Статья на тему "ФОРМИРОВАНИЕ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О НАЦИОНАЛЬНОМ ОБРАЗЕ МИРА В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ"
статья по литературе
Аннотация
В последнее время значительно возрос интерес общества к вопросам национальной идентификации, процессам глобализации и локализации, появилось особое стремление изучать национальный образ мира различных народов, в том числе и посредством художественной литературы. Этим обуславливается актуальность данной работы.
Ключевые слова
Национальный образ мира, зарубежная литература.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tezis_ndr.docx | 15.77 КБ |
Предварительный просмотр:
ФОРМИРОВАНИЕ У ОБУЧАЮЩИХСЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О НАЦИОНАЛЬНОМ ОБРАЗЕ МИРА В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Ооржак Инга Игоревна
Научный руководитель Фёдорова Валентина Геннадьевна
АГГПУ имени В. М. Шукшина, Алтайский край, г. Бийск
В последнее время значительно возрос интерес общества к вопросам национальной идентификации, процессам глобализации и локализации, появилось особое стремление изучать национальный образ мира различных народов, в том числе и посредством художественной литературы. Этим обуславливается актуальность данной работы.
Целью данной работы является выявление особенностей формирования у обучающихся представлений о национальном образе мира в процессе изучения зарубежной литературы.
В работе использовались следующие методы исследования: анализ и систематизация философской, культурологической, психолого-педагогической, литературоведческой, методической литературы, а также культурологический подход к изучению литературы.
Теоретическую основу работы составили труды таких авторов, как: Г. Д. Гачев, С. В. Шешунова, А.Ф. Кофман, Т. И. Ходукина, Т. Е. Смыковская, А. Я. Гуревич, Ю. М. Лотман и др.
Методологическую основу исследования составляют труды по проблемам школьного анализа, интеграции науки и искусства, типологии современного урока литературы таких ученых, как В.В. Голубков, В.П. Острогорский, Ф.И. Буслаев, О.Ю. Богданова, Н.А. Демидова, В.Ф. Чертов, Н.П. Терентьева, Т.Ф. Курдюмова, В.Я. Коровина, В.Г. Маранцман.
Изучение зарубежной литературы является один из способов познания национального образа мира различных народов. Особое внимание следует уделить выделению национально-культурной составляющей, которая обеспечивает погружение учащихся в пласты духовной культуры народа, знакомит с особенностями национального мировоззрения и его ключевыми ценностями. Культурные компоненты рассматриваются в контексте художественной системы произведения. Зарубежные произведения представляют собой ценнейший источник сведений о культуре и менталитете разных народов. В них «зафиксированы» обычаи, нравы, ритуалы, обряды, мифы, легенды и т.п., – все, чем жил человек в далеком прошлом и что в настоящее время способствует усвоению культурной информации и определяет национальную картину мира.
Анализ школьных программ по литературе показал, что постижение основных закономерностей развития мирового литературного процесса через взаимодействие явлений зарубежной и русской литературы значительно углубляет литературное образование школьников и существенно расширяет возможности формирования их мировоззрения, а также идейно-нравственное и эстетическое воспитание. Знакомство с литературами других народов, взгляд через призму народных традиций и обычаев на истинные ценности жизни человека могут проложить путь к духовному единению, взаимопониманию народов.
Практическая часть работы являет собой разработанные уроки по зарубежной литературе для 6 класса.
Содержание материала второй главы показывает, что учитель должен уметь преподнести урок по литературе не только как словесник, но и уметь соединить на этом уроке знания из различных областей. Формирование мировидения обучающихся происходит через восприятие географического и физического пространства, через познание истории и судьбы народа. Урок такого учителя станет увлекательным диалогом с учащимися о мире, о человеке, о культуре, в процессе которого будут сформированы гуманитарное мышление, личность и система ценностей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование индивидуального стиля здорового образа жизни в процессе изучения биологии как средство укрепления личного здоровья».
Перед современной школой стоит множество задач, которые зачастую вступают в противоречие с существующим положением дел. С одной стороны – интенсификация учебного процесса, с другой – прогрессирующее у...
Организация исследовательской деятельности учащихся в процессе изучения русской литературы
Работа посвящена актуальной проблеме организации исследовательской деятельности в процессе обучения школьников: выявлены педагогические и психологические условия, необходимые для проведения исследоват...
Семинар «Формирование у обучающихся единой научной картины мира, целостного представления о нём через интегративность образовательного процесса».
В данной публикации представлен материал для проведения семинара по теме «Формирование у обучающихся единой научной картины мира, целостного представления о нём через интегративность образовательного ...
Формирование национального самосознания личности в процессе изучения языка как духовной ценности народа.
Выступление...
Изучение зарубежной литературы в основной и старшей школе как средство формирования коммуникативных универсальных действий (из опыта работы).
Важнейшим направлением преподавания западноевропейской литературы в школе должно быть изучение ее памятников в непосредственной связи с русской литературой, так как последняя развивалась не изолирован...
Статья "Изучение зарубежной литературы в национальной школе"
С помощью каких методов и приёмов проводится изучение зарубежной литературы в национальной школе"...
CИСТЕМА ИЗУЧЕНИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ В ШКОЛЕ
В статье рассматриваются вопросы обучения зарубежной литературы в школе. Автор описывает различные формы решения задач, реализуемых системой , созданной в школе .При этом рассматриваются внеклассная...