ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ КАК СРЕДСТВО МОТИВАЦИИ К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
статья по английскому языку

Мифтахова Лилия Вагизовна

Данный материал представляет собой выступление на семинаре учителей иностранного (английского) языка. Может быть полезен учителям иностранного языка при подготовке к участию в семинарах и конференциях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ  ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

КАК СРЕДСТВО МОТИВАЦИИ  К ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

         Формирование учебной мотивации учащихся можно назвать одной из основных проблем современной школы. Мотивация оказывает самое большое влияние на продуктивность учебного процесса и определяет успешность учебной деятельности.

         Поиск путей повышения мотивации к изучению иностранного языка неизбежно приводит к пониманию необходимости подключения к учебной (урочной) деятельности внеурочной деятельности по предмету. Внеурочная деятельность - отличное средство мотивации к изучению иностранного языка.

 Она является одним из эффективных средств решения многих задач, стоящих перед учителем: активизации учебных умений и навыков, расширения базового уровня знаний учащихся о культуре англоязычных стран, и, что особенно важно,  способствует повышению  мотивации изучения иностранного языка. Внеурочная деятельность помогает более успешно решать задачи учебного процесса: способствует практическому владению речевой деятельностью, увеличивает языковой запас учащихся, совершенствует произношение, стимулирует в целом  интеллектуальную и языковую активность учащихся

          Как показывает практика, внеурочная деятельность особенно важна также и при работе с одарёнными детьми.  Однако неоспоримым преимуществом внеклассной работы является тот факт, что и сильные, и слабые в языковом отношении ученики получают возможность самореализации в творческом процессе подготовки и проведения мероприятий, ощутить себя в ситуации успеха. Атмосфера сотрудничества и творчества оказывает положительное воздействие на взаимоотношения учителя и учеников. Фактор увлекательности и занимательности, характерный для проводимых внеклассных мероприятий, также способствует возникновению положительных эмоций, что в свою очередь повышает интерес к изучению иностранного языка:

        Именно во внеурочной деятельности становится возможным создание уникальной ситуации естественной языковой среды, способствующей не только освоению иностранного языка, но также возрастанию культурообразующей функции образования. Преимущества внеурочной работы я вижу в том, что у учащегося формируется интерес к иностранному языку в целом, развиваются творческие способности, и, как следствие, возрастает мотивация. Во внеурочной деятельности учитель использует дополнительные ресурсы, на которые не хватает времени на уроке. Кроме того, дети чувствуют себя свободнее и раскованнее, больше раскрываются перед учителем и одноклассниками. Что касается форм и методов внеурочной работы, то широкими возможностями выявления и развития одарённых детей обладают факультативы, кружки, привлечение учеников к участию в предметных олимпиадах, конкурсах вне школы. Ежегодно я провожу такие внеклассные мероприятия как предметные недели, дни английского языка, кружковые занятия, мои учащиеся принимают участие в различных конкурсах, проводимых  в очной  и  дистанционной формах.

Общение вне урока, во время подготовки какого-либо мероприятия предполагает более близкое общение с учениками, являясь тем самым важным воспитательным моментом. Ребята с удовольствием принимают участие во внеклассной работе, проявляя свою активность, любознательность, непосредственность. А учителю внеурочное общение позволяет лучше понять и раскрыть личность каждого ребёнка, его таланты. В условиях внеклассной работы учитель имеет возможность более  системно  и целенаправленно развивать и углублять некоторые из основных понятий, сообщаемых учащимся на уроке иностранного языка, совершенствовать основные речевые умения, предусмотренные программой. Знакомить учащихся с важнейшими произведениями зарубежной литературы, бытом и культурой народы, язык которого изучается. Немаловажно, что внеурочная деятельность призвана также организовывать свободное время учащихся. Формы организации внеклассной работы по иностранному языку предполагают, в первую очередь, добровольное участие.

Основная задача здесь - создать ситуацию успеха, дать возможность раскрыться личностным качествам учащихся, чтобы они имели живой интерес, были мотивированы. Участники мероприятия не всегда имеют дело непосредственно с языком, ведь кто-то рисует декорации, а кто-то отвечает за реквизит, но все равно каждый в той или иной мере соприкасается с изучаемым предметом. Желая проявить себя в тех или иных видах внеклассной работы, школьники проявляют активность, а позднее и интерес в изучении иностранного языка.

Не стоит забывать, что еще одним фактором успеха является авторитет учителя и его желание качественно организовывать внеклассное мероприятие. Видя искренность и заинтересованность преподавателя, учащиеся с радостью участвуют в нем.

Здесь учителю на помощь могут прийти уже ставшие традиционными на неделях иностранного языка (в частности английского) костюмированные спектакли. Список произведений очень богат. В младших классах это "The Turnip", "Little Red Riding Hood", "Cinderella". В средней школе можно взять "Pinocchio", "Snow white", "Peter Pan", "The Prince and the Pauper". А ученики старшей школы могут поставить даже "Hamlet" или "Romeo and JulietУильяма Шекспира.

В подготовке спектакля участвуют не только актеры, но и те, кто отвечает за афишу, декорации, музыку, костюмы. Можно подключить учителей филологии, ИЗО и технологии. Таким образом, реализуются межпредметные связи, а сам спектакль становится школьным праздником. Это повышает статус изучаемого языка.

Особенно интересны тематические вечера, посвященные творчеству писателей. На вечере звучат интересные факты биографии писателя, отрывки из его произведения. Можно сделать небольшую викторину в конце мероприятия. Обязательно наличие книг выбранного автора на изучаемом языке (например, английском). Замечательно, если по завершении ученики пожелают забрать их домой для прочтения.

Возможно, с особым настроением учащиеся готовят музыкальные концерты.

Можно и дальше продолжить список внеклассных мероприятий: конкурс на лучшего переводчика, иностранные праздники, школьная газета на иностранном языке и т.д. Сюда же относится кружковая работа и подготовка к олимпиадам. Так что каждый учитель - иностранец может выбрать подходящую именно ему форму и продуктивно использовать ее для достижения одной из основных целей - замотивировать учащихся в изучении своего предмета.

Анализ опыта проведения внеклассной работы позволяет сформулировать некоторые принципы её организации:

· внеклассная работа должна быть органически связана с учебной работой;

· внеклассная работа по иностранному языку должна строиться на основе учёта возрастных особенностей, а так же знаний и навыков учащихся;

· внеклассная работа по иностранным языкам должна строиться на основе сочетания индивидуальной, кружковой и массовой форм;

· успех внеклассной работы находится в зависимости от того, насколько умело учитель сочетает активность и самостоятельность учащихся со своей руководящей ролью.

Именно внеклассная работа способствует более глубокому овладению языком. Развитие личности невозможно без развития его творческого потенциала, поэтому внеклассная работа способствует творческому развитию учащихся

Свою миссию учителя иностранного языка я вижу в том, чтобы научить моих учеников применять полученные на уроках и во внеклассных мероприятиях знания на практике.

Формы внеклассной работы по иностранному языку

В своей деятельности использую индивидуальные, групповые и массовые формы внеклассной работы. В основу такого распределения возложен признак количественного охвата участников.

Индивидуальная внеклассная работа проводится с отдельными учениками, которые готовят сообщение или доклад о стране, язык которой изучается, о значительных датах и событиях, выдающихся людях, разучивают стихи, песни, отрывки из литературных произведений на иностранном языке, изготовляют наглядные пособия, оформляют стенгазеты, альбомы, стенды и т.п.

Индивидуальная работа может проводиться постоянно или эпизодически.

Групповая форма внеклассной работы имеет четкую организационную структуру и относительно постоянный состав участников, объединенных общими интересами. Массовые формы внеклассной работы не имеют четкой организационной структуры. К ним относят такие мероприятия как вечера художественной самодеятельности, фестивали, конкурсы, карнавалы, тематические вечера и т.п.  Эти мероприятия проводятся эпизодически.

Целесообразно выделить такую форму внеклассной работы как Неделя иностранного языка в школе. В нашей школе наиболее интенсивно внеклассная работа по предмету осуществляется во время проведения предметной недели, Неделя иностранного языка дает школьникам возможность применить на практике свои знания, независимо от уровня их обученности. Эта форма по своему характеру является массовой, так как предусматривает участие в ней широкого контингента учеников, а по своей структуре является комплексной, так как включает комплекс разных по смыслу и форме мероприятий, которые происходят в определенный период времени и направлены на реализацию задач комплексного подхода к воспитанию учеников.

Участие в дистанционных олимпиадах и конкурсах

Участие в дистанционных олимпиадах и конкурсах является эффективным способом обучения, самореализации и повышения образовательного уровня школьников. Дистанционные олимпиады мотивируют учащихся на проверку своих знаний, на самоутверждение, на подготовку к экзаменам, на раскрытие своего творческого потенциала. Участие в дистанционных олимпиадах и конкурсах ведет к углубленному изучению школьных предметов, развивает их творческие способности, а также выявляет школьников, интересующихся английским языком и желающих продолжить интенсивное изучение иностранного языка в старших классах. Участники дистанционных олимпиад и конкурсов становятся заинтересованными в развитии собственного образования, поскольку, не имея готового ответа на поставленную задачу, они разрабатывают свою собственную творческую продукцию, актуальную для жизни в современном информационном обществе.

Олимпиады и конкурсы подобного рода дают практически любому школьнику, в каком бы городе или поселке он не находился, возможность проследить развитие своих творческих способностей и уровня владения английским языком, а также получить объективную оценку знаний и сравнить работы учащихся разных регионов с собственными. Учащихся привлекает такая форма креативной деятельности, которая редко встречается на школьных уроках и не всегда оценивается учителем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль самостоятельной работы в развитии мотивации к изучению иностранного языка как средства общения

Ряд методистов и психологов авторов определяют мотивацию как специфическую познавательную направленность личности на предметы и явления действительности. С точки зрения формирования учебно-позна...

Изучение иностранного языка как средства межкультурного общения в условиях диалога культур

«Не овладение языком как средством обучения должно стоять в центре преподавания иностранного языка, но овладению им как «строительным материалом» картины мира или образа мира. Поэтому преп...

Внеурочная деятельность как способ мотивации к углубленному изучению иностранного языка

Введение      Данные методические рекомендации предназначены для учителей иностранных языков, использующих внеурочную деятельность для  мотивации учащихся к углубленному ...

Внеурочная деятельность как способ формирования мотивации к изучению иностранного языка.

Ознакомление с формами,видами и способами формирования мотивации для развития лингвистического образования....

«Использование активных форм урочной и внеурочной деятельности для повышения мотивации учащихся к изучению иностранного языка».

Замечательный педагог нашего времени В.А. Сухомлинский писал: «Логика учебного процесса таит в себе опасность замкнутости и обособленности, потому что в школе на каждом шагу подчеркивается: дост...