Доклад по теме"Развитие у школьников умений целеполагания"
статья по английскому языку
В статье рассмотрены примеры фрагменты личностноориентированных уроков
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_ang.docx | 21.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие у школьников умений целеполагания
Согласно главному дидактическому принципу, регламентирующему личностноориентированный образовательный процесс, обучение каждого учащегося должно происходить на основе и с учётом его личных учебных целей.
Специфику имеют начальные цели, например, формулируемые в начале учебного
года. Такие цели характеризуются следующими особенностями:
1. Эмоциональное вхождение детей в учебный процесс. Их ориентация в специфике школьной жизни. Проведение уроков-знакомств типа: представление детьми в кругу
своего имени, своих любимых дел, своих игрушек, желаний и т.п. Для старших — рефлексия или просто рассказ о летней деятельности или своих увлечениях.
2. Диагностика особенностей детей: любимые виды деятельности, степень творческой ориентации, уровень подготовленности, психические особенности, самоорганизация
и другие.
3. Создание образа предстоящего учебного года: его содержания, структуры,
ритма, видов деятельности.
В начале обучения иностранным языкам цели педагога следующие:
а) помочь ученикам создать целостный образ учебного предмета - иностранный
язык (выяснить его смысл, зачем он нужен, из чего состоит, каковы его особенности; сформулировать наиболее интересные для детей вопросы); ученикам предлагается нарисовать символ или концепт предмета;
б) для формирования образа деятельности в новом курсе или его теме следует
предложить детям выполнить основные виды деятельности, например: исследовать карту, придумать сказку, нарисовать картину;
в) через созданные детьми начальные образовательные продукты и опробованные ими виды деятельности вывести их на постановку индивидуальных целей по иностранным языкам на обозримый для них период времени;
г) составить учебную программу, включив в неё личностный компонент учащихся, то есть их цели по предмету.
В этой связи самый первый урок в начале изучения курса играет очень важную роль.
На основе предложенных в Книгах для учителя рекомендаций, педагог детально продумывает как предметное, так и методическое содержание этого урока.
Примером тому может служить урок английского языка
Тема: «Привет, английский!»
Основные цели и задачи урока:
Познавательный (социокультурный) аспект: Знакомство с новым предметом, с понятиями «иностранный язык», «родной язык», с названиями англоязычных стран. Сообщение
сведений о распространенности английского языка в мире, о причинах, по которым люди
изучают английский язык. Знакомство с учебником.
Воспитательный аспект: Воспитание интереса и положительного отношения к изучению английского языка, осознание необходимости изучения английского языка.
Развивающий аспект: Развитие внимания, памяти, способности к догадке, к вероятностному прогнозированию, развитие мышления, умения составлять план, умения подводить итоги работы, делать обобщения, выявлять закономерности.
Оснащение урока: политическая карта мира, разноцветные карточки с надписями
«Иностранный язык», «Родной язык», буклеты с отрывками из сочинений, картинки с диаграммами.
1. Приветствие. Знакомство с понятиями «иностранный язык», «родной язык».
На доске - тема «Привет, английский!»
1) Учитель: Good morning, boys and girls! I’m very glad to see all of you. I am your English teacher. My name is Elena Ivanovna Kazenova. Today we begin to learn English. I hope
you’ll succeed in learning this foreign language. Скажите, ребята, вы поняли, о чём я с вами
сейчас говорила?
Ученики дают ответы типа: «Нет», «Не всё было понятно».
Учитель: А почему вы меня не поняли?
Учащиеся отвечают на вопрос фронтально.
2) Учитель: Вы меня не поняли, потому что я говорила с вами на английском языке. А
английский язык для вас иностранный. А что значит «иностранный»?
Учитель прикрепляет на доску карточку с надписью «иностранный язык».
Учащиеся объясняют, как они понимают это слово.
Учитель: Иностранный язык – это тот язык, на котором говорят в другой стране, в
иной стране, поэтому он так и называется — иностранный. А в каких других, иных странах
говорят на английском языке?
Ученики дают ответы.
3) Учитель: Английский язык является государственным языком в таких странах как
Великобритания, Соединённые Штаты Америки, Канада, Австралия и Новая Зеландия.
Учитель показывает названные страны на карте.
4) Учитель: А сейчас мы с вами друг друга понимаем, потому что говорим на родном
для нас языке, на русском. Мы говорим на этом языке с раннего детства, почти с рождения.
Мы родились в России, где все люди вокруг говорят на русском языке.
На доске карточка с надписью «родной язык».
5) Учитель: Теперь вы можете объяснить, что означают понятия «иностранный язык»
и «родной язык». А можете ли вы ответить, какой язык является родным для жителей Великобритании? А какой язык для них русский? Объясните, обоснуйте свой ответ.
Учащиеся дают свои объяснения.
2. Сообщение сведений о распространенности английского языка в мире, о
причинах, по которым люди изучают английский язык.
1) Учитель: Всего в мире существует более 3000 языков, включая диалекты. И нам с
вами необходимо изучать иностранные языки. Зачем?
Ученики дают свои ответы на вопрос учителя.
Учитель: Но почему мы с вами начинаем изучать именно английский, а не какой-то
другой язык?
Учитель записывает на доске вопрос «Почему именно английский?»
Ученики делают свои предположения.
2) Учитель: Я думаю, вам будет интересно и полезно узнать ещё некоторые сведения
об английском языке. Эти сведения даны в книге для чтения, по-английски она называется
Reader, на странице 3. Упражнение 1 (1). Давайте прочитаем этот материал сначала про
себя, а потом вслух по цепочке.
Учитель делает необходимые пояснения для лучшего понимания учащимися информации, показывает картинки с диаграммами.
Учитель: Представим себе, что все научные статьи мира собраны в десяти книгах. Из
них шесть книг будут написаны на английском языке. А остальные четыре книги – на других языках. А если все письма на земном шаре поместить в сумку почтальона, то письма на
7
английском языке займут в ней три отделения из четырёх. Если всю информацию во всемирной компьютерной сети Интернет сохранить на десяти дискетах, то на восьми из них
информация будет на английском языке.
3) Учитель: Английский язык – самый распространённый язык в мире. Мы с вами об
этом прочитали. Но для чего нам необходимо изучать иностранный язык? Как вы думаете?
Учащиеся обмениваются мнениями.
Учитель: Я предлагаю вашему вниманию отрывки из сочинений учащихся пятых
классов. Тема сочинения — «Зачем я начинаю изучать английский язык?» (На доске). Давайте внимательно прочитаем и узнаем другие причины, по которым люди хотят изучать английский язык.
Дети читают буклет с отрывками из сочинений и называют причины.
«Зачем я начинаю изучать английский язык?» (отрывки из сочинений учащихся 5
классов)
1 ученик
«Я очень хочу изучать английский язык, чтобы расширить кругозор и приобрести
знания о культуре других стан (литературе, музыке, архитектуре, живописи, театре, истории и т.д.) и научиться уважать, понимать и терпимо относиться к другой культуре, а
также более глубоко понять особенности родной культуры.
Английский нужно знать, чтобы найти интересную работу, так как в наше время
расширяются культурные, экономические и другие связи между странами и требуются
специалисты со знанием английского языка».
2 ученик
«У моего папы и старшего брата много записей песен на английском языке. Музыка
очень хорошая, а вот слов я не понимаю. Вот бы мне узнать, о чём они там поют. Но для
этого я должен изучать английский язык».
3 ученик
«Прошлым летом я познакомился с американцем Рикки из штата Кентукки. Он учил
нас играть в американский футбол. Он не знал русского языка, а мы не знали английского.
Нам было трудно общаться. Я очень жалею, что не начал изучать английский язык раньше, но сейчас я овладеваю им с большим удовольствием, ведь теперь я смогу найти новых
друзей из других стран. А ещё, чтобы быть образованным и всесторонне развитым человеком, надо знать иностранный язык».
4 ученик
«Я начинаю изучать английский язык, чтобы общаться с людьми из других стран,
ведь английский – это язык международного общения. Он сейчас самый распространенный язык в мире. Общее число говорящих на английском языке достигло более одного миллиарда человек. Овладев английским, я смогу путешествовать по разным странам, понимать речь других людей».
5 ученик
«Я начал изучать английский язык и очень рад этому, потому, что изучение иностранного языка отлично развивает речь и ум, а также многие положительные черты
характера (трудолюбие, активность, целеустремлённость и т.д.)». «В наше время людям
многих профессий необходимо знание английского языка. Например, если ты - детский врач и, чтобы вылечить тяжело больного ребёнка, тебе понадобилось лекарство, которое есть только за рубежом. Его нужно заказать. А для этого нужно владеть английским языком.
Чтобы быть высококлассным специалистом нужно читать специальную или научную литературу, а две трети всех научных статей публикуются на английском языке».
3. Домашнее задание.
Учитель: Люди изучают английский язык и по многим другим причинам. Зачем вы
начинаете изучать английский язык? Подумайте и напишите дома в чистой тетради в клетку
небольшое сочинение на тему «Зачем я начинаю изучать английский язык?».
4. Знакомство с учебником.
1) Учитель: Мы с вами выяснили, для чего необходимо изучать английский язык. Но
что нужно, чтобы его успешно изучать? В первую очередь, нужно ваше желание. Английская пословица гласит: «You can take a horse to the water, but you cannot make him drink».
Можно отвести лошадь на водопой, но невозможно заставить её пить. Кроме вашего желания нужно ещё и ваше старание. No pains, no gains. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.
И конечно, нам нужны помощники. Первый помощник – это ваш учебник, первый
учебник английского языка. Давайте составим план знакомства с учебником. Учебник – это книга. И как у любой книги у него есть авторы. Первым пунктом нашего плана будет
пункт «Авторы». Я прошу кого-то из вас помочь мне записать план на доске.
Ученик записывает пункты плана на доске.
Учитель: Учебники, написанные авторами, должны быть изданы. Так какой следующий пункт плана? Правильно. Это — «Издательство». Учебник поможет нам научиться говорить на английском языке, а говорить мы будем на разные темы. Это следующий пункт.
Какие темы и сколько их в учебнике, вы узнаете, если посмотрите оглавление в конце книги. В нашем учебнике есть ещё приложение. Давайте укажем его в плане, а потом изучим.
Ну и последний пункт – «Первое впечатление от учебника». Итак, план составлен. Начнём
наше знакомство. “Two heads are better than one”. Ум хорошо, а два – лучше. Я предлагаю
вам поработать в парах.
Учащиеся знакомятся с учебником в парах по плану.
План
1. Авторы.
2. Издательство.
3. Темы.
4. Приложение.
5. Первое впечатление.
Учитель: А теперь расскажите, что вы узнали о вашем первом учебнике английского
языка?
Один, два ученика делают небольшие устные сообщения. Остальные – дополняют,
делятся своими впечатлениями. Учитель поясняет, переводит названия тем с английского
языка на русский, рассказывает о приложении.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад по теме: "Пути формирования трудовых умений и навыков"
В своём докладе я осветила какие существуют принципы для формирования трудовых умений и навыков....
Доклад на тему "Развитие культурологического образовательного пространства, возможность и ресурсы личностного роста школьника"
Музыкальная культура – это синтез свойств личности, проявляющийся в интересе к музыке, в музыкальном вкусе (музыкально-эстетические критерии), в музыкальных знаниях, умениях, в способности поним...
Доклад на тему: «Развитие мыслительной деятельности учащихся с недостатками слуха на индивидуальных занятиях по развитию речевого слуха и формированию произношения»
Опыт, описанный в докладе будет интересен педагогам коррекционных школ первого и второго вида...
доклад на тему "Особенности формирования метапредметных умений у учащихся на уроках истории и обществознания в условиях введения ФГОС ООО"
доклад на тему "Особенности формирования метапредметных умений у учащихся на уроках истории и обществознания в условиях введения ФГОС ООО"...
Доклад на тему: " Формирование биоэкологических исследовательских умений школьников"
Доклад на тему: " Формирование биоэкологических исследовательских умений школьников" в рамках республиканского методического объединения учителей биологии и химии....
Доклад на тему: "Развитие коммуникативных способностей школьника"
Формирование коммуникативных умений школьников...
Доклад на тему "Развитие творческих способностей школьников на уроках иностранного языка".
Доклад на тему "Развитие творческих способностей школьников на уроках иностранного языка"....