Доклад на тему "Развитие творческих способностей школьников на уроках иностранного языка".
материал

Книпацан Татьяна Юрьевна

Доклад на тему "Развитие творческих способностей школьников на уроках иностранного языка".

Скачать:


Предварительный просмотр:

  

Тема доклада: «Развитие творческих способностей школьников на уроках иностранного языка».

  Основным направлением модернизации общеобразовательной школы на современном этапе развития предусматривается, прежде всего, повышение качества усвоения общеобразовательных знаний, практической и творческой подготовки обучающихся. Главной задачей является сделать возможными для детей межкультурную коммуникацию; мотивировать к изучению языка и развитию положительного отношения к другим языкам, народам и культурам.

 Иностранный язык, как общеобразовательный учебный предмет может и должен внести свой вклад в процесс развития творческих способностей школьников. Обладая огромным воспитательным, образовательным и развивающим потенциалом творческих способностей школьников, иностранный язык может реализовать его лишь в ходе осуществления практической цели обучения, то есть только в том случае, если ученик в процессе иноязычной коммуникативно-познавательной деятельности (слушая, говоря, читая, пользуясь письмом) будет расширять свой общеобразовательный кругозор, развивать свое мышление, память, чувства и эмоции; если в процессе иноязычного общения будут формироваться социально-ценностные качества личности: мировоззрение, нравственные ценности и убеждения, черты характера.

 Прежде всего, иностранный язык как учебный предмет – это дополнительное “окно” в мир, это средство для пополнения знаний в разных областях жизни, науки, искусства, что существенно для общего образования, это средство, помогающее осуществлению деятельности в разных сферах трудовой и общественной жизни. На уроках иностранного языка обучающиеся углубляют и расширяют знания и представления, полученные ими по другим учебным предметам: обществознанию, литературе, музыке, истории, географии, изобразительному искусству и др. 

 Воздействуя на личность, формирование творческих способностей обогащает эмоциональный и практический опыт, развивает психику, формирует интеллектуальный потенциал, способствует воспитанию эстетических и умственных способностей, ведет к накоплению профессиональных навыков и умений, развитию природных задатков детей, их нравственных качеств. Оно настраивает на дальнейшую, активную творчески-осознанную самодеятельность школьников, что отвечает их духовным потребностям, удовлетворяет их стремление к самореализации, и проявлению личностных качеств. Все это является эффективным средством комплексного развития личности, выявления формирования ее творческого потенциала.

Что же такое творчество? "творчество - это деятельность, рождающая нечто новое, ранее не бывшее, на основе  организации  имеющегося опыта и формирования новых комбинаций знаний, умений, продуктов".

 Педагогическое определение творческих способностей, которое дано в педагогической энциклопедии определяет их как способности к созданию оригинального продукта, изделия, в процессе работы над которыми самостоятельно применены усвоенные знания, умения, навыки,  также это способности, в которых проявляются (хотя бы в минимальном отступлении от образца) индивидуальность, художество.

Развитие творческих способностей – важнейшая задача образования, ведь этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребёнка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

У каждого ребёнка есть разного рода дарования. Разумеется, далеко не у всех детей, есть умение сочинять, воображать, придумывать. И, тем не менее, таланты каждого человека можно развивать. Для их развития необходимы стимулы. 

Каковы же способы стимулирования творческих способностей?

 – обеспечение благоприятной атмосферы;

 – доброжелательность со стороны учителя, его отказ от критики в адрес ученика;

 – обогащение окружающей ученика среды самыми разнообразными новыми для него предметами и стимулами с целью развития его любознательности;

 – поощрение высказывания оригинальных идей;

 – обеспечение возможностей для практики;

 – использование личного примера творческого подхода к решению проблем;

 – предоставление детям возможности активно задавать вопросы.

 

Важность развития творчества школьника, его способностей при решении любой учебной задачи проявлять инициативу, выдумку, самостоятельность для всех является сейчас очевидным. Соотнося процесс творчества и обучения, очевидно, надо вести разговор о создании таких условий, которые содействовали бы возникновению и развитию у всех обучаемых качеств и склонностей, обычно выделяемые как характерные черты творческой личности. Эффективность работы школы определяется тем, в какой мере учебно-воспитательный процесс обеспечивает развитие творческих способностей обучающихся, готовит их к жизни в обществе. 

Таким образом, можно заключить, что творческие способности есть у каждого ребёнка. Это индивидуально – психологические особенности, отличающие одного человека от другого. От того насколько они будут развиты, зависит творческий потенциал нашего общества, так как формирование творческой личности приобретает сегодня не только теоретический, но и практический смысл.

Учить иностранный язык тяжело. Многие дети, начинающие изучать в школе иностранный язык, считают, что это весело и забавно. Но спустя некоторое время они начинают понимать, что это совсем нелегко, и вскоре иностранный язык становится одним из нелюбимых предметов. Одной из причин, которая приводит к такому результату – трудности в изучении грамматики. Традиционные способы объяснения и тренировки к желаемому результату не приводят. Обучение более эффективно, если ученики активно вовлечены в процесс.

Есть разные способы стимулировать детей к активности, но самыми эффективными являются игра, творчество и исследование.

Нетрадиционные форма урока используются, в первую очередь, для повышения эффективности образовательного процесса за счет активизации деятельности учеников на уроке. Нетрадиционные формы урока дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, науке, а так же развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными, самыми необычными источниками знаний.

Виды нетрадиционных форм урока английского языка

  • видео-урок,
  • урок-проект,
  • урок-экскурсия,
  • урок в форме лекции с обратной связью,
  • урок-игра.

Игра.

Игровая деятельность применима, в основном, в младших классах. В младшем школьном возрасте происходит постепенная смена ведущей деятельности, переход от игровой деятельности к учебной. При этом игра еще сохраняет свою ведущую роль. Исходя из этой особенности, игра должна стать основой для развития у учащихся навыков учебной деятельности.

Использование на уроках и во внеклассной работе игровых моментов способствует активизации познавательной и творческой деятельности учащихся, развивает их мышление, память, воспитывает инициативность, позволяет преодолеть скуку в обучении иностранному языку. Игры развивают сообразительность и внимание, обогащают язык и закрепляют запас слов учащихся, сосредотачивают внимание на оттенках их значения. Игра может заставить ученика вспомнить пройденное, пополнить свои знания.

Большинству игр присущи главные черты: 
1. Свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата.
2. Творческий характер этой деятельности.
3. Эмоциональная приподнятость.
4. Наличие правил, отражающих содержание игры.
         Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися  в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве ее средства; в учебную  деятельность вводится элемент соревнования; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

Одним из преимуществ игр является то, что все ученики работают одновременно. Участие в играх развивает способность сотрудничать, соревноваться, не проявляя агрессии, уметь проигрывать, брать на себя ответственность.

 Особое значение приобретают игры, известные детям из их жизненного опыта на родном языке.

В целом, ученики любят игры, которые имеют элемент удачи, потому что она добавляет увлеченность игре. Игры, которые зависят от умений учеников, становятся скучными, так как выигрывают одни и те же способные ребята, и увлеченность большинства игроков падает.  Большинство игр носят состязательный характер, и победителем может стать один человек или команда. Использование командных и групповых игр помогает уменьшить давление соревнования на одного человека.

Помня об этих принципах – удача и умение, состязание и сотрудничество, неожиданность, которые являются основой всех игр, – учитель может упражнение из учебника превратить в игру.

 

Проектная методика.

Наиболее эффективной технологией обучения иностранному языку является метод проекта, т. е. такая организация обучения, при которой обучающиеся приобретают знания в творческом процессе планирования и самостоятельном выполнении практических заданий.

Итогом работы ученика над проектом могут  быть как сформированные знания, так и  творческий отчёт: страноведческий коллаж, альбом, туристический проспект по изучаемому страноведческому материалу, письма зарубежному сверстнику, рекламный проспект, презентация.

Работа над проектами развивает воображение, фантазию, творческое мышление, самостоятельность и другие личностные качества. Резервы развивающего обучения раскрываются наиболее плотно, если этому способствуют благоприятный психологический климат на уроке и адекватное поведение как речевого партнера и старшего помощника.

Работа над проектами начинается уже во втором классе. Сначала это проекты типа «Моя семья»: создание генеалогического дерева семьи, рассказ о выходных днях, помощь родителям по дому. Следует отметить, что в создании проектов нередко принимают участие родители, работа над общим делом служит сближению и взаимному общению.

Темы проектов, над которыми работают учащиеся:

2 класс: “ My Toy”

3 класс: “Seasons”, “

4 класс: “ The weather”

5класс:  “Hobby”

6 класс: “Sport”

Работа над проектом может вестись или индивидуально или в группах. В последнем случае участникам совместного проекта следует помочь распределить роли и объяснить, что общий успех зависит от вклада каждого участника. Работа над проектом начинается на уроке под руководством учителя. Проекты могут быть кратковременные или долговременные. В зависимости от типа проекта его презентация осуществляется на следующем уроке или на заключительном уроке темы. Важно организовать работу над проектом, создав максимально благоприятные условия для раскрытия и проявления творческого потенциала участников.

Метод проектов формирует и совершенствует общую культуру общения и социального поведения в целом и приводит учеников к практическому владению иностранным языком.

Нужно отметить что, проектная методика позволяет сформировать у учащихся:
коммуникативные, творческие, интеллектуальные умения и навыки, культуру общения, умение формулировать собственные мысли, 
умение терпимо относиться к мнению партнёров по общению, 
умение добывать и обрабатывать информацию, а также ориентироваться в информационном пространстве, умения и навыки использования современных компьютерных технологий, языковую среду, на основе которой возникает естественная потребность в общении на иностранном языке, умения применять накопленные знания по предмету.

Виды проектов:

  1. Исследовательские, требующие хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, обоснования актуальности предмета исследования для всех участников, обозначения источников информации, продуманных методов, результатов. Данные проекты подчинены логике небольшого исследования и имеют соответствующую структуру. Участники проекта выдвигают различные гипотезы решения обозначенной проблемы, определяют пути её решения, аргументируют актуальность исследования, обсуждают полученные результаты, делают выводы.
  2. Творческие, предполагающие соответствующее оформление результатов, деятельность участников намечается и развивается, подчиняясь принятой группой логике и интересам совместной деятельности. Результаты проекта могут быть представлены в форме газеты, сочинения, видеофильма, драматизации и т. д. Любой проект требует творческого подхода, и в этом смысле любой проект можно назвать творческим. К творческим проектам на уроках иностранного языка относятся: сценарии различных праздников, стенная газета, альбом, самодельные книги и журналы.
  3. Информационные, направленные на сбор информации, ее анализ и обобщение. Они требуют хорошо продуманной структуры, а результатом проекта является статья, реферат, доклад.  
  4.  Ролево - игровые проекты - это практическое занятие, в основе которого лежат игровые элементы, насыщенные учебной деятельностью, в ходе которой коммуникативная деятельность учащихся максимально приближена к реальным условиям. Данные проекты имеют регламентированные правила, а также элементы соревнования, обязателен анализ итога проведенного мероприятия.
  5. Практико - Ориентированные проекты, в которых определена доминирующая деятельность – прикладная, целями могут являться формирование профессионально-коммуникативной компетенции обучаемых, совершенствование межпредметных связей и отработка профессиональной лексики на английском языке.
  6.  Монопроекты - это проекты, осуществляемые в рамках одного предмета.
  7. Межпредметные проекты - это пространство интегрированного знания, решая свою проблему школьник обращается к различным областям знаний, находя ответы на свои вопросы, устраняя пробелы в знаниях.
  8. Проект – презентация.

Специфика работы такова, что любой предмет можно вести творчески. Это зависит от интереса учителя к творческому обучению и уровня подготовленности класса. Но по-настоящему творческой личность станет тогда, когда для этого будут созданы все условия: дома, в школе, в общении с друзьями. Дух творчества возникает в том случае, когда у ребенка появляется заинтересованность и желание работать.  


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Некоторые приемы развития творческих способностей учащихся на уроках иностранного языка

В данной работе представлены приемы развития творческих способностей учащихся на уроках немецкого языка....

Проектная деятельность как средство развития творческих способностей учащихся на уроках иностранного языка

Данная статья содержит материал из опыта работы методом проекта в профильном (филологическом) классе и общеобразовательных классах....

РАБОТА СО СТРАНОВЕДЧЕСКИМ МАТЕРИАЛОМ КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТАна первую категориюТЕМА: РАБОТА СО СТРАНОВЕДЧЕСКИМ МАТЕРИАЛОМ КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА...

Проект как средство развития творческих способностей учащихся на уроках иностранного языка

Данный материал дает информацию о видах  проектной деятельности, этапах проекта и предлагает фрагменты нескольких проектных работ, выполненных в разных клвссвх....

Развитие творческих способностей учащихся на уроках иностранного языка

          Творчество и творческая деятельность определяют человека,поэтому формирование творческой личности приобретает не только теоретический,но и практический смысл....