Доклад на тему "Нравственное воспитание школьников"
материал (8 класс) по теме

Ефимова Елена Викторовна

Вашему вниманию представлен доклад, где я делюсь опытом работы по нравственному воспитанию своих учеников на уроках, классных часах и факультативном курсе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.part1_.rar2.86 МБ
Файл doklad.part2_.rar2.86 МБ
Файл doklad.part3_.rar590.99 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «ВСОШ№2»

Доклад на тему

«Нравственное воспитание школьников»

Выполнила работу Ефимова Елена Викторовна

Учитель МОУ «ВСОШ№2»


Рассвет приходит к тем, кто верит в свет….

В буре экономических преобразований, происходящих в нашей стране, общество всё чаще сталкивается с циничными преступлениями человека против природы, против своей истории, свободы, против самого себя.  С экранов телевизора буквально лавиной  несется на нас негативное отображение криминального мира, беззаботной гламурной жизни. Авторы фильмов и телевизионных программ не стесняются в выборе выражений. Мы уже сами не замечая того, привыкаем к сленговой речи, а вместо классики, увы, читаем лёгкое чтиво, основной частью которого являются однотипные детективы. Мы смеёмся над глупыми шутками и считаем, что это и есть юмор. Мы закрылись в свои мирки и практически не общаемся друг с другом. Мы, отдавая дань моде или ища защиты от нависшего смога рутинной жизни, идём в церковь к Богу и просим о помощи, но при этом спокойно или с брезгливостью проходим мимо нищих, а значит мимо человеческой беды. Вечно спешащие, мы практически не смотрим в глаза друг другу и не нуждаемся в общении. Пожалуй, это и есть наше современное общество. Общество взрослых, которое в ответе за себя само.

  Я не случайно начала своё выступление с этой, быть может, мрачной картины. Этим я хотела обратить ваше внимание на мир, в котором живут наши дети. Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы ни было беспощадно настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит их жизнь. Призовем ли мы их к Свету или оставим во тьме неведения? От этого зависит наш завтрашний день. Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя. Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многого. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Трудно перечислить все нравственные качества человека, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня.

Я учитель литературы и очень хорошо понимаю, что литератор, как никто другой из учителей-предметников, ответственен за воспитание, внутренний мир, жизненную позицию своих учеников, ведь литература через чувства и эмоции воздействует на души детей. И как важно, чтобы не пустота, бездуховность, бесцельность, а доброе, светлое деятельное начало стало потребностью наших учеников. У Леонида Мартынова есть стихотворение «След»:

А  ты?

Входя в дома любые, -

И в серые, и в голубые,

Всходя на лестницы крутые,

В квартиры, светом залитые,

Прислушиваясь к звону клавиш

И на вопрос даря ответ,

Скажи:

Какой ты след оставишь?

След,

Чтобы вытерли паркет

И посмотрели косо вслед,

Или незримый прочный

след

В чужой душе на много лет?

Именно научить своих учеников не «следить» в жизни, а оставлять след стараюсь на примерах художественной литературы. Литература дает нам колоссальный, обширный и глубочайший опыт жизни, дает понимание жизни во всех ее сложностях.

Многие учителя справедливо утверждают, что профессионально воспользоваться средствами нравственного воспитания гораздо сложнее, чем провести обычный урок. Особенность проведения этических бесед, диспутов о морали заключается в том, что она ни в коем случае не должна переходить в чрезмерную назидательность, а беседы должны содержать как можно больше обсуждений с детьми жизненных ситуаций, имеющих нравственное содержание.  Литература позволяет сделать это в полном объеме.  Анализируя литературные произведения мы размышляем об уважении человеческого достоинства, о деятельном сострадании, о том, что в самых сложных ситуациях есть место проявлению гуманности. Суждение сейчас может стать убеждением, жизненной позицией в будущем, что очень важно.

Когда мои ученики были в пятом классе, я вела у них факультативный курс «Грамматика нравственности».   С первых же страниц пособия мы окунулись в мир нравственных норм, правил и понятий, в мир, который определяет действия и поведение человека в обществе. Эти нормы связаны с обращением ребенка к собственным чувствам. Одним из разделов  этого пособия является раздел «Я и мои близкие». Самым близким человеком для ребенка является, как правило мама. Для того, чтобы дотронуться до нежных струн души ребенка, на одном из первых занятий этого раздела я показала ребятам фильм.

Задача этого фильма – донесение до сознания ребёнка, что мама – это святое, одно единственное и навсегда, данное нам однажды свыше.

Однажды ребенок за день своего рождения спросил у Бога:

- Я не знаю, зачем иду в этот мир. Что я должен делать?

Бог ответил:

-я подарю тебе ангела, который всегда будет рядом с тобой. Он всё тебе объяснит.

- Но как я пойму его, ведь я не знаю язык?

- ангел будет учить тебя своему языку. Он будет охранять тебя от всех бед.

- А зовут моего ангела?

- Неважно как его зовут, у него много имен. Ты будешь звать его «мама».

             Но помимо общения с близкими для ребенка не менее важно общение со сверстниками.  Ребенок растет, усложняются его взаимоотношения с окружающими его людьми- родителями, учителями, товарищами. Особую роль в его жизни начинает играть коллектив сверстников и складывающиеся в нем взаимоотношения. Для ребенка очень важно завоевать авторитет и уважение товарищей.

Ребенок очень чуток к мнению сверстников о себе, их отношению к себе. Общение в классном коллективе дает  возможность помериться силами с равными себе, ощутить и оценить себя и других, делает жизнь   эмоциональнее, богаче и интереснее. Но даже в коллективе каждый ребенок-  Личность. Он индивидуален и уникален. Но не каждый  способен самостоятельно раскрыться, что называется, показать себя. Задача воспитателя помочь ему в этом.

 В прошлом учебном году  на Дне открытых дверей я проводила классный час на тему «Мир наших увлечений» под девизом: «Мы все такие разные, и этим мы прекрасны…».  На нем дети рассказывали о своих увлечениях  спортом, музыкой и др.  Они рассказывали о том, как помогает им их увлечение в работе над собой, в самосовершенствовании. А  одноклассники смогли увидеть своего товарища  с другой стороны, лучше понять, а значит, научиться уважать.

Сейчас мои дети в 8 классе. Они повзрослели. А следовательно, «повзрослели» и темы, которые мы затрагиваем на наших классных часах. Один из недавних классных часов мы посвятили теме милосердия.

Перед детьми ставились такие вопросы:

 Как вы понимаете значение слова «милосердие»?

Нужно ли милосердие в наше время?

Итогом  беседы стала составленная нами «Памятка жизненных правил»:

  1.  Любите окружающих вас людей: родных, близких, друзей.
  2. Умейте видеть достоинства людей, ценить их.
  3. Научитесь прощать людям их слабости; умейте повиниться и прощать обиды.
  4. Учитесь ставить себя на место оказавшихся в трудной ситуации.
  5. Не стесняйтесь проявить свое сочувствие, сопереживание окружающим.
  6. Старайтесь прийти на помощь в нужный момент.
  7. Не пытайтесь осчастливить всех, начните со своих близких.

И закончить свое выступление мне хотелось бы таким стихотворением:

Рассвет приходит к тем, кто видел тьму
Во всём её убийственном величии....

Кто плакал от людского безразличия,
Но безразличным не был ни к кому!
Рассвет приходит к тем, кто был в пути,
Не зная ни усталости, ни лени.
Кто, обессилев, падал на колени,
Но поднимался. Продолжал идти!
И, зажимая волю в кулаки,
Вдруг находил ромашковое поле,
И, задыхаясь от щемящей боли,
Свои ладони прятал в лепестки!
К тем, кто, похоронив свои мечты,
И, помянув их, устремлялся дальше.
Кто смог среди предательства и фальши,
Не растерять душевной чистоты!
Нечаянно в небесной синеве,
Вдруг распахнутся солнечные двери.
Рассвет приходит к тем, кто верил в свет.
Абсурдно, до последнего. Но верил!



Предварительный просмотр:

В презентацию к докладу был вставлен ролик. В основу была взяла притча. http://www.diveevo.ru/683/.  

Картинки для ролика были найдены на яндекс-картинки

http://images.yandex.ru/yandsearch?p=13&text=%D1%8F+%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%8E+%D1%82%D0%B5%D0%B1%D0%B5+%D0%B0%D0%BD%D0%B3%D0%B5%D0%BB%D0%B0&rpt=image&img_url=dl6.glitter-graphics.net%2Fpub%2F182%2F182876vlhcgyt2p8.jpg&lr=213&ed=1

Данный ролик можно использовать на классном часу, посвященном семье в любом классе с целью достучаться до эмоций ребенка.



Предварительный просмотр:

В презентацию к докладу был вставлен ролик. В основу была взяла притча. http://www.diveevo.ru/683/.  

Картинки для ролика были найдены на яндекс-картинки

http://images.yandex.ru/yandsearch?p=13&text=%D1%8F+%D0%BF%D0%BE%D0%B4%D0%B0%D1%80%D1%8E+%D1%82%D0%B5%D0%B1%D0%B5+%D0%B0%D0%BD%D0%B3%D0%B5%D0%BB%D0%B0&rpt=image&img_url=dl6.glitter-graphics.net%2Fpub%2F182%2F182876vlhcgyt2p8.jpg&lr=213&ed=1

Данный ролик можно использовать на классном часу, посвященном семье в любом классе с целью достучаться до эмоций ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

материал для доклада по экологическому воспитанию школьников

Раздел: "Экологическое воспитание школьников". Методические материалы могут быть использованы воспитателем школы-интерната, детского дома , а также классным руководителем  для подготовки к педаго...

Доклад "Духовно-нравственное воспитание школьников в призме герменевтики"

Мы уверены, что главным в образовании является воспитание, что литература (а я учитель литературы в школе №35 города Рыбинска) не столько образовательный предмет, сколько школа воспитания души, где гл...

Доклад Духовно- нравственное воспитание школьников

Доклад Духовно- нравственное воспитание школьников...

Доклад "Духовно-нравственное воспитание школьников"

Доклад "Духовно-нравственное воспитание школьников"...

Доклад "Духовно- нравственное воспитание школьников в современных условиях"

В данной статье рассказывается о системе работы школы по духовно-нравственному воспитанию школьников....

доклад "Духовно-нравственное воспитание школьника"

Доклана тему "Духовно-нравственное воспитание школьника" Принципы воспитания...

доклад " Гражданско - патриотическое воспитание школьников на уроках истории и обществознания"

Важность повышения гражданско - правовой грамотности для учащихся...