Статья "Изучение зарубежной литературы в национальной школе"
статья по литературе (9 класс) на тему

Мавлекиева Айслу Зульфаизовна

С помощью каких методов и приёмов проводится изучение зарубежной литературы в национальной школе"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Тат-Китнинская основная общеобразовательная школа"

Андреевские чтения

Изучение зарубежной литературы в национальной школе

                                 

                                           Мавлекиева Айслу Зульфаизовна,

                                                 учитель русского языка и литературы

2018 год

    Сотни тысяч книг живут в памяти человечества. В них боль души людской, героика борьбы, горечь несбыточных надежд, чистота помыслов и трепет мечты. Книга является мужественным и объективным свидетелем многовекового движения человечества к осуществлению прекраснейших идеалов.

    Природа хорошей книги национальна. Творцу новой жизни по праву принадлежат лучшие достижения всемирной художественной литературы. Интерес к иностранной литературе наших детей, воздействие её на них – явление закономерное.

    Герои зарубежной классики, помогая формированию ценностных ориентаций учащихся,  рождают в них тягу к благородному поступку, к выстраиванию своей жизни в соответствии с высокими гуманистическими идеалами, помогают закрепиться мыслям о человеческом величии добра и красоты.

    Мечтая о возвращении на родину, отказывается от божественного бессмертия Одиссей Гомера, бьётся с несправедливостью Дон Кихот, у Шекспира робкая Джульетта приемлет во имя любви «средство вроде смерти», терзается страхом и ненавистью Галилей, сумевший не гением, а качествами человеческими стать вровень с эпохой. Между тем зарубежная литературная классика далеко не всегда становится важным стимулом нравственного и эстетического воздействия на складывающуюся личность. Виной тому обычно недостаточное представление о воспитательных возможностях прогрессивной иностранной литературы, о средствах её использования в процессе формирования всесторонне развитого человека.

    Целостность и полнота литературного образования в школе требуют рассмотрения отечественной и национальной литератур в единой системе, что на программном материале перед учащимися должны быть продемонстрированы некоторые существенные особенности всего мирового литературного процесса. Обращаясь к истории мировой литературы, мы должны приобщать учащихся к непреходящему и прогрессивному в искусстве художественного слова за рубежом. Гордостью мировой классики являются: Шекспир, Байрон в английской литературе; Гёте, Гейне, Шиллер и Фрейлиграт, Лессинг – в немецкой; Гюго и Додэ – во французской; Ибсен, Нексе, Бьёрнсон среди скандинавских писателей; Данте в итальянской литературе и Д.Лондон в литературе США.

    Проблема национального своеобразия каждой из национальных литератур остаётся актуальной повсеместно и во все исторические времена. Процесс преподавания зарубежной и отечественной литературы в школе должен быть таким, чтобы учащиеся почувствовали себя полноправными наследниками мировой литературной классики, а это возможно лишь при усвоении единства всемирной литературы и понимания взаимодействия национальных литератур как важнейшей формы существования этого единства.

    Читательское восприятие, т.е. процесс понимания, оценки, сопереживания различной интенсивности, зависит от идейно-художественной основы произведения, независимо от того, принадлежит оно отечественному автору или зарубежному.    Очень важным в восприятии иностранной литературы оказывается своеобразное высвечивание в её явлениях всеобщего, «всечеловеческого», интернационального смысла. Восприятие во многом определяется психологическими свойствами личности. Время и социальная среда в главном формируют психологическую структуру человека -  отсюда и разная интерпретация творчества великих художников на протяжении веков и разными народами.

    Восприятие произведений иностранного искусства слова есть процесс многообразный и непростой. В восприятии ученика отображаются общие закономерности приобщения к зарубежной литературе, но в то же время на него не могут не оказывать существенного воздействия и условия собственно школьного преподавания. Жизненный и читательский опыт, конкретное знание предмета (эпохи, страны, сословия, исторических событий, обычаев) сильно влияют на степень объективности восприятия и складывающихся представлений.

    Что мешает верному эстетическому восприятию любого явления художественной литературы, отечественной и зарубежной?

    Прежде всего – это возрастные, социально-психологические особенности: максимализм, недостаточное понимание конкретно-исторических условий, недостаточность жизненного опыта. Всё это приводит к неверной трактовке событий.

    Важнейшим условием адекватного восприятия художественного произведения является учёт возрастных особенностей учащихся. Опыт восприятия расширяет эмоциональную и интеллектуальную сферу воздействия художественного слова, качественно изменяет личность и требует более высокого уровня культуры, воспитанности эмоциональных реакций на произведения искусства.

    Одной из воспитательных функций зарубежной литературы является её деятельное участие в развитии самостоятельного мышления учащихся. Очень важна и психологическая способность учащихся видеть героев прошлого рядом с собой, принимать близко к сердцу их тревоги и мечты, разделять надежды предшественников, вместе с ними постигать тайны бытия.

    Велико и познавательное значение зарубежной литературы. Познать в художественных образах мир прошлого, осознать бесчеловечные законы собственничества, оценить красоту, гуманность, увидеть в изучаемом произведении отражение эпохи, уловить своеобразие духовного мира автора- важная задача изучения зарубежной классики.

    Огромна роль зарубежной классики как источника формирования философского отношения к жизни. Иностранная классика открывает немалые возможности для воспитания художественного вкуса, развития способности эстетического суждения о литературе.

    Целенаправленное использование произведений зарубежной литературы открывает широкие возможности для воспитания комплекса эстетических потребностей. Это потребность находить прекрасное в деятельности людей, это потребность ощущать красоту гуманистической направленности труда на благо людей, это потребность видеть и чувствовать прекрасное в природе, наслаждаться прекрасным в искусстве.

    На произведениях зарубежной классики у школьников воспитывается понимание единства человеческой истории, понимание важности укрепления прогрессивных традиций, ощущение поступательного развития искусства, где без предшествующего нет настоящего и будущего.

    История зарубежной литературы насчитывает тысячелетия. Следует показать учащимся, как лучшее в истории иностранной классики на протяжении многих веков остаётся источником нравственного воспитания человечества.

    Огромный воспитательный потенциал зарубежной классики, изучаемой по основной программе и на факультативных занятиях, должен составить значительную часть воспитательных возможностей, которыми располагает весь курс литературы в школе. На произведениях зарубежной литературы можно ставить и решать масштабные проблемы нравственного плана, как и в связи с изучением отечественных авторов.

 Литература.

1.Изучение зарубежной литературы  в старших классах национальной школы: Пособие для учителя, К.М.Нартов.

2.Методика преподавания литературы: Голубков В.В.

3. Психология восприятия художественной литературы: Никифорова О.И.

4. Познавательная и воспитательная роль искусства: Асенин С.С., Немцев И.Б.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Особенности методики преподавания зарубежной литературы в средней школы"

Статья посвящена проблеме недостаточного изучения зарубежной литературы в средней школы напримере сказки "Маленький принц", так как многие учителя жертвуют этими часами в пользу изучения русской класс...

ДИАЛОГ КУЛЬТУР НА УРОКАХ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В НАЦИОНАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

·        Доказано, что  при  последовательном овладении двумя языками второй язык, хотим мы этого или нет, неизбежно усваивается  на основе перв...

Возможности сопоставительного анализа при изучении произведений русской и зарубежной литературы в школе

Путь анализа – это особая последовательность разбора, своеобразный ход, сюжет рассмотрения литературного произведения. Особое место в школьной практике отводится сопоставительному анализу. ...

Календарно-тематическое планирование по литературе для национальной школы под редакцией М.В.Черкезовой, 8 класс

Литература обладает большим воспитательным потенциалом, способна формировать духовно-нравственные качества учащихся...

КТП по литературе для национальной школы, 102 часа, 10 класс

Содержание программыВведение(1 час)Русская литература XIX в. в контексте мировой культуры. Основные темы и проблемы русской литературы XIX в. (свобода, духовно-нравственные иска​ния человека, обращени...

Изучение зарубежной литературы в основной и старшей школе как средство формирования коммуникативных универсальных действий (из опыта работы).

Важнейшим направлением преподавания западноевропейской литературы в школе должно быть изучение ее памятников в непосредственной связи с русской литературой, так как последняя развивалась не изолирован...

Статья на тему "ФОРМИРОВАНИЕ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О НАЦИОНАЛЬНОМ ОБРАЗЕ МИРА В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ"

АннотацияВ последнее время значительно возрос интерес общества к вопросам национальной идентификации, процессам глобализации и локализации, появилось особое стремление изучать национальный образ мира ...