CИСТЕМА ИЗУЧЕНИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В ШКОЛЕ
статья по английскому языку

Акопова София Дмитриевна
В статье рассматриваются вопросы обучения зарубежной литературы в школе. Автор описывает различные формы решения задач, реализуемых системой , созданной в школе .При этом рассматриваются внеклассная работа, уроки литературы, международные проекты, литературные конкурсы и т.д. Ключевые слова: зарубежная литература, обучение, система, формы, методы, новые технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_otoslat.docx27.16 КБ

Предварительный просмотр:

Акопова С.Д.

CИСТЕМА ИЗУЧЕНИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В

ШКОЛЕ

Сведения об авторе: Акопова София Дмитриевна-учитель английского языка,

школа №328 с углубленным изучением английского языка (Санкт-Петербург)

Аннотация

В статье рассматриваются вопросы обучения зарубежной литературы в

школе. Автор описывает различные формы решения задач, реализуемых

системой , созданной в школе .При этом рассматриваются внеклассная работа,

уроки литературы, международные проекты, литературные конкурсы и т.д.

Ключевые слова: зарубежная литература, обучение, система, формы, методы,

новые технологии.

1 Чтение - как феномен культурно-нравственного развития личности

Проблема чтения вышла за пределы образовательного и культурно-

нравственного развития личности. Она стала важнейшей общегосударственной

социальной проблемой. Национальная доктрина «Образование Российской

Федерации» на период до 2025 года в числе приоритетов государственной

политики в области образования и культуры предусматривает решение таких

задач, как преодоление духовного кризиса, восстановление статуса России в

мировом сообществе как великой державы в сфере образования и культуры;

создание основы для устойчивого социокультурного развития. Школа в

широком смысле этого слова должна стать важнейшим фактором гуманизации

общественно-экономических отношений.

Люди перестают мыслить, когда они перестают читать». Слова эти сказаны

великим французским мыслителем Дани Дидро много лет назад. Актуальны они

и сейчас, так как решение проблемы привитие интереса детей к чтению решает

ряд воспитательных, образовательных и развивающих задач обучения и

воспитания.

Чтение – педагогически направляемый процесс приобщения детей и

подростков к литературе, целью которого является воспитание любви к книге,

умения правильно и глубоко понимать прочитанное, что в конечном итоге

приводит к развитию общей культуры ребенка, в том числе ее составляющей

информационной.

Сегодня чтение важно как никогда. Оно становится одним из ключевых

инструментов освоения информации и знаний, образования, повышения

культурной компетентности и поэтому нуждается в целенаправленной

поддержке, особенно теперь. Не для кого не секрет, что в последнее время резко

снизился интерес к чтению во всем мире и в нашей стране, которая считалась

самой читающей страной. Приобщение к чтению - важное и неотъемлемое

составляющее в сегодняшнем мире.

1

Школа с углубленным изучением иностранного языка не исключение, а

наоборот предоставляет дополнительные возможности в этом направлении.

Одно из таких возможностей-это открытие для ребят мира зарубежной

литературы. Школа с углубленным изучением иностранного языка-это не только

изучение иностранного.языка, но прежде всего приобщение ученика к другой

культуре. Ребята учатся воспринимать мир во всем его многообразии, через

другую культуру лучше понимать свою. Изучение иностранного языка помогает

освободиться от стереотипов, обрести внутреннюю свободу, раскрепощает.

Особое место в системе обучения принадлежит зарубежной литературе.

2 Различные формы изучения зарубежной литературы. Актуальность

изучения зарубежной литературы в различных формах и создание специальной

системы по изучению зарубежной литературы. Обусловлена следующими

факторами:

проблема изучения зарубежной литературы на уроках, связанная

недостаточным количеством учебных часов;

проблема падения интереса школьников к изучению литературы;

- проблема читаемости и обеспеченности текстами;

- проблема ценностно-смысловых компетенций подрастающего поколения;

- проблема подготовки выпускников к части С на ЕГЭ и к сдаче

Международных экзаменов.

В нашей школе была создана целая система, открывающая мир зарубежной

литературы.

2.1.Открытие мира зарубежной литературы через Внеклассную работу.

С 3-его по 8-ой класс - спектакли и концерты на иностранном языке в рамках

внеклассной работы по иностранному языку.

Театральные постановки являются важным и необходимым элементом в

процессе изучения иностранного языка. Такое серьезное препятствие, как

«языковой барьер», становится легко преодолимым, как только учащиеся

попадают в ситуацию игры, ролевого взаимодействия, оказываются

вовлеченными в общий творческий процесс. Иностранный язык становится не

просто предметом изучения, а необходимым средством для выражения мыслей,

чувств, эмоций героев [1, c. 3]. Совместная работа над спектаклем развивает у

участников умение слушать партнера, создает условия для взаимопонимания и

взаимовыручки (сильные ученики помогают слабым) укрепляют чувство

ответственности за успех общего дела. Театральные постановки для изучения

иностранного языка могут быть рекомендованы для любого возраста

Дополнительное время для отработки произношения, введение и

закрепление лексических единиц предоставляют уникальную возможность

общения с учениками, причем в новом для учеников контексте. Самое главное

повышается мотивация к изучению иностранного языка.

В методической литературе и в практике школы традиционно различают

три формы внеклассной работы: индивидуальные, групповые и массовые. В

основу такого распределения возложен признак количественного охвата

участников. Постановка спектаклей и концертов на английском языке относится

2к массовой форме работы. В нашей школе в таких постановках

задействованы

все без исключения ученики (и слабые и сильные). Если ученик скажет

хоть одну реплику на иностранном языке на сцене-это уже его маленький успех.

Не каждому взрослому человеку под силу выступать со сцены и к тому же на не

родном языке. Внеклассная работа, вытекающая из классной, поможет увидеть

учащимся истинные возможности изучаемого иностранного языка. Повышается

престиж предмета и соответственно авторитет учителя. У ребенка появляется

желание полностью прочитать пьесу, сказку, произведение, по которым ставится

спектакль. И другие произведения этих писателей. Постановка спектакля, как

правило, проходит следующие этапы. И если мы говорим о системе приобщения

к чтению зарубежной литературы, то этот этап очень важный. Ученики

выбирают, а затем читают вместе с учителем выбранную пьесу. Учитель

знакомит с творчеством писателя, показывает как важно читать литературу в

оригинале «прочувствовать» язык писателя. Непереводимая игра слов,

идиоматических выражений. Ярким примером является постановка по

произведениям. Л.Кэрролла «Алиса в стране чудес». Важно выбрать пьесу в

соответствии с возрастом и уровнем владения иностранным языком. В младшей

школе-это сказки, в 5ом классе – Как Гринч украл рождество, 6-Хоббит , 7-

Алиса в стране чудес, 8-Гарри Потер. Кроме того проводятся вечера по

произведениям английских и американских писателей: О Генри, Ч Диккенс., О

Уайльд и т.д.

К групповым формам внеклассной работы можно отнести вечера

английской поэзии. На протяжении многих лет существовала читательская

группа. Заседания группы проходили не только в школе, но и часто в

библиотеке. Ребята вели читательские дневники, проводили интересные

дискуссии. Надеемся возродить эту очень важную форму работы.

К индивидуальным формам работы можно отнести участие в конкурсах,

организованных«Robert

Burns

World

Federation» (Шотландия) и Санкт-

Петербургской ассоциацией Международного сотрудничества..Это написание

сочинений , связанных с произведениями Р.Бернса(наши ученики не раз

занимали и занимают призовые места и также получают похвальные листы).Этот

вид работы требует очень детального изучения творчества Р. Бернса и новое

прочтение в применении к нашему времени. Большую помощь при подготовке к

этому конкурсу оказывает Интернет. При этом используются такие достоинства

Интернета, как оперативность передачи информации на любые расстояния,

возможность доступа к отдаленным источникам информации, интерактивность.

Дистанционное обучение-такая сравнительно новая форма образования

обеспечивает эффективность обратной связи с преподавателем, контроль

правильности и неправильности. Вообще обучение с использованием

Интернета представляется творческим процессом, позволяющим выбирать

формы обучения и контроля. В данном случае онлайн учитель дает советы по

написанию сочинения, ссылки на источники, к которым может обратиться

3конкурсант [2, с. 97].

Среди индивидуальных форм внеклассной работы следует отнести участие

в устном конкурсе Р. Бернса, которое тоже требует очень внимательное

изучение творчества писателя и ,конечно, таланта , актерского мастерства,

творчества. Еще одна форма индивидуальной работы, проводится на русском

языке-ежегодный конкурс буктрейлеров.

2.2. Главная задача учителя – обучать и воспитывать. В этом

заключаются функции педагога.

Обучающая (дидактическая) функция учителя на современном этапе

проявляется не в простой передаче знаний, а в формировании умений добывать

их самостоятельно.

Развивающая функция проявляется в создании условий для развития

творческого потенциала ребенка, его самораскрытия, самоутверждения,

самореализации через творчество.

Воспитательная функция – это умение трансформировать поставленные

обществом перед школой цели в конкретные педагогические задания –

формирование необходимых личностных качеств у каждого школьника. Эта

функция заключается в том, чтобы общечеловеческие ценности укоренились в

сознание и поведение учеников.

Обозначенные функции учителя реализует и в других формах изучения

зарубежной литературы.

Новая форма, над которой работает коллектив учителей в настоящее

время. Это, используя новые технологии через онлайн изучение творчества

зарубежных писателей по книгам издательства МС.Миллан. Создана

специальная программа.

10-11 классы- уроки английской и американской литературы. В средней школе

практикуются совместные уроки на русском и английском языке, посвященные

творчеству В. Шекспира. Эти уроки при обучении иностранному языку

приобрели дополнительную ценность в развитии межкультурной компетенции

школьников.. В процессе общения школьников с чужой лингвокультурой

происходит усвоение иностранного языка по формуле :культура через язык и

язык через культуру.

Изучение зарубежной литературы проходит также через видео уроки.

Новые технологии и здесь приходят на помощь. Раздел «Читальный зал» (http://

www . study . ru / lib . htm ) можно использовать для обучения чтению на английском

языке как художественной литературы(http://www.study.ru/lib/script/index.shtml)),

так и сценариев фильмов.

2.3. Метод проектов

Особое место в данной системе занимает метод проектов. Данная

технология в наибольшей степени нацелена на развитие личности школьников,

их самостоятельности и творчества. Метод проектов способствует активизации

всех сфер личности ученика: его эмоциональной и интеллектуальной сфер,

сферы практической деятельности [3, с. 50].

Монопроекты - данный вид проектов лучше проводить по наиболее

сложным темам, связанным со страноведческой, социальной тематикой.

Межпредметные проекты - такого рода проекты выполняются во

внеурочное время. Они могут интегрировать как несколько предметов, так и

решать довольно сложные проблемы: разработка мероприятий, исследование

творчества писателей и т.д.

По характеристике контактов проекты бывают внутренние или

региональные (в пределах классов одной школы, школ округа, города) и

международные. Последние могут иметь место при школьных обменах.

Возможность разрабатывать международные проекты совместно с учащимися

различных стран представляют современные информационные технологии.

Такие проекты и называют телекоммуникационными проектами. В нашей школе

большое внимание уделяется международной работе «Большой мир в маленькой

школе». С 90х годов нас связывают с лицеем Диледда, Италия тесные узы

дружбы и сотрудничества. За это время было осуществлено много проектов, в

том числе и связанных с литературой .Гимназисты Италии создали видео фильм

по пьесе А.Чехова, а ученики школы 328 инсценировали итальянские сказки.

Такие проекты - это прежде всего учебно-познавательная совместная творческая

или познавательная деятельность учащихся, партнеров, находящихся на

значительном расстоянии друг от друга, основанная на компьютерной

телекоммуникации и имеющая общую цель-исследование проблемы при

помощи согласованных методов, способов деятельности, направленных на

достижение общего результата.

Таким образом в нашей школе сложилась проверенная многими годами

система различных формы изучения зарубежной литературы, позволяющая

получить устойчивые, положительный результаты, которые выражаются в

следующем: Большая вовлеченность учащихся в изучение зарубежной

литературы, применение различных технологий . в том числе и компьютерных,

позволяющих повысить мотивацию к чтению этой литературы.

Источники

1 Английский язык : Сценарии шк. праздников и постановок : Кн. для

учителя / [Ред.-сост. Громушкина Е. В.]. - М. : Первое сентября, 2003 -

216 с.; 21 см. - (Я иду на урок).

2 Азимов Э.Г., Вильшинецкая Е.Н. Материалы Интернета на уроке

английского языка// Иностранные языки в школе. –2001. –No 1 –с. 96 –

101

3 Ларионова И. В.Речемыслительный аспект усвоения языков. Проблемы

методики и технологий..Методические рекомендации» Санкт-

Петербург 2011г./ И. В.Ларионова -1-е изд.-СПб,ООО «Британия»,

2011, - 80 с.

5

4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пути активизации мыслительной деятельности учащихся 9-11 классов при изучении кубанской литературы в школах Краснодарского края (на примере программы Ю.Г.Любимцева)

В наши дни в центр педагогической науки и практики выдвигаются тесно связанные между собой проблемы школьного самообразования и региональной направленности обучения. Актуальность обеих проблем очевидн...

Возможности сопоставительного анализа при изучении произведений русской и зарубежной литературы в школе

Путь анализа – это особая последовательность разбора, своеобразный ход, сюжет рассмотрения литературного произведения. Особое место в школьной практике отводится сопоставительному анализу. ...

Изучение зарубежной литературы в основной и старшей школе как средство формирования коммуникативных универсальных действий (из опыта работы).

Важнейшим направлением преподавания западноевропейской литературы в школе должно быть изучение ее памятников в непосредственной связи с русской литературой, так как последняя развивалась не изолирован...

Статья "Изучение зарубежной литературы в национальной школе"

С помощью каких методов и приёмов проводится изучение зарубежной литературы в национальной школе"...

Статья "Сопоставительный анализ в изучении произведений литературы в школе"

Статья "Сопоставительный анализ в изучении произведений литературы в школе"...

Статья на тему "ФОРМИРОВАНИЕ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О НАЦИОНАЛЬНОМ ОБРАЗЕ МИРА В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ"

АннотацияВ последнее время значительно возрос интерес общества к вопросам национальной идентификации, процессам глобализации и локализации, появилось особое стремление изучать национальный образ мира ...

Эссе о важности изучения родной литературы в школе

Эссе о важности изучения родной литературы в школе...