CИСТЕМА ИЗУЧЕНИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В ШКОЛЕ
статья по английскому языку
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_otoslat.docx | 27.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Акопова С.Д.
CИСТЕМА ИЗУЧЕНИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В
ШКОЛЕ
Сведения об авторе: Акопова София Дмитриевна-учитель английского языка,
школа №328 с углубленным изучением английского языка (Санкт-Петербург)
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы обучения зарубежной литературы в
школе. Автор описывает различные формы решения задач, реализуемых
системой , созданной в школе .При этом рассматриваются внеклассная работа,
уроки литературы, международные проекты, литературные конкурсы и т.д.
Ключевые слова: зарубежная литература, обучение, система, формы, методы,
новые технологии.
1 Чтение - как феномен культурно-нравственного развития личности
Проблема чтения вышла за пределы образовательного и культурно-
нравственного развития личности. Она стала важнейшей общегосударственной
социальной проблемой. Национальная доктрина «Образование Российской
Федерации» на период до 2025 года в числе приоритетов государственной
политики в области образования и культуры предусматривает решение таких
задач, как преодоление духовного кризиса, восстановление статуса России в
мировом сообществе как великой державы в сфере образования и культуры;
создание основы для устойчивого социокультурного развития. Школа в
широком смысле этого слова должна стать важнейшим фактором гуманизации
общественно-экономических отношений.
Люди перестают мыслить, когда они перестают читать». Слова эти сказаны
великим французским мыслителем Дани Дидро много лет назад. Актуальны они
и сейчас, так как решение проблемы привитие интереса детей к чтению решает
ряд воспитательных, образовательных и развивающих задач обучения и
воспитания.
Чтение – педагогически направляемый процесс приобщения детей и
подростков к литературе, целью которого является воспитание любви к книге,
умения правильно и глубоко понимать прочитанное, что в конечном итоге
приводит к развитию общей культуры ребенка, в том числе ее составляющей
информационной.
Сегодня чтение важно как никогда. Оно становится одним из ключевых
инструментов освоения информации и знаний, образования, повышения
культурной компетентности и поэтому нуждается в целенаправленной
поддержке, особенно теперь. Не для кого не секрет, что в последнее время резко
снизился интерес к чтению во всем мире и в нашей стране, которая считалась
самой читающей страной. Приобщение к чтению - важное и неотъемлемое
составляющее в сегодняшнем мире.
1
Школа с углубленным изучением иностранного языка не исключение, а
наоборот предоставляет дополнительные возможности в этом направлении.
Одно из таких возможностей-это открытие для ребят мира зарубежной
литературы. Школа с углубленным изучением иностранного языка-это не только
изучение иностранного.языка, но прежде всего приобщение ученика к другой
культуре. Ребята учатся воспринимать мир во всем его многообразии, через
другую культуру лучше понимать свою. Изучение иностранного языка помогает
освободиться от стереотипов, обрести внутреннюю свободу, раскрепощает.
Особое место в системе обучения принадлежит зарубежной литературе.
2 Различные формы изучения зарубежной литературы. Актуальность
изучения зарубежной литературы в различных формах и создание специальной
системы по изучению зарубежной литературы. Обусловлена следующими
факторами:
проблема изучения зарубежной литературы на уроках, связанная
недостаточным количеством учебных часов;
проблема падения интереса школьников к изучению литературы;
- проблема читаемости и обеспеченности текстами;
- проблема ценностно-смысловых компетенций подрастающего поколения;
- проблема подготовки выпускников к части С на ЕГЭ и к сдаче
Международных экзаменов.
В нашей школе была создана целая система, открывающая мир зарубежной
литературы.
2.1.Открытие мира зарубежной литературы через Внеклассную работу.
С 3-его по 8-ой класс - спектакли и концерты на иностранном языке в рамках
внеклассной работы по иностранному языку.
Театральные постановки являются важным и необходимым элементом в
процессе изучения иностранного языка. Такое серьезное препятствие, как
«языковой барьер», становится легко преодолимым, как только учащиеся
попадают в ситуацию игры, ролевого взаимодействия, оказываются
вовлеченными в общий творческий процесс. Иностранный язык становится не
просто предметом изучения, а необходимым средством для выражения мыслей,
чувств, эмоций героев [1, c. 3]. Совместная работа над спектаклем развивает у
участников умение слушать партнера, создает условия для взаимопонимания и
взаимовыручки (сильные ученики помогают слабым) укрепляют чувство
ответственности за успех общего дела. Театральные постановки для изучения
иностранного языка могут быть рекомендованы для любого возраста
Дополнительное время для отработки произношения, введение и
закрепление лексических единиц предоставляют уникальную возможность
общения с учениками, причем в новом для учеников контексте. Самое главное
повышается мотивация к изучению иностранного языка.
В методической литературе и в практике школы традиционно различают
три формы внеклассной работы: индивидуальные, групповые и массовые. В
основу такого распределения возложен признак количественного охвата
участников. Постановка спектаклей и концертов на английском языке относится
2к массовой форме работы. В нашей школе в таких постановках
задействованы
все без исключения ученики (и слабые и сильные). Если ученик скажет
хоть одну реплику на иностранном языке на сцене-это уже его маленький успех.
Не каждому взрослому человеку под силу выступать со сцены и к тому же на не
родном языке. Внеклассная работа, вытекающая из классной, поможет увидеть
учащимся истинные возможности изучаемого иностранного языка. Повышается
престиж предмета и соответственно авторитет учителя. У ребенка появляется
желание полностью прочитать пьесу, сказку, произведение, по которым ставится
спектакль. И другие произведения этих писателей. Постановка спектакля, как
правило, проходит следующие этапы. И если мы говорим о системе приобщения
к чтению зарубежной литературы, то этот этап очень важный. Ученики
выбирают, а затем читают вместе с учителем выбранную пьесу. Учитель
знакомит с творчеством писателя, показывает как важно читать литературу в
оригинале «прочувствовать» язык писателя. Непереводимая игра слов,
идиоматических выражений. Ярким примером является постановка по
произведениям. Л.Кэрролла «Алиса в стране чудес». Важно выбрать пьесу в
соответствии с возрастом и уровнем владения иностранным языком. В младшей
школе-это сказки, в 5ом классе – Как Гринч украл рождество, 6-Хоббит , 7-
Алиса в стране чудес, 8-Гарри Потер. Кроме того проводятся вечера по
произведениям английских и американских писателей: О Генри, Ч Диккенс., О
Уайльд и т.д.
К групповым формам внеклассной работы можно отнести вечера
английской поэзии. На протяжении многих лет существовала читательская
группа. Заседания группы проходили не только в школе, но и часто в
библиотеке. Ребята вели читательские дневники, проводили интересные
дискуссии. Надеемся возродить эту очень важную форму работы.
К индивидуальным формам работы можно отнести участие в конкурсах,
организованных«Robert
Burns
World
Federation» (Шотландия) и Санкт-
Петербургской ассоциацией Международного сотрудничества..Это написание
сочинений , связанных с произведениями Р.Бернса(наши ученики не раз
занимали и занимают призовые места и также получают похвальные листы).Этот
вид работы требует очень детального изучения творчества Р. Бернса и новое
прочтение в применении к нашему времени. Большую помощь при подготовке к
этому конкурсу оказывает Интернет. При этом используются такие достоинства
Интернета, как оперативность передачи информации на любые расстояния,
возможность доступа к отдаленным источникам информации, интерактивность.
Дистанционное обучение-такая сравнительно новая форма образования
обеспечивает эффективность обратной связи с преподавателем, контроль
правильности и неправильности. Вообще обучение с использованием
Интернета представляется творческим процессом, позволяющим выбирать
формы обучения и контроля. В данном случае онлайн учитель дает советы по
написанию сочинения, ссылки на источники, к которым может обратиться
3конкурсант [2, с. 97].
Среди индивидуальных форм внеклассной работы следует отнести участие
в устном конкурсе Р. Бернса, которое тоже требует очень внимательное
изучение творчества писателя и ,конечно, таланта , актерского мастерства,
творчества. Еще одна форма индивидуальной работы, проводится на русском
языке-ежегодный конкурс буктрейлеров.
2.2. Главная задача учителя – обучать и воспитывать. В этом
заключаются функции педагога.
Обучающая (дидактическая) функция учителя на современном этапе
проявляется не в простой передаче знаний, а в формировании умений добывать
их самостоятельно.
Развивающая функция проявляется в создании условий для развития
творческого потенциала ребенка, его самораскрытия, самоутверждения,
самореализации через творчество.
Воспитательная функция – это умение трансформировать поставленные
обществом перед школой цели в конкретные педагогические задания –
формирование необходимых личностных качеств у каждого школьника. Эта
функция заключается в том, чтобы общечеловеческие ценности укоренились в
сознание и поведение учеников.
Обозначенные функции учителя реализует и в других формах изучения
зарубежной литературы.
Новая форма, над которой работает коллектив учителей в настоящее
время. Это, используя новые технологии через онлайн изучение творчества
зарубежных писателей по книгам издательства МС.Миллан. Создана
специальная программа.
10-11 классы- уроки английской и американской литературы. В средней школе
практикуются совместные уроки на русском и английском языке, посвященные
творчеству В. Шекспира. Эти уроки при обучении иностранному языку
приобрели дополнительную ценность в развитии межкультурной компетенции
школьников.. В процессе общения школьников с чужой лингвокультурой
происходит усвоение иностранного языка по формуле :культура через язык и
язык через культуру.
Изучение зарубежной литературы проходит также через видео уроки.
Новые технологии и здесь приходят на помощь. Раздел «Читальный зал» (http://
www . study . ru / lib . htm ) можно использовать для обучения чтению на английском
языке как художественной литературы(http://www.study.ru/lib/script/index.shtml)),
так и сценариев фильмов.
2.3. Метод проектов
Особое место в данной системе занимает метод проектов. Данная
технология в наибольшей степени нацелена на развитие личности школьников,
их самостоятельности и творчества. Метод проектов способствует активизации
всех сфер личности ученика: его эмоциональной и интеллектуальной сфер,
сферы практической деятельности [3, с. 50].
Монопроекты - данный вид проектов лучше проводить по наиболее
сложным темам, связанным со страноведческой, социальной тематикой.
Межпредметные проекты - такого рода проекты выполняются во
внеурочное время. Они могут интегрировать как несколько предметов, так и
решать довольно сложные проблемы: разработка мероприятий, исследование
творчества писателей и т.д.
По характеристике контактов проекты бывают внутренние или
региональные (в пределах классов одной школы, школ округа, города) и
международные. Последние могут иметь место при школьных обменах.
Возможность разрабатывать международные проекты совместно с учащимися
различных стран представляют современные информационные технологии.
Такие проекты и называют телекоммуникационными проектами. В нашей школе
большое внимание уделяется международной работе «Большой мир в маленькой
школе». С 90х годов нас связывают с лицеем Диледда, Италия тесные узы
дружбы и сотрудничества. За это время было осуществлено много проектов, в
том числе и связанных с литературой .Гимназисты Италии создали видео фильм
по пьесе А.Чехова, а ученики школы 328 инсценировали итальянские сказки.
Такие проекты - это прежде всего учебно-познавательная совместная творческая
или познавательная деятельность учащихся, партнеров, находящихся на
значительном расстоянии друг от друга, основанная на компьютерной
телекоммуникации и имеющая общую цель-исследование проблемы при
помощи согласованных методов, способов деятельности, направленных на
достижение общего результата.
Таким образом в нашей школе сложилась проверенная многими годами
система различных формы изучения зарубежной литературы, позволяющая
получить устойчивые, положительный результаты, которые выражаются в
следующем: Большая вовлеченность учащихся в изучение зарубежной
литературы, применение различных технологий . в том числе и компьютерных,
позволяющих повысить мотивацию к чтению этой литературы.
Источники
1 Английский язык : Сценарии шк. праздников и постановок : Кн. для
учителя / [Ред.-сост. Громушкина Е. В.]. - М. : Первое сентября, 2003 -
216 с.; 21 см. - (Я иду на урок).
2 Азимов Э.Г., Вильшинецкая Е.Н. Материалы Интернета на уроке
английского языка// Иностранные языки в школе. –2001. –No 1 –с. 96 –
101
3 Ларионова И. В.Речемыслительный аспект усвоения языков. Проблемы
методики и технологий..Методические рекомендации» Санкт-
Петербург 2011г./ И. В.Ларионова -1-е изд.-СПб,ООО «Британия»,
2011, - 80 с.
5
4
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Пути активизации мыслительной деятельности учащихся 9-11 классов при изучении кубанской литературы в школах Краснодарского края (на примере программы Ю.Г.Любимцева)
В наши дни в центр педагогической науки и практики выдвигаются тесно связанные между собой проблемы школьного самообразования и региональной направленности обучения. Актуальность обеих проблем очевидн...
Возможности сопоставительного анализа при изучении произведений русской и зарубежной литературы в школе
Путь анализа – это особая последовательность разбора, своеобразный ход, сюжет рассмотрения литературного произведения. Особое место в школьной практике отводится сопоставительному анализу. ...
Изучение зарубежной литературы в основной и старшей школе как средство формирования коммуникативных универсальных действий (из опыта работы).
Важнейшим направлением преподавания западноевропейской литературы в школе должно быть изучение ее памятников в непосредственной связи с русской литературой, так как последняя развивалась не изолирован...
Статья "Изучение зарубежной литературы в национальной школе"
С помощью каких методов и приёмов проводится изучение зарубежной литературы в национальной школе"...
Статья "Сопоставительный анализ в изучении произведений литературы в школе"
Статья "Сопоставительный анализ в изучении произведений литературы в школе"...
Статья на тему "ФОРМИРОВАНИЕ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О НАЦИОНАЛЬНОМ ОБРАЗЕ МИРА В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ"
АннотацияВ последнее время значительно возрос интерес общества к вопросам национальной идентификации, процессам глобализации и локализации, появилось особое стремление изучать национальный образ мира ...
Эссе о важности изучения родной литературы в школе
Эссе о важности изучения родной литературы в школе...