Исследовательская работа в 9 классах по теме «История средств массовой информации» на уроках английского языка. Из опыта работы учителя английского языка Александровой Ирины Владимировны.
методическая разработка по английскому языку (9 класс)
Исследовательская деятельность, это деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы. В 9-х классах на базе изученного материала за I и II четверти «Средства массовой информации», перед обучающимися была поставлена проблема: «А с чего же всё началось? И где эта точка, с которой началось развитие средств массовой информации?»
Скачать:
Предварительный просмотр:
Исследовательская работа в 9 классах по теме
«История средств массовой информации» на уроках английского языка.
Из опыта работы учителя английского языка
Александровой Ирины Владимировны.
Исследовательская деятельность, это деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы.
Цели исследовательской деятельности:
1) Развить поисково - творческие способности учащихся;
2) Систематизировать средства по формированию языковых умений и навыков;
Задачи исследовательской деятельности:
• Определение мотивации к поиску;
• Приобщение к культуре изучаемого языка;
• Формирование системности и глубины знаний;
• формирование личностно-ориентированной социальной направленности;
• Развитие личности ученика (самостоятельности, ответственности, творческого поиска, обогащение социального опыта);
• Задача учителя заключается в подборе средств и составления алгоритма исследования.
Алгоритм исследования:
• Определение темы, постановка проблемы и задачи исследования.
• Сбор библиографической информации и изучение теории, посвященной данной проблематике.
• Консультирование по вопросам отбора содержания работы, выдвижение и проверка гипотез.
• Подбор методик исследования и практическое овладение ими.
• Сбор собственного материала, его анализ и обобщение, научный комментарий к нему.
• Собственные выводы.
• Письменное оформление проведённого исследования в виде доклада, реферата, сообщения. Создание презентации.
• Публичная защита работы.
Говоря с детьми об исследовательской деятельности, мы говорим о том, что это-разделение, анализ, разбор, соединение, вывод новых идей и т.д..
Исследовательская работа учащихся организуется по двум направлениям:
урочная деятельность (подготовка сообщений, поиск ответов на те, или иные вопросы, написание рефератов, и выступление по данной теме.)
Внеурочная учебно-исследовательская деятельность учащихся, которая является логическим продолжением урочной деятельности: реферативная работа (9-11 кл.); проектная работа по интересам (5-11 кл.); НИР по английскому языку (9-11 кл.); учебно-исследовательские работы (10-11кл.); интеллектуальные марафоны (5-11 кл.); олимпиады (5-11 кл.); конференции (10-11 кл.).
Отличие исследовательской деятельности на уроках и во внеурочное время:
1. Конечными целями. Если в течение уроков использование элементов исследовательских приемов предполагает тренировку применения отдельных навыков, то исследовательская деятельность во внеурочное время нацеливает учащегося на серьезный конечный результат, совмещающий в себе все этапы написания работы.
2. Временными рамками. На развитие исследовательских навыков уходит несколько минут урока, но это ведет к общей цели – написания исследовательской работы, которая займет, по меньшей мере, 3 месяца.
3. Количеством учащихся. В овладении методами и приемами исследовательских навыках на уроках участвует весь класс, а для работы над НИР выбираются только те немногие учащиеся, которые имеют желание проводить исследования в какой-либо области знаний.
В начальной школе вводятся элементы исследовательской деятельности:
Исследование семантики слов, их происхождение, смысловое построение; создание проектов в различной форме:
Исследовательская деятельность в начальной школе
• Ученики выполняют проекты в различных формах: пишут краткие рассказы, рисуют плакаты, рисунки, подбирают иллюстрации, создают альбомы – летописи и т.д.
Такая разносторонняя работа начальной школы не может прерваться в среднем и старшем звеньях. Здесь уже подход к исследовательской деятельности становится более традиционным. Прежде всего, это творческие домашние задания, подбираемые индивидуально для каждого учащегося. В ходе каждого урока преподаватель контролирует, направляет и корректирует деятельность учеников.
Роль учителя в исследовательской деятельности учащихся:
1. энтузиаст, повышающий мотивацию детей;
2. специалист, обладающий знаниями и умениями в смежных областях;
3. консультант, организующий доступ к ресурсам, в том числе
информационным;
4. руководитель, планирующий не только свою деятельность, но и помогающий детям выстроить план работы;
5. «человек, который задаёт вопросы», умело поддерживает обратную связь;
6.координатор всего исследовательского процесса;
7. эксперт продукта работы, включающий детей в анализ и рефлексию полученных результатов.
Роль педагога на разных этапах организации исследовательской деятельности:
• I этап. Диагностика. Выявление детей, предрасположенных к исследовательской работе. Роль учителя является доминирующей. Взаимодействие учителя и учащихся тесное.
• II этап. Определение темы, целей, постановка задач. На этом этапе учитель уже выступает в роли консультанта. Роль учителя не является доминирующей.
• III этап. Выполнение работы. Учитель является консультантом. Ученику предоставляется максимальная самостоятельность.
• IV этап. Защита (анализ деятельности). На этом этапе учитель и ученик (ученики) — равноправные партнеры.
• На этапе самоанализа учащиеся и учитель анализируют причины неудач, выбранные пути решения.
Очевидно, что в ходе работы над проектами ребята приобретут опыт творческой, познавательной деятельности.
И главнейший результат – те открытия в наших учениках, которые мы никогда бы не сделали на традиционных уроках.
При оценивании исследовательских работ учащихся старших классов необходимо обращать внимание на следующие моменты:
· Работы должны быть выполнены самостоятельно.
· Ценным является творчество, интеллектуальная продуктивность, оригинальность взглядов или подходов.
· Интернет может быть использован только как толчок к самостоятельному исследованию.
· Реферативная работа должна носить аналитический характер и содержать собственные выводы автора.
· Работа должна иметь практический и теоретический интерес.
Учитывается грамотность выполнения, тематическая широта использованного лексического материала
Выводы:
1. Формирование исследовательских навыков на уроках обучения английскому языку, с моей точки зрения, способно помочь:
- Глубже узнать изучаемый язык.
- Повысить мотивацию учащихся
- Увидеть практическое применение английского языка в современном мире
2. Современный подход к реализации потенциалов исследовательской деятельности учеников должен строиться на принципах личностно-ориентированного образования – именно в этом случае в процессе её организации удастся достичь существенно иных результатов личностного развития школьников.
3. На этапе, когда учащиеся начинают работать над исследовательскими проектами, очень важен адекватный выбор темы для исследовательской работы, с которой обучающиеся смогут справиться.
4. Значимо учитывать как интересы, так интеллектуальные способности учащихся. Темы, предлагаемые ребятам, должны быть разными по сложности, направленности, но все должны быть основаны на изучаемом или изученном материале.
5. Сказать, что учитель окончательно достиг своей цели, можно лишь тогда, когда учащийся сам понимает значимость исследовательской деятельности, сам стремится к ней.
Таким образом, исследовательская деятельность целиком может стать той средой, когда «неудачники» находят силу и уверенность, той ситуацией успеха, которая станет точкой отсчёта для дальнейшего развития, движения вперед.
Создание ученической исследовательской работы — самый трудоёмкий и ответственный вид деятельности учащегося. Но его высокая результативность и эффективность оправдывают все затраты сил и времени как учащегося, так и его руководителя. У учащихся улучшается успеваемость и качество знаний, повышается познавательный интерес, развиваются творческие способности. Исследовательская работа помогает глубже осмыслить другие дисциплины, лучше связать знания отдельных предметов в общее представление о природе и человеке и овладеть универсальными учебными действиями.
В 9-х классах на базе изученного материала за I и II четверти «Средства массовой информации», перед обучающимися была поставлена проблема: «А с чего же всё началось? И где эта точка, с которой началось развитие средств массовой информации?» Ученикам было дано задание вспомнить из курсов истории и обществознания всё, что связано со средствами массовой информации. Таким образом, необходимо было применить глубокие интегрированные знания по 3 предметам: английскому языку, истории и обществознанию.
Основными целями этой работы стали:
- развитие поисково - творческих способностей учащихся;
- систематизация средств по формированию языковых умений и навыков.
Задачей для решения и достижения этих целей стали:
- определение мотивации к поиску;
- приобщение к культуре изучаемого языка;
- формирование системности и глубины знаний;
- формирование личностно-ориентированной социальной направленности;
- развитие личности ученика (то есть самостоятельности, ответственности, творческого поиска, обогащение социального опыта);
Моя задача как учителя заключалась в подборе средств и составления алгоритма исследования.
Алгоритмами исследования были:
• Определение темы, постановка проблемы и задачи исследования.
• Консультирование по вопросам отбора содержания работы, выдвижение и проверка гипотез.
• Подбор методик исследования и практическое овладение ими.
• Сбор собственного материала, его анализ, обобщение, и комментарий к нему.
• Собственные выводы.
• Письменное оформление проведённого исследования в виде доклада, реферата, сообщения. Создание презентации.
• Публичная защита работы, пресс конференция, эссе.
Исследовательская работа по теме «История средств массовой информации» шла по двум направлениям: урочная деятельность (выступление по данной теме, публичная защита работы в качестве выступления на пресс конференции и написание эссе). Внеурочная учебно-исследовательская деятельность учащихся, которая являлась логическим продолжением урочной деятельности: поиск ответов на те, или иные вопросы, реферативная работа. Ученикам были предложены следующие 2 проблемы для исследования: «Когда начался отсчёт появления средств массовой информации?» и «Что являлось средствами массовой информации на различных стадиях развития человечества?» Из различных источников (метапредметные источники, интернет итд.) ученики нашли информацию о том, что началом средств массовой информации являлись мимика, звуки, различные следы, зарубки на деревьях, камнях и всем известные наскальные рисунки, которые появились ещё в первобытном или доисторическом обществе, то есть в период в истории человечества до изобретения письменности, после которого появляется возможность исторических исследований, основанных на изучении письменных источников. Трудность заключалась и в том, что всю эту информацию надо было подготовить на английском языке. Кроме того, уровень владения английским языком у обучающихся различный. Есть ученики имеющие высокий уровень владения английским языком, а есть ученики, которым достаточно трудно выразить свою мысль не только на английском, но и на родном русском языке. Первую и вторую трудности решили посредством работы в группах, которые состояли из учеников разного уровня владения английским языком.
В итоге, после огромной проделанной работы был собран большой материал по истории средств массовой информации, который включал в себя информацию о наскальных изображениях, манускриптах, звуковых и визуальных сигналах, спикерах или геральдах, прессе (различные ее виды), книгах, телеграфе, телефоне, радио, телевидении, различных гаджетах для передачи информации, телевидении и наконец интернете. По ходу работы приходилось добавлять информацию о науке и технике, ученых и изобретателях, которые изобрели те или иные приспособления, девайсы и гаджеты для передачи информации. Например, каждый знает, что ученый Александр Попов стал создателем радио, а русский учёный Порфирий Иванович Бахметьев, стал прародителем первого телевизора. К слову, наука и технология, учёные и изобретатели — это следующая тема после «СМИ», то есть ученики уже имеют некоторую информацию теме следующего раздела. Кроме того, были затронуты вопросы преимущества и недостатков интернета, современная жизнь книг, газет и журналов. Иными словами, была собрана огромная база по средствам массовой информации.
Итак, как уже было сказано, после сбора и переработки всей информации была проведена пресс-конференция «История средств массовой информации». Был составлен список различных приглашённых на конференцию это ученики, которые хорошо владеют английским языком и список журналистов, которые работают на различные печатные издания, это ученики, которые владеют английским языком удовлетворительно. Так как исследовательская работа по теме «история средств массовой информации являлась частью глобального раздела «Средства массовой информации», то на пресс конференции были затронуты различные аспекты этой темы, а именно: «Дети и интернет», «Плюсы и минусы интернета», «Образование и интернет», «Телевидение в нашей жизни», «Радио как источник информации», «Пресса», «Телефон не только для досуга», «Электронная и печатная пресса» итд. Ученики, которые хорошо владеют английским языком, выбрали себе различные роли, а именно: Генеральный директор ВГТРК, генеральный директор газеты «Известия», министр образования РФ, доцент кафедры истории МГУ, учитель года 2022, известный блогер. Ученики, выбравшие себе определённую роль, должны владеть полной информацией по теме, которую подготовила вся группа учеников. Оставшиеся ученики взяли на себя роль приглашённых на пресс конференцию журналистов. Они же подготовили ряд вопросов приглашённым гостям. Кстати, ученики - журналисты должны были просмотреть по интернету различные пресс-конференции, чтобы знать, как представиться и как задать вопрос. Публичное выступление всегда очень волнительное событие, обучающиеся должны были не только справиться с волнением, но и не забыть лексику и грамматику английского языка. Пресс конференция прошла превосходно, на высоком уровне. На следующем уроке был проведён анализ проделанной работы, и все отметили, что огромным плюсом стало то, что дети самостоятельно научились решать предметные задачи, искать и находить нужную информацию, делать выводы и находить логические и фактические связи. Приятным открытием стало то, что уровень владения английским языком повысился, и дети перестали бояться говорить и делать ошибки на английском языке и это является очень ценным опытом. В качестве закрепления раздела «СМИ» и подведение финальной точки, обучающиеся написали эссе на одну из выбранных ими тем «СМИ в нашей жизни», «История средств массовой информации», «Польза и вред средств массовой информации». Таким образом цели исследовательской работы были достигнуты.
В 9-х классах на базе изученного материала за I и II четверти «Средства массовой информации», перед обучающимися была поставлена проблема: «А с чего же всё началось? И где эта точка, с которой началось развитие средств массовой информации?» Ученикам было дано задание вспомнить из курсов истории и обществознания всё, что связано со средствами массовой информации. Таким образом, необходимо было применить глубокие интегрированные знания по 3 предметам: английскому языку, истории и обществознанию.
Основными целями этой работы стали:
- развитие поисково - творческих способностей учащихся;
- систематизация средств по формированию языковых умений и навыков.
Задачей для решения и достижения этих целей стали:
- определение мотивации к поиску;
- приобщение к культуре изучаемого языка;
- формирование системности и глубины знаний;
- формирование личностно-ориентированной социальной направленности;
- развитие личности ученика (то есть самостоятельности, ответственности, творческого поиска, обогащение социального опыта);
Моя задача как учителя заключалась в подборе средств и составления алгоритма исследования.
Алгоритмами исследования были:
• Определение темы, постановка проблемы и задачи исследования.
• Консультирование по вопросам отбора содержания работы, выдвижение и проверка гипотез.
• Подбор методик исследования и практическое овладение ими.
• Сбор собственного материала, его анализ, обобщение, и комментарий к нему.
• Собственные выводы.
• Письменное оформление проведённого исследования в виде доклада, реферата, сообщения. Создание презентации.
• Публичная защита работы, пресс конференция, эссе.
Исследовательская работа по теме «История средств массовой информации» шла по двум направлениям: урочная деятельность (выступление по данной теме, публичная защита работы в качестве выступления на пресс конференции и написание эссе). Внеурочная учебно-исследовательская деятельность учащихся, которая являлась логическим продолжением урочной деятельности: поиск ответов на те, или иные вопросы, реферативная работа. Ученикам были предложены следующие 2 проблемы для исследования: «Когда начался отсчёт появления средств массовой информации?» и «Что являлось средствами массовой информации на различных стадиях развития человечества?» Из различных источников (метапредметные источники, интернет итд.) ученики нашли информацию о том, что началом средств массовой информации являлись мимика, звуки, различные следы, зарубки на деревьях, камнях и всем известные наскальные рисунки, которые появились ещё в первобытном или доисторическом обществе, то есть в период в истории человечества до изобретения письменности, после которого появляется возможность исторических исследований, основанных на изучении письменных источников. Трудность заключалась и в том, что всю эту информацию надо было подготовить на английском языке. Кроме того, уровень владения английским языком у обучающихся различный. Есть ученики имеющие высокий уровень владения английским языком, а есть ученики, которым достаточно трудно выразить свою мысль не только на английском, но и на родном русском языке. Первую и вторую трудности решили посредством работы в группах, которые состояли из учеников разного уровня владения английским языком.
В итоге, после огромной проделанной работы был собран большой материал по истории средств массовой информации, который включал в себя информацию о наскальных изображениях, манускриптах, звуковых и визуальных сигналах, спикерах или геральдах, прессе (различные ее виды), книгах, телеграфе, телефоне, радио, телевидении, различных гаджетах для передачи информации, телевидении и наконец интернете. По ходу работы приходилось добавлять информацию о науке и технике, ученых и изобретателях, которые изобрели те или иные приспособления, девайсы и гаджеты для передачи информации. Например, каждый знает, что ученый Александр Попов стал создателем радио, а русский учёный Порфирий Иванович Бахметьев, стал прародителем первого телевизора. К слову, наука и технология, учёные и изобретатели — это следующая тема после «СМИ», то есть ученики уже имеют некоторую информацию теме следующего раздела. Кроме того, были затронуты вопросы преимущества и недостатков интернета, современная жизнь книг, газет и журналов. Иными словами, была собрана огромная база по средствам массовой информации.
Итак, как уже было сказано, после сбора и переработки всей информации была проведена пресс-конференция «История средств массовой информации». Был составлен список различных приглашённых на конференцию это ученики, которые хорошо владеют английским языком и список журналистов, которые работают на различные печатные издания, это ученики, которые владеют английским языком удовлетворительно. Так как исследовательская работа по теме «история средств массовой информации являлась частью глобального раздела «Средства массовой информации», то на пресс конференции были затронуты различные аспекты этой темы, а именно: «Дети и интернет», «Плюсы и минусы интернета», «Образование и интернет», «Телевидение в нашей жизни», «Радио как источник информации», «Пресса», «Телефон не только для досуга», «Электронная и печатная пресса» итд. Ученики, которые хорошо владеют английским языком, выбрали себе различные роли, а именно: Генеральный директор ВГТРК, генеральный директор газеты «Известия», министр образования РФ, доцент кафедры истории МГУ, учитель года 2022, известный блогер. Ученики, выбравшие себе определённую роль, должны владеть полной информацией по теме, которую подготовила вся группа учеников. Оставшиеся ученики взяли на себя роль приглашённых на пресс конференцию журналистов. Они же подготовили ряд вопросов приглашённым гостям. Кстати, ученики - журналисты должны были просмотреть по интернету различные пресс-конференции, чтобы знать, как представиться и как задать вопрос. Публичное выступление всегда очень волнительное событие, обучающиеся должны были не только справиться с волнением, но и не забыть лексику и грамматику английского языка. Пресс конференция прошла превосходно, на высоком уровне. На следующем уроке был проведён анализ проделанной работы, и все отметили, что огромным плюсом стало то, что дети самостоятельно научились решать предметные задачи, искать и находить нужную информацию, делать выводы и находить логические и фактические связи. Приятным открытием стало то, что уровень владения английским языком повысился, и дети перестали бояться говорить и делать ошибки на английском языке и это является очень ценным опытом. В качестве закрепления раздела «СМИ» и подведение финальной точки, обучающиеся написали эссе на одну из выбранных ими тем «СМИ в нашей жизни», «История средств массовой информации», «Польза и вред средств массовой информации». Таким образом цели исследовательской работы были достигнуты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Использование компьютерных технологий на уроках английского языка. Выступление на РМО учителей английского языка 01.11.2012
Обучение с помощью компьютера дает возможность организовать самостоятельные действия каждого ученика. При обучении аудированию, каждый ученик получает возможность слышать иноязычную речь, при об...
Коммуникативный метод обучения на уроках английского языка.Выступление на РМО учителей английского языка 18.04.2011
Основными признаками коммуникативного метода обучения, на наш взгляд, являются следующие.1) Дифференцированность метода, проявляющегося в том, что каждый метод служит средством достижения ...
Создание развивающей образовательной среды на уроках английского языка (из опыта работы учителя Захаровой О.А.)
Доклад был использован на международном семинаре в Эстонии...
Представление опыта работы учителя английского языка ГБОУ «Школы №2000» Морозовой Людмилы Владимировны
"ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ С ЦЕЛЬЮ ПРИОБЩЕНИЯ УЧАЩИХСЯ К РАБОТЕ В МИРОВОМ ИНФОРМАЦИОННОМ ПРОСТРАНСТВЕ"Здравствуйте, коллеги. Я, Морозова Людмила Владимировна, учи...
статья о распространении инновационного опыта работы учителя английского языка Афанасьевой Ирины Геннадьевны
Публикация о распространении нновационного опыта работы учителя английсого языка Афанасьевой И.Г. с описанием применяемых технологий и разработкой открытого урока с использованием интерактивной доски...
Развитие критического мышления на уроках английского языка из опыта работы учителя английского языка МОБУ СОШ № 100 Кунаховой Марины Александровны
В связи с переходом на новые стандарты образования. Возникла необходимость применения современных педагогических технологий, отвечающих требованиям ФГОС. На мой взгляд, одной из таких технологий являе...
О теории развития критического мышления (ТРКМ). Особенности использования технологии развития критического мышления через чтение и письмо (РКМЧП) на уроке английского языка (из опыта работы учителя)
На смену знаниесуммирующей ориентации в обучении приходит личностная и интеллекторазвивающая, призванная преодолеть инертность традиционного обучения....