Доклад по теме: "Пути формирования трудовых умений и навыков"
материал по теме

Гончарова Прасковья Васильевна

В своём докладе я осветила какие существуют принципы  для формирования трудовых умений и навыков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_puti_formirovaniya_trudovyh_umeniy_i_navykov.doc67.5 КБ

Предварительный просмотр:

Содержание.

I.   Введение.

     -Задачи трудового воспитания.

     -Методы трудового воспитания.

II.  Формирование трудовых умений и навыков, профессиональной      

      ориентации учащихся в процессе ручного труда, учебного труда,    

      труда по самообслуживанию, хозяйственно-бытового труда,

      общественно- полезного  труда.

III.  Заключение.

     - Труд- могучая сила воспитания.

     - В.А.Сухомлинский о трудовом воспитании.  

   Существенная роль в решении коррекционных, воспитательных и образовательных задач вспомогательной школы принадлежит трудовому воспитанию. Трудовое воспитание осуществляется специфическими методами и приемами и решает как общие, так и специальные задачи. Опыт и исследования работы школ убедительно подтверждают возможность широкого участия детей с ограниченными возможностями здоровья в различных видах трудовой деятельности.

   Во внеурочное время в школе–интернате преобладают практическое использование и закрепление  полученных умений и навыков. В процессе коллективного труда осуществляется умственное, нравственное, эстетическое и физическое развитие школьника, формируются его мировоззрение, моральные качества, воля и характер. Психологически и практически вспомогательная школа подготавливает учащихся к труду.

   Трудовая деятельность позволяет включать учащихся в процессы, которые оказывают благотворное влияние на весь организм ребенка. У них воспитываются необходимые навыки личной гигиены, привычка следить за чистотой помещения, что создает условия для здорового образа жизни.

   Включение школьников в разнообразный труд позволяет также постигнуть его красоту, получить удовлетворение от его результата.

   В подготовке учащихся вспомогательной школы к практической общественно полезной деятельности ведущая роль отводится трудовому воспитанию, основными задачами которого являются:

 а) формирование у учащихся прочных профессионально-трудовых умений и навыков, воспитание культуры труда и умения использовать в практической деятельности;

 б) воспитание у учащихся таких нравственных качеств как трудолюбие, ответственность за порученное дело, бережное отношение к общественному имуществу, умение работать в коллективе и соблюдать трудовую дисциплину.

   Установлено, что занятия любым трудом не только подготавливают учащихся к трудовой деятельности, но и при соответствующей организации являются весьма эффективным средством коррекции недостатков их психики. Труд помогает учащимся конкретизировать имеющиеся у них представления и понятия об окружающем мире. В процессе труда учащиеся знакомятся с основами предметов, материалов, сравнивают их, планируют свою работу, создают в воображении изготавливающий предмет (поделку)- все это способствует развитию мышления.

   Одним из широко распространенных методов трудового воспитания является проведение бесед о значении труда, о профессиях. Темы для бесед подбираю следующие:  «Полезней тот, кто с детских лет живет в труде», «Кем быть», «Труд моих родителей», «Где и кто трудящиеся для нас», «Берегите зеленые насаждения», «Как надо прожить жизнь», «Любой труд в почете», «Делу время потехе час». Игровые часы: «Такие разные профессии», «Строительные специальности», «Мир профессий», «Мой главный труд в будущем», «У меня растут года», «Домашний помощник», «Все работы хороши», «Чем пахнут ремесла», «Славен человек трудом» и другие.

   Классные часы, внеклассные занятия с элементами практической деятельности играют важную роль в профессиональной ориентации учащихся. Они способствуют расширению знаний о мире профессий, углубляют представления детей. Использование наглядности , игрового материала (кроссворды, загадки, пословицы, викторины), элементов занимательности, состязательности (конкурсы, соревнования) помогает создать у учащихся многообразие впечатлений. Таким образом, школьники познают и запоминают мир профессий.

   Большое значение в трудовом воспитании школьников имеют экскурсии : «Кто трудится вокруг нас», «Профессии которые нас окружают», где дети убеждаются в том, что самое главное в жизни- добросовестный труд, который приносит человеку радость и уважение товарищей. Работа в кружках «Культура быта», «Волшебная иголочка», «Выжигание» помогает учащимся моего класса в подготовке к самостоятельной трудовой деятельности.

   Всестороннее развитие детей происходит и в процессе работы с природными и другими материалами. Эта работа заключает в себе большие возможности сближения ребенка с родной природой, воспитания бережного, заботливого отношения к ней и формирования трудовых навыков. Изготовление различных поделок из природного материала- труд кропотливый, увлекательный и очень приятный. Этот труд полюбили мои дети. Для того, чтобы дети охотно им занимались, я развиваю добрые чувства, фантазию, ловкость в работе. Ручной труд способствует развитию  сенсомоторики (согласованности в работе глаза и руки), совершенствованию координации движений, гибкости точности в выполнении действий. В процессе изготовления поделок постепенно образуется система специальных умений и навыков. Большое влияние оказывает труд с природным материалом на умственное развитие учащихся, на развитие его мышления, способствует развитию личности ребенка, воспитанию его характера. Не так-то просто сделать поделку: ее изготовление требует определенных волевых усилий. Когда ученик встречается с трудностями, он самостоятельно пытается их разрешить. Под руководством воспитателя учащиеся учатся устанавливать причины неудач, преодолевать их. Постепенно у них формируются такие качества, как целеустремленность, настойчивость, умение доводить начатое дело до конца, в данном труде есть реальные возможности формировать у детей контроль и оценку собственной деятельности.

   Труд может быть индивидуальным и коллективным. Коллективный труд приносит детям большую радость, у ребят наблюдается стремление оказать друг другу помощь, заинтересованность результатом общего дела. Большое влияние труд оказывает на формирование у воспитанников дружеских, доброжелательных отношений, взаимопомощи, товарищества. Результаты коллективного труда окрыляют ребят, побуждают их к выполнению новых заданий, за каждую работу они берутся все с большим эмоциональным подъемом.

   Особое значение для старших школьников имеет учебный труд, который является основным видом труда учащихся и включает, как учебные занятия под руководством воспитателя- выполнение домашних заданий, часы чтения, прогулки-наблюдения, различные дидактические игры, занятия по интересам. В процессе учебной деятельности у учащихся вырабатывается привычка к регулярной занятости, ежедневному упорному труду, появляется интерес к учебе, желание учиться, воспитываются настойчивость, самостоятельность и ряд других качеств, необходимых для будущего участия в производительном труде. Неотделима от трудовой деятельности игровая деятельность. Игры для учащихся- это тоже труд. В своей группе провожу различные коллективные игры, настольные, спортивные, дидактические, коррекционные игры.

   Постоянное пребывание детей в школе-интернате невозможно без труда по самообслуживанию, тесно связанного с усвоением санитарно-гигиенических навыков и развитием общей культуры школьников. К этому виду труда относится уход за самим собой, поддерживание чистоты и порядка в школе, на школьном дворе.

   Ежедневно, по полтора часа утром и пол часа вечером дети заняты самообслуживанием, т.е. выполняют определенные трудовые обязанности- убирают утром и разбирают на ночь постель, складывают постельные принадлежности, одежду, застегивают пуговицы, делают влажную уборку в спальнях и т.д., овладевают необходимыми навыками личной гигиены.

   Как же я воспитываю навыки личной гигиены у своих учеников? Я начала воспитание этих навыков требования мыть руки перед едой. Я мою руки вместе с детьми. Они следуют моему примеру. Для того, чтобы навык имел еще более осознанный характер, читаем в классе соответствующие рассказы, стихотворения. В первый месяц работы с группой повседневно в определенное время контролировала, как ученики выполняют требования личной гигиены утром (умывание, чистка зубов, уход за телом, закаливание, причесывание). Постоянно приходилось напоминать, осуществляла контроль за выполнением данных детям указаний. Через некоторое время стала к проверке привлекать самих учащихся. Выбрали «санитара», который ежедневно в начале линейки проверяет чистоту и опрятность учеников, делает отчет о проверке. Но я не уверена в том, что учащиеся имеют прочные навыки личной гигиены, хотя необходимость овладения этими навыками уже ими осознана. Постоянно изо дня в день, я проверяю, нет ли ослабления того или иного навыка, прочные навыки воспитываются быстрее, когда в классе обеспечивается четкий режим.

   К навыкам и умениям, которые необходимо привить детям я отношу уход за одеждой, обувью, постельными принадлежностями. Постоянно организую в группе занятия по уходу за одеждой, за обувью, в процессе которых стараюсь научить детей видеть недостатки в своей одежде- оторванную пуговицу, дырку на носке- и устранить их. Кроме того, учу детей отличать пуговицу по форме и размеру, пришивать пуговицы и штопать соответствующими по цвету нитками, гладить брюки, рубашки, блузки, платья, нижнее белье. Много внимания уделяю заправке постелей, привитию культуры поведения в столовой, правильно кушать, пользоваться столовыми приборами, салфетками, убирать одежду и обувь в положенное место, стирке вещей. Навыки самообслуживания вырабатываются в результате систематических упражнений и постоянного контроля. Постоянно использую прием сравнения: сравниваю чистые и грязные вещи, мятые и выглаженные, неряшливо и аккуратно застеленную постель. Использую элементы игры, соревнования: кто лучше и быстрее сложит вещи, наведет порядок на своем рабочем месте и т.д.

   В результате многократных повторений одних и тех же действий в определенной последовательности при настойчивом воспитательном воздействии, у учащихся вырабатываются необходимые навыки, привычки, которые в дальнейшем прочно закрепляются.

   Особенно дисциплинирует детей связанный с личным самообслуживанием хозяйственно-бытовой труд. Этот вид труда - одно из основных средств создания дружного детского коллектива. Дети, воспитанные в труде, меньше ссорятся, всегда жизнерадостны, доброжелательны, общительны. Учащиеся усваивают навыки ухода за классной комнатой, поддерживают чистоту и порядок в спальнях, столовой. При этом они начинают принимать активное участие в жизни интерната, включаясь в дежурства по спальням, столовой, по классу, по школе. Они учатся быть наблюдательными, ответственными. Участие в хозяйственно-бытовом труде  требует от учащихся не только многообразных умений, но и выполнение заданий в строго определенные сроки. Дети приучаются следовать определенному ритму, выполнять необходимые операции вовремя, в определенной последовательности- в этом большое воспитательное значение  хозяйственного бытового труда.

   Непосредственное участие воспитанников в общественно-полезном труде является наиболее действенной формой трудового воспитания. ОПТ- это основа всей системы внеклассной работы с учащимися. Он организуется систематически и заключается в выполнении воспитанниками полезных дел. Выбор деятельности зависит от поставленной цели, от возраста и психофизических возможностей учеников. Степень организованности и результаты деятельности зависят от качества инструктажа, который получат дети, от заинтересованности в ее выполнении. Очень важно, чтобы детям было ясно, какую пользу принесет их труд, и чтобы их деятельность была четко организованна - только тогда труд вызовет у детей положительные эмоции. Поэтому воспитатель стремится дать учащимся работу, имеющую общественную значимость (уборка двора, очистка кукурузы, очистка фасоли, уборка капусты, сорняков, и др.). Хорошо проведенная подготовительная работа создает необходимый  психологический настрой. Исполнительная стадия- это непосредственная реализация намеченного плана, включающая распределение сил по объектам работы, и контроль выполнения. А заключительная стадия- оценка результатов трудовой деятельности. Приобщать к ОПТ учащихся надо с младшего возраста. Уже на первых парах ОП работа помогает устанавливать товарищеские отношения между детьми, вызвать у них интерес к труду, приучить уважать труд других, воспитать общественно-трудовые навыки.

   Планируя любой вид работы (зона действия) стараюсь распределить ее между воспитанниками группы, поставить перед каждой группой конкретную задачу с объяснением ее значения.

   Воспитанники имеют задания не на один день, а на неделю, месяцы, что повышает их активность и ответственность, за качество выполнения задания. Организуя дежурство учеников по классу, обычно назначаю двух дежурных. Вдвоем дети охотнее и увереннее дежурят, приучаются распределять свои обязанности  и помогать друг другу. Дежурные имеют четкий круг обязанностей. Дежурство по классу- это лишь один из видов ОП работы и является для учащихся периодической обязанностью. Общественно-полезная работа для детей должна быть постоянной, постоянной, повседневной, систематической. ОП работа школы-интерната много образна, а воспитательная значимость различных видов такой работы неодинакова. В начале учебного года, полугодия осуществляется распределение постоянных трудовых обязанностей между учащимися: их выбирают санитарами, хозяйственниками, цветоводами, библиотекарями, игровиками. Система отдельных общественных поручений предоставляет возможность индивидуального подхода к каждому ребенку, включая его в трудовую жизнь школы-интерната. Учить детей выполнять поручения следует постоянно. В первое время подробно инструктирую учеников и контролирую каждый их шаг, а в дальнейшем предоставляю больше самостоятельности- только проверяю результат работы и недостатки. Виды ОПТ многообразны. К видам ОПТ относятся охрана птиц, сбор макулатуры, подготовка дидактического материала, подготовка класса к праздникам, изготовление игрушек, флажков, костюмов, закладок для книг, газет и т.д. ОП работа постепенно усложняется  из года в год (по принципу перехода от простого к сложному, от легкого к трудному). Длительное выполнение общественных обязанностей способствует формированию волевой сферы учащихся и  умения испытывать длительный интерес к выполняемой работе. Общественно-полезная деятельность постепенно выходит за пределы класса, она продумывается, планируется до мелочей с учетом сил и возможностей каждого ребенка. Часто советуемся коллективом, кому и какое поручение дать. Дети любят труд, но не все одинаково работоспособны. Трудовая деятельность доставляет ребенку особую радость, если взрослые замечают, как старательно он трудится. Признание работы хорошей, лучшая награда для детей за их труд, причем к оценке работ привлекаются сами дети. Дети любят конкурсы, выставки- здесь они видят итоги своего труда. Готовясь к ним, они проявляют усидчивость, старательность, трудолюбие. В процессе коллективного труда складываются человеческие отношения и человеческое общество.

   Свободный творческий труд играет главную роль в коррекции, ребенок с больным характером часто нуждается в укреплении работоспособности, в выработке усидчивости, систематичности и других черт характера.

   Если ребенок имеет отвращение к труду (результат ненормального школьного и семейного воспитания), таким детям я стараюсь дать интересную работу, где необходимо проявить личную инициативу. Ребенок пережив удовольствие от творческой активности и оценен в коллективе, приобретает охоту к труду.

   Выработка системности и выдержки в работе.

   Этим приемом я пользуюсь, если необходимо выполнить задание в течении продолжительного времени начиная с получаса и кончая несколькими днями и неделями. Этот прием ценится тем, что он заставляет ребенка довести до конца начатую работу, сосредотачивая на ней свое внимание.

   Следующий момент коррекции- момент культуры интереса, он имеет два направления:  

- Во-первых, это отвлечение от нежелательных отрицательных интересов путем замены его близким, но полезным. Например: нежелательные интересы могут быть отвлечены рисованием, игрой, наведением порядка и т.д.

- Во-вторых, это развитие новых интересов (организация классного уголка, оформление открыток к празднику, альбомов и т.д.).

Развитие общей активности у пассивных детей.

   Всякий ребенок , попадая в среду активно и весело работающих товарищей, сам как бы заряжается общим настроением коллектива. Он старается не отставать от других, он положительно активизируется коллективом.

   Вся жизнь человека наполнена трудом.

   Человек не мыслит своего существования без труда. Радость труда- могучая сила воспитания. Труд становится великим воспитателем, когда он входит в духовную жизнь наших воспитанников, развивает пытливость и любознательность, рождает волнующую радость, преодоление трудностей, открывает все новую и новую красоту в окружающем мире, пробуждает первое гражданское чувство созидателя материальных благ, без которых не мыслима и невозможна жизнь человека.

   Понимание взрослыми важности всех этих проблем будет способствовать правильному трудовому воспитанию детей, играющему важнейшую роль в формировании личности ребенка. Известный педагог В.А.Сухомлинский считал, что трудовое воспитание- это гармония трех понятий: НАДО, ТРУДНО, ПРЕКРАСНО.

                                    Литература.

-В.В.Воронкова «Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе».

 Москва «Школа-Пресс», 1994г.

- Т.И.Пороцкая «Работа воспитателя вспомогательной школы».

  Москва «Просвещение», 1984г.

-А.Н.Смирнова «Коррекционно-воспитательная работа учителя    вспомогательной школы».

 Москва «Просвещение», 1982г.

-В.Ф.Мачихина «Воспитательная работа во вспомогательной школе».

 Москва «Просвещение», 1980г.

- Т.А.Маркова «Воспитание трудолюбия у дошкольников».

 Москва «Просвещение», 1991г.

-М.М.Кольцова «Воспитание полезных навыков и привычек у детей».

 Москва «Медицина», 1986г.

-О.Е.Богрова «Введение в мир профессий» Классные часы, игры, конкурсы.

 Волгоград «Учитель», 2009г.

 

 

 

   

   

   

     

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование трудовых умений и навыков у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Трудовое обучение решает задачу всестороннего развития обучающихся....

Формирование трудовых умений и навыков у учащихся начальных классов коррекционной школы VIII вида посредством системы деятельности педагога, направленной на развитие элементов творческих способностей на уроках ручного труда и изодеятельности

Данная система деятельности педагога может быть применена на уроках (занятиях) ручного труда и изодеятельности в учреждениях дошкольного, школьного и дополнительного образования для развития творчески...

Выступление на ШМО естественно-математического цикла. Доклад на тему: « Пути формирования навыков и умений самостоятельной работы на уроках биологии».

Скажи мне, и я забуду,Покажи мне, и я запомнюДай мне действовать самому, и я научусь...Китайская мудрость...

Формирование трудовых умений и навыков у учащихся с ОВЗ на уроках слесарного дела.

Статья "Формирование трудовых умений и навыков у учащихся с ОВЗ  на уроках слесарного дела"....

Формирование трудовых умений и навыков учащимися с ОВЗ

Формировать трудовые умения и навыки на уроках слесарного дела с учащимися с ОВЗ...