Организация групповой работы обучающихся на уроках английского языка (из опыта работы)
статья по английскому языку

Лопырева Ольга Николаевна

В статье отмечена важность использования групповой работы на уроках английского языка и даны примеры и рекомендации ее использования. Более того, групповую форму работы можно рассматривать в качестве средства формирования коммуникативных УУД при условии ее целенаправленного и постоянного использования на уроках иностранного языка и при условии следования рекомендациям по организации работы в группе. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gruppovaya_rabota.docx19.73 КБ

Предварительный просмотр:

Лопырева О.Н., учитель

ГБОУ школа №371 Московского района

Санкт-Петербург

Организация групповой работы обучающихся на уроках английского языка (из опыта работы)

Важной задачей обучения современного российского образования является формирование универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, умений и компетентностей, саморазвитие и самосовершенствование обучающихся. Согласно ФГОС ООО, выделяют четыре вида УУД: личностные, познавательные, регулятивные и коммуникативные [ФГОС ООО 2010: 5].

Блок коммуникативных УУД обеспечивает формирование компетентности в общении и учет позиции других людей, умения слушать и слышать речевого партнера, умения бесконфликтно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми на основе владения вербальными и невербальными средствами коммуникации [Асмолов 2010]. «Коммуникативные УУД ― это формирование компетентности в общении, включая сознательную ориентацию учащихся на позицию других людей как партнѐров в общении и совместной деятельности, строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми на основе овладения вербальными и невербальными средствами коммуникации, позволяющими осуществлять свободное общение на русском, родном и иностранных языках» [Асмолов 2010: 7]. Иными словами, коммуникативные УУД ― это действия, способствующие формированию и развитию умения устанавливать необходимые контакты с окружающими и согласовывать речевые и неречевые действия с учетом мнения собеседников.

Урок иностранного языка направлен на развитие иноязычной коммуникативной компетенции и развитие личности. Следовательно, предмет «иностранный язык» представляет большие возможности для формирования и развития коммуникативных УУД.

Требования Федерального государственного образовательного стандарта к формированию коммуникативных универсальных учебных действий и осуществлению личностно-ориентированного подхода предполагают использование форм работы на уроке, способствующих «активизации» обучающегося как субъекта учебно-познавательной деятельности. Одной из таких форм работы является групповая работа.

Авторы Е. И. Пассов, Г. А. Китайгородская  Д. Хармер  и другие дают нам возможность определить групповую работу на уроке иностранного языка как форму организации учебно-познавательной деятельности, предполагающую временную вовлеченность 2 и более обучающихся для  выполнения учебного задания, основанного на принципах сотрудничества и стимулировании использования иностранного языка по собственной инициативе [Пассов 2010; Китайгородская 1986;  Harmer 2007]. Из этого следует, что цель групповой работы не сводится к конечному результату выполнения задания, целью также является развитие умения следовать принципам общения и сотрудничества.

Существуют разнообразные методы и приемы групповых форм работы, релевантные применению на уроке иностранного языка в колледже: «метод мозаики»/«групповой пазл» (jigsaw), «дискуссионная пирамида» (pyramid discussion), метод проектов (project method), метод станций (station method), кейс-стади (case study), ролевая игра (role play), «мозговой штурм» (brainstorming) и техника аквариума (fishbowl technique) [Смолкин 1991; Полат 2003; Китайгородская 1986]. Данные методы являются активными методами обучения, которые способствуют «активизации учебно-познавательной деятельности, мотивации учащихся на творчество и самостоятельность в их деятельности, развитию умений сотрудничества, развитию умений формулировать и высказывать свою точку зрения, развитию умений находить свои подходы к решению проблем» [Смолкин 1991; Полат 2003; Китайгородская 1986].

Рассмотрим упражнения по теме: «Путешествия», которые я использую в своей работе. Отмечу, что в ходе выполнения групповых упражнений обучающимся предлагаются содержательные опоры.

«Путешествие в Нью-Йорк», метод кейс-стади. Обучащиеся делятся на группы из трех человек. Учебно-речевая ситуация: «Вы собираетесь в трехдневную поездку в Нью-Йорк. У вас есть 2000 долларов для того, чтобы покрыть расходы на еду, проживание и развлечения. Ваша цель: прийти к компромиссу и рационально распределить денежные средства».

Case: Students are divided into groups of 3. «Three of you are going on a 3-days trip to New York. You have 2000 dollars to spend on food, accommodation and leisure activities. You are to distribute them wisely in order to cover up all the needs».

Masha

Katya

Pasha

Solution

Food

$ +arguments

$...

$...

Accomodation

$...

$...

$...

Leisure

$...

$...

$...

 «Путешествия»; групповой проект. Учащиеся делятся на группы из четырех человек и работают над созданием письменной работы по заданной учебно-речевой ситуации: «неудачный опыт путешествия Джона». Учащиеся составляют логичную и связную историю о том, что случилось с Джоном в Индии и Таиланде--, используя указанные факты из его путешествия. Например, «обезьяна украла мой рюкзак», «меня покусали москиты» и т.д.

Students are to work in groups of four. They are to create a written work on the given situation: John had a bad travel experience and then they are to create a logical and coherent story about what happened to him in India and Thailand (using the given facts). The facts about John`s travelling experience: 1. I did not make friends with locals. 2. I got caught in bad weather. 3. I went on the wrong bus. 4. My backpack was stolen by a monkey. 5. I got bitten by mosquitoes. 6. I got seasick while travelling by boat.

«Виды путешествий»; мозговой штурм. Учащиеся объединяются в группы по три человека. Их задача: найти в таблице как можно больше видов путешествий за 10 минут, затем результаты всех групп сравниваются.

Таким образом, групповую форму работы можно рассматривать в качестве средства формирования коммуникативных УУД при условии ее целенаправленного и постоянного использования на уроках иностранного языка и при условии следования рекомендациям по организации работы в группе. Более того, групповые упражнения обладают значительным потенциалом для формирования коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся колледжа, поскольку они стимулируют использование иностранного языка по собственной инициативе, самостоятельную активность обучающихся и создают условия для их активного общения.

Литература

  1. Асмолов А. Г., Бурменская Г. В., Володарская И. А. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя. – М.: Просвещение, 2010. – 159 с.
  2. Китайгородская Г. А. Методика интенсивного обучения иностранным языкам: учеб. пособие. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Высш. шк., 1986. – 103 с.
  3. Пассов Е. И., Кузовлева Н. Е. Урок иностранного языка. – Ростов н/Д.: Феникс; – М.: Глосса Пресс, 2010. – 640 с.
  4. Полат Е. С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студ. вузов. – М.: Академия, 2003. – 368 с.
  5. Федеральный государственный стандарт основного общего образования от 17 декабря 2010 года. – 41с. [Электронный ресурс]. – URL: http://минобрнауки. рф/documents/543
  6. Harmer J. The Practice of the English Language. – Edinburgh: Pearson, 2007. – 447 p.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование технологии группового обучения на уроках английского языка (из опыта работы, с презентацией)

Данная работа включает в себя теоритическую часть - информация о групповой работе, а также практическую часть - использование данной технологии на уроке английского яыка....

Лингвистическая лаборатория как одна из эффективных форм организации исследовательской деятельности обучающихся на уроках русского языка (из опыта работы учителя с электронными учебниками)

Данный инновационный педагогический опыт посвящен вопросам организации исследовательской деятельности обучающихся на уроках русского языка с применением одной из эффективных форм (лингвистическая лабо...

Методическая разработка на тему: «Формы, методы и приемы организации парной и групповой деятельности обучающихся на уроке английского языка в 5-6 классах"»

В данной методической разработке представлены и описаны 10 разных форм, методов и приемов организации парной и групповой деятельности обучающихся на уроках английского языка в 5-6 классах....

Организация учителем этапа «открытия» нового знания обучающимися на уроке английского языка (из опыта работы)

В данной статье приведена структура (этапы) уроков открытия нового знания  на примере урока из УМК Spotlight 7, Module 1 - Lifestyles, 2c Hanging out....

Особенности группового взаимодействия на уроках английского языка( из опыта работы)

Даннный материал был представлен на заседании городского методического обьединения учителей иностранного языка...

Основы организации самостоятельной работы обучающихся на уроке английского языка

В современном образовании одной из важнейших составляющих является организация самостоятельной работы обучающихся. Самостоятельная работа на уроке английского языка – это ключевой момент в форми...