Модель взаимодействия "ученик-ученик" на уроках английского языка (из опыта работы)
материал на тему

Модели, которые активно использую в своей работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_20.11.docx27.9 КБ

Предварительный просмотр:

Тема выступления: развитие коммуникативных навыков устной речи посредством построения учителем моделей взаимодействия и сотрудничества между обучающимися.

Сегодня я буду говорить как на своих уроках я организую модель взаимодействия «ученик-ученик» в парной работе.

Проблема мотивации самостоятельной учебной деятельности учащихся очень важна. Совместная работа как раз и дает прекрасный стимул для познавательной деятельности и для коммуникации, поскольку в этом случае всегда можно рассчитывать на помощь со стороны товарищей.

Практика показывает, что вместе учиться не только легче и интереснее, но и значительно эффективнее. Причем важно, что эта эффективность касается не только академических успехов учеников, их интеллектуального развития, но и нравственного. Дети учатся помогать  друг другу, вместе решать любые проблемы, разделять радость успеха. Работая в парах, каждый получает возможность реализовываться в том, что является его сильной стороной, и получать помощь в том, в чём он слабее других.

Обучение в сотрудничестве, помогает реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивает индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом способностей детей, их уровня обученности.

Парная работа – это форма коллективной работы, в рамках которой участники решают поставленную задачу, взаимодействуя друг с другом посредством изучаемого языка. Данная форма работы используются в связке с индивидуальной и фронтальной, так как деление на группы и пары происходит, когда учителю необходимо чтобы дети решали определенную языковую задачу в маленьких группах.

Традиционно занятия кружка  в первом классе начинается с приветствия и прощания. После отработки всех звуков, которые произносятся в словах приветствия и прощания, и отработав маленькие диалоги в парах, можно отработать реплики для знакомства и благодарности. Например:

Данную реплику проговаривают все пары. И повторив эту же реплику на следующем занятии можно добавлять другие реплики:

Hello!

- Hello!

-What's your name?

- My name is .... .

- My name is .... .

- Bye!

- Bye-bye!

И через занятие можно усложнить диалог добавив следующие реплики.

Hello!

- Hello!

-What's your name?

- My name is .... . And what's your name?

- My name is .... .

- Nice to meet you.

- Nice to meet you too. Bye!

- Bye-bye!

Если на первых занятиях дети будут произносить реплики не четко, то с каждым разом они будут запоминать их и произносить четче.

Можно такие диалоги разыгрывать при помощи различных персонажей и зверей.  Детям даже будет интересно представить себя в роли другого человека и животного.

Можно использовать дидактические карточки которые пара должна правильно сгруппировать.

На занятиях во втором классе можно использовать работу в парах при проверке домашнего задания при правильном написании слов. К доске выходят две пары учеников и пишут пропущенные буквы в написанных на доске словах. Используя такой метод можно сразу проверить готовность к уроку нескольких учеников. Также можно продолжить работу с диалогами на различные темы.

В старших классах  при проведении организационного момента можно разыгрывать диалог между детьми о погоде, дне недели. Причем каждый раз дети будут меняться.

Диалоги на данном этапе будут более сложные и уже дети их составят самостоятельно, опираясь на шаблон.

Можно предложить детям ролевые игры. Допустим на листке бумаги написана тема например «Shopping», также написано кто с кем разговаривает и ситуация. Дети опираясь на изученную лексику и грамматику должны разыграть ситуацию. Такое задание можно задать на дом. Обязательно надо будет при оценка учитывать все пункты, которые прописаны в задании.

И конечно же проекты в паре.

Детям нравиться проверять своего товарища. Можно провести словарный диктант и попросить детей самим проверить работы товарищей.

При изучении грамматики детям можно предложить выполнить грамматические упражнения вместе, а затем обсудить их решение всем классом.

Безусловно, работа в парах предоставляет учащимся возможность активного использования английского языка. Однако, как любая форма работы, она имеет свои преимущества и недостатки.

К преимуществам можно отнести:

-участники учатся, слушая друг друга;

-используется больший языковой объём по сравнению с фронтальной работой;

возрастает мотивация;

-развивается беглость речи;

-делается акцент на сотрудничестве, что побуждает учащихся помогать и поддерживать друг друга;

-повышается чувство ответственности;

-создаётся атмосфера комфортного обучения, так как снимается психологический барьер;

-стимулирует самостоятельное общение учащихся;

-позволяет высказаться большему числу учащихся.

Минусами являются:

-нежелание одних учащихся работать с другими;

-использование учащимися родного языка;

-невозможность контролировать всех учащихся одновременно.

Следует придерживаться некоторых правил, при организации парной работы. Например, стоит использовать эту форму работы как можно чаще, лучше всего на каждом уроке. Также, следует чаще менять состав пары. При этом следует учитывать, что пара более сильный ученик + менее сильный ученик оправдывает себя в работе с грамматическим заданием, тогда как с заданием на развитие разговорных навыков лучше справятся учащиеся одного уровня. Кроме того, важна чёткая постановка цели для каждого парного задания.

Работая в паре, учащиеся проявляют речевую самостоятельность. Они помогают друг другу, успешно корректируют высказывания собеседников, даже если учитель не дает такого задания. Чтобы парное речевое сотрудничество было эффективным, необходимо целенаправленно обучать школьников технологии общения, чётко соблюдая основные принципы обучения в сотрудничестве.

Основные принципы обучения в сотрудничестве:

Формируются пары учащихся. При этом в каждой паре должны быть ученики как одаренные так и неуспевающие;

Паре дается одно задание;

Оценивается работа не одного ученика, а пары. Важно, что оцениваются не только и не столько знания, сколько усилия учащихся;

Учитель выбирает ученика группы, который должен отчитаться за задание. Если слабый ученик в состоянии обстоятельно доложить результаты совместной работы пары, ответить на вопросы другой пары, значит, цель достигнута и пара справилась с заданием, т.к. цель любого задания - не формальное его выполнение (правильное/неправильное решение), а овладение материалом каждым учеником пары.

Следует отметить, что недостаточно сформировать пару и дать им соответствующее задание. Суть состоит в том, чтобы учащийся захотел приобретать знания.

Проблема мотивации самостоятельной учебной деятельности учащихся очень важна. Совместная работа как раз и дает прекрасный стимул для познавательной деятельности, для коммуникации, поскольку в этом случае всегда можно рассчитывать на помощь со стороны товарищей.

Работая в парах, каждый получает возможность реализовываться в том, что является его сильной стороной, и получать помощь в том, в чём он слабее других. Сотрудничая, мои ученики учатся работать без контроля с моей стороны, совместно с товарищами, стремясь к поставленной цели. Обучение взаимодействию в парах на моих уроках стало не только методом обучения устной речи, а естественным компонентом учебного процесса.

Практика показала, что наиболее удачными оказываются пары, где их члены дополняют друг друга: один работоспособен, но не эмоционален; другой обладает личным опытом, но слабо успевает; третий мало знает, но интересуется данным вопросом. В процессе работы возникает чувство сотрудничества, взаимной поддержки.

Но следует отметить, что учитель никогда не добьется успеха, если не сумеет установить контакт с детьми, основанный на доверии, взаимопонимании и любви. Процесс обучения осуществляется в условиях постоянного, активного взаимодействия всех учащихся. Ученик и учитель являются равноправными субъектами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровые приемы на уроках английского языка: из опыта работы

Статья представляет собой материал, систематизированный за несколько лет работы в школе. В первой части рассматривается понятие "игровые педагогические технологии", во второй части представлен личный ...

«Виды словарных работ на уроках английского языка. Из опыта работы».

Заучивание большого количества лексики, расширение словарного запаса – одно из важных направлений при изучении иностранного языка....

Развитие критического мышления на уроках английского языка из опыта работы учителя английского языка МОБУ СОШ № 100 Кунаховой Марины Александровны

В связи с переходом на новые стандарты образования. Возникла необходимость применения современных педагогических технологий, отвечающих требованиям ФГОС. На мой взгляд, одной из таких технологий являе...

Организация работы в группе на уроке английского языка (из опыта работы)

Статья об использовании различных приемов групповой формы работы на уроках английского языка...

Организация групповой работы обучающихся на уроках английского языка (из опыта работы)

В статье отмечена важность использования групповой работы на уроках английского языка и даны примеры и рекомендации ее использования. Более того, групповую форму работы можно рассматривать в качестве ...

Статья «Формы работы на уроках английского языка» (из опыта работы).

В современном мире изменился подход к образованию и воспитанию детей. Заинтересовать ребенка порой бывает очень сложно в условиях глобальной цифровизации и беспрепятственного доступа к использованию р...

Исследовательская работа в 9 классах по теме «История средств массовой информации» на уроках английского языка. Из опыта работы учителя английского языка Александровой Ирины Владимировны.

Исследовательская деятельность, это деятельность учащихся, связанная с решением учащимися творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, ...