Особенности группового взаимодействия на уроках английского языка( из опыта работы)
статья по английскому языку

Енина Светлана Владимировна

Даннный материал был представлен на заседании городского методического обьединения учителей иностранного языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл article22.55 КБ
Файл rabota_v_gruppe.pptx2.03 МБ

Предварительный просмотр:

         В последнее время технология группового взаимодействия вновь стала объектом пристального внимания и особого интереса педагогов.  Актуальность этой технологии обусловлена, прежде всего, ее эффективностью в достижении образовательных результатов (прежде всего, личностных и метапредметных), требования к которым предъявляет ФГОС.  

Понятия компетенция и компетентность часто используются синонимично. Необходимо их различать. Компетенция - включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним. Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и к предмету деятельности. Таким образом, под компетенцией понимается некоторое заранее заданное требование к образовательной  подготовке ученика, а под компетентностью -  уже состоявшееся его личное качество.

В соответствии с разделением содержания образования на общее метапредметное, межпредметное и предметное, существует иерархия компетенций: ключевые компетенции относятся к метапредметному, общепредметные -  к межпредметному, предметные – формируются в рамках учебных предметов.

В основе практики педагогической работы по иностранному языку находятся ключевые компетенции, как более широкие, универсальные. Именно они дают возможность для формирования учащегося как субъекта учебной деятельности и воспитания его личности. К ним относятся ценностно-смысловая, общекультурная, коммуникативная,  социально-трудовая, учебно-познавательная, информационная компетенция, компетенция личностного самосовершенствования.

Приведу  несколько авторских моделей группового взаимодействия :

1. Student Team Learning (STL, обучение в команде) (разнородные группы постоянного состава) (J.Hopkins University, R.Slavin)

Этот метод уделяет особое внимание «групповым целям» (team goals) и успеху всей группы (team success), который может быть достигнут только в результате самостоятельной работы каждого члена группы (команды) в постоянном взаимодействии с другими членами этой же группы при работе над темой, проблемой или вопросом, подлежащими изучению. Таким образом, задача каждого ученика состоит в том, чтобы познать новое вместе, чтобы каждый участник команды овладел необходимыми знаниями, сформировал нужные навыки и, причем чтобы вся команда знала, чего достиг каждый.

Обучение в команде (STL) базируется на трех основных принципах:

A. Команда/группа получает общую, одну на всех «награду» (team rewards) в виде балльной оценки, какого-то сертификата, значка отличия, похвалы, других видов оценки их совместной деятельности. Для этого им необходимо выполнить предложенное для всей группы одно задание. Группы не соревнуются друг с другом, так как все команды имеют разную «планку» и время на ее достижение;

Б. «Индивидуальная» (персональная) ответственность каждого ученика означает, что успех или неуспех всей группы зависит от удач или неудач каждого ее члена.

B. Равные возможности для достижения успеха означают, что каждый учащийся приносит очки своей группе, которые он зарабатывает путем улучшения своих собственных предыдущих результатов.

Обучение в команде (STL) имеет два подвида:

1.1. Индивидуально-групповая работа (разнородные группы постоянного состава)

Учащиеся разбиваются на группы в четыре человека. Учитель объясняет новый материал, а затем предлагает ученикам закрепить его в группах, постараться разобраться, понять все детали.

Группам даются определенное задание, необходимые опоры. Задание выполняется либо по частям (каждый ученик выполняет свою часть), либо по «вертушке» (каждое последующее задание выполняется следующим учеником, начинать может либо сильный ученик, либо слабый). При этом выполнение каждого задания объясняется каждым учеником и контролируется всей группой.

После выполнения заданий всеми группами учитель дает тест на проверку понимания нового материала. Задания теста учащиеся выполняют индивидуально, вне группы. При этом учитель  дифференцирует сложность заданий в зависимости от уровня способностей и обученностей учащихся. Оценки за выполнение индивидуальных заданий (теста) суммируются на всех, и объявляется группе общая оценка. Таким образом, соревнуются не сильные со слабым, а каждый, стараясь выполнить свои задания, как бы соревнуется сам с собой, т.е. со своим ранее достигнутым результатом. И сильный, и слабый ученики, таким образом, могут принести группе одинаковые оценки или баллы. Такой метод можно использовать на многих уроках, начиная с математики и кончая языковыми предметами, в начальных и старших классах. Это чрезвычайно эффективная работа для усвоения нового материала каждым учеником.

1.2 Командно-игровая деятельность (разнородные группы постоянного состава)

Учитель так же, как и в предыдущем случае, объясняет новый материал, организует групповую работу, но вместо индивидуального тестирования предлагает каждую неделю проводить турниры между командами. Для этого организуются «турнирные столы» по три ученика за каждым столом, равные по уровню обученности (слабые со слабыми, сильные с сильными). Это особенно рекомендуется для уроков математики, естественнонаучных дисциплин. Задания даются опять же дифференцированные по сложности. Победитель каждого стола приносит своей команде одинаковое количество баллов независимо от «планки» стола. Это означает, что слабые ученики, соревнуясь с равными им по силам учениками, имеют равные шансы на успех для своей команды. Та команда, которая набирает большее количество баллов, объявляется победителем турнира с соответствующим награждением.

2. Jigsaw (в дословном переводе с английского — ажурная пила, машинная ножовка) В педагогической практике такой подход именуется сокращенно «пила» или «зигзаг». (проф. Elliot Aronson в 1978 году). (разнородные группы постоянного или переменного состава)Учащиеся организуются в группы по 4-6 человек для работы над учебным материалом, который разбит на фрагменты (логические или смысловые блоки) (как зубцы одной пилы). Например, тема «Биография выдающегося писателя или деятеля» может быть разбита на части — ранние годы жизни; первые достижения; средние и поздние годы жизни; влияние на историю. Каждый член группы находит материал по своей части. Затем проводится «встреча экспертов» - учащиеся из разных групп, изучающие один и тот же вопрос, встречаются и обмениваются информацией как эксперты по данному вопросу. Затем они возвращаются в свои группы и обучают всему новому, что узнали сами, других членов группы. Те в свою очередь докладывают о своей части задания. Так как единственный путь освоить материал всех фрагментов и таким образом узнать всю биографию данного человека — это внимательно слушать своих партнеров по команде и делать записи в тетрадях, то никаких дополнительных усилий со стороны учителя не требуется. Учащиеся заинтересованы, чтобы их товарищи добросовестно выполнили свою задачу, ведь это отразится на их итоговой оценке. Отчитывается по всей теме каждый в отдельности и вся команда в целом. На заключительном этапе учитель может попросить любого ученика команды ответить на любой вопрос по данной теме.

3. В 1986 году R. Slavin разработал модификацию этого метода «Пила-2» (Jigsaw-2), который предусматривал работу учащихся группами в 4 — 5 человек. Вместо того чтобы каждый член группы получал отдельную часть общей работы, команда работала над одним и тем же материалом (например, читала всю биографию). Но при этом каждый член группы получал тему, которую разрабатывал особенно тщательно и становился в ней экспертом. Встречи экспертов из разных групп оставались. В конце цикла все учащиеся проходили индивидуально контроль, который и оценивался. Результаты учащихся суммировались. Команда, сумевшая достичь наивысшей суммы баллов, награждалась.

4. Learning Together (учимся вместе) разработан в университете штата Миннесота в 1987 году (David Johnson, Roger Johnson). (однородные группы постянного или сменного состава)

 Класс разбивается на однородные (по уровню обученности) группы в 3 — 5 человек. Каждая группа получает одно задание, которое является подзаданием какой-либо большой темы, над которой работает весь класс. В результате совместной работы отдельных групп и всех групп в целом достигается усвоение всего материала. Основные принципы (награды всей команде, индивидуальный подход, равные возможности) работают и здесь.Группа получает награды в зависимости от достижений каждого ученика. По мнению разработчиков данного метода, большое внимание должно быть уделено учителем вопросу комплектации групп (с учетом индивидуальных и психологических особенностей каждого члена) и разработке задач для каждой конкретной группы. Внутри группы учащиеся самостоятельно определяют роли каждого члена группы для выполнения общего задания (у каждого, таким образом, своя часть, свое подзадание): отслеживания, мониторинга активности каждого члена группы в решении общей задачи, культуры общения внутри группы. На следующем витке, результаты работы групп обобщаются, обсуждаются, и принимается общее решение.

Во всех описанных выше вариантах именно сотрудничество, а не соревнование лежит в основе обучения в группе.

Работа в группах  способствует развитию навыков общения и сотрудничества, более ответственного и внимательного отношения друг к другу; развивает чувства уверенности и собственного достоинства; обучает технологиям выработки групповых решений; позволяет актуализировать и критически оценить накопленные знания и опыт в практике принятия решений; позволяет развить эффективные коммуникации в процессе коллективного поиска и обоснования решения; повышает мотивацию к учебе.

Критерии успешности организации сотрудничества

Групповое взаимодействие можно считать успешно организованным, если:

- каждый ученик включен в решение творческих задач;

- в группах создана атмосфера сотрудничества и сотворчества;

-каждый член группы ощущает потребность в кооперации для решения познавательных задач;

- происходит оптимизация познавательной деятельности и межличностных отношений, что  ведет   к становлению механизмов саморегуляции поведения подростков (признаки  такой оптимизации должны быть видны каждый раз при групповом взаимодействии).

Вывод:

Таким образом, результатом совместной деятельности является не только сам продукт деятельности (например, ответ в задаче), но одновременно с ним – развитие самой группы (формирование особых отношений, выделение лидера, сплоченность), а также индивидуальное развитие участников групповой работы (личностное, социальное, интеллектуальное). Иначе говоря, каждый раз работая над учебной (предметной, познавательной, академической) задачей,  группа в целом и каждый ее участник в отдельности, выполняет и социально-психологическую задачу, которая заключается в осуществление при выполнении задания определенной культуры взаимодействия.

 В условиях реализации ФГОС всестороннее освоение и применение технологии группового взаимодействия становится совершенно необходимым, поскольку формирование и развитие некоторых УУД возможно только с ее помощью.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Работа в группах на уроках английского языка как ресурс формирования ключевых компетенций. Подготовила учитель английского языка МАОУ Гимназия 1 им.А.С . Пушкина Енина С.В.

Слайд 3

Шапарь В.Б. «Новейший психологический словарь»- под. общ. ред. В.Б. Шапаря . – Изд. 4-е – Рос/Д . Феникс, 2009, с. 60-61. ГРУППОВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ — процесс непосредственного или опосредованного воздействия множественных объектов (субъектов) друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность и связь; происходит и между частями групп, и между целыми группами……

Слайд 4

Компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.

Слайд 5

Г.К. Селевко Ключевые компетенции- комплекс компонентов, включающий знаниевые (когнитивные), деятельностные (поведенческие) и отношенческие (аффективные) компоненты.

Слайд 6

В.А.Хуторской Ключевые компетенции в образовании: •Ценностно-смысловые , •Общекультурные , •Учебно-познавательные , •Информационные , •Коммуникативные , •Социально-трудовые , •Компетенции личностного самосовершенствования.

Слайд 7

Работа в группе: 1. Формирование ( однородные/разнородные, постоянные/сменные ) 2. В заимодействие ( роли, правила ) 3. Оценивание( самооценка , взаимооценка )

Слайд 8

Модели группового взаимодействия 1. Student Team Learning (STL, обучение в команде) ( J.Hopkins University, R.Slavin ) 2. «Пила» («Зигзаг») (проф. Elliot Aronson в 1978 году) 3 . «Пила-2» ( R . Slavin в 1986 г .) 4. Learning Together ( учимся вместе) ( David Johnson, Roger Johnson в1987 году)

Слайд 9

Роли: 1) Организатор (т.е. тот, кто следит за активностью своих партнеров по группе); 2) Контролер, отслеживающий культуру общения и взаимопомощи внутри группы; 3) Хранитель времени(кто следит за регламентом выполнения заданий); 4) Лидер (кто берет на себя также ответственность подготовить всех своих партнеров к докладу по выполненному заданию).

Слайд 10

7 класс/6 раздел

Слайд 11

A-ex.19/B-ex.20/C-ex.22

Слайд 13

Snakes and Ladders

Слайд 14

Инструкция:

Слайд 15

Пример оценочного листа Критерии оценивания Как/насколько полно я соблюдал критерий? Полностью/всегда - 2 Частично/не всегда - 1 Нет/менее, чем наполовину - 0 Самооценка Взаимооценка+ комментарий др. участников (лидера группы/ контролера) Самоорганизация 1) Я был сконцентрирован на работе, не отвлекался. 2) Я делал записи, когда другие делились информацией. Взаимодействие и сотрудничество: 3) Я слушал других с уважением, не перебивая и не критикуя. Я выражал несогласие вежливо. 4) Я уточнял информацию с помощью вопросов, если что-то было неясно; выражал свое понимание, перефразируя услышанное. Результат: 5) Я полностью выполнил отведенную мне часть задания и представил ее группе. 6) Я понял всю информацию, полученную от партнеров и смогу использовать ее в дальнейшем. Итого :

Слайд 18

Список источников:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему :" Групповое взаимодействие на уроках английского языка"

На мой взгляд, групповая форма работы на уроках английского языка - это эффективный способ повышения мотивации учащихся к изучению иностранного языка. В процессе групповой работы совершенствуются навы...

Использование технологии группового обучения на уроках английского языка (из опыта работы, с презентацией)

Данная работа включает в себя теоритическую часть - информация о групповой работе, а также практическую часть - использование данной технологии на уроке английского яыка....

Развитие критического мышления на уроках английского языка из опыта работы учителя английского языка МОБУ СОШ № 100 Кунаховой Марины Александровны

В связи с переходом на новые стандарты образования. Возникла необходимость применения современных педагогических технологий, отвечающих требованиям ФГОС. На мой взгляд, одной из таких технологий являе...

О теории развития критического мышления (ТРКМ). Особенности использования технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) на уроке английского языка (из опыта работы учителя)

На смену знаниесуммирующей ориентации в обучении приходит личностная и интеллекторазвивающая, призванная преодолеть инертность традиционного обучения....

Организация групповой работы обучающихся на уроках английского языка (из опыта работы)

В статье отмечена важность использования групповой работы на уроках английского языка и даны примеры и рекомендации ее использования. Более того, групповую форму работы можно рассматривать в качестве ...

Исследовательская работа в 9 классах по теме «История средств массовой информации» на уроках английского языка. Из опыта работы учителя английского языка Александровой Ирины Владимировны.

Исследовательская деятельность, это деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, ...