Возможности сопоставительного анализа при изучении произведений русской и зарубежной литературы в школе
статья по литературе (10 класс) на тему
Путь анализа – это особая последовательность разбора, своеобразный ход, сюжет рассмотрения литературного произведения. Особое место в школьной практике отводится сопоставительному анализу. Чаще его используют при изучении художественных произведений в средних и старших классах, так как умение сопоставлять по сходству
опирается на умение противопоставлять, а в этом отношении у детей данного возраста уже имеется опыт. Мне хочется поделиться опытом эффективного использования данного вида анализа при изучении двух произведений русской и зарубежной литературы: «Накануне» И.С. Тургенева и «Ванина Ванини» Ф. Стендаля.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vozmozhnosti_sopostavitelnogo_analiza.docx | 21.93 КБ |
Предварительный просмотр:
В.С. Зиганшина (МБОУ «Затонская СОШ», Камско-Устьинский р., учитель русского языка и литературы)
ВОЗМОЖНОСТИ СОПОСТАВИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ РУССКОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (НА ПРИМЕРЕ ИЗУЧЕНИЯ РОМАНА И.С.ТУРГЕНЕВА «НАКАНУНЕ» И НОВЕЛЛЫ Ф.СТЕНДАЛЯ «ВАНИНА ВАНИНИ»)
Каждый урок литературы – это тонкая и очень кропотливая работа с текстом художественного произведения. В последние годы количество часов по литературе сокращалось, а объём программы оставался прежним. И передо мной каждый раз вставала труднейшая профессиональная задача: создать эмоционально – творческую атмосферу для восприятия художественного образа, сделать так, чтобы дети, чутко воспринимая слово писателя, были способны сами войти в мир художественного произведения, увлечься им. Не объяснить всё и «закрыть» произведение, а помочь учащимся увидеть бездонность и глубину художественного произведения, вовлечь их в творческий процесс постановки и решения разнообразных, порой, весьма сложных проблем, открыть перспективы для будущего самостоятельного осмысления.
Думаю, этого можно достичь на уроках литературы, если учитель профессионально владеет методом анализа художественного произведения, понимает главные законы и принципы, раскрывающие внутреннюю жизнь отдельного произведения и, главное, если они умеет выбрать при изучении определенного произведения нужный путь анализа. Путь анализа – это особая последовательность разбора, своеобразный ход, сюжет рассмотрения литературного произведения. В методике и школьной практике обычно сосуществуют несколько основных путей литературного разбора: целостный, «по образам», проблемно – тематический, сопоставительный. До начала изучения художественного произведения учителю необходимо понять, в каких условиях и почему он избирает определенный путь анализа. Выбор пути анализа определяется как художественной природой произведения, его структурой, так и уровнем развития учеников, характером восприятия ими литературных произведений, педагогической целью, которую ставит учитель перед собой при анализе.
Особое место в школьной практике отводится сопоставительному анализу. Чаще его используют при изучении художественных произведений в средних и старших классах, так как умение сопоставлять по сходству
опирается на умение противопоставлять, а в этом отношении у детей данного возраста уже имеется опыт. Мне хочется поделиться опытом эффективного использования данного вида анализа при изучении двух произведений русской и зарубежной литературы: «Накануне» И.С. Тургенева и «Ванина Ванини» Ф. Стендаля.
Главными задачами этого урока я ставила следующие: показать взаимосвязь русской и зарубежной литературы в раскрытии темы любви и гражданственности; развивать навыки сопоставительного анализа прозаических произведений; помочь увидеть русскую литературу как важную составную часть литературы мировой.
Всякое ли произведение можно сопоставить? Нет. Из зарубежной литературы я выбрала именно новеллу «Ванина Ванини», потому что проблематика этого произведения перекликается с проблематикой программного произведения русской литературы – романа «Накануне».
Для меня важно было провести данный урок после изучения цикла «Записки охотника», романов «Отцы и дети» и «Рудин». Учащимся уже знакома художественная манера писателя, они освоили особенности его творчества, следовательно, осмысление нового произведения этого писателя в процессе предстоящего анализа должно было быть более глубоким. Исходя из того, что художественное произведение воздействует прежде всего на чувства школьников, я начинаю свой урок с восприятия ими данных произведений. По опыту знаю, что анализ возможен лишь при условии глубокого переживания, иначе вопросы не решаются, противоречия не распутываются, контакт читателя с писателем не осуществляется. Произведения должны быть учащимися самостоятельно прочитаны, на уроке высказано мнение каждого. При сопоставлении произведений уделяю внимание в первую очередь жанру произведений, так как жанр выступает одним из средств раскрытия содержания произведения. Говорим об особенностях жанра новеллы и романа. При этом уже идёт подготовка учеников к восприятию авторского замысла и взаимосвязи отдельных частей текста художественного произведения.
Следующий этап - сопоставление главных героев. Какими они предстают перед нами в начале произведений? Чем они отличаются от других персонажей? В ходе сопоставления возникают проблемные вопросы: «Можем ли мы утверждать, что герои Пьетро Миссирилли и Дмитрий Инсаров – люди высокого гражданского долга? Почему?»; «Почему главные героини произведений Ванина Ванини и Елена Стахова недовольны своей жизнью и обществом, которое их окружает? Можем ли мы утверждать, что они – незаурядные личности, наделенные глубоким умом и широким кругозором?»
Главные герои проходят испытание любовью. Любовь является проверкой их общественной ценности. Как ведут себя герои, полюбив? Как меняется их внутренний мир? И подробный сопоставительный анализ каждого поступка героев, их желаний, каждой важной фразы продолжается. Через сопоставительный анализ мы с учащимися можем уловить тончайшие внутренние изменения героев, что крайне важно для понимания их характеров, личностей. Сопоставление помогает выявить как общие черты героев, так и обратить внимание на индивидуальные особенности каждого.
В течение урока возникает ещё множество проблемных вопросов, например: почему с самого начала произведений «Накануне» и «Ванина Ванини» можно было догадаться, что герои и героини не обретут счастья?
Конечно, при сопоставительном анализе нельзя оставлять в тени художественный анализ произведения, не упустить те детали портретных описаний, диалогов, монологов, которые могут помочь детям во многом разобраться. Какие приемы используют Тургенев и Стендаль для полного раскрытия характеров? Что общего в творческой манере писателей и в чем различие? Важно затронуть остроту диалога Стендаля, заметить точный и лаконичный язык его новеллы, сказать о Тургеневе как мастере психологического портрета, об использовании излюбленной тургеневской символики.
Одной из форм работы по углублению сопоставительного анализа может быть и использование иллюстративного материала. На данном уроке я использую те иллюстрации, которые помогают воссоздать схожие эпизоды из изучаемых произведений. Сопоставляем эпизоды из художественных текстов и эпизоды, изображенные на иллюстрациях, и глубже проникаем в идейно-художественное своеобразие произведений.
Разумеется, обучение на уроках литературы при изучении произведений русской и зарубежной литературы не состоит из одного сопоставительного анализа. С анализом взаимодействуют, ему предшествуют, за ним следуют многие другие виды работы: знакомство с писателями, с обстоятельствами их жизни, помыслами и стремлениями, с историями создания произведений; различные формы творческой интерпретации изучаемых произведений. Но сопоставительный анализ занимает особое ответственное место, тем более что возможности его использования очень велики.
ЛИТЕРАТУРА
- Богданова О.Ю. Особенности изучения эпических произведений. – М.: Высшая школа, 1987. С. 87.
- Егоров Б.Ф. Пути анализа литературного произведения. – М.: Просвещение, 1981. С. 44.
- Качурин М.Г. Организация исследовательской деятельности на уроках литературы. – М.: Просвещение,1988. С. 12.
- Курдюмова Т.Ф. Проблемы преподавания литературы в школе. – М.: Просвещение, 1985. С. 48.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Символика цветов в произведениях русской и зарубежной литературы
Символика цветов в произведениях русской и зарубежной литературы...
Сопоставительный анализ при изучении лирических произведений
Проблема анализа и интерпретации художественного текста является одной из центральных проблем современного урока литературы. Учитель ищет наиболее эффективные методы и пути анализа, более...
CИСТЕМА ИЗУЧЕНИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В ШКОЛЕ
В статье рассматриваются вопросы обучения зарубежной литературы в школе. Автор описывает различные формы решения задач, реализуемых системой , созданной в школе .При этом рассматриваются внеклассная...
Авторская программа факультативного курса для школ при ИУ «Произведения “неволи” в русской и зарубежной литературе»
Программа авторского факультативного курса разработана с одной стороны, исходя из современных требований к уровню литературного образования, с другой – с учётом специфики школ при ИУ. Ориентиров...
Сопоставительный анализ в изучении произведений литературы
Сопоставительный анализ в изучении произведений литературы...
Статья "Сопоставительный анализ в изучении произведений литературы в школе"
Статья "Сопоставительный анализ в изучении произведений литературы в школе"...
Сопоставительный анализ героев литературного произведения на примере образов Емельяна Пугачева и Петра Гринёва в романе А.С. Пушкина "Капитанская дочка".
В данной работе рассматривается один из уроков, посвященных изучению романа А.С. Пушкина "Капитанская дочка". Центральной темой романа как раз и являютя литературные образы Петра...