Доклад на тему: "Развитие коммуникативных способностей школьника"
классный час

Ким Ольга Владимировна

Формирование коммуникативных умений школьников 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc24.21 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа п.Восточный Ивантеевского района Саратовской области»

Доклад

на тему:

«Развитие коммуникативных способностей школьников»

Подготовила:

Учитель математики

Ким О.В.

2019г.

Развитие коммуникативных способностей школьников

Формирование коммуникативных умений школьников - чрезвычайно актуальная проблема, так как степень сформированности данных умений влияет не только на результативность обучения детей, но и на процесс их социализации и развития личности в целом.

Формирование ключевых компетентностей школьного обучения должно обеспечить познавательную мотивацию и интересы учащихся, их готовность и способность к сотрудничеству и совместной деятельности учения с учителем и одноклассниками, сформировать основы нравственного поведения, определяющего отношения личности с обществом и окружающими людьми.

Высокая форма общения учеников между собой и с учителем, будет являться важнейшим фактором развития познавательной активности учащихся, так как общение  это определённое взаимодействие, в ходе которого происходит обмен информацией с целью налаживания отношений и объединения усилий для достижения общего результата. В структуре коммуникативной деятельности выделяются такие её компоненты:

-предмет;

-потребности;

-мотивы;

-цели, задачи;

-действия и операции.

Коммуникативная потребность состоит в стремлении человека познать самого себя с помощью партнёра по общению и через его посредство. Под мотивами мы понимаем те качества партнёра, ради которых ребёнок вступает в общение с ним.

Способность к общению включает в себя:

  1. Желание вступать в контакт с окружающими («Я хочу»)
  2. Знание норм и правил, которыми необходимо следовать приобщению с окружающими («Я знаю»)
  3. Умение организовать общение («Я умею»)

Процесс формирования коммуникативных способностей школьников будет успешным, если реализуется совокупность педагогических условий:

- создание благоприятного психологического климата в детском коллективе, атмосферы доброжелательности и ситуации успеха для каждого;

- организация совместной жизнедеятельности школьников на основе удовлетворения фундаментальных потребностей в общении, уважении принятии самопринятии;

- включение школьников в систему коммуникативных ситуаций взаимодействия с разными типами партнеров (учителями, сверстниками, незнакомыми взрослыми);

- приобретение школьниками теоретико-прикладных знаний по проблеме общения и взаимодействия с людьми в целом, и в условиях их учебной деятельности, в частности.

Только последовательная реализация этих условий может привести к формированию необходимых для успешной социализации коммуникативных знаний, умений и навыков, а, следовательно, и коммуникативной компетентности школьников.

Для реализации выше поставленных условий целесообразно использовать:

- игры, направленные на поддержание интереса к общению с окружающими, желания совместного взаимодействия с ними;

-создание проблемных ситуаций. В классе можно специально создать проблемную ситуацию с целью приобретения детьми практического опыта в выполнении правил поведения с учётом интересов сверстников;

-групповую работу, которая даёт огромные возможности развития готовности  к сотрудничеству, терпимости к чужому мнению, умению вести диалог.

-оценивание друг друга и себя (сопоставление работы с образцом;  вырабатывание критерии оценки учебной работы; сопоставление своей оценки с оценкой другого человека; умение давать характеристику ошибок и выдвигать гипотезы об их причинах; формулирование предположения о том, как искать недостающий способ действия (недостающее знание)).

Практически организуя работу детских групп и коллективов, педагог должен преследовать следующие цели:

1. Научить детей правильно распределять между собой роли в совместной деятельности и выполнять свои ролевые обязанности.

2. Научить детей быть руководителями в групповой деятельности.

3. Научить детей подчиняться заданным правилам совместной работы, быть также и хорошими исполнителями.

4. Научить детей умело общаться друг с другом, устанавливать и поддерживать хорошие деловые взаимоотношения.

5. Научить детей создавать в группе эмоционально благоприятные личные взаимоотношения.

6.Научить каждого ребенка быть независимым в группе или коллективе,

преследуя собственные цели; в то же самое время не ущемлять интересов других членов группы.

7. Научить детей умело вести дискуссию, высказываться самим и слушать других, доказывать свою правоту и признавать правильность позиций других людей.

8.Научить детей снимать конфликты в сфере личных и деловых межличностных отношений.

Обучение правильному распределению обязанностей предполагает проведение систематической разъяснительной работы, направленной на то, чтобы убедить детей в том, что коллективная деятельность, построенная на основе разделения функций, их специализации и кооперации, координации усилий членов группы, является прогрессивной. При правильной организации такая работа идет на пользу всем без исключения людям, порождая значительный материальный выигрыш, обеспечивая социальную и моральную поддержку и способствуя развитию каждого как личности. Это происходит тогда, когда группа или коллектив не доминируют над личностью, не ущемляют ее интересов и не подавляют ее. Следует особо подчеркнуть значимость каждой роли в группе для развития индивида как личности, необходимость ролевой взаимозаменяемости, при которой каждый имеет право и возможность побывать в различных социально-психологических ролях. Результатом такой работы должно стать научение детей самостоятельному распределению обязанностей в группе, решение этой задачи без вмешательства взрослых.

Подготовила руководитель

                                                                          9 класса Ким О.В.

2019 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему "Развитие творческих способностей учащихся как средство достижения необходимого уровня коммуникативной компетентности".

В докладе освещаются различные формы работы на уроках и во внекласссной  деятельности для развития творческих способностей  учащихся на разных ступенях обучения иностранному языку ....

Доклад на тему: "Развитие коммуникативной функции речи у детей с ОВЗ".

Статья посвещена  развитию устной речи у учащихся коррекционных школ VIII вида с ОВЗ.Рассказывается о видах работы по развитию речи, мышления е только  на уроках , но и во внеурочной деятель...

Доклад на тему: Развитие коммуникативной деятельности учащихся во внеклассное время

Данная работа посвящена развитию коммуникативной деятельности глухих учащихся во внеклассное время...

Доклад на тему "Развитие творческих способностей школьников на уроках иностранного языка".

Доклад на тему "Развитие творческих способностей школьников на уроках иностранного языка"....