класса. Данный вопрос – возраст дебатёров - пока не рассматривался на научном уровне.
Подводя итог вышеизложенному, следует отметить, что данная образовательная технология направлена, с моей точки зрения, на самопознание, саморазвитие и самовоспитание обучающихся. Данные аспекты действуют как одно целое при взаимосвязи между ними. Процесс самопознания происходит на протяжении всей жизни. Это процесс аналитический, творческий, духовный. Все эти составляющие могут присутствовать на дебатах, где требуется оценка своих возможностей, определение своих способностей, умение осуществлять коммуникацию, работать в команде, строить умозаключения, быть терпимым к чужому мнению, приобщаться к общечеловеческим ценностям. Именно поэтому считаю применение в педагогической практике дебатов в качестве образовательной технологии, играющей существенную роль в формировании эмоционального интеллекта учащихся, целесообразным и своевременным.
Использованная литература и источники
- Светенко Т.В. Путеводитель по дебатам.
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.
- https://www.sites.google.com/site/kniznaapolkavmk/poldaevao-v-vozmoznosti-tehnologii-debaty-1
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разновидовая деятельность классного руководителя в формировании социального интеллекта школьников (из опыта работы)
Из опыта работы классного руководителя по формированию социально активной личности...
АРТ-ПЕДАГОГИКА НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА
Методическая разработка...
Статья "Развитие эмоционального интеллекта школьников средствами иноязычного общения"
Предлагаемая статья поднимает важную тему влияния эмоций на процесс обучения, описывает этапы формирования эмоционального интеллекта. Автор делится опытом ведения ученических исследовательских междпре...
Мастер-класс для коллег "Формирование эмоционального интеллекта"
Материалы для выступления с мастер-классом, на методическом объединении, семинаре, педагогическом совете...
Формирование эмоционального интеллекта на уроках английского языка
Формирование эмоционального интеллекта на уроках английского языка как важнейший компонент системно-деятельностного подхода...
Статья на тему "Формирование эмоционального интеллекта учащихся 9–х классов на уроках литературы и во внеурочной деятельности как фактора повышения эффективности обучения"
Внимание исследователей к проблеме эмоционального интеллекта связано с тем, что данный конструкт хорошо согласуется с представлениями житейской психологии и расширяет сложившиеся научные представления...
Формирование эмоционального интеллекта учащихся общеобразовательной школы на уроках английского языка
Статья посвящена развитию эмоционального интеллекта учащихся на уроках иностранного языка. Проанализированы и рассмотрены принципы эмоционального интеллекта; установлены наиболее эффективные возможнос...