Доклад по теме"Развитие у школьников умений целеполагания"
статья по английскому языку

Ляхова Галина Юрьевна

В статье рассмотрены примеры фрагменты  личностноориентированных уроков 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_ang.docx21.84 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие у школьников умений целеполагания

Согласно главному дидактическому принципу, регламентирующему личностноориентированный образовательный процесс, обучение каждого учащегося должно происходить на основе и с учётом его личных учебных целей.

Специфику имеют начальные цели, например, формулируемые в начале учебного

года. Такие цели характеризуются следующими особенностями:

1. Эмоциональное вхождение детей в учебный процесс. Их ориентация в специфике школьной жизни. Проведение уроков-знакомств типа: представление детьми в кругу

своего имени, своих любимых дел, своих игрушек, желаний и т.п. Для старших — рефлексия или просто рассказ о летней деятельности или своих увлечениях.

2. Диагностика особенностей детей: любимые виды деятельности, степень творческой ориентации, уровень подготовленности, психические особенности, самоорганизация

и другие.

3. Создание образа предстоящего учебного года: его содержания, структуры,

ритма, видов деятельности.

В начале обучения иностранным языкам цели педагога следующие:

а) помочь ученикам создать целостный образ учебного предмета - иностранный

язык (выяснить его смысл, зачем он нужен, из чего состоит, каковы его особенности; сформулировать наиболее интересные для детей вопросы); ученикам предлагается нарисовать  символ или концепт предмета;

б) для формирования образа деятельности в новом курсе или его теме следует

предложить детям выполнить основные виды деятельности, например: исследовать карту,  придумать сказку, нарисовать картину;

в) через созданные детьми начальные образовательные продукты и опробованные ими виды деятельности вывести их на постановку индивидуальных целей по иностранным языкам на обозримый для них период времени;

г) составить учебную программу, включив в неё личностный компонент учащихся, то есть их цели по предмету.

В этой связи самый первый урок в начале изучения курса играет очень важную роль.

На основе предложенных в Книгах для учителя рекомендаций, педагог детально продумывает как предметное, так и методическое содержание этого урока.

Примером тому может служить урок английского языка

Тема: «Привет, английский!»

Основные цели и задачи урока:

Познавательный (социокультурный) аспект: Знакомство с новым предметом, с понятиями «иностранный язык», «родной язык», с названиями англоязычных стран. Сообщение

сведений о распространенности английского языка в мире, о причинах, по которым люди

изучают английский язык. Знакомство с учебником.

Воспитательный аспект: Воспитание интереса и положительного отношения к изучению английского языка, осознание необходимости изучения английского языка.

Развивающий аспект: Развитие внимания, памяти, способности к догадке, к вероятностному прогнозированию, развитие мышления, умения составлять план, умения подводить итоги работы, делать обобщения, выявлять закономерности.

Оснащение урока: политическая карта мира, разноцветные карточки с надписями

«Иностранный язык», «Родной язык», буклеты с отрывками из сочинений, картинки с диаграммами.

1. Приветствие. Знакомство с понятиями «иностранный язык», «родной язык».

На доске - тема «Привет, английский!»

1) Учитель: Good morning, boys and girls! I’m very glad to see all of you. I am your English teacher. My name is Elena Ivanovna Kazenova. Today we begin to learn English. I hope

you’ll succeed in learning this foreign language. Скажите, ребята, вы поняли, о чём я с вами

сейчас говорила?

Ученики дают ответы типа: «Нет», «Не всё было понятно».

Учитель: А почему вы меня не поняли?

Учащиеся отвечают на вопрос фронтально.

2) Учитель: Вы меня не поняли, потому что я говорила с вами на английском языке. А

английский язык для вас иностранный. А что значит «иностранный»?

Учитель прикрепляет на доску карточку с надписью «иностранный язык».

Учащиеся объясняют, как они понимают это слово.

Учитель: Иностранный язык – это тот язык, на котором говорят в другой стране, в

иной стране, поэтому он так и называется — иностранный. А в каких других, иных странах

говорят на английском языке?

Ученики дают ответы.

3) Учитель: Английский язык является государственным языком в таких странах как

Великобритания, Соединённые Штаты Америки, Канада, Австралия и Новая Зеландия.

Учитель показывает названные страны на карте.

4) Учитель: А сейчас мы с вами друг друга понимаем, потому что говорим на родном

для нас языке, на русском. Мы говорим на этом языке с раннего детства, почти с рождения.

Мы родились в России, где все люди вокруг говорят на русском языке.

На доске карточка с надписью «родной язык».

5) Учитель: Теперь вы можете объяснить, что означают понятия «иностранный язык»

и «родной язык». А можете ли вы ответить, какой язык является родным для жителей Великобритании? А какой язык для них русский? Объясните, обоснуйте свой ответ.

Учащиеся дают свои объяснения.

2. Сообщение сведений о распространенности английского языка в мире, о

причинах, по которым люди изучают английский язык.

1) Учитель: Всего в мире существует более 3000 языков, включая диалекты. И нам с

вами необходимо изучать иностранные языки. Зачем?

Ученики дают свои ответы на вопрос учителя.

Учитель: Но почему мы с вами начинаем изучать именно английский, а не какой-то

другой язык?

Учитель записывает на доске вопрос «Почему именно английский?»

Ученики делают свои предположения.

2) Учитель: Я думаю, вам будет интересно и полезно узнать ещё некоторые сведения

об английском языке. Эти сведения даны в книге для чтения, по-английски она называется

Reader, на странице 3. Упражнение 1 (1). Давайте прочитаем этот материал сначала про

себя, а потом вслух по цепочке.

Учитель делает необходимые пояснения для лучшего понимания учащимися информации, показывает картинки с диаграммами.

Учитель: Представим себе, что все научные статьи мира собраны в десяти книгах. Из

них шесть книг будут написаны на английском языке. А остальные четыре книги – на других языках. А если все письма на земном шаре поместить в сумку почтальона, то письма на

7

английском языке займут в ней три отделения из четырёх. Если всю информацию во всемирной компьютерной сети Интернет сохранить на десяти дискетах, то на восьми из них

информация будет на английском языке.

3) Учитель: Английский язык – самый распространённый язык в мире. Мы с вами об

этом прочитали. Но для чего нам необходимо изучать иностранный язык? Как вы думаете?

Учащиеся обмениваются мнениями.

Учитель: Я предлагаю вашему вниманию отрывки из сочинений учащихся пятых

классов. Тема сочинения — «Зачем я начинаю изучать английский язык?» (На доске). Давайте внимательно прочитаем и узнаем другие причины, по которым люди хотят изучать английский язык.

Дети читают буклет с отрывками из сочинений и называют причины.

«Зачем я начинаю изучать английский язык?» (отрывки из сочинений учащихся 5

классов)

1 ученик

«Я очень хочу изучать английский язык, чтобы расширить кругозор и приобрести

знания о культуре других стан (литературе, музыке, архитектуре, живописи, театре, истории и т.д.) и научиться уважать, понимать и терпимо относиться к другой культуре, а

также более глубоко понять особенности родной культуры.

Английский нужно знать, чтобы найти интересную работу, так как в наше время

расширяются культурные, экономические и другие связи между странами и требуются

специалисты со знанием английского языка».

2 ученик

 «У моего папы и старшего брата много записей песен на английском языке. Музыка

очень хорошая, а вот слов я не понимаю. Вот бы мне узнать, о чём они там поют. Но для

этого я должен изучать английский язык».

3 ученик

 «Прошлым летом я познакомился с американцем Рикки из штата Кентукки. Он учил

нас играть в американский футбол. Он не знал русского языка, а мы не знали английского.

Нам было трудно общаться. Я очень жалею, что не начал изучать английский язык раньше, но сейчас я овладеваю им с большим удовольствием, ведь теперь я смогу найти новых

друзей из других стран. А ещё, чтобы быть образованным и всесторонне развитым человеком, надо знать иностранный язык».

4 ученик

 «Я начинаю изучать английский язык, чтобы общаться с людьми из других стран,

ведь английский – это язык международного общения. Он сейчас самый распространенный язык в мире. Общее число говорящих на английском языке достигло более одного миллиарда человек. Овладев английским, я смогу путешествовать по разным странам, понимать речь других людей».

5 ученик

 «Я начал изучать английский язык и очень рад этому, потому, что изучение иностранного языка отлично развивает речь и ум, а также многие положительные черты

характера (трудолюбие, активность, целеустремлённость и т.д.)». «В наше время людям

многих профессий необходимо знание английского языка. Например, если ты - детский врач  и, чтобы вылечить тяжело больного ребёнка, тебе понадобилось лекарство, которое есть  только за рубежом. Его нужно заказать. А для этого нужно владеть английским языком.

Чтобы быть высококлассным специалистом нужно читать специальную или научную литературу, а две трети всех научных статей публикуются на английском языке».

3. Домашнее задание.

Учитель: Люди изучают английский язык и по многим другим причинам. Зачем вы

начинаете изучать английский язык? Подумайте и напишите дома в чистой тетради в клетку

небольшое сочинение на тему «Зачем я начинаю изучать английский язык?».

4. Знакомство с учебником.

1) Учитель: Мы с вами выяснили, для чего необходимо изучать английский язык. Но

что нужно, чтобы его успешно изучать? В первую очередь, нужно ваше желание. Английская пословица гласит: «You can take a horse to the water, but you cannot make him drink».

Можно отвести лошадь на водопой, но невозможно заставить её пить. Кроме вашего желания нужно ещё и ваше старание. No pains, no gains. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

И конечно, нам нужны помощники. Первый помощник – это ваш учебник, первый

учебник английского языка. Давайте составим план знакомства с учебником. Учебник – это  книга. И как у любой книги у него есть авторы. Первым пунктом нашего плана будет

пункт «Авторы». Я прошу кого-то из вас помочь мне записать план на доске.

Ученик записывает пункты плана на доске.

Учитель: Учебники, написанные авторами, должны быть изданы. Так какой следующий пункт плана? Правильно. Это — «Издательство». Учебник поможет нам научиться говорить на английском языке, а говорить мы будем на разные темы. Это следующий пункт.

Какие темы и сколько их в учебнике, вы узнаете, если посмотрите оглавление в конце книги. В нашем учебнике есть ещё приложение. Давайте укажем его в плане, а потом изучим.

Ну и последний пункт – «Первое впечатление от учебника». Итак, план составлен. Начнём

наше знакомство. “Two heads are better than one”. Ум хорошо, а два – лучше. Я предлагаю

вам поработать в парах.

Учащиеся знакомятся с учебником в парах по плану.

План

1. Авторы.

2. Издательство.

3. Темы.

4. Приложение.

5. Первое впечатление.

Учитель: А теперь расскажите, что вы узнали о вашем первом учебнике английского

языка?

Один, два ученика делают небольшие устные сообщения. Остальные – дополняют,

делятся своими впечатлениями. Учитель поясняет, переводит названия тем с английского

языка на русский, рассказывает о приложении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад по теме: "Пути формирования трудовых умений и навыков"

В своём докладе я осветила какие существуют принципы  для формирования трудовых умений и навыков....

Доклад на тему "Развитие культурологического образовательного пространства, возможность и ресурсы личностного роста школьника"

Музыкальная культура – это синтез свойств личности, проявляющийся в интересе к музыке, в музыкальном вкусе (музыкально-эстетические критерии), в музыкальных знаниях, умениях, в способности  поним...

доклад на тему "Особенности формирования метапредметных умений у учащихся на уроках истории и обществознания в условиях введения ФГОС ООО"

доклад на тему "Особенности формирования метапредметных умений у учащихся на уроках истории и обществознания в условиях введения ФГОС ООО"...

Доклад на тему: " Формирование биоэкологических исследовательских умений школьников"

Доклад на тему: " Формирование биоэкологических исследовательских умений школьников" в рамках республиканского методического объединения учителей биологии и химии....

Доклад на тему: "Развитие коммуникативных способностей школьника"

Формирование коммуникативных умений школьников...

Доклад на тему "Развитие творческих способностей школьников на уроках иностранного языка".

Доклад на тему "Развитие творческих способностей школьников на уроках иностранного языка"....