Возможности сопоставительного анализа при изучении произведений русской и зарубежной литературы в школе
статья по литературе (10 класс) на тему

Путь анализа – это особая последовательность разбора, своеобразный ход, сюжет рассмотрения литературного произведения. Особое место в школьной практике отводится сопоставительному анализу.  Чаще его используют   при изучении художественных произведений в   средних   и  старших  классах,  так  как  умение  сопоставлять  по  сходству

опирается на умение противопоставлять, а в этом отношении    у детей данного возраста уже имеется опыт. Мне хочется поделиться опытом эффективного использования данного вида анализа  при изучении двух произведений русской и зарубежной литературы: «Накануне» И.С. Тургенева и  «Ванина Ванини» Ф. Стендаля.    

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vozmozhnosti_sopostavitelnogo_analiza.docx21.93 КБ

Предварительный просмотр:

                                     В.С. Зиганшина (МБОУ «Затонская СОШ», Камско-Устьинский р., учитель русского языка и литературы)

ВОЗМОЖНОСТИ СОПОСТАВИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ РУССКОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (НА ПРИМЕРЕ ИЗУЧЕНИЯ РОМАНА И.С.ТУРГЕНЕВА «НАКАНУНЕ» И НОВЕЛЛЫ Ф.СТЕНДАЛЯ «ВАНИНА ВАНИНИ»)

           Каждый   урок   литературы  –  это  тонкая  и  очень кропотливая  работа  с  текстом художественного произведения. В последние годы количество часов по литературе  сокращалось,  а  объём  программы  оставался  прежним.  И  передо мной    каждый  раз   вставала  труднейшая  профессиональная   задача:  создать  эмоционально – творческую  атмосферу  для  восприятия  художественного  образа,    сделать   так,  чтобы   дети,  чутко    воспринимая  слово  писателя,  были способны  сами  войти в мир художественного произведения,  увлечься  им.  Не объяснить всё  и «закрыть» произведение, а  помочь  учащимся  увидеть бездонность  и   глубину  художественного   произведения,  вовлечь  их  в   творческий  процесс  постановки и решения разнообразных,  порой,  весьма  сложных  проблем, открыть  перспективы  для  будущего самостоятельного осмысления.  

           Думаю, этого можно достичь на уроках литературы, если учитель профессионально владеет  методом анализа художественного произведения, понимает главные законы и принципы, раскрывающие внутреннюю жизнь отдельного произведения и, главное, если они умеет выбрать при изучении определенного произведения  нужный путь анализа. Путь анализа – это особая последовательность разбора, своеобразный ход, сюжет рассмотрения литературного произведения. В методике и школьной практике обычно сосуществуют  несколько основных путей литературного разбора: целостный, «по образам», проблемно – тематический, сопоставительный. До начала изучения  художественного произведения учителю необходимо понять, в каких условиях и почему он избирает определенный путь анализа. Выбор пути анализа определяется как художественной природой произведения, его структурой, так и уровнем развития учеников, характером восприятия ими литературных произведений, педагогической целью, которую ставит  учитель перед собой при анализе.    

           Особое место в школьной практике отводится сопоставительному анализу.  Чаще его используют   при изучении художественных произведений в   средних   и  старших  классах,  так  как  умение  сопоставлять  по  сходству

опирается на умение противопоставлять, а в этом отношении    у детей данного возраста уже имеется опыт. Мне хочется поделиться опытом эффективного использования данного вида анализа  при изучении двух произведений русской и зарубежной литературы: «Накануне» И.С. Тургенева и  «Ванина Ванини» Ф. Стендаля.    

           Главными задачами этого урока я ставила следующие: показать взаимосвязь русской и зарубежной литературы в раскрытии темы любви и гражданственности; развивать навыки сопоставительного  анализа прозаических произведений; помочь  увидеть русскую литературу как важную составную часть литературы мировой.  

           Всякое ли произведение можно сопоставить? Нет. Из зарубежной литературы я выбрала именно новеллу «Ванина Ванини», потому что  проблематика этого произведения перекликается с проблематикой программного произведения русской литературы – романа «Накануне».

            Для меня важно было провести данный урок после изучения цикла «Записки охотника», романов «Отцы и дети» и «Рудин». Учащимся уже знакома художественная манера писателя, они освоили особенности его творчества, следовательно, осмысление нового произведения этого писателя в процессе предстоящего анализа должно  было быть более глубоким. Исходя из того, что художественное произведение  воздействует  прежде всего на чувства школьников, я начинаю свой урок с восприятия ими данных произведений. По опыту знаю, что анализ возможен лишь при условии глубокого переживания, иначе вопросы не решаются, противоречия не распутываются, контакт читателя с писателем не осуществляется. Произведения должны быть учащимися самостоятельно прочитаны, на уроке высказано мнение каждого. При сопоставлении произведений уделяю внимание в первую очередь  жанру произведений, так как жанр выступает  одним из средств раскрытия содержания произведения. Говорим об особенностях жанра новеллы и романа. При этом уже идёт подготовка учеников к восприятию авторского замысла и взаимосвязи отдельных частей текста художественного произведения.    

           Следующий этап -  сопоставление главных героев. Какими они предстают  перед  нами в начале произведений? Чем они отличаются от других персонажей? В  ходе сопоставления возникают проблемные вопросы: «Можем ли мы утверждать, что герои Пьетро Миссирилли и Дмитрий Инсаров   – люди высокого гражданского долга? Почему?»;  «Почему главные героини произведений  Ванина Ванини и Елена Стахова недовольны своей жизнью и обществом, которое их окружает? Можем ли мы утверждать, что они – незаурядные личности, наделенные глубоким умом и широким кругозором?»

           Главные герои проходят испытание любовью. Любовь является проверкой их общественной ценности. Как ведут себя герои, полюбив? Как меняется их внутренний мир? И подробный сопоставительный анализ  каждого поступка героев, их желаний, каждой важной фразы продолжается. Через сопоставительный анализ мы с учащимися можем уловить тончайшие внутренние изменения героев, что крайне важно для понимания их характеров, личностей. Сопоставление помогает выявить как общие черты героев, так и обратить внимание на индивидуальные особенности каждого.

           В течение урока возникает ещё множество проблемных вопросов, например: почему с самого начала произведений «Накануне» и «Ванина Ванини» можно было догадаться, что герои и героини не обретут счастья?  

           Конечно,  при сопоставительном анализе нельзя оставлять в тени художественный анализ произведения, не упустить те детали портретных описаний, диалогов, монологов, которые могут помочь  детям во многом разобраться. Какие приемы используют Тургенев и Стендаль для полного раскрытия характеров? Что общего в творческой манере писателей и в чем различие? Важно затронуть остроту диалога Стендаля, заметить точный и лаконичный язык его новеллы,  сказать о Тургеневе как мастере психологического портрета, об использовании излюбленной тургеневской символики.

           Одной из форм работы по углублению сопоставительного анализа может быть и использование иллюстративного материала. На данном уроке я использую те иллюстрации, которые помогают воссоздать   схожие  эпизоды из изучаемых произведений. Сопоставляем эпизоды из художественных текстов и эпизоды, изображенные на иллюстрациях, и глубже проникаем  в идейно-художественное своеобразие произведений.

           Разумеется, обучение на уроках литературы при изучении произведений русской и зарубежной литературы  не состоит из одного  сопоставительного анализа. С анализом взаимодействуют, ему предшествуют, за ним следуют многие другие виды работы: знакомство с писателями, с обстоятельствами   их жизни, помыслами и стремлениями, с историями создания произведений; различные формы творческой   интерпретации  изучаемых  произведений. Но сопоставительный анализ занимает особое ответственное место, тем более что возможности его использования очень велики.                                                                                                          

     

ЛИТЕРАТУРА

  1. Богданова О.Ю. Особенности изучения эпических произведений. – М.: Высшая школа, 1987. С. 87.
  2. Егоров Б.Ф. Пути анализа литературного произведения. – М.: Просвещение, 1981. С. 44.
  3. Качурин М.Г. Организация исследовательской деятельности на уроках литературы. – М.: Просвещение,1988. С. 12.
  4. Курдюмова Т.Ф. Проблемы преподавания литературы в школе. – М.: Просвещение, 1985. С. 48.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Символика цветов в произведениях русской и зарубежной литературы

Символика цветов в произведениях русской и зарубежной литературы...

Сопоставительный анализ при изучении лирических произведений

Проблема анализа и интерпретации художественного текста является одной из центральных проблем современного урока литературы. Учитель ищет    наиболее эффективные методы и пути анализа, более...

CИСТЕМА ИЗУЧЕНИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В ШКОЛЕ

В статье рассматриваются вопросы обучения зарубежной литературы в школе. Автор описывает различные формы решения задач, реализуемых системой , созданной в школе .При этом рассматриваются внеклассная...

Авторская программа факультативного курса для школ при ИУ «Произведения “неволи” в русской и зарубежной литературе»

Программа авторского факультативного курса разработана с одной стороны, исходя из современных требований к уровню литературного образования, с другой – с учётом специфики школ при ИУ. Ориентиров...

Сопоставительный анализ в изучении произведений литературы

Сопоставительный анализ в изучении произведений литературы...

Статья "Сопоставительный анализ в изучении произведений литературы в школе"

Статья "Сопоставительный анализ в изучении произведений литературы в школе"...

Сопоставительный анализ героев литературного произведения на примере образов Емельяна Пугачева и Петра Гринёва в романе А.С. Пушкина "Капитанская дочка".

В данной работе рассматривается один  из уроков, посвященных изучению романа А.С. Пушкина "Капитанская дочка".  Центральной темой романа как раз и являютя литературные образы Петра...